Купальские оргии на Руси. Этнография. А были ли оргии. Купальские оргии
Скачать 19.98 Kb.
|
А были ли "КУПАЛЬСКИЕ ОРГИИ" на Руси? Русалии и Купалии вызывали наибольшее противодействие со стороны церкви, так как в них отразилось огромное количество древних обрядов и традиций. Единственная запись Игумена Памфила (XVI в.) в послании псковским властям говорит, что на Купалу в г. Пскове и в сёлах люди «… возбѣсятся; въ бубны и въ сопѣли и гуденіемъ струннымъ, плесканіемъ и плясаніемъ: женамъ же и дѣвамъ и главами киваніемъ и устнамъ ихъ непріязиенъ кличь, вся скверныя пѣсни и хребтомъ ихъ вихляніе, и ногамъ ихъ скаканіе и топтаніе: туже есть мужемъ и отрокомъ великое паденіе, туже и женское и дѣвичье шептаніе, блудное имъ воззрѣніе, и женамъ мужатымъ оскверненіе и дѣвамъ растлѣніе» (Знаменский П.В.: "Очерки изъ исторіи…", 1). Действия участников, изложенные игуменом в свойственном церкви духе, содержат, хотя и в искаженном виде, сведения о заключении браков в период Купалий, как формы «умыканий по сговору», о чем говорят и сами священники: «Здѣсь происходили сцены разврата, который прежде имѣлъ другое значеніе — законнаго брака…» (Знаменский П. В., магистр богословия: "О борьбѣ хрістіанства…", с. 239). Традиционно народное Венчание перед Богами, особенно в сакральное время их Праздников, было главным условием создания семьи. «Въ простонародьѣ было искреннее убѣжденіе, что церковный бракъ существуетъ только для князей и бояръ. Свидѣтельство на это имѣемъ въ церковномъ правилѣ митрополита Іоанна (XII вѣка). Не только были въ свѣжей памяти, но и на самомъ дѣлѣ происходили умыканія невѣстъ, браки съ языческимъ обычаемъ плесканія, съ пѣснями въ честь Лады или съ обхожденіемъ въ лѣсу около ракитова куста, около свящ. озера. Наши былины постоянно говорятъ, что богатыри, кромѣ вѣнчанія церковнаго, обходили вокругъ ракитова куста» (там же). И вместе с тем в период Купалий (только раз в году), во многих регионах, девушки могли вести себя раскованно, проявлять инициативу и пользовались преимущественным правом выбора себе «пары» (Агапкина Т.А., 3): «Подобные формы праздничного межполового общения, инициируемые социумом и им же самим регулируемые, преследовали двойную цель: с одной стороны, они позволяли молодым людям и девушкам дать выход накопившейся сексуальной энергии и тем самым препятствовали появлению нежелательных добрачных отношений, а с другой — активизировали социо-возрастную динамику, способствовали перспективе брака и деторождения». Позднейшее растворение сакральности Купалий, как союза противоположных стихий — Огня и Воды, привело к трансформации древней народной традиции и постепенной утрате матримониального смысла — образования семейной пары в ходе праздника. Немаловажную роль в этом сыграл переход от традиционно-народного венчания к церковному. Таким образом, ни в каких источниках не говорится о наличии в прошлом на Руси оргий с сексуальной свободой и беспорядочной сменой партнеров, подобных греко-римским праздникам плодородия. В сокращении по книге: Крескин В.Н. "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" 1. Нижегородскiя Епархiальныя вѣдомости. 1865, №21. — Нижнiй Новгородъ, 1865 2. Православный собеседникъ. Издание Казанской Духовной Академiи. Часть вторая. — Казань, 1865 3. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: «Индрик», 2002 |