Научный доклад. Научный доклад 3 ворд. Курсовая работа По дисциплине История России Код и направление подготовки
Скачать 40.57 Kb.
|
1 2 Религия славян.Развитие родовых отношений привело к усилению культа предков (пращуров или чуров). Замена родовой общины семейной привела к тому, что культ предков стал оттесняться культом домового. 16 Постепенно отдельные силы природы персонифицируются в конкретные божества, из которых у славян складывается целый пантеон богов. Структура его выстраивается в типичных для индоевропейцев традициях. Например, верховным божеством является бог грома и молнии (у славян Перун). Однако соседство с тюркскими и угрофинскими племенами наложило свой отпечаток на язычество славян, в нем появились заимствования. В славянском пантеоне появилась угрофинская богиня – Мокошь. Восточное происхождение имеют боги – Хорс и Симаргл. Да и само слово «бог» имеет скорее североиранское, чем европейское происхождение. Обслуживание религиозных культов сопровождалось появлением культовых сооружений – идолов, капищ. Выделяются служители культа – «волхвы». Зарождались специальные культовые мероприятия, некоторые из которых в виде народных праздников, несколько изменив свое содержание, дошли до наших дней. 17Глава 4Мнение учёных постсоветского периода: А.Л. Юрганов и Л.А. Кацва Российский историк, академик РАН Л.В. Милов придерживался нижеописанной точки зрения.Большое влияние на занятия восточных славян оказали природно-климатические условия. Климат Восточно-Европейской равнины более суровый, чем в западной части.18Большая часть земель была покрыта лесами со множеством рек и болот. Именно поэтому основным занятием славян становится земледелие. Короткий полевой период не позволял тщательно обрабатывать почву. Ощущалась нехватка удобрений, так как скотоводство, являвшееся главным источником удобрений, было развито слабо. «В течение длительного времени исследователи полагали, что прогресс земледелия привел к образованию отдельных самостоятельных крестьянских хозяйств, каждое из которых сумело закрепить за собой права на свой надел. Затем те, кому удавалось лучше вести хозяйство, сумели завладеть наделами менее удачливых соседей, и так наметилось деление общества на более богатых и более бедных, социальная дифференциация внутри общины стала толчком для дифференциации общества в целом». Между различными регионами существовали отличия, влиявшие на хозяйство. На юге, где климат был помягче, а почвы плодороднее, условия для земледелия были лучше. Там выращивается просо и пшеница. Заинтересованность византийцев в славянском хлебе сделала их контакты более тесными, включавшими в себя не только товарообмен, но и обмен хозяйственным опытом. В результате развития перелог стал вытесняться двупольем и трехпольем. На севере почвы были более скудными. Развитие земледелия шло медленнее. Активно использовалась лошадь для вспахивания земель. На юге же пахали на быках. Основной культурой на севере была рожь. Так как земледелец в такой ситуации мог прокормить только себя, поэтому идёт развитие промыслов. Такие промыслы, как охота, рыболовство, бортничество, занимали значительное место в хозяйстве всех славянских племен. Мед, воск и меха были главными товаром славянского экспорта. Активно развивалось ремесло, появились новые орудия труда и новые ремесленные специальности. Развитие ремесла способствовало росту внутренней и внешней торговли, возникновению городов.19При характере и особенностях ведения земледельческого хозяйства на территории Восточной Европы здесь не было условий для появления самостоятельного крестьянского хозяйства и закрепления за ним прав на надел, а поэтому не могло происходить и серьезной социальной дифференциации в рамках объединения соседей.20Заключение.Таким образом, в своей научной работе я старалась как можно более полно изучить вопрос о дискуссии быта восточных славян. Ведь уже много лет старые и современные историки пытаются понять, как же на самом деле жили восточные славяне.На основе материала всех глав я могу сделать вывод, что учёные примерно говорят одно и тоже, кто-то больше уточняет, но как таковых разных мыслей я не увидела. Все изученные мной учёные считают, что древневосточные славяне жили в поселениях, питались за счёт выращивания культур, развода скота и ремесла, верили они в большое количество Богов, но больше всего почитали Перуна. Самым главным в общине был как таковой князь, который решал все насущные вопросы и проблемы.21Список литературы.В. В. Седов, «Восточные славяне в VI-XIII в.в.М. В. Ломоносов, Древняя российская историяС. М. Соловьёв, История России с древнейших времёнАлексеева Т. И., Алексеев В. П. Антропология о происхождении славянАничков Е. В., Язычество и древняя РусьХойновский И., Краткие археологические сведения о предках славян и РусиКотляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендахПопов А.Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, включенных в «Хронографы» русской редакцииНидерле Л. Славянские древностиИванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей.Василий Ключевский, От истоков до монгольского нашествияА. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, История РоссииВ. Ю. Корнишина, История России с древнейших времёнАничков Е.В. Язычество и Древняя Русь.«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVII ВЕКА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. В. МИЛОВАИстория России VIII—XV веков, 7 класс, Кацва Л.А., Юрганов А.Л., 1995.221 2 |