Главная страница
Навигация по странице:

  • Скульптура степных тюрков

  • Устное народное творчество

  • Письменность

  • тюрки. таблицо. Культурное наследие тюрков


    Скачать 19.93 Kb.
    НазваниеКультурное наследие тюрков
    Анкортюрки
    Дата29.10.2022
    Размер19.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаблицо.docx
    ТипДокументы
    #761424

    Культурное наследие тюрков

    Архитектура. В раннем средневековье на территории Казахстана шло быстрыми темпами развитие строительства. Археологические памятники выявили монументальные постройки в цитаделях Кедера, Джамуката (VII-IX вв.), жилые застройки в Кулане, Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба. Сооружались они из сырцового кирпича и глиняных блоков. Парадный зал Кедера  свыше 150 кв. м, стены украшены росписями, сохранились резные доски с изображением светских и культовых композиций. Буддийские храмы в Суябе и Навакете – стенные украшения, скульптуры Будды.

    В X- начале XIII вв. в связи с распространением ислама начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Скромное убранство. В окрестностях города Тараз  памятники культового характера. Наиболее ранним является мавзолей Бабаджа-хатун (X-XI вв.) из жженого кирпича, шатровый купол. Также выдающийся памятник зодчества  мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.)  квадратное, однокамерное сооружение; массивные колонны. Украшен мавзолей терракотовыми плитками с орнаментом геометрического и растительного характера. Сохранился памятник также Караханидского зодчества  мавзолей Кара-хана (Тараз).

    Большой популярностью пользовались бани. Их остатки обнаружены в Таразе, Отраре, Баласагуне. Таразские бани богаты украшениями, росписями. Отапливались жаропроводящими каналами (под полами), использовался водопровод.

    В XI-XII веках получает распространение посуда, украшенная глазурью. Различные орнаменты. Цвета  в основном зеленые и коричневые.


    Скульптура степных тюрков. Монументальная каменная скульптура (традиции саков и сарматов). Контурный резной рисунок на плоскости камня. Реже  объемные скульптуры. Называют их «каменные бабы» или «балбалы»: чаще изображен мужчина с усами и бородой, встречаются и женские фигурки. Олицетворяли представителей знати, устанавливались у могил лицом к востоку. С распространением ислама традиция изображения человека постепенно исчезает.

    Устное народное творчество. Возникло еще в древности, продолжало свое развитие в средневековье и позже. Представлено мифами, сказками, сказаниями, песнями, пословицами, поговорками, эпосом, поэтическими состязаниями. Борьба добра и зла.

    Один из широко распространенных мифов  сказание о Коркуте − музыканте, композиторе, легендарном создателе кобыза, вступившем в борьбу со смертью. Он исходил все 4 стороны света, вернулся домой и попытался укрыться от смерти посредине озера. Он сидел на широком плоту и играл на кобызе чудную музыку, отпугивая смерть. Но Коркут устал и заснул. Смерть обернулась змеей и ужалила спящего поэта, от чего он и погиб. До сих пор люди указывают место, где захоронен легендарный жырау. Его могила, по преданию, находится 20 км. от Кармахчи по течению Сырдарьи. Там возведен памятник Коркуту в виде кобыза, так как умер он с инструментом в руках.


    Религия. В период раннего средневековья тюркоязычные жители являлись язычниками. Поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Следующим по значению было женское божество Умай (покровительница очага и детей).

    Почитание огня (обычай очищения огнем).

    Наряду с собственными верованиями среди населения в IX-XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство.

    Манихейские и христианские общины существовали в ряде городов. Христианство проникло из Средней Азии (центром был Мерв). В VIII-X вв. христиане обратили в христианство джабгу карлуков, была образована карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали церкви.

    Конец IX-X вв.  начало исламизации населения Казахстана. XI-XII вв. – ислам проник в широкие слои оседлого и кочевого населения. Однако продолжали бытовать и оказывать сильное влияние старые культы и языческие верования.


    Письменность. С развитием государства большое значение приобретает письменность. Использование тюрками официальных грамот в дипломатических связях с др. государствами на тюркском языке.

    Первыми о наличии письменности у тюрков упоминают китайские источники, указывая на похожесть ее с письменами согдийцев.

    Сообщение о наличии письменности у тюрковтакже принадлежит византийскому историку Менандру Протектору (описывая прием тюркского посла византийским императором, Менандру упоминает послание кагана, написанное «скифскими письменами»).

    Наиболее древние памятники древнетюркской письменности  стелы (каменные плиты), найденные в севере Монголии на реке Орхон. Сохранились крупнейшие из известных рунических текстов  памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.

    Казахстанскую группу памятников составляют надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах, керамике и металле.

    Идея буквенного письма на основе алфавита был заимствован тюрками у ираноязычных племен Центральной Азии (арамейского происхождения). Наиболее вероятный источник  согдийский алфавит, который был сильно изменен, приспособившись к тюркскому языку.

    Наряду с древнетюркским письмом в VI-X вв. широкое распространение получило согдийское письмо. Согдийцы занимали важную роль при каганах. Начиная с IX в. распространение получает арабский алфавит и письменность.



    написать администратору сайта