Главная страница

презентация. Культура Средневековой Европы


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеКультура Средневековой Европы
Анкорпрезентация
Дата16.01.2023
Размер2.7 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаPrezentatsia-WPS_Office.pptx
ТипДокументы
#889741

Культура Средневековой Европы

Период Средневековья в истории Европы является длительным переходом между Античностью и Новым Временем. Это время запомнилось общим принятием христианства в качестве государственной религии, полностью вытиснив при этом языческие верования предков. Эпоха средневековья охватывает время от VI – Xvвека.За этот период Европа прожила раннее, высокое и позднее средневековье.

Особенности культуры

  • Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.
  • Религия в средние века приобрела всеобъемлющий характер. Религиозные представления стали основой всякого мышления. Согласно христианскому убеждению, все в руках Господа, а Божья воля неисповедима. Важная черта средневекового религиозного сознания – восприятие земного существования человека как краткого мига испытаний перед вечным загробным блаженством. Отсюда – отречение от «мирской суеты», от всего того, что украшает земную жизнь: физического здоровья, телесной красоты, чувственной любви.

Романский стиль

  • Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй – жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую – так было легче обороняться. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Главное – массивность, защищенность. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Романский собор

  • Мировоззрение средневекового человека отразилось в конструкции романского собора. Основой храма служила форма римской базилики - царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания. Это были длинные зальные помещения, разделенные внутри колоннами на три продольных коридора. Позже их назовут "кораблями" или "нефами". В самом конце центрального коридора, где раньше хранились архивы, теперь устроили алтарь. А перед входом - небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой. Своеобразно решалась проблема освещения базилики. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров.
  • Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и рукописные книги, капители украшались занимательными дролери - чудными фантастическими существами.

Готика

  • готика отмечает начало активного расширения городов. Город быстро рождает новые, ранее невиданные типы здания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т.д.
  • На смену романскому стилю пришел готический. Термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.
  • В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны (пронзать шпилем небо – близость к Богу), богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
  • Храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Вытянутый интерьер храма — переводится как корабль. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.
  • Стены храма, как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несёт смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света).

Готическая роза

  • Над главным входом располагается готическая роза. Готическая роза символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие витражные стекла, обозначает Божественный свет, Божественное провидение. Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в имманентный, духовный, Божественный мир. При этом снаружи можно было любоваться лишь каменным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма. Ее круглая форма символизировала Бесконечность, Христа, Небесный град Иерусалим, достигая иногда 10-14 метров в диаметре.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

  • ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
  • Литература средневековья также неоднородна.В средневековой словесности отчетливо различаются три литературных пласта:
  • церковно-религиозная литература;
  • рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества;
  • городская литература.
  • Церковная литература описывала жития святых. К X в. сформировался канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела к тому, что отрывки из них — «легенды» стали читать в церкви, а сами жития — собирать в сборники.
  • Склонность средневековья к иносказанию, аллегории выражал жанр видений. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением — видением. В жанре видений автору во сне открывалась судьба людей и мира. Видения часто рассказывали о реальных исторических лицах, что способствовало популярности жанра.

Рыцарская литература

  • Главной темой сочинений поэтов-певцов было рыцарское служение даме сердца, ради которой рыцарь подвергал себя всевозможным опасностям. На юге Франции такие поэты назывались трубадурами, в Германии – миннезингерами.
  • Фантазией поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В стихах теперь воспевались не только верность сеньору, щедрость, благородство, но и вежливость, умение танцевать, играть на музыкальных инструментах. В рыцарской поэзии отразились интерес к душевным переживаниям человека, преклонение перед земными радостями. Рыцарская поэзия создавалась не на латыни, а на народных языках.
  • В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, например о Троянской войне или походах Александра Македонского. Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка.
  • Особенно широко в рыцарских романах отразились легенды о короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, страдающие красавицы, которые ожидают помощи от смелых рыцарей. Немало произведений было посвящено беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды. Легенда об этой паре влюбленных – один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.

Городская литература

  • Начиная с XIII века, параллельно с рыцарской литературой развивается литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос, она ближе к быту. Диапазон жанров городской литературы простирается от своеобразного аллегорического эпоса о животных (знаменитый «Роман о Лисе», где в качестве героев выведены звери), до небольших стихотворных рассказов (французские фаблио — это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей, немецкие шванки - небольшой юмористический рассказ в стихах сатирического и назидательного характера и т.д.).
  • Лирическая поэзия города представлена творчеством вагантов (буквально – «бродячие люди»), беглых монахов. Они воспевали плотскую любовь, радости винопития, азартные игры, а также высмеивалась знакомая вагантам церковная среда.

МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

  • МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
  • Более 1000 лет развивалось музыкальное искусство Средневековья. Это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от монодии (одноголосия) к сложнейшей полифонии. В эпоху Средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты, сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы Европы: нидерландская, французская, немецкая, итальянская, испанская и т.д. В Средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная. При этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".
  • Музыка была одним из инструментов религии, "подручным" средством, служившей целям Церкви, а также одной из точных наук. Музыка ставилась наряду с математикой, риторикой, логикой, геометрией, астрономией и грамматикой. Церковь развивала певческие и композиторские школы с упором на числовую музыкальной эстетику (для ученых той эпохи музыка была проекцией числа на звуковую материю). В этом было и влияние позднего эллинизма, идей Пифагора и Платона. При таком подходе музыка не имела самостоятельного значения, она была аллегорией высшей, божественной музыки.

В литературе, архитектуре, живописи, музыке все подчинено одной идее – служение Богу. Но христианская религия пришла на смену язычеству, поэтому в церковных обрядах сосуществовали новые образы и сюжеты со старинными, привычными для простого народа. Всей культуре средневековья присуща каноничность. Невозможно было изобретать или привносить что-то свое, любое отступление от религиозных канонов объявлялось еретичеством. Церковь отказывала человеку в праве на индивидуальность, он не должен был быть личностью, так как был созданием Бога.

Человек – божья тварь, он не может быть автором, он только исполняет волю создателя.

Заключение
  • 1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М., 1990
  • 2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / М., 1990
  • 3. Запад и восток: традиции и современность / М., 1993
  • 4. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада / М., 1992
  • 5. Рабинович В.Л. Алхимия – феномен средневековой культуры / М., 1986
  • 6. Средневековая Европа глазами современников и историков./ М., 1995
  • 7. Ткачев В.Н. История архитектуры. (Средневековый город) / М., 1987

Литература


написать администратору сайта