Главная страница
Навигация по странице:

  • Возрождение каменного строительства.

  • Расцвет живописи

  • Зарождение элементов культуры нового времени.

  • Российская культура XIX в. Культура на рубеже XIX - XX вв. Культура России XIX века.

  • Развитие новой русской литературы и русского театра.

  • Жанровая живопись.

  • «Серебряный век» российской культуры.

  • Культура России. Русская культура 9-21 вв. Культура России с 9го по 21ый век


    Скачать 169.5 Kb.
    НазваниеКультура России с 9го по 21ый век
    АнкорКультура России
    Дата18.01.2022
    Размер169.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРусская культура 9-21 вв.doc
    ТипРеферат
    #334279
    страница2 из 3
    1   2   3

    Исторические сочинения и книгопечатание

    В период Московского царства, со второй половины XIV века, набирает силу процесс освобождения культуры от жестких рамок традиции, предписанной Церковью, усиление светского начала в искусстве. Эта тенденция проявлялась и раньше в исторической литературе, которая становилась носителем идеи единства и патриотизма. После победы на Куликовом поле русский народ воспрял духом. Стали появляться произведения, которые призывали к единству для освобождения от врага. К таким произведениям (историческим сочинениям) относится написанная Сафонием Рязанцевым «Задонщина». Она описывает победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве стали появляться исторические повести, а былины потихоньку исчезали. С XV века летописание Москвы выдвигается на первый план. Каждая летопись представляет собой своеобразную энциклопедию. В XVI веке были созданы крупные летописные произведения: «Летописец начала царства», в ней описаны первые годы правления Ивана Грозного; «Степная книга», где описаны портреты и время правления великих русских князей. Их создание повлияло на укрепление Российского государства. Последние летописи относятся к XVII веку.

    В XIV веке возросла потребность в записях и на смену дорогого пергамента пришла бумага. «Устав» сменяется полууставом – это более свободное письмо, а с XVI века появляется скоропись, близкая к современному письму.

    В 16 веке в русской культуре возникают совершенно новые явления. Главное из них – книгопечатание, за ним следуют изменения во всей культуре. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетие. В 1564 году дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую книгу – «Апостол». Всего в XVI веке было напечатано 20 книг. Содержание книг было в основном богословским.

    Это был период, когда русский народ накапливал теоретические и практические знания. Для строительства храмов, церквей, крепостных сооружений требовались математические расчеты. Были созданы пособия по математике и геометрии. Русские первые, кто изобрел вышки для бурения скважин, чтобы добывать соль.

    Люди стали путешествовать, их открытия, присоединение земель повлекли возникновение картографии. Были созданы первые карты русского государства. Создавались первые словари иностранных слов – азбуковники. Это было необходимо для развития торговли, культурных и политических связей с иностранными государствами.


      1. Возрождение каменного строительства.

    После монголо-татарского нашествия строительство из камня было прекращено. В XIV веке русский народ начинал осваивать строительство заново. Строительство было в двух основных районах, это: северо-запад (Псков, Новгород) и Владимирская земля (Москва, Тверь). С XV века происходит слияние местных архитектурных художественных школ в единую общемосковскую.

    В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль входят три великолепных собора. Первый из них – пятиглавый Успенский собор (1475 – 1479 г.г.), построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, служил местом возведения на великокняжеский престол. Его отличают парадность, строгость и сдержанность. 

    Второй – трехглавый Благовещенский собор (1484 – 1489 г.г.). Изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 – 1486 г.г.), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал – Грановитая палата (1487 – 1492 г.г.), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.

    Третий – Архангельский собор (1505 – 1509 г.г.). Построен с использованием светских элементов и служил великокняжеской усыпальницей. Ансамбль включает также высокий и внушительный столпообразный храм – колокольню «Иван Великий» (1500 – 1508 г.г.). Кроме этого, Кремль был обнесен новыми кирпичными стенами длиной более двух километров с восемнадцатью башнями, ставшими не только надежным укреплением, но и настоящим произведением искусства.

    Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал в себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил основы для дальнейшего подъема русского зодчества, для формирования общерусской национальной архитектуры.

    Одним из новых проявлений национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов. Шатровый стиль возник в начале XVI века и продолжает традиции русского деревянного зодчества, порывая с византийским типом крестово-купольного храма.

    Самым известным памятником нового стиля стал Собор Покрова на Рву, известный еще как храм Василия Блаженного (1555 – 1561 г.г.), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства. Покровский собор стал также величественным символом объединения русских земель и княжеств в единое государство.

      1. Расцвет живописи

    Особое развитие получила живопись. Несмотря на татаро-монгольское нашествие иконопись продолжала развиваться. И уже к XIV веку русская иконография освоила основы византийской живописи и стала самостоятельной. В ней соединены множество школ – новгородская, псковская, московская, тверская, ростовская, вологодская, каждая из которых создает выдающиеся произведения.

    Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек, приглашенный в 70-е годы XIV века из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые росписи в Церкви Спаса на Ильине. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Его произведения отличаются выразительностью, душевностью и динамикой.

    Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-XV веков. Он вместе с Даниилом Черным участвовал в создании росписей и икон Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаменитая «Троица», написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.

    Русская иконопись достигла непревзойденных высот благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников. В этом виде искусства Русь занимает первое место. Основная тема русской иконы – Богоматерь, имеющая множество вариантов. Насчитывается примерно 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.


      1. Зарождение элементов культуры нового времени.

    Для XVII века характерен процесс всестороннего «обмирщения». Это проявилось в литературе как формирование демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Сложность городской жизни, развитие международных связей, рост государственного аппарата, все это требовало от образования перехода на новый уровень знаний, более высокий. В середине XVII века создаются школы, где изучают иностранные языки и другие предметы. В 1687 году открыто первое высшее учебное заведение для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Стали появляться учебники, самоучители, печатались книги по математике.

    В строительстве первых мануфактур очень широко использовались знания в области механики. Медицина тоже претерпела заметные изменения, закладываются основы медицины. Открываются первые больницы, аптеки. Летописи, хронографы постепенно исчезают, а на их место приходят новые виды сочинений, которые дают более психологическую характеристику правителей России. К таким сочинениям относится первый учебник истории «Синопсис» И. Гизеля.

    В литературе XVII века появляется новый жанр похожий на повесть, также мемуары и любовная лирика. Появляется силлабическое стихотворение. Возникают первые театры, в которых ставились пьесы по библейскому сюжету. В 1675 году впервые поставлен балет.

    В XVII веке культурная жизнь России была сосредоточена в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в «Оружейной палате» в Кремле. Москва стала главным авторитетом художественного творчества. Культовая архитектура стала более праздничной, церковные каноны перестали соблюдаться.

    Можно сказать, что период XIV-XVII веков – это время складывания великого русского этноса. Русская церковь обретает свое место в культурной жизни России. Формируется «слободской» тип русского города. Все это серьезно повлияло на дальнейшее развитие культуры России.


    1. Российская культура XIX в. Культура на рубеже XIX-XX вв.

      1. Культура России XIX века.

    В развитии культуры России XIX век это период подъема русской национальной культуры. Россия создала новую архитектуру, науку, искусство, торговлю, промышленность, дипломатию, политику, армию, которые стали достоянием всего русского народа.

    Правительство обратило особое внимание на подготовку педагогических кадров. Были открыты Харьковский, казанский, Петербургский и другие университеты. В стране были созданы шесть учебных округов. Действовали 42 гимназии и 405 уездных училища.

    К концу XIX века земские школы стали основными начальными учебными заведениями. В середине 60-х годов была проведена реформа средней школы, она привела к созданию гимназий, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.

    Александром II в 1863 году был утвержден университетский устав. Благодаря этому уставу преподаватели могли сами выбирать курс лекций, а студенты были обязаны посещать лекции и сдавать экзамены. Действовал устав до 1884 гота, затем профессора опять были вверены правительственному контролю.

    Уровень обучения в России вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это подняло уровень образованности граждан. Были сделаны шаги в развитии науки, литературы, искусства. Изменился социально-политический и экономический уклад страны.

    Благодаря реформам в образовании культура (боярская) распрощалась с полуварварскими обычаями и перешла к другому типу, основанному на утонченных манерах и светском этикете. Новый порядок был основан на воспитанности, образованности, правилах приличия и изящных манерах. Дворянская культура открыла миру Фонвизина, Державина, Радищева, Пушкина, Лермонтова, Толстого и многих других.

    Другие страны тоже оказали положительное влияние на культуру общества. Традиции западноевропейских стран перенимались не только благодаря побывавших там граждан. Например, общение с французской культурой происходило благодаря пребыванию войск Наполеона в России. В Росси стали появляться иностранные учителя, переводчики и другая западноевропейская знать.

    Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранных книг, разрешил открывать частные типографии. Теперь граждане России могли свободно ездить за границу. В середине XIX века появляются частные газеты, издаются журналы. Письменная литература пережила свой подъем, который произошел благодаря созданию книгоиздательской и журнально-газетной инфраструктуры. Среди русской интеллигенции сразу возросло число читающих. По количеству издаваемой литература Россия становится третьей страной в мире, после Германии и Франции.

    В 1814 году при Румянцевской музее в Москве была открыта первая публичная библиотека, которая стала национальным книгохранилищем. Начинают появляться музеи – исторические, мемориальные, художественные, краеведческие и другие. В 1856 году открывается художественная галерея Третьяковых П.М. и С.М., которая стала общенациональным достоянием. В XIX веке Россия стала одним из ведущих научных центров.


        1. Развитие новой русской литературы и русского театра.

    Величайшим достижением XIX века стало творчество А.С. Пушкина. В истории русской культуры он известен еще как создатель литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Эпоху Пушкина именуют «Золотым веком» русской поэзии. После смерти Пушкина в литературе преобладает проза.

    Творческим приемником А.С. Пушкина был М.Ю. Лермонтов. Его творчество – это глубокий психологический реализм и романтическая направленность. Самым известным произведением Лермонтова считается «Герой нашего времени».

    Творчество Достоевского Ф.М. – это эпоха развития русской и мировой литературы. Его художественный мир тревожен и катастрофичен. Творчество Достоевского еще сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Всемирную известность получили романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот» и многие другие произведения.

    Вместе с литературой развивается и русский театр. В начале века шли произведения Фонвизина, Крылова, Озерова и др. Открытие в 1824 году Малого, в 1825 г. Большого, а в 1832 г. Александрийского театров является важным событием в театральной и культурной жизни России. Развитие актерского мастерства принадлежит М.С. Щепкину, который считал, что театр имеет просветительное значение.

    Вторая половина XIX века это период когда на сцене театра ставились пьесы А.Н. Островского, он выступал как новатор-драматург и организатор театрального дела. В конце XIX века стало развиваться театральное искусство К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.


        1. Жанровая живопись.

    Во второй половине XIX века в искусстве доминирует реализм – правдивое, объективное отражение действительности. В это время подходит к концу формирование русской школы изобразительного искусства. Основывается «Товарищество передвижных художественных выставок» Они жилы интересами современности, остро чувствовали, как в России после отмены крепостного права «все переворотилось и только укладывается».

    И.Е. Репин в 1878 году тоже вступил в «Товарищество». Его работы – это высшее достижение русской бытовой, исторической и портретной живописи. Наиболее известные работы Репина «Бурлаки на Волге». Эта работа создавалась на основе этюдов во время путешествия по Волге.

    В период 70-80-х годов композиции А.И. Корзухина, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова и других известных художников воссоздали правдивую картину жизни крестьян. В.Г. Перов один из значительных художников, который писал в жанре социального реализма. Его картины показывали пороки «власти имущих», выносили на суд зрителя неприглядные стороны быта помещиков.

    Огромное значение во второй половине XIX века занимает реалистический пейзаж. Например, И.И. Шишкин посвятил всю свою художественную деятельность изучению и отображению северного леса.


      1. «Серебряный век» российской культуры.

    Начиная с 90-х годов XIX века и до конца 20-х годов XX века, русская культура пережила мощный взлет. Этот период получил название «серебряный век». В этот период духовная культура: литература, философия, музыка, театр и изобразительное искусство достигла рассвета.

    Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX – начала ХХ в. «эстетический переворот». Символисты (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус, А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума определялась богатством и красотой его внутреннего мира. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

    Символисты и литераторы занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю мир не только русской, но и западноевропейской литературы. Благодаря им народ знакомился с шедеврами мирового искусства. В своих произведениях символисты затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм, чем провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души.

    На смену символистам пришли философы-идеалисты и акмеисты. Философы-идеалисты вернули ценность философии и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество. Сторонники акмеизма, литературное направление, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Они представляли мир прекрасным и таким хотели изобразить его в своих произведениях. Вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление – футуризм. Футуристы не рассматривали человека как объект изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. Они полностью переоценили ценности и отвергли достижения старой культуры.

    Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело пришлось тем, кто вел борьбу с коллективным началом. Им казалось, что все, что они создали, разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. «Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. – писал Николай Бердяев в 1918 году. – Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.» После того, как футуристы заявили о своей поддержке новой власти, большевики признали футуризм как искусство. Новая власть делала ставку на искусство, «которое ясно и всякому понятно». Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.

    Культурная политика большевиков в 20-х годах только начинала формироваться. Еще отсутствовали органы управления культурой, не было мифов о Ленине, революции и партии – структурирующего элемента советской культуры, охватывающего все стороны общественной и частной жизни. Все это появилось позднее. В 20-х годах были сделаны установки на ликвидацию безграмотности, повышение культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством. Но они не имели единого представления, какую культуру необходимо строить классу, оказавшемуся у власти. Представители новой власти, литераторы, художники и театральные деятели заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.
    1   2   3


    написать администратору сайта