Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет

  • Методологическая

  • Теоретическую

  • Практическая значимость

  • Мнение

  • Глава

  • Глава 3. Мнение В. Ю. Коринишиной Занятия славян.

  • Научный доклад. Научный доклад 3 ворд. Курсовая работа По дисциплине История России Код и направление подготовки


    Скачать 40.57 Kb.
    НазваниеКурсовая работа По дисциплине История России Код и направление подготовки
    АнкорНаучный доклад
    Дата05.03.2023
    Размер40.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаучный доклад 3 ворд.docx
    ТипКурсовая
    #970074
    страница1 из 2
      1   2

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения

    высшего образования

    «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

    Институт истории и политики Исторический факультет
    КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

    Горелова Ульяна Борисовна
    Дискуссия о хозяйственной деятельности восточных славян.

    Курсовая работа

    По дисциплине «История России»
    Код и направление подготовки:

    44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы:

    История и обществознание Форма обучения: очная Курс: 1
    Научный руководитель- профессор кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук, доцент

    Г. А. Артамонов
    Проверка на объем заимствований:

    ———% авторского текста Оценка:
    Москва

    2022 год

    Содержание.


    Введение 3

    Глава 1 мнение В. О. Ключевского……………………5

    Глава 2 мнение А. С. Орлова, В. А. Георгиева, В.А. Георгиевой, Т. А. Сивохиной……………………………………………9

    Глава 3 мнение В. Ю. Коринишиной………………….14

    Глава 4 мнение учёных постсоветского периода: А.Л. Юрганов и Л.А. Кацва………………………………………………18

    Заключение……………………………………………..21

    Список литературы…………………………………….22

















































    2



    Введение.



    Изучая проблему моей курсовой работы, я прочитала множество книг, источников, электронных ресурсов, энциклопедий и узнала много мнений на тему, как жили, строили быт, добывали себе пропитание древневосточные славяне в VI-VIII веках. Мне предстоит проанализировать все предположения, догадки, факты, теории различных учёных и понять, к чему они склоняются больше всего.

    Древневосточные славяне были самым крупным родственным народом на территории Европы, которые объединялись единым языком, общими традициями, правилами и одинаковым происхождением. Восточные славяне делились на несколько племён: поляне, кривичи, словене ильменские, полочани, дреговичи, древляне, волыняне, белые хорваты, дулебы, тиверцы, угличи, северяне, радимичи, вятичи. В VI-VIII веках у восточных славян начался активный переход от родовой общины к соседской. В этот момент у них начала появляться частная собственность. Это значит, что у каждой общины было личное имущество и блага, но леса и всё, что их окружало оставалось исключительно общим это никаким образом не делилось. К этому времени восточные славяне проживали на Восточно-Европейской равнине. Со временем в племенах начали появляться вожди-главные люди, которые принимали важные решения, были судьями, если возникали спорные вопросы. Все эти изменения были малейшими предпосылками к появлению Государства.

    Актуальность данной темы в том, что до сих пор бытуют разные мнения касательно хозяйственной деятельности древневосточных славян. Существует множество литературы, где прописано множество предположений по этому поводу. До наших дней этот вопрос остаётся открытым и быть уверенным в том, как же они жили и строили свой быт мы не можем. Пока мы только предполагаем и рассуждаем.

    3

    Проблема: Как развивалась хозяйственная деятельность древневосточных славян в период VI-VIII веков?

    Объкт исследования: деятельность восточных славян


    Предмет исследования: уровень развития их деятельности

    Цель работы: рассмотрение точек зрения о развитии хозяйственной деятельности древневосточных славян, изучение её развития, систематизация знаний, полученных в ходе исследования.

    Задачи научного доклада:


    1. Проанализировать источниковую базу в рамках рассматриваемой темы.

    2. Определить как велась хозяйственная деятельность восточных славян в

    VI-VIII веках.

    1. Основываясь на подходящей литературе, выявить противоречия в точках зрения учёных.

    2. Используя полученные знания, сделать собственные выводы касательно рассматриваемой темы.

    Методологическая основа исследования включает: системный подход, анализ и синтез, принцип историзма в изучении становления и эволюции хозяйственной деятельности восточных славян.

    Теоретическую основу исследования составила историческая литература вопроса, научные монографии российских учёных.

    Практическая значимость работы состоит в том, что на основании комплексного изучения, использования источников и научной литературы, был изучен актуальный вопрос о развитии хозяйственной деятельности восточных славян в VI-VIII веках, который может быть использован для написания рефератов, научных статей и работ.















    4



    Глава 1


    Мнение Ключевского Василия Осиповича.



    Семейные отношения славян.



    В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, передвигалась постепенно на северо- восток и восток. На свежих пространствах жительства обстановка переселенцев поменялась во многом. Славяне, по-видимому, жили ещё варварскими родовыми союзами. Черты такой обстановки мерцают в неясных и небогатых византийских вестях о Славянах VI и начала VII века. Славяне, по-видимому, жили ещё варварскими родовыми союзами. Черты такой обстановки мерцают в неясных и небогатых византийских вестях о Славянах VI и начала VII века. По данным известиям, Славяне управлялись царьками и филархами, т. е. племенными князьками и родовыми старейшинами, и имели право обсуждать насущные проблемы. Непросто предположить для себя публичную обстановку восточных Славян в эру их расселения по Российской равнине. Наша старая Повесть о начале Российской земли, описывает расселение восточных Славян, пересчитывает племена, на которые они делились, указывая, где поселилось каждое. Власть старшины не имела возможность с схожей мощью распростираться на все схожие дворы, раскиданные на широком месте между лесов и болот. Пространство родовладыки в любом дворе обязан был взять в долг домовладыка, владелец двора, руководитель рода. В то же время нрав лесного и земледельческого хозяйства, завязавшегося в Поднепровье, сносил идею о неделимости родового имущества. Лес приспособлялся к промыслам стараниями отдельных дворов, фон расчищался трудом отдельных семейств; эти лесные и полевые участки обязаны были получить смысл личного домашнего имущества.



    5

    Родичи имели возможность припоминать свое кровное родство, имели возможность почитать совместного родового деда, беречь родовые обычаи и предания; но в области права, в

    практических жизненных отношениях ассоциация меж родичами расстраивалась все больше. Это разрушение родовых союзов, распад их на дворы или же на трудные семьи оставило после себя отпечаток в одной черте нашей мифологии.



    Религия славян.



    В сохраненных позднейшими монументами небогатых черт мифологии восточных Славян возможно разобрать 2 семейства верований. Одни из данных верований возможно принять останками почитания природы. В российских монументах выжили отпечатки поклонения небу под именованием Сварога, солнцу под именами Дажбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именованием Перуна, богу ветров Стрибогу, свету и иным силам и появлениям природы. Дажбог и божество пламени числились отпрысками Сварога, звались Сварожичами. Можно сделать вывод, что на российском Олимпе различались поколения богов – собственно в этнической памяти остались ещё факторы мифологического процесса; но ныне непросто предоставить хронологическое определение данным факторам. Уже в VI веке, по свидетельству Прокопия, Славяне принимали царем вселенной 1-го бога громовержца, т. е. Перуна. По нашей исходной летописи Перун считается ключевым божеством российских Славян вблизи с Велесом, который характеризуется заглавием «скотьего бога» в значении благодетеля стад. Социальное богослужение ещё не установилось, и в том числе и в последние эпохи язычества зрим лишь только некрепкие его зародыши. Ни храмов, ни сословий жрецов не заметно; на раскрытых пространствах ставились изображения богов, пред которыми совершались кое- какие ритуалы и приносились требы, т. е. жертва.






    6



    Занятия славян.



    Основная масса восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Ловля, рыбная охота и иные промыслы играли весомую, но второстепенную роль. Лесостепи Среднего Приднепровья – это район становления древнего земледелия. Тут при обработке земли в обмен мотыги стали использовать плуг. Древний плуг с стальным наконечником именовался

    «рало» (от текста «орать» – пахать). На севере славяне отвоёвывали у леса участки земли для посевов, используя подсечную, или же огневую, систему земледелия. Вначале подрубали деревья и давали им высохнуть, вслед за тем сжигали их. Зёрна превращались впоследствии сожжения деревьев икустарников в рыхлую золу, которая работала удобрением. Примитивной бороной, изготовленной из ствола обедали с полу обрубленными ветками, рыхлили основу. К важным и древним ремёслам восточных славян относились плотницкое, кузнечное и гончарное дело.Сырьём для выплавки железа была болотная руда, в излишке имевшаяся в лесах Восточной Европы. Железо

    «варили» в особых печах. В верхнее отверстие глиняной печи засыпали древесный уголь и руду. В печи разжигали пламя. Вслед за тем сквозь нижние отверстия (сопла) усугубляли мехом воздух, дабы добиться в печи необходимой для выплавки железа температуры. Данная работа была очень трудоёмкой.

    Варка руды выделяла крицу – мягонькую и пористую металлическую массу, которую вслед за тем проковывали молотами на наковальне. Текст «кузнец» случилось от слова «кузнь» (металлическое изделие). Примитивные сосуды из глины впоследствии изобретения гончарного круга стали более различными.

    Гончары изготавливали горшки для варки еды в печах, сбережения молока, зерновых культур, воды и пр. В славянских семьях производили всё важное для личного употребления: обувь, одежку, утварь, посуду, обрабатывали кожу и мехов. Из льна и конопли ткали ткани. Пряжу пряли на веретене.







    7





    Поселения и жилища славян.



    Переход к пашенному земледелию, становление ремесла и торговли повлекли за собой разложение фамильных общины на объединения людей, связанных совместными интересами. Была замечена сельская (соседская) община.В лесной полосе сельскую общину именовали «погостом», или же «миром», в южных районах – «вервью». Сельская община группировала не членов семьи, а семьи соседей, занимавшихся земледелием. Южные племена славян жили в землянках и полуземлянках. Полуземлянки углублялись в землю, над которой высилась доля стенки. Внутреннее здание землянки всецело пребывало под землёй. Большие поселения состояли из 20 – 30 полуземлянок и зачастую связывались меж собой скрытыми переходами. Славяне заботились и об оборонительных сооружениях, огораживая собственные селения стенками, валами и рвами. Эти поселения были замечены в VIII – IX веках. На севере возводили древесные срубы избы с дощатым полом и большущий печью. Топили по-чёрному – жечь не имела дымопровода. Сквозь отверстие в её верхнем своде дым шёл в избу и выходил наружу сквозь окошка и дверь. Изба обогревалась, и в одно и тоже время уничтожались всевозможные насекомые. Окошка были маленькими, «волоковыми»: в 2-ух соседних брёвнах прорубалось узенькое продолговатое отверстие, при надобности его задвигали («заволакивали») доской. Для освещения избы воспользовались лучину (тонко наколотые древесные палочки).

    8

    Глава 2.

    Мнение учёных: А. С. Орлова, В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиевой, Т.

    А. Сивохиной.



    Семейные отношения.



    В VI в. славяне многократно осуществляли военнослужащие походы против главной страны такого времени — Византии. От сего времени до нас дошел ряд сочинений византийских создателей, содержащих особые военнослужащие инструкции по борьбе со славянами. Так, к примеру, византиец Прокопий из Кесарии в книжке «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но с незапамятных времен живут в народоправстве (демократии), и в следствие этого их блаженство и горе в жизни является делом совокупным... Они считают, что лишь только Бог молний, считается королем над всеми, и ему навевают в жертву быков и делают иные священные ритуалы… В том числе и имя у славян и антов было одно и то же». Византийские создатели ассоциировали тип жизни славян с жизнью собственного государства, выделяя отсталость славян. Походы на Византию имели возможность предпринимать лишь только большие племенные союзы славян. Эти походы содействовали обогащению племенной элиты славян, собственно что ускоряло распад первобытно-общинного строя. На воспитание больших племенных объединений славян показывает содержащееся в российской летописи легенда, рассказывающее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия будто бы был назван базирующийся братьями Киев.

    Летописец фиксировал, собственно что эти же княжения были и у иных племен.


    Хозяйственная деятельность славян.



    Главным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками,

    9

    обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных цивилизаций (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена соотносил жизнь с пашней и хлебом, поэтому и наименование зерновых цивилизаций «жито», которое сохранилось до наших дней. О земледельческих традициях такого субъекта говорит взятие в займы славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г. С природно-климатическими условиями тесно связаны главные организации земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых представляет собой Беловежская пуща), господствующей системой земледелия стала подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год которые высохли деревья сжигали и, расходуя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал большой для того времени урожай, впоследствии почва истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Главными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирал и урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зерно терками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было множество, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве главных орудий труда здесь применили соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е.орудия, адаптированные для горизонтальной вспашки. С земледельческим занятием было тесно сопряжено скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота применили на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из прочих занятий славян необходимо назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), которые имели огромный удельный вес в северных субъектах.Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

    Община.



    Низкая степень производительных сил при ведении хозяйства требовал

    10

    больших издержек труда.
    Трудоемкие работы,

    которые надо было делать в строго конкретные сроки, мог выполнить лишь огромный коллектив; в его задачу входило также следить за безошибочным распределением и использованием земли. Поэтому немалое значение в существовании древнерусской деревни превосходила община мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах). К моменту образования державы у восточных славян на изменение родовой общины пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло, прежде всего неродство и общность территории и хозяйственного существования. Каждая данная община владела некой территорией, на которой жили немного семей. В общине было две формы имущества — личная и общественная. Дом, приусадебная почва, скот, инвентарь составляли индивидуальную собственность любого общинника. В общем пользовании находилась пахотная почва, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная почва и покосы подлежали разделению между семьями. Общинные традиции и порядки определяли уклады, которые характерны чертам существования русского крестьянства на протяжении множества и множества веков. В результате трансляции князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — потомственное владение, пожалованное князем-сеньором собственному вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал —хозяин феода, земельный собственник, который эксплуатировал зависимых от него крестьян.) Прочим с помощью повиновения соседских общин феодалами был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, которая подчиняла себе общинников. Общины, некоторые попали под власть феодалов, обязаны были отдавать подати государству, которое по отношению к данным общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер.
    11

    И те и другие хотели обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рыночный механизм. Но целиком без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало популярным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; стали складываться города как центры профессионализма, торговли и обмена и в то же время как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних недругов.

    Религия.



    Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего

    развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

    Общественный строй.



    Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка «нарочитые люди», «лучшиемужи».Самые важные вопросы существования решались на народных собраниях вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной компанией стала дружина. По археологическим и византийским источникам, восточно-славянские дружины возникли уже в VI—VII вв.

    Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, которые имели свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

    12

    Дружинники по поручению князя собирали с завоёванных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани традиционно проходил в ноябре—апреле и длился до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью был (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

    13

    Глава 3.
    Мнение В. Ю. Коринишиной
    Занятия славян.
    Большая часть территории, занятой восточными славянами, стала покрыта лесами со множеством рек и болот. Это оказало воздействие на главное занятие славян – земледелие. Длительное время у славян властвовали очень примитивные способы обработки земли: подсечно-огневое земледелие на севере и перелог на юге. Непродолжительный полевой промежуток не позволял подробно обрабатывать почву. Чувствовался недостаток удобрений, так как скотоводство, которое являлось основным источником удобрений (навоза), было развито слабо. В лесной зоне трудно создавать выпас крупных стад,

    к тому же долгий холодный промежуток и большая глубина снежного покрова в лесах предполагали стойловый характер скотоводства, который требовал больших издержек труда на заготовку кормов, чего при огромный трудоемкости земледелия славяне себе не могли

    позволить. Сходство условий существования в славянских землях

    предопределило общность набора экономических занятий и производственных знаний у славянских племен. Но между различными субъектами существовали отличия, влиявшие на хозяйство. На юге, где климат был помягче, а почвы плодороднее, условия для земледелия были лучше. В результате развитие земледелия на юге пошло быстрее, и в IX в. перелог стал вытесняться двупольем и трех польем. На севере почвы были более скудными. Развитие земледелия шло медленнее. Но и здесь были собственные достижения. В северных землях стали динамично использовать в качестве тягловой силы лошадь, что сделало пахоту более продуктивной. На юге, как и в остальной Еврозоне, пахали на быках. Главной культурой на севере стала рожь, что позволяло получать хорошие урожаи.

    14

    Но здесь земледелец в лучшем случае мог прокормить самого себя и это занятие вряд ли могло стать источником богатства. Поэтому здесь более значительную значение, чем на юге, играли промыслы. Такие промыслы, как охота, рыболовство, бортничество, занимали значительное место в хозяйстве всевозможных славянских племен. Не нарочно, мед, воск и меха были основными статьями славянского экспорта. Долгое время шкурки пушных зверей играли у славян значение денег. Динамично развивалось ремесло, что обнаружило отражение в появлении новых орудий труда, новых ремесленных профессий и отделении профессионализма от земледелия. Развитие профессионализма способствовало росту внутренней и внешней торговли, появлению городов. В данной связи в особо выгодном положении очутились те славянские племена, которые располагались на перекрестках внутренних и внешних торговых путей. Очень скорейшее развитие шло в землях полян и ильменских словен, занимавших соответственно южную и северную оконечность славянского отрезка методы «из варяг в греки».

    Социальные отношения.



    Развитие хозяйства у восточных славян сказалось на развитии общественных отношений. Постепенное расширение земель, которые пригодны для земледелия, за счет вырубки лесов на севере и изучения лесостепи на югезначительно облегчило совокупность земледельческих работ. Сейчас большая патриархальная семья могла обработать который необходим ей участок земли своими силами. Это привело к распаду родовой общины. Миграция славян по освоенной ими территории в поисках более лучших аграрных угодий привела к смешению патриархальных семей из разных родов, и на изменение родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляются причины к возникновения частной имущества и имущественного неравенства.

    Участившиеся военные столкновения с соседями приводят к выделению военной верхушки внутри славянских племен.
    15
    Военные вожди – князья и их дружина − могли существенно усовершенствовать свое материальное положение за счет добычи. Не редко в результате одного удачного набега воин обогащался выше, чем за немного лет напряженной работы. Не нарочно именно мужчины-воины играли ведущее значение в существования племен. Их совет- вече решал главные вопросы существования племени. Князья, чей вклад в военные успехи был выше, могли претендовать на немалую долю добычи, что способствовало росту их влияния в племени. Сейчас князья, а не старейшины, чей престиж зиждился на возрасте и опыте, становятся во главе племен, составляя основа знати, т.е. очень сильных и высокопоставленных людей племени.
    Быт славян.
    Жили славяне в рубленных из дерева домах или полуземлянках. Характерной приметой славянского жилища была большая печь, которую славяне, возможно, заимствовали у германцев.

    Однако в отличие от последних печь использовалась не только для приготовления пищи, но и для обогрева помещения. Славянские поселки включали в себя по нескольку десятков домов, строились они в местах, защищенных от нападения врагов самой природой, т.е. в лесах, в горах, у болот и рек. Одно или несколько поселений составляли общину,называвшуюся «мир» или «вервь». Расстояние между поселками, составлявшими разные общины, достигало иногда нескольких десятков километров.

      1   2


    написать администратору сайта