Главная страница
Навигация по странице:

  • Сыма Цянь (145-87 гг. до н. э.)

  • Керамика хунну

  • Письменность хунну

  • Иакинф (Бичурин)

  • Вера в духов

  • Замок аттилы

  • Аттила (реконструкция из музея в Венгрии)

  • 451 году в Галлию и в 452 году в Северную Италию

  • Эпос «Эдда»

  • «Сказание о Нибелунгах»

  • Образ Аттилы в произведениях

  • 2. Культура усней и канглы

  • Сыма Цянь

  • 117 г. до н.э.

  • «страной Кангюй».

  • III в. до н.э

  • Каргалинская диадема

  • Культурология. Культурьное наследие прототюрков


    Скачать 1.8 Mb.
    НазваниеКультурьное наследие прототюрков
    АнкорКультурология
    Дата22.10.2021
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКультурология .pptx
    ТипЗанятие
    #253243

    КУЛЬТУРЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОТОТЮРКОВ

    • Касымов Ильхам; Финансы 20-2

    1. Номадическая культура гуннов

    Основным занятием племен хунну было скотоводство, как отмечает китайский историк Сыма Цянь (145-87 гг. до н. э.): «они переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку.Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разношерстных тканей».

    Земледелие гуннов

    Гунны знали оседлость и земледелие. В источниках упоминаются города, расположенные в глубине гуннских земель и хранимые там запасы зерна. «В северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». В гуннском городище в Сибири обнаружено около 80 жилищ. Поселение было окружено четырьмя рвами и четырьмя валами. Найдены в нем зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы - зернохранилища.

    Керамика хунну

    Одежда хунну

    Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.

    Письменность хунну

    Учёные считают, что у хунну была письменность. Однако её образцы пока не обнаружены. Из тех же китайских хроник мы узнаем, что перебежчик из Китая, евнух Юе «научил шаньюевых приближенных завести книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество». В сообщении об обмене посольствами между Китаем и древнекамбоджийским царством Фунан, который состоялся в период 245-250 гг., говорится о близком сходстве письменности фунанцев, употреблявших индийский шрифт, с письменностью хунну. Об этом, в частности, пишет архимандрит Русской православной церкви, востоковед, первый русский китаевед Иакинф (Бичурин) (1777-1853 гг..).

    Религия хунну

    Хунны ежегодно весной приносили жертву «своим предкам, небу, земле и духам». Ежедневно шаньюй дважды совершал поклонение: утром - восходящему солнцу, вечером - луне. Мероприятия начинались, «смотря по положению звезд и луны». Если вдобавок учесть титул шаньюя - «рожденный небом и землею, поставленный солнцем и луною», то будет ясно, что одним из объектов поклонения был космос; поскольку хунны имели идола, изображающего его, космос был уже персонифицирован.

    Вера в духов

    Хунны также верили в духов. Верили они и в загробное существование, причем примитивное сознание кочевника рисовало его продолжением жизни. Отсюда пышные похороны в двойном гробу; чтобы покойнику не было холодно - облачение из парчи и драгоценных мехов; для службы ему в загробном мире - несколько сот соумирающих друзей и наложниц. Но этот жестокий обычай «сопровождения» шаньюя или вельможи в загробный мир не исчерпывал всех случаев человеческого жертвоприношения. «В жертву воинам», очевидно, прадедам, приносились храбрые пленники, и духи требовали жертву через уста волхвов.

    Замок аттилы

    Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Панно­нии, по его словам она была подобна «обширнейшую городу» - «деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид так крепко, что едва­-едва удавалось заметить - и то при старании - стык между ними. Видны были и триклинии, протянувшиеся на значительное пространство, и портики, раскинутые во всей красоте. Площадь дворца опоясывалась громадной оградой: ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам».

    Аттила (реконструкция из музея в Венгрии)

    Легенды об Аттиле

    Бич Божий, как называли Аттилу средневековые писатели, оставил разрушительный след в истории Западной Европы вторжениями в 451 году в Галлию и в 452 году в Северную Италию. Христианская церковь на территории Римской империи в условиях значительного ослабления императорской власти приняла на себя руководящую роль в деле спасения населения (паствы) от гуннов. 

    Эпос «Эдда»

    Образ Аттилы (Атли) вошел в «Старшую Эдду» – сборник песен о богах и героях, получивший распространение в Исландии в XIII веке. Следует отметить, что их мифологические версии, в которых фигурирует Аттила (например, «Песни об Атли», «Речи Атли»), древнее эпических нарративов. 

    «Сказание о Нибелунгах»

    в германских эпических сказаниях, особенно в «Песни о Нибелунгах», аттила фигурирует под именем Этцель, и интерпретируется иначе, в положительном ключе. Он показан как могущественный, преисполненный добродетелей правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами, хотя и не лишенный человеческих слабостей. По мнению исследователей, подобная идеализация Этцеля (Аттилы) как великодушного милостивого монарха отражает определенные исторические реалии прошлого, когда остготы занимали подчиненное положение по отношению к гуннам

    Образ Аттилы в произведениях

    • испанская трагедия драматурга XVI века Кристобала Вируеса – «Грозный Аттила;
    • романтическая драма Ц. Вернера «Аттила, царь гуннов»;
    • Опера Фольфганга Франка «Аттила, король гуннов»;
    • Опера Джузеппе Верди «Аттила»;
    • Поэма английского поэта Герберта «Аттила»;
    • Работа французского ученого А. Тиерри «История Аттилы»;
    • Работа Соловьева А. «Сокровище Аттилы»;
    • Пьеса М. Султанбекова «Аттила»;
    • Научное исследование С. Отенияза «Аттила».

    2. Культура усней и канглы

    усуни

    В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников (Сыма Цянь), как «Страна Усунь». Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни в 117 г. до н.э. основали собственное государство.

    Кангюи

    На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Этот этноним известен давно. Уже в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминание о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, также говорят о народе «канха», живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Следовательно, уже в III в. до н.э. этот этноним существовал. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении реки Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Уын, происходивший из восточно-сакского народа соэтжай. Канг – одни из древних названий Сырдарьи.

    Культура усуней

    Усуни занимались скотоводством (лошади, овцы, крупный рогатый скот, мулы, верблюды, ослы). Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Было развито орошаемое и богарное (безполивное) земледелие. Выращивали просо, ячмень. Получило развитие огородничество, садоводство. Из ремесел был развиты производство керамической посуды, кожевенное дело, разработка месторождений меди, свинца, олова, золота, железа.

    Каргалинская диадема

    У усуней было развито ювелирное искусство. Одним из наиболее ярких памятников ювелирного искусства усуней является каргалинская диадема.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



    написать администратору сайта