Главная страница

ии. Курсовая работа по дисциплине "Информационные технологии" На тему "Области применения искусственного интеллекта"


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине "Информационные технологии" На тему "Области применения искусственного интеллекта"
Дата23.10.2022
Размер0.55 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файла200041.rtf
ТипКурсовая
#749661




Курсовая работа по дисциплине "Информационные технологии"

На тему "Области применения искусственного интеллекта"

Выполнил Тимошенко Александр Викторович

Содержание
Введение

1. Понятие «Искусственный интеллект»

1.1 Современные области исследований в ИИ

2. Области применения искусственного интеллекта

2.1 Применение нейронных сетей

3. Основные области применения искусственного интеллекта

3.1 Возможная стратегия и план создания ИИ

3.2 ИИ в вооружённых силах

3.3 Будущее искусственного интеллекта

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение
Понятие искусственный интеллект, весьма неоднозначно. Если собрать воедино все что сказано за последние 40 лет, то выясняется, что для того чтобы понизить затраты времени и энергии человек просто хочет создать себе подобного для выполнения конкретных действий.

С начала 50-х годов ученые все большего числа исследовательских лабораторий устремились к одной цели: построить компьютеры, действующие так чтобы по результатам работы их невозможно было бы отличить от разума человека. К искусственному интеллекту в последнее время наблюдается большой интерес, вызванный повышениями требований и информационным системам. Человечество стремительно движется к новой информационной революции, которую можно сравнивать по масштабам с развитием Интернета, имя этой революции - искусственный интеллект.

Искусственный интеллект сейчас очень активно изучается и развивается. В этой области сконцентрированы наибольшие усилия лингвистов, философов, психологов, математиков, инженеров и кибернетиков. Здесь решаются конкретные вопросы, которые связаны с путём развития научной мысли, с влиянием достижений в таких областях как: вычислительная техника и робототехника на жизнь будущих поколения людей. Здесь возникают новые различные методы научных исследований. Здесь формируется новый взгляд на те или иные научные результаты, а также возникает философское осмысление полученных результатов. Продвигаясь вперед, исследователи, работающие в области ИИ, столкнулись с очень запутанными проблемами, которые выходят за границы традиционной информатики. Оказывается, прежде всего, необходимо было понять механизмы процесса обучения, чувственного восприятия и природу языка. Учёные выяснили, что для того чтобы имитировать работу мозга человека требуется понять механизм действия миллиардов взаимосвязанных нейронов. Оказалось что самая трудная проблема, которая стояла перед исследователями современной науки – познание процесса функционирования человеческого разума, а не просто имитация работы. Это затрагивало теоретические проблемы психологической науки. Учёные никак не могут прийти к единому мнению на счёт самого предмета их исследований – интеллекта. Для некоторых интеллект это умение решать сложные задачи; а другие рассматривают его как способность обучаться, обобщать, анализировать; третьи – как возможность взаимодействия с окружающим миром путем восприятия, общения и осознания воспринятого.

Многие исследователи искусственного интеллекта готовы принять тест машинного интеллекта, предложенный в конце 40-х годов выдающимся английским специалистом по ВТ Аланом Тьюрингом. «Компьютер можно считать разумным, – утверждал Тьюринг, – если он способен заставить нас поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком».

Объектом исследования в данной курсовой работе является искусственный интеллект. Предметом исследования – пути совершенствования и развития искусственного интеллекта.

Цель данной работы выявить области применения искусственного интеллекта.

Основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:

1) Рассмотреть зарождение искусственного интеллекта;

2) Понять для чего создают искусственный интеллект;

3) Современное применение искусственного интеллекта;

4) Исследовать перспективные направления искусственного интеллекта;

5) Понять, как ИИ используется в военных целях;

6) Раскрыть будущее искусственного интеллекта;

7) Исследовать нейронные сети;

1. Понятие «Искусственный интеллект»
Интеллектуальной называется система (Рис. 1) способная целеустремлённо в зависимости от состояния информационных входов, изменять не только параметры функционирования, но и сам способ своего поведения, причём способ поведения зависит не только от текущего состояния информационных входов, но тажке и от предыдущих состояний системы.


Рисунок 1 «Интеллектуальная система»
Приведём несколько примеров.

Любой живой организм – интеллектуальная система. Он обладает долговременной памятью и способностью к самообучению. Ребёнок, притронувшись к горячей плите, уже не повторит ошибки. Щенок, впервые погнавшись за кошкой, получит серьёзный урок и вряд ли снова решит с ней поиграть. При следующей встрече он, скорее всего, убежит или покажет зубы, или проявит ещё одну из тысячи возможных реакций.

Технические же системы чаще всего не являются интеллектуальными, т.е. их реакция на одно и то же событие не может измениться кардинально. Система автоматизированного управления давлением газа в трубе может открывать и закрывать заслонку (управлять параметрами), но она не может принять решение совсем вывинтить заслонку из трубы. Если аварии газопровода предшествует изменение давления (например, сначала резкое повышение, а затем резкое понижение), то автоматическая система воспринимает это как нормальную ситуацию и попытается «отрегулировать» её движением заслонки. Даже если после каждой аварии мы будем добавлять в систему управления новый блок, точно фиксирующий параметры предыдущей ситуации, ничего не изменится. Простое накопление данных не «обучит» систему.

Дело в том, что щенок, получивший урок от кошки, запомнил не только параметры ситуации (длину когтей и скорость реакции), но и правила поведения (не подходи, не подставляй нос, если залаять – она убежит).

Интеллектуальной называется система, моделирующая на компьютере мышления человека.

Второе определение появилось в 60-ые ее, когда считалось, что мозг человека можно смоделировать на компьютере. Клетка мозга – нейроны программно описывались специальными математическими методами. Компьютерная программа, таким образом, представляла как бы кусочек мозга человека. На вход программы подавались некоторые данные (на вход клетки мозга в живом организме подаётся электрический сигнал), на выходе снимались результаты, которые сверялись с эталоном. В зависимости от того, насколько полученные результаты отклонялись от эталона, в расчётные коэффициенты вносились изменения. В зависимости от количества циклов такого «обучения» результаты работы очень маленького мозга человека.

Идея о возможности повторить мозг на компьютере к 80-м гг. XX в. Потерпела полную неудачу, однако теория нейронных сетей, нейросетевой подход доказали что полезность на целом ряде практических приложений. Хорошие результаты получены в первую очередь на задачах предсказания значений параметров и распознавания образов.

Интеллектуальной называется система, позволяющая усилить интеллектуальную деятельность человека за счёт ведения с ним осмысленного диалога.

К концу 80-ых гг. стало совершенно очевидно, что создать универсальный искусственный интеллект невозможно. Более того, выяснилось, что это совершенно не нужно, Следует создавать узкоспециализированные интеллектуальные системы, которые не заменят человека, но дополняют его. Человек имеет ряд уникальных особенностей, но не свободен от недостатков. Не один не обладает реакцией кошки. Никто из нас не способен прочитать роман Л.Н. Толстого «Война и мир» за одну минуту, редко кто обладает энциклопедической памятью. Компьютер обладает энциклопедической памятью, компьютер совершает миллионы операций в секунду, компьютер реагирует мгновенно. Но компьютер – это «глупое железо», он не способен мыслить, не способен отвечать за собственные поступки.

Подчеркнём актуальность совместной деятельности человека и машины. Необходимо, чтобы компьютер служил советчиком человека, быстро анализировал ситуацию, генерировал варианты действия на основе огромной памяти и предлагал человеку, а человек рассматривал предложенные варианты и пояснял, почему тот или иной вариант плох. Компьютер, учитывая полученные разъяснения, вновь анализировал бы все варианты действия и выдавал новые, а человек выбирал подходящий вариант и нёс ответственность за его реализацию.

Пример: система автоматизированного наведения ракет обнаружила цель. Цель была обнаружена цель. Цель была обнаружена практически мгновенно, человек даже не успел её заметить. Ракета была автоматически наведена на цель. Цели был послан запрос «свой - чужой». Цель появилась на пульте управления перед оператором, человек принял решение о поражении, выбрал тип оружия и нажал кнопку «уничтожить». В случае полностью автоматизированного ведения цели существовала бы реальная опасность уничтожить свой самолёт. В обратном случае, если бы наведением на цель посылкой запроса заниматься человек, могло быть упущено время.

Таким образом, сегодня искусственный интеллект – это самообучающийся инструмент, усиливающий деятельность человек по генерации и принятию решений.
1.1 Современные области исследований в ИИ
В последнее десятилетие ушедшего века ясно обозначались следующие важные направления развития интеллектуальных систем.[2]

1 Системы, имитирующие творческие процессы. Создание музыкальных произведений, решение игровых задач (шахматы, шашки, домино), автоматический перевод, доказательство теорем, распознавание образов, имитация мышления и т.п.

Попытки программировать на ЭВМ игры, характерны для современного ИИ с момента его возникновения. [3]

2 Информационные системы, основанные на знаниях (экспертные системы) т.е. консультирование малоопытных пользователей, настройка оборудования, обучение и др.

3 Интеллектуальные информационные системы - большие и очень большие программы, предназначенные для решения задач в предметной области на основе математических и алгоритмических моделей и обладающие способностью вести осмысленный диалог с пользователем с целью упростить управление, сократить объём работы человека, повысить качество и т.п.

4 Робототехника. С точки зрения «интеллектуальности» различают несколько поколений роботов. Первое поколение – роботы манипуляторы, действующие по заранее утверждённой и неизменной программе (например, подающие заготовки к станку). Если в процессе работы по каким-либо причинам изменится расстояние до заготовки, робот её потеряет. Второе поколение – адаптивные роботы. Члены таких роботов оснащены большим количеством датчиков: угломеров, тензометров, газовых анализаторов и др. Такие роботы применяются, например, для сварки кузовов автомобилей. Дело в том, что достаточно крупные технические изделия, даже выпускаемые серийно, всё равно получаются уникальными. Длина двух автомобилей одной и той же марки различна. Адаптивный робот делает сваркой шов не в абсолютных координатах, а относительно некоторой точки начала отчёта, которую сам же и находит на кузове автомобиля. При необходимости человек – сварщик берёт управление на себя, а робот, запоминая его действия в новой ситуации, «обучается». Первые два вида роботов - промышленные роботы, сконструированные для работы на заранее определённой среде – цехах завода. Для ориентации и точного позиционирования в пространстве в цеже имеется большое количество контрольных точек – датчиков, координаты которых неизменны. Гораздо сложнее роботу, которых находится в реальном мире, например, обследует затонувший корабль. Приходится отвечать на вопросы: «где я?», «что передо мной?», «можно ли пройти к?» и др. Интеллектуальным роботам приходится обрабатывать данные своих датчиков и команды человека в реальном масштабе времени, а если предусмотрен ещё и прогноз событий, то в «сверхвиртуальном» (применяются, например, для управления транспортными средствами). Схожие проблемы возникают у поисковых роботов – особого класса программ, предназначенных для индексирования документов в глобальной сети Интернет, что обеспечивает работу поисковых машин.

5 Диагностика. Медицинские диагностические программы, основанные на вероятностном анализе, сумели достичь уровня опытного врача в нескольких областях медицины. Хекерман описал случай, когда ведущий специалист в области патологии лимфатических узлов не согласился с диагнозом программы в особо сложном случае. Создатели программы предложили, чтобы этот врач запросил у компьютера пояснения по поводу данного диагноза. Машина указала основные факторы, повлиявшие на ее решение, и объяснила нюансы взаимодействия нескольких симптомов, наблюдавшихся в данном случае. В конечном итоге эксперт согласился с решением программы.

6 Планирование снабжения. Во время кризиса в Персидском заливе в 1991 году в армии США была развернута система DART (Dynamic Analysis and Replanning) для обеспечения автоматизированного планирования поставок и составления графиков перевозок. Работа этой системы охватывала одновременно до 50 000 автомобилей, единиц груза и людей; в ней приходилось учитывать пункты отправления и назначения, маршруты, а также устранять конфликты между всеми параметрами. Методы планирования на основе искусственного интеллекта позволяли вырабатывать в течение считанных часов такие планы, для составления которых старыми методами потребовались бы недели. Представители агентства DARPA (Defense Advanced Research Project Agency – Управление перспективных исследовательских программ) заявили, что одно лишь это приложение сторицей окупило тридцатилетние инвестиции в искусственный интеллект, сделанные этим агентством.

7 Автономное планирование и составление расписаний. Работающая на удалении в сотни миллионов километров от Земли программа Remote Agent агентства NASA стала первой бортовой автономной программой планирования, предназначенной для управления процессами составления расписания операций для космического аппарата. Программа Remote Agent вырабатывала планы на основе целей высокого уровня, задаваемых с Земли, а также контролировала работу космического аппарата в ходе выполнения планов: обнаруживала, диагностировала и устраняла неполадки по мере их возникновения.

2. Области применения искусственного интеллекта
В последние время наблюдается очень активные действия по использованию и внедрению нейронные сетей в самые различные области таких как: техника, геология, физика, бизнес и т.д. На рисунке 2 представлена нейронная сеть.


Рис. 2 «Нейронная сеть»
Нейронные сети применяются везде, где необходимо решить задачи связанные с управлением, прогнозированием, а также с классификацией. Такое активнейшее использование обуславливается следующими причинами:

Широкие возможности. Для воспроизводства очень сложных зависимостей используются мощные методы моделирования, которые реализуются с помощью нейронных сетей. Весьма длительное время в большинстве областей применялось линейное моделирование, оно являлось основным методом, так как для него разрабатывались различные хорошо оптимизированные процедуры. Линейные модели в задачах работают плохо там, где не очень хорошо себя проявляет линейная аппроксимация. А также нейронные сети не позволяют оперировать в случае большого числа переменных благодаря предотвращению «проклятия размерности».

Простота в использовании. Нейронные сети способны обучаться на примерах. Человек, пользующийся нейронной сетью, выбирает необходимые данные, далее ему даётся возможность запуска алгоритма обучения, который воспримет данные автоматически. От пользователя, разумеется, требуются какие-то эвристические знания о том, как нужно отобрать и подготовить данные, выбрать необходимую архитектуру сети, а также обработать результаты. Для того чтобы использовать нейронные сети, необходим, гораздо меньший уровень знаний, чем для использования традиционных методов статистики.

Нейронные сети очень привлекают к себе внимание тем, что они основаны на простой модели нервной системы. В недалёком будущем развитие таких моделей действительно может послужить созданию мыслящих машин (компьютеров). Существует система ST Neural Networks которая способна создавать простые нейронные сети, что является находкой для специалистов по прикладной статистике.
2.1 Применение нейронных сетей
Задачи, которые решают нейронные сети, определяются тем, как сеть функционирует и обучается. Нейронная сеть, решая определённые задачи, выдаёт и принимает значения. Сеть применяют для того, чтобы из имеющийся, известной информации получить некоторую не известную информацию. Примеры подобных задач:

Прогнозирование на фондовом рынке.

Можно спрогнозировать цену акции на завтрашний день, зная цены акций за последнюю неделю.

Предоставление кредита.

Частное лицо обратилось в банк. Нужно определить, высока ли степень риска предоставления кредита.

Управление. Необходимо определись действия робота, для того чтобы он достиг своей цели благодаря установленной на нём камере.

Далеко не все задачи можно решить, применяя нейронные сети. Если вы решили определить результат лотереи, зная свой рост, то ничего не получится, так как эти вещи никакого отношения друг к другу не имеют. Если тираж проводится без обмана, то нет такой информации, которая могла бы предсказать итог игры с точностью.

Ещё одно не менее важное условие применения нейронных сетей: Необходимо с уверенностью знать, что между известными входными и неизвестными выходными значениями имеется связь. Эта связь может быть искажена шумом, но она должна существовать.

Нейронная сеть обычно используется, когда неизвестны точные виды связей между выходами и входами, - в случае если они известны, то связь можно смоделировать непосредственно. Ещё одна не менее важная особенность нейронных сетей это обучение сети. Для обучения нейронных сетей применяются алгоритмы двух типов: управляемое и не управляемое. Чаще всего применяется управляемое обучение.

Для управляемого обучения пользователи должны заранее подготовить пакет обучающих данных. Они из себя представляют примеры входов и выходов. Сети учатся устанавливать связи между ними. Такие обучающие данные, как правило, берутся из истории. В примерах, которые рассмотрены выше, такими данными могут послужить предыдущие цены акций, информация о прошлых заемщиках – как они выполнили свои обязательства перед банком.

Далее нейронная сеть обучается при помощи определённого алгоритма управляемого обучения, для того чтобы свести ошибку прогноза на нет. В случае если уровень обучения сети высок, она способна смоделировать неизвестную функцию, которая связывает входные и выходные переменные. В будущем такую сеть можно использовать для прогнозирования различных ситуаций с неизвестными выходными значениями.

3. Применение искусственного интеллекта
3.1 Возможная стратегия и план создания ИИ
Без эксперимента нет науки, невозможно определить правильность выбранного пути, поэтому является необходимым:

1) создать виртуальную среду обитания прототипа, так как собрать механическое чудо, с множеством сенсоров намного труднее и дороже.

2) имитировать сенсоры, такие как слух, виртуальное зрение («зрение» - в виде виртуального пространства, видео камеры и «ИНЕТ»), виртуальные ручки и ножки, которые можно выполнить весьма упрощенно, главное научить ИР говорить, нажимать клавиши, делать движения виртуальными ручками, ножками и прочими виртуальными частями, например курсором мышки.

3) создать операционную систему «реального» времени, где слово «реально» - тоже относительно так как, при имитации ИР необходимы паразитные вычисления, поэтому среда Wind . с ее процессами, службами и множеством одновременно решаемых задач будет сбивать равномерное течение времени «испытуемого»

4) создать прототип ИР - т.е. алгоритмы работы и роста клеток, алгоритмы установки связей и прочее, что позволит в той или иной мере имитировать работу множества разновидностей нейронных клеток и структур.

5) начать «воспитывать» ИИ в его виртуальной среде, взаимодействуя с ним и виртуальной средой, по ходу меняя алгоритмы и структуру, доводя процесс «соображения» до совершенства.

Полезнее всего было бы применить ИИ там, где критически важна адаптация, и где простые алгоритмы не дают эффекта. В первую очередь это все сферы связанные с человеком, Начиная от помощи в управлении автомобилем, лифтом и домашней техникой до развлечений, человекоподобной помощи, и вообще решении всех мелких проблем, на которые человек не хочет тратить свое время.

А вообще такую систему можно применять намного шире – например, как самоорганизующуюся систему, перед которой ставится только общая цель, а её реализация уже ложится на плечи самой системы. Скажем, выкопать карьер для добычи полезных ископаемых. Т.е. вообще везде, где можно получить прибыль, увольняя людей.
3.2 ИИ в вооружённых силах

искусственный интеллект нейронный сеть

Военная отрасль промышленности всегда развивается особенно стремительно, используя все самые современные научные наработки. Развитие компьютерной и роботетхники не осталось в стороне от взглядов военных, и во многих армиях мира уже есть полностью роботизированные боевые единицы – роботы-саперы, беспилотники, разведчики, в небольших количествах стали появляться боевые роботы. Пусть они еще достаточно примитивны и им далеко до роботов-андроидов, подобных героям фильма "Терминатор", но появление подобных боевых единиц лишь вопрос времени. Возможно, когда-нибудь в дополнение к стальному скелету они получат и искусственный интеллект, ничем не уступающий по своим способностям человеческому мозгу.

В настоящее время большинство современной робототехники способно выполнять множество сложных задач, но по-прежнему нуждается в контроле со стороны человека. Человек всегда стремился к бессмертию, неуязвимости, подарить их себе он пока не в состоянии, но создавать роботов-андроидов, обладающих сильным металлическим каркасом-скелетом (по меркам человека практически бессмертным), уже способен. Вот только, чтобы создать машину, равную себе, необходимо научить ее думать самостоятельно. Военные давно обратили свое внимание на попытки создания искусственного интеллекта (ИИ), данные разработки находятся под их пристальным вниманием. Сказать, когда на поле боя появятся роботы, способные действовать совершенно автономно, без участия человека, нельзя, но вероятность того, что это когда-нибудь произойдет, достаточно велика.

В настоящее время зачатки искусственного интеллекта уже довольно давно используются в авиации. Современный автопилот способен выполнить рейс от взлета до посадки полностью без помощи человека. Обычные автомобили под управлением ИИ способны преодолевать значительные расстояния, обходясь без человеческой помощи. Во Франции и Японии по железным дорогам ездят автоматические поезда под управлением ИИ, который способен обеспечить максимальный комфорт и удобство для пассажиров во время поездки. Сегодня технология развития искусственного интеллекта включает несколько подходов, среди которых можно выделить следующие:

1) Нейронные цепи, функционирующие на принципах, схожих с работой человеческого мозга. Они применяются для распознавания рукописного текста и речи, в финансовых программах, для постановки диагнозов и т.д.

2) Эволюционные алгоритмы, когда робот создает программы путем их мутации, скрещивания (обмен частями программ) и тестирования на выполнении какой-либо целевой задачи. В данном случае программы, позволяющие добиться наилучшего эффекта, выживают после множества пробных прогонов, что и обеспечивает эффект эволюции.

3) Нечеткая логика – позволяет компьютеру использовать термины и объекты из реального мира и взаимодействовать с ними. С помощью нее компьютер должен понять значение таких «человеческих» терминов как – теплее, близко, почти. Нечеткая логика находит применение в бытовой технике, такой как стиральные машины, кондиционеры.

При этом в последнее время все большее внимание уделяется психофизиологии и полученным с ее помощью наблюдениям за человеческим мозгом. Человек уже примерно понимает, как устроен наш интеллект и сознание. Сканирование мозга и проведение множества экспериментов показали, что у всех наших мыслей и чувств есть вполне реальное физическое воплощение. Любая мысль по своей сути это последовательность активации цепочки нейронов в нашем мозге. А значит, этот процесс можно изучать и научиться им управлять, изготавливать компьютерные симуляции. В настоящее время уже существуют компьютерные модели, моделирующие модели нейронов человека и животных. Ученым удалось полностью описать работу простейшего животного – кальмара. Появляются первые модели, которые соединяют в себе нейронные системы и кремниевую электронику.

Все это дает ученым основание полагать, что к 2030 году компьютеры будут в состоянии достичь такой вычислительной мощи, чтобы сравняться с человеческим мозгом по его возможностям. Фактически это сделает возможным загрузку человеческого сознания в компьютер. Еще более вероятно, что уже в 2020 году будут созданы теоретические основы сознания чисто машинного разума. В любом случае в период между 2025 и 2035 годом искусственный интеллект сможет сравняться по своим возможностям с человеческим, а затем и превзойти его.


3.3 Будущее искусственного интеллекта
Индустрия информационных технологий - одна из наиболее динамично развивающихся сфер жизни. В соответствии с законом Мура, в 2020 году компьютеры достигнут мощности человеческого мозга, т.к. смогут выполнять 20 квадриллионов (т.е. 20.000.000 миллиардов) операций в секунду, а к 2060 году, как считают некоторые футурологи, компьютер сравняется по силе разума со всем человечеством. Впрочем, еще в 1994 году ПК на базе процессора Intel Pentium со смехотворной, по нынешним временам, частотой 90 МГц обыграл в серии турниров по шахматам нескольких сильнейших гроссмейстеров мира, включая действующего чемпиона планеты - Гарри Каспарова.

Тот же Гордон Мур в середине 90-х годов так сравнивал темпы развития микропроцессорных технологий и автомобильной промышленности: "Если бы автомобильная промышленность развивалась с той же скоростью, что индустрия полупроводников, то "Роллс-ройс" смог бы сегодня преодолеть расстояние в полмиллиона миль на одном галлоне бензина, причем его было бы дешевле каждый раз выбрасывать, чем парковать".

Сегодняшние информационные технологии уже способны на многое. В последнее время активно развивается разработка телематических терминалов (бортовых систем управления) для автомобилей. По данным аналитической компании Forrester Research, к 2006 году телематическими терминалами для обработки и передачи информации будет оборудовано около 80% от общего числа новых машин.

Уже сегодня существуют реальные возможности применения такого рода технологий в практически любом автомобиле. Например, телефонная гарнитура BlueConnect производства компании Johnson Controls - интегрированный автомодуль hands-free на базе процессоров Intel PXA250 и Intel PXA210 - позволяет водителю выполнять самые разнообразные действия, активизируемые голосом, с помощью сотового телефона и технологии Bluetooth.

Еще одним устройством, в котором применены новые процессоры, является мультимедийная автомобильная платформа, которая предоставляет пассажирам автономный доступ к таким ресурсам, как видео в формате DVD и аудиозаписям в формате MP3, транслируемым по сети Media Oriented System Transport (MOST).

Автомобилестроение - только одна из многих сфер жизни, где микропроцессоры занимают все большее место. Очевидно, что с каждым годом все более мощные микропроцессоры будут применяться во все большем количестве различных бытовых устройствах. Недавно специалистами Intel были разработаны транзисторы, скорость действия которых превышает скорость Pentium 4 почти на 1000%. Тем самым было доказано, что нет никаких фундаментальных препятствий для продолжения развития микропроцессоров в соответствии с законом Мура до конца текущего десятилетия.

Такие транзисторы, имеющие размер всего 20 нанометров, позволят компании Intel к 2007 г. создать процессоры с миллиардом транзисторов, работающие на частоте до 20 ГГц при напряжении питания около 1 вольт. А руководство компании уже говорит о грядущих процессорах с тактовой частотой до 30 ГГц. Предпосылки для производства таких микропроцессоров в Intel уже созданы

Сегодня, например, в Animat Lab разрабатывается проект Psikharpax, где в роботе синтезируются некоторые из адаптивных механизмов и нервных структур, ответственных за пространственную навигацию у крыс. Способности этой крысы-робота будут расти за счет «обучения без учителя», то есть анимат будет сам строить когнитивную карту среды и вырабатывать адаптивные стратегии поведения по механизмам, схожим с теми, что использует мозг крысы. В группе гуманоидной работники (Humanoid Robotics Group) из лаборатории искусственного интеллекта в MIT сегодня разрабатываются обезьяноподобные и мобильные роботы (Kismet, Сосо) с гораздо более сложным, чем у первых насекомоподобных роботов, поведенческим репертуаром, куда, в частности, входят способности к социальным взаимодействиям и аффективным эмоциональным реакциям.

Кроме того, эксперименты с такими роботами могут стимулировать появление новых идей, проливающих свет на принципы адаптивного поведения. Как минимум, такие эксперименты позволяют отсекать заведомо нереалистичные теории. Моделирование как средство элиминации ошибок - мощный инструмент в познании работы мозга. Поэтому многие нейробиологи настаивают на том, что теории работы мозга должны быть сформулированы алгоритмично, чтобы допускать моделирование. Один из ведущих нейробиологов-теоретиков, Нобелевский лауреат Джеральд Эделман стал и одним из пионеров эволюционного обучения роботов. Эделман, создавший фундаментальную теорию работы мозга и биологических основ сознания, в своем институте в Калифорнии (Neuroscience Institute) разрабатывает серию роботов NOMAD. Эти роботы имеют еще и родовое имя «Дарвин». Каждый новый «Дарвин» появляется на свет практически необученным, но, сталкиваясь с объектами внешнего мира и имея какое-нибудь врожденное предпочтение, начинает вырабатывать собственные абстрактные категории. У робота появляются знания, которые он может использовать и в других задачах. То есть начинает работать один из принципов, по которым, судя по всему, шла эволюция механизмов интеллекта.

Заключение
В настоящее время идут активные споры на счёт проблемы возможности создания искусственного интеллекта. Многие считают, что создание ИИ унизит человеческое достоинство. Возможности ИИ с вопросами о совершенствовании и развитии человеческого разума смешивать нельзя.

В современном мире ИИ используется практически повсеместно, это создаёт предпосылки для нового толчка прогресса. Искусственный разум позволяет автоматизировать производство, а значит и продуктивность труда. Но кибернетика имея огромное число плюсов, также имеет свои минусы, которые требуют очень пристального внимания человечества. Эти минусы связаны с опасностью, возникающей при работе с искусственным интеллектом.

Одни из проблем связаны с возможностью потери стимула людей к творческому труду. Всему виной всеобщая компьютеризация и использование машин в сфере искусств. Но всё же стало ясно, что люди добровольно не отдадут самый квалифицированный творческий труд, так как он является привлекательным для самих людей.

Вторая группа проблем более серьёзна и состоит она в следующем. Уже в настоящее время существуют программы и машины, которые в процессе свое работы способы обучаться, то есть приспосабливаться к внешним факторам. В ближайшем будущем могут, появится машины, которые будут обладать таким уровнем надёжности и приспособляемости, что человеку не нужно будет вмешиваться в процесс. В таком случае человек перестанет выполнять свою функцию – функцию поиска решений.

Возможно, человек станет, не способен адекватно реагировать на изменения внешних условий, а также возможно перестанет быть способен принять управление на себя в случае ЧС. Необходимо будет ввести некоторые пределы в автоматизации процессов, которые связаны с тяжёлыми аварийными ситуациями, тогда у человека, производящего надзор за управляющей машиной, всегда хватит реакции и умения правильно действовать в непредвиденной ситуации.

Подобные ситуации возможны в ядерной энергетике и транспорте. Стоит особенно отметить таковую опасность в ракетных войсках, так как ошибка может иметь ужасные последствия.

Оказывается, что, даже перепроверяя и многократно дублируя, вероятность ошибок очень высока. Отсутствие контролирующего оператора может привести к фатальной ошибке.

Проблемы ИИ будут решаться людьми постоянно. Будут появляться всё новые и новые проблемы и, похоже, что этот процесс является бесконечным.

В данной работе были рассмотрены некоторые проблемы искусственного интеллекта, задачи ИИ, краткая история зарождения искусственного интеллекта, области применения ИИ, использование ИИ в вооружённых силах, а также нейронные сети. Материал данной курсовой работы будет интересен людям, интересующимся современными технологиями в области искусственного интеллекта. Цели, поставленные перед курсовой работой, выполнены.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Аппроксимация

(приближение)— научный метод, состоящий в замене одних объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным, но более простыми.

2

Искусственный интеллект

под этим понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека


3

Искусственная нейронная сеть

это математическая модель, а также устройства параллельных вычислений, представляющие собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров

4

Кибернетика

наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

5

Мозг

центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками.

6


Нейроподобная сеть

это параллельная связная сеть простых адаптивных элементов, которая взаимодействует с объектами реального мира аналогично биологической нервной системе

7

Нервная система

целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система.

8

Нейроны

нервные клетки, структурно-функциональные единицы нервной системы. Кора головного мозга человека содержит 10—20 млрд. нейронов

9

Парадигма

конца 60-х годов 20-го века этот термин в философии науки и социологии науки используется для обозначения исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе


1 10

Программирование

процесс и искусство создания компьютерных программ с помощью языков программирования. Программирование сочетает в себе элементы искусства, науки, математики и инженерии



Список использованных источников
1Дмитрович А.И. Интеллектуальные информационные системы./ Дмитрович А.И. – Минск, - 1997. -125 с. –ISBN: 5-86534-576-6

2Брушлинский А.В. Возможен ли искусственный интеллект?/. -263 с. –ISBN: 5-86425-523-1

3И.А.Бессмертный. Искусственный интеллект - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. -168 с.

4Винер Н. Наука, электронная версия,/ Винер Н. – М. Кибернетика – 1998. -211 с. –ISBN: 5-15248-325-3

5Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта/Венда В.Ф. – М.: Машиностроение, - 1990. -232 с. –ISBN: 5-86475-354-8

6Волгин Л.И. Комплементарная алгебра нейросетей/ Волгин Л.И. – Таллин АО «KLTK», - 2003. -123 с. –ISBN: 5-86452-276-4

7Ноткин Л.И. Искусственный интеллект и проблемы обучения./ Ноткин Л.И. -132 с. –ISBN: 5-83334-336-9

8Соколов Е. Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру: Наука – 1989. -455 с. –ISBN: 5-83652-526-4

9Федюкович Н. И. Анатомия и физиология: Учеб. Пособие./ Федюкович Н. И. – Мн.: Издательство ООО «Полифакт-Альфа», - 1999. -115 с. –ISBN: 5-86324-476-8

10Цыганков В. Д. Нейрокомпьютер и его применение/ Цыганков В. Д. – М.: СолСистем,- 1993. -223 с. –ISBN: 5-84534-376-3

11Чернухин Ю. В. Нейропроцессоры / Чернухин Ю. В. – Таганрог – 2000. -212 с. –ISBN: 5-86224-176-1

12Эндрю А. Искусственный интеллект / Эндрю А. – М. Мир, - 1985. -187 с. –ISBN: 5-26552-745-1



[[2] Д.В. Смолин-«Введение в искусственный интеллект» -23с.

[[3] Э.Хант Искусственный интеллект. Издательство «Мир» 1978- 25c.



написать администратору сайта