Курсовая работа Авторский договор. Курсовая автор право авт дог. Курсовая работа Авторское право. Авторский договор
Скачать 69.15 Kb.
|
Московский институт современного академического образования МИСАО Юридический факультет Кафедра гражданско-правовая Учебная группа № 1 Курсовая работа «Авторское право. Авторский договор» Студент: Лагутина Богдана Юрьевна фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя; дата проверки и оценка; подпись научного руководителя; Москва 2020 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ – стр. 3-6 I глава ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА – стр. 7-15 1.1. Законодательство РФ в области авторского права – стр. 7 1.2. Понятие, функции и принципы авторского права – стр. 8 1.3. Субъекты авторского права – стр. 10 1.4. Объекты авторского права – стр. 12 1.5. Срок действия авторского права – стр. 15 II глава АВТОРСКИЙ ДОГОВОР – стр. 16-22 Общие положения авторского договора – стр. 16 Виды авторских договоров – стр. 16 Условия авторского договора – стр. 19 Ответственность по авторскому договору – стр. 21 III глава ЗАШИТА АВТОРСКИХ ПРАВ – стр. 23-27 3.1. Способы защиты авторского права – стр. 23 3.2. Проблема недостаточной эффективности системы защиты авторского права – стр. 24 3.3. Деятельность РАО и ВОИС – стр. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ – стр. 28-29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - стр. 30 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что авторское право – одна из самых молодых и интенсивно развивающихся отраслей права. И в мире в целом, и в Российской Федерации в частности. Если мы обратимся к Римскому праву, как к источнику всех последующих систем гражданского права, то увидим, что в средневековой Европе не существовало понятия «интеллектуальной собственности», равно как и проблем ее охраны. Римское право и последующее средневековое защищало исключительно материальные ценности. Необходимость в охране авторства впервые возникла с появлением книгопечатания, породившем и интеллектуальное пиратство. Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1709 году. Затем аналогичные акты появились в других странах Европы. В России долгое время сфере развития авторских правоотношений не придавалось должного значения. Причина тому - особенности развития отечественной государственности, когда результаты творческой деятельности становились монополией государства Годом зарождения института авторского права считается 1828, когда император Николай I подписал «Цензурный устав» и «Положение о правах Сочинителей», неразрывно связавшие авторские права с цензурой. Согласно этим документам, срок охраны произведений действовал в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Но при условии соблюдения Цензурного устава, в противном случае автор лишался всех прав на своё произведение. Таким образом, институту защиты интеллектуальной собственности в нашей стране нет и 200 лет. Меж тем сегодня, в век цифровых и информационных технологий, данный вид собственности особенно уязвим для посягательств и требует новых подходов к своей защите. Авторское право охраняет объекты духовного производства, без которых невозможно цивилизационное развитие общества. Эта отрасль права помогает развитию российской национальной науки, культуры, просвещения. Каждое государство стремится сохранить свой интеллектуальный потенциал, как главный двигатель прогресса. И наша страна – не исключение. Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России. Несмотря на постоянное совершенствование законодательства в данной сфере и усиление правоохранительного контроля, в последние годы в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав. Исчерпывающей статистики о потерях государства в связи с нарушениями прав интеллектуальной собственности нет. Однако косвенные данные свидетельствуют о том, что речь может идти о миллиардах рублей недополученных налоговых поступлений в бюджет. Журналисты газеты «Коммерсант» рассказали об исследовании компании BrandMonitor (специализирующейся на защите интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом) и эти данные говорят о том, что в 2018 году «годовой оборот теневого сегмента рынка люксовых товаров достиг 280 млрд руб., в то время как легальный сегмент оценивается примерно в 250 млрд руб.». Это лишь один пример массового попрания авторских прав, однако скандалы вокруг воровства интеллектуальной собственности в разных сферах творческой деятельности сотрясают российское общество с известной регулярностью. Так, большой резонанс получили инциденты вокруг популярного российского певца Филиппа Киркорова. В 2017 году два француза - композитор Дидье Маруани и поэт Кассаб Самир Жильбер Синуэ – по очереди обвиняли его в нарушении своих авторских прав. В последние годы множество скандалов потрясло научную среду, ряд ученых были обвинены в плагиате при создании диссертационных работ. Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований 1 октября 2019 года обнародовала данные проведенной проверки. В результате более 869 статей из 263 российских научных журналов уличены в плагиате и отозваны. Всего РАН имела претензии к 541 научному журналу, опубликовавшему 2528 статей с признаками наличия недобросовестных заимствований, «неясного авторства» и самодублирующих публикаций. «Это почти на два порядка больше, чем общее число ретрагированных статей из российских журналов за все предшествующие годы» - говорится в официальном сообщении комиссии. Приведенные примеры свидетельствуют, что проблема защиты авторских прав является остро актуальной для нашей страны. Одним из аспектов данной темы является возможность правообладателя передавать на тех или иных условиях полностью или частично принадлежащие ему права другим лицам или организациям. В данном случае одной из форм защиты прав сторон является авторский договор. Объектом исследования в данной курсовой работе является авторское право. Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий. Цель работы – анализ авторского права, видов авторских договоров и их условий. Задачи работы: 1. Проанализировать законодательство РФ в области авторского права; 2. Проанализировать общие положения авторского права; 3. Дать понятие авторского договора как инструмента защиты авторских прав; 4. Проанализировать виды авторских договоров; 5. Определить условия, которые должен содержать авторский договор; 6. Определить виды передаваемых по авторскому договору прав и разрешаемых им способов использования произведения. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых-юристов, как Сергеев А.П., Козырев В. Е., Леонтьев К. Н., Назайкин И. А., Турусбекова Д. О. Нормативная основа курсовой работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, иные нормативно-правовые акты гражданского законодательства. Кроме того, в работе проанализированы публикации периодической печати на данную тему, а также практика работы ФКУ «Объединенная редакция МВД России» по вопросу защиты интеллектуальной собственности. Основными методами работы стали исторический, описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение. I ГЛАВА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Законодательство России в области авторского права Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры, Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты государства, а также обычаи делового оборота. Первый правовой акт в новейшей истории нашей страны в данной сфере - Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» - вступил в силу 3 августа 1993 года. Он полностью заменил советские законы в сфере авторского права, четко разделив экономические и моральные права, включая детальные положения о смежных правах. 1 января 2008 года вступила в силу Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 18.12.2006 N 231-ФЗ, детально регламентирующий отношения в сфере авторских и смежных прав, в связи с чем вышеназванный закон утратил силу. Кроме того, источником авторского права является ряд международных договоров России. В их числе: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Также источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.5, и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.), Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.). Помимо этого, Российская Федерация заключила ряд двусторонних соглашений с некоторыми странами о взаимной защите авторских прав. В настоящее время к авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Однако уже в текущем году данный основополагающий принцип может быть изменен. Президент России инициировал изменения в Конституцию страны, закрепляющие приоритет главного закона России над международными правовыми актами. Если данная инициатива будет поддержана Федеральным собранием РФ и принята на всероссийском референдуме, это станет основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений во все законы и правовые акты страны, включая Гражданский кодекс. Также предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать обычаи делового оборота, т. е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК). Законодательство в сфере защиты авторских прав как в России, так и в мире в целом, постоянно развивается и совершенствуется. А в связи с бурным развитием цифровых технологий и массовой информатизации общества этот процесс будет только активизироваться. Понятие, функции и принципы авторского права Под авторским правом понимается совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. Также автору произведения принадлежат права на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. (Ст. 1255 ГК РФ). Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом. Авторское право выполняет четыре функции: Признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Установление режима использования произведений. Наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав. Защита данных прав. Основные принципы авторского права: Принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления. В Конституции РФ закреплено: 1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия. Беречь памятники истории и культуры. (Ст. 44 Конституции РФ). Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор. Таким образом авторское право призвано защитить один из самых уязвимых для посягательств видов собственности – интеллектуальной. Субъекты авторского права Субъекты авторского права - это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве таковых могут выступать как физические, так и юридические лица (издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений). Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК). Соавторами признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Соавторство делится на нераздельное; раздельное; коллективное. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 ГК РФ. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое (ст. 1258 ГК РФ). Правопреемник – ст. 1283 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что исключительные права подлежат включению в наследственную массу и переходят по наследству. К наследованию исключительных авторских прав применяются все правила о наследовании имущества. Служебным признается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Субъектами авторского права по российскому законодательству также признаются составители сборников и переводчики. Составитель сборника - субъект, труд которого выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу. Составители используют произведения, которые являются предметом чьего-либо авторского права или таковыми не являются. Если первоначальное произведение охраняется авторским правом по закону, то должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования созданного на его основе производного произведения. Отсутствие такого согласия не помешает признанию лица, творчески переработавшего произведение, автором нового производного произведения. Переводчик — это лицо, осуществившее перевод произведения с одного языка на другой. Перевод является самостоятельным объектом авторского права. Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на свои отдельные объекты - оригинальное произведение и перевод этого произведения. Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории РФ, либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Государство защищает интересы каждого человека, чьим интеллектуальным трудом создано то или иное творческое произведение при условии соблюдения им прав и законных интересов других индивидов, организаций и общества в целом. Объекты авторского права В соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В статье перечислены следующие объекты авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам; другие произведения; программы для ЭВМ. К объектам авторских прав также отнесены: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Важно, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Главное условие – они должны быть выражены в какой-либо объективной форме (в письменной, устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме). А вот идеи защите авторским правом не подлежат, чем многие и пользуются. Наглядный пример тому – параллельное существование на разных отечественных каналах телевидения очень похожих друг на друга программ: творческих шоу одинакового формата, кулинарных передач, пособий по ремонту квартир и т.п. В российской судебной практике были попытки признать нарушение авторских прав в подобной ситуации, но успехом они не увенчались. Несколько лет назад испанская компания Gestmusic Endemol, выпускавшая успешный проект «Te cara me suena» («Ваше лицо кажется знакомым»), начала продавать права на производство шоу в разные страны. Данные права приобрел Первый канал и сделал проект «Один в один» производства ЗАО «ВайТ медиа». Чуть позже в результате внутреннего конфликта с Первым каналом ЗАО передало данный проект каналу «Россия 1». Тогда Первый канал запустил аналогичный проект, назвав его «Точь-в-точь» Испанская компания и ЗАО «ВайТ медиа» обратились в Арбитражный суд города Москвы с требованием запрета создания программы «Точь-в-точь». Дело успело пройти все 4 инстанции, каждая из которых отказала в удовлетворении исковых требований. В ноябре 2015 года точку в этом деле поставил Верховный Суд Российской Федерации. Суды, вынося решение об отказе, руководствовались тем, что истцами не был доказан факт использования ответчиком так называемой «Производственной библии формата программы», которая является описанием концепции уже существующей испанской телепередачи и принципов ее создания и не может рассматриваться в качестве сценария телепередачи, поскольку она не может быть сценарием цикла выпусков телепередач, а использование идеи, метода, концепции нарушением авторского права в смысле действующих норм гражданского права не является. Гражданским кодексом предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Не являются объектами авторского права официальные документы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; информационные сообщения. Перечень объектов авторских прав, указанный в данной статье, является закрытым, однако открытым является понятие произведения. Любой продукт интеллектуального труда, отвечающий признакам произведения, следует квалифицировать как объект авторских прав. Срок действия авторского права Ст. 1281 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Однако действие данной статьи не распространяется на неимущественные права автора, которые охраняются бессрочно. В соответствии со ст. 1283 ГК РФ исключительное право на произведение переходит по наследству. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. II ГЛАВА АВТОРСКИЙ ДОГОВОР Общие положения об авторском договоре Авторский договор — это гражданско-правовой договор в сфере авторского права, заключенный между создателем произведения и другими субъектами. При этом собственно понятие «авторский договор» в Гражданском кодеке РФ отсутствует, в нем упоминаются лишь отдельные виды сделок. Таким образом. Таким образом термин «авторский договор» обобщает все виды существующих сделок, связанных с авторскими правами. Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущественные авторские права. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность. Виды авторских договоров Все авторские договоры вне зависимости от того, как они называются, подразделяются на: 1) договоры о передаче исключительных прав; 2) договоры о передаче неисключительных прав. При этом исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. Таким образом, исключительное право - это абсолютное право, а неисключительное - относительное (обязательственное) право. Договор о передаче исключительных прав В соответствии со ст. 1285 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права. Квалифицирующим признаком договора об отчуждении исключительного права на произведение является его предмет - по такому договору отчуждается весь комплекс исключительных прав на весь срок их действия. В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). То есть он может не только сам использовать произведение, но и запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения. При регулировании отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением договора об отчуждении и исключительного права, следует применять последовательно общие положения гл. 69, затем общие положения о договоре купли-продажи, поскольку в силу прямого указания п. 4 ст. 454 ГК РФ, если иное не вытекает из существа исключительных авторских прав, к продаже таких прав применяются положения о договоре купли-продажи, затем общие положения ГК РФ об обязательствах и договоре. Договор об отчуждении исключительного права подлежит заключению в простой письменной форме, а в случаях, предусмотренных в законе, - государственной регистрации, несоблюдение указанных требований влечет недействительность договора (п. 2 ст. 1234 ГК РФ). Договор о передаче неисключительных прав Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными, они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Рассматриваемый договор может предоставляет пользователю следующие неисключительные права: право на воспроизведение, опубликование (выпуск в свет) и распространение произведения; изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, допускающей его использование как литературного произведения, выпуск в обращение экземпляров произведения, т.е. издание, переиздание, тиражирование, дублирование или иное размножение; право на внесение изменений в произведение и его название, в том числе переработку повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработку драматического произведения в сценарий и наоборот; право на перевод произведения на любые языки. Наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав. Условия авторского договора Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского, в частности, составляют права и обязанности сторон. Авторский договор является взаимным, то есть обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. Наиболее значимым понятием при характеристике авторского договора является понятие существенных условий авторского договора. Согласно нормам четвертой части Гражданского Кодекса РФ к ним относятся следующие условия: Авторский договор должен содержать конкретный перечень произведений, имущественные авторские права на которые передаются. Договор должен содержать перечень конкретных имущественных прав и способов, которыми могут использоваться произведения, права на которые передаются. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. В договоре должен быть определен характер передаваемых имущественных авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. В договоре указывается срок, на который передается право на использование произведения. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если Правопреемник будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. Документом может быть определена территория, на которой распространяются полномочия по использованию произведения. В качестве территории действия авторского договора может быть указана территория отдельной страны, нескольких стран или всего мира. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Еще одно условие - право на дальнейшую передачу имущественных авторских прав лицом, которому права были переданы. Единственным основанием осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав является прямое указание на такую возможность в авторском договоре. В случае отсутствия такого условия (разрешения далее передавать права) правопреемник по авторскому договору не имеет права осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав. В документе оговаривается сумма вознаграждения, которое по общему правилу определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Также в договоре могут быть указаны и другие условия, которые стороны сочтут существенными. Закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение авторского договора: простая письменная форма является достаточным основанием для признания договора заключенным, однако стороны вправе заверить его подписание у нотариуса, в частности, во избежание возможности в дальнейшем для одной из сторон отрицать факт подписания данного договора. Лицами, уполномоченными передавать имущественные авторские права по авторскому договору являются авторы и иные правообладатели. Ответственность по авторскому договору Содержащиеся в авторских договорах обязательства являются гражданскими обязательствами и потому к ним применимы все нормы, касающиеся ответственности за нарушение гражданских обязательств. В частности, к ответственности за нарушение авторского договора применимы правила определения размера, о соотношении убытков и неустойки, об ответственности за неисполнение денежного обязательства, о последствиях неисполнения обязательства о передаче индивидуально-определенной вещи, т.е. материального носителя объекта авторского права, о вине должника, о вине кредитора и др. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Отсюда очевидно, что авторские договоры не отнесены к тем обязательствам, размер ответственности по которым ограничен. Вместе с тем, исходя из общих норм ГК, следует отметить, что в конкретном авторском договоре стороны могут ограничить размер ответственности, но не могут увеличить размер ответственности автора за непредставление заказанного произведения. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Таким образом ответственность по авторскому договору в целом такая же, как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, сторона, нарушавшая свои обязательства, чаще всего наносит значительные убытки стороне, право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении авторского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям, при которых таковая возникает или может возникнуть. *** Проанализировав нормы ГК, касающиеся авторского договора, можно сделать вывод, что данный документ является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения. Авторские договоры в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий. Авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемника, так и прав пользователя. III ГЛАВА ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ Способы защиты авторского права Действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения является нарушением авторских прав. Таким образом условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Защита нарушенных или оспоренных авторских прав осуществляется не только гражданско-правовыми, но и публично-правовыми способами. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав: Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения. Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения. Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде. Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем. Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя. Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Проблема недостаточной эффективности системы защиты авторского права В гражданском законодательстве отсутствует норма о регистрации созданного произведения. Отсутствие официального подтверждения принадлежности субъективных авторских прав правообладателю может в ряде случаев значительно затруднить их защиту. Прямым подтверждением принадлежности автору данных прав могло бы служить только свидетельство о государственной регистрации авторских прав. Однако действующее законодательство не содержит специальных условий, которые были бы необходимы для признания любого произведения объектом авторских прав и для предоставления ему соответствующей охраны. Являясь одним из руководителей ФКУ «Объединенная редакция МВД России», я регулярно сталкиваюсь с различными аспектами данной проблемы. В наш медиахолдинг входят несколько ведомственных журналов, газета «Щит и меч», радиостанция «Милицейская волна», телередакция и интернет-портал МВД МЕДИА. В 2016 году в газете был опубликован список победителей литературного конкурса МВД России «Доброе слово». В числе лауреатов упоминался некий М. – автор повести «Кладбище божьих коровок». При этом собственно повесть, равно как и другие произведения победителей, напечатана не была. В 2019 году представители ФКУ были вызваны в суд в качестве соответчиков по делу о нарушении авторских прав. Выяснилось, что настоящим автором повести «Кладбище божьих коровок» являлась студентка литературного факультета одного из отечественных вузов К., проживающая в Новгороде. Данное произведение она писала в течение пяти лет и впоследствии защитила в качестве дипломной работы. Мнимый автор М. получил текст обманом. Девушка публиковала отрывки произведения в соцсетях, и он, прочитав их, написал ей, что очень заинтересовался и хотел бы прочитать повесть целиком. Получив текст в виде PDF файла, просто перепечатал его, не меняя ни слова, поставил свою фамилию и отправил на литературный конкурс МВД. О том, что стала жертвой интеллектуального пирата, К. узнала случайно. Она предложила свою повесть для публикации в газету «Огни Сибири» и получила отказ с обвинениями в плагиате. Редакторы, проверив текст с помощью общедоступного сервиса, выяснили, что он уже опубликован под другой фамилией. Три года понадобилось девушке, чтобы восстановить свои авторские права. За это время ответчик, затягивая дело, сменил фамилию и место жительства. Только невероятное упорство и имеющиеся твердые доказательства своей правоты позволили К. добиться частичного удовлетворения своих требований в суде. Гагаринский районный суд Москвы обязал М. признать авторство К. и выплатить ей компенсацию морального вреда. ФКУ «Объединенная редакция МВД России» было признано ненадлежащим ответчиком. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что это не первый случай интеллектуального пиратства со стороны гражданина М. Было установлено, что его диссертация также написана с нарушением чужих авторских прав. Этот случай наглядно демонстрирует, сколь трудно в нашей стране защитить свои права на интеллектуальную собственность. Истице удалось доказать свое авторство, поскольку на момент нарушения данного права гражданином М. повесть фактически уже была опубликована под ее именем (в виде дипломной работы). В противном случае исход дела мог быть иным. Если бы М. немного изменил текст повести (поставил другой заговолок, поменял абзацы местами и т.п.) истице потребовалось бы проведение лингвистической экспертизы для установления своего авторства. Но даже имея твердые доказательства своей правоты, К. вынуждена была судиться на протяжении трех лет. Думаю, не каждый человек готов к таким временным, моральным и материальным издержкам. Деятельность РАО и ВОИС Очевидно, что юридическому лицу, на постоянной основе использующему результаты интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские права, заключить прямые лицензионные договоры со всеми правообладателями невозможно. В настоящее время государством аккредитованы две организации по коллективному управлению интеллектуальными правами - РАО и ВОИС. Российское авторское общество (РАО) – представляет интересы авторов и вправе (в силу аккредитации) взимать с пользователей (предпринимателей) вознаграждения в пользу даже тех авторов, у которых нет заключенного с РАО договора управления правами. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – представляет интересы обладателей смежных прав (правообладателей фонограмм и исполнителей). С данными организациями обязаны заключать договоры все юридические лица, осуществляющие использование в коммерческих целях чужой интеллектуальной собственности. Если предприниматель (например, владелец парикмахерской) в своем помещении использует радио или телевизор, то он осуществляет использование результатов интеллектуальной деятельности, которые там транслируются. По закону за такое использование положено вознаграждение как авторам произведений, так и обладателям смежных прав – исполнителям и правообладателям фонограмм. Предприниматель обязан заключить 2 договора: один с РАО и один с ВОИС. По договору с РАО оплачивать права авторов, а по договору с ВОИС смежные права. Так, ФКУ «Объединенная редакция МВД России» заключило 4 подобных договора: по два с каждой организацией. Это связано с тем, что учреждение использует произведения, на которые распространяются авторские права, на двух информационных площадках – радиостанции «Милицейская волна» и интернет- сайте. Ежемесячно ФКУ предоставляет в данные организации отчеты об использовании на данных площадках песенных композиций. Стоит отметить, что с деятельностью данных обществ связано немало скандалов. Самый нашумевший произошел в марте 2010 года. Тогда прокуратура по заявлению Российского авторского общества (РАО) предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили многие известные политики и деятели культуры, в том числе композитор Оскар Фельцман. Самый «свежий» инцидент произошел в конце 2019 г. РАО потребовало от организаторов музыкального фестиваля «Viola is my Life» выплатить 320 тысяч рублей за публичное исполнение песен, «входящих в репертуар РАО». При этом в письме указывались такие авторы, как композиторы Руст Фазинский и Марен Маре. Однако выяснилось, что на фестивале звучали песни Рустика Позюмского, причем он их исполнил сам, разумеется, с собственного согласия. Что же касается исполнения пьесы французского композитора Марена Маре, то данный автор умер в начале XVIII века, а значит на данное произведение по закону не распространяются исключительные авторские права. Как видно из данных примеров, деятельность данных организаций не всегда безупречна и зачастую ориентирована не столько на защиту авторских прав, сколько на извлечение прибыли любой ценой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить следующее. На сегодняшний день авторское право является одной из самых молодых и бурно развивающихся отраслей права. Законодательство Российской Федерации в области авторского и смежных прав сформировано и в целом отвечает требованиям времени. Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры, Конституция Российской Федерации, законы (прежде всего, 4 часть Гражданского кодекса РФ) иные правовые акты государства, а также обычаи делового оборота. Среди международных договоров России в данной сфере права следует в первую очередь выделить Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве от 6 сентября 1952 г., Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.5 и ряд других договоров и двусторонних соглашений о взаимной защите авторских прав. В последние годы в нашей стране многое сделано для защиты авторского права. Накоплена значительная правоприменительная практика. Так, правоохранительными и судебными органами поставлен серьезный заслон пиратству в интернете. Если еще лет 5 назад в свободном доступе можно было посмотреть пиратскую копию фильма, нелегально скачать музыкальный альбом, то сегодня ресурсы, нарушающие законодательство об авторском праве, немедленно блокируются Роскомнадзором по решению суда, а в ряде установленных законом случаев и без такового. Создана система коллективного управления авторскими правами РАО и ВОИС, хотя и имеющая свои издержки, но в целом действующая достаточно эффективно. Объявлена решительная борьба представителям науки, «заимствующим» чужие идеи и тексты в своих диссертационных трудах. Правда, здесь в большей степени преследуется цель не защиты авторских прав, а противодействие увеличению числа псевдонаучных исследований, на которые тратятся государственные средства. Но по факту такие меры также способствуют пресечению интеллектуальному пиратства. Тем не менее, постоянно развивающиеся информационные технологии делают результаты творческой деятельности все более уязвимыми перед пиратством. И несмотря на все предпринимаемые государством меры, «пиратство» в интернете процветает. Вместо одного заблокированного по требования правообладателя сайта, появляется несколько новых. Кроме того, тот факт, что по закону для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется каких-либо иных формальностей, приводит к тому, что бремя доказывания авторства лежит фактически на самом создателе творческого произведения. Автор, написав книгу, музыку, сделав удачный фотоснимок, должен побеспокоиться о том, чтобы зафиксировать собственное авторство. В противном случае всегда найдется некто, кто воспользуется результатом его интеллектуального труда. Сегодня многие творческие люди практикуют такой способ заявки на собственное авторство, как отправление созданного произведения самому себе на электронную почту. Поскольку в данном случае будет зафиксирована дата отправки, этот факт в дальнейшем сможет послужить доказательством в суде. Однако никто из нас не застрахован от взлома электронной почты. Так что и этот способ нельзя назвать стопроцентно эффективным. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день законодательство в области авторского права в целом отвечает реалиям дня. Однако правоприменительная практика недостаточно эффективна, вследствие чего факты нарушения авторских прав в нашей стране все еще носят массовый характер. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// http://constitution.kremlin.ru Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 18.12.2006 N 231-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64630/ Гражданское право, учебник : в 3 т. Т. 3 / под ред. А. П. Сергеева – 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2018 Козырев В. Е., Леонтьев К. Н. // Авторское право. Вводный курс // Онлайн-библиотека Plam.ru http://www.plam.ru/urist/avtorskoe_pravo_vvodnyi_kurs/index.php (дата обращения: 13.01.2020). Назайкин И. А. Развитие института авторского права в России // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 586-588. Гайсин Ф. Ф. Защита авторского права в России // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 5358. Турусбекова Д. О. Сравнительный анализ защиты авторского права в России и США // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 166-168. Костырев А, Щуренков Н. Контрафакт — упрямая вещь // газета "Коммерсантъ" №117 от 08.07.2019 https://www.kommersant.ru/doc/4024846?from=main_5 (дата обращения: 12.01.2020). РАО подало иск к музыкальному фестивалю за придуманного человека и композитора XVIII века // онлайн-издание «Фонтанка.ру» https://www.fontanka.ru/2020/01/27/067/ (дата обращения: 28.01.2020). Сообщение Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований о результатах слушаний 1 октября 2019 г. https://kpfran.ru/2020/01/06/soobshhenie-komissii-o-rezultatah-slushanij-1-oktyabrya-2019-g/ (дата обращения: 12.01.2020). |