Главная страница

Курсовая. Курсовая работа по дисциплине Конституционное право


Скачать 51.47 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Конституционное право
Дата21.04.2023
Размер51.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипКурсовая
#1079736
страница1 из 3
  1   2   3

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра конституционного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право»

на тему: Демократия и права человека и гражданина
Студентки 2 курса

Пробст Марии Сергеевны

ЮБ-3-13-21-007

Руководитель

Степанова Вера Владимировна

Оценка после защиты ___________

Подпись ФИО __________________

Дата защиты ___________________

Новосибирск

2023

Содержание



Введение 3

Глава 1. Общая характеристика демократического общества 6

1.1 Понятие демократии 6

1.2 Формы демократии 12

1.3 Основные признаки демократического общества 15

Глава 2. Демократические права человека и гражданина 18

2.1 Права человека 18

2.2 Взаимодействие личности и государства 24

Заключение 34

Список использованной литературы 36
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В современное время демократия является наиболее востребованной формой политического устройства общества, позволяющей людям не только выбирать управляющих, но и контролировать власть. Несмотря на все проблемы, которые возникают в рамках демократического правления, демократия лучше других справляется с вызовами современности. Поэтому во многих странах мира, не претендовавших прежде на название демократических, предпринимаются попытки создания демократических механизмов управления обществом.

Идея правового государства является одной из центральных в теории государства и права. Она широко обсуждается в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Эта тема не исчерпана и по сей день, и с течением времени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность.

Права и свободы человека – это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса. Как правило, они в современном виде находят провозглашение и закрепление в международно-правовых документах1.

Различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, – прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю. Конституция юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. В пользовании свободой человек не должен лишь злоупотреблять ею, т.е. наносить вред другим лицам. Право – это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом. Человек, реализуя право, не должен выходить за рамки границ этого права. В реализации права человеком роль государства более активна, чем при пользовании человеком свободой.

Эта тема на протяжении многих десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками в области права – Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С., Липень С.В., Лаврененко В.Н., Марченко М.Н. и т.д.

В связи с актуальностью вопросов исследования демократии и прав человека, можно определить цель этой курсовой работы, которая будет заключаться в изучении основ демократии и рассмотрении основных прав человека и гражданина. право социальный закон

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность понятия "демократия";

- выявить основные черты демократического общества;

- проанализировать демократические права человека и гражданина.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Объектом изучения в данной работе является реализация прав человека и гражданина в демократическом обществе.

Методологической основой исследования является метод материалистической диалектики, как всеобщий метод познания действительности, и вытекающие из него частно-научные методы исследования: изучение и анализ литературных источников, касающихся избранной темы, а также нормативного материала; ознакомление с судебной практикой; формально-логический анализ; сравнительно-правовой метод; метод историко-юридического анализа; метод комплексного анализа.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика демократического общества.


    1. Понятие демократии.


Слово "демократия" известно еще со времен Древней Греции и в переводе с греческого языка означает "власть народа". В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма разновидности государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании), и не группа лиц (как при аристократии, олигархии), а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В реальной демократии нет ничего более далекого, чем власть народа. Это всего-навсего механизм, способ участия населения в формировании и функционировании власти, прежде всего политической, государственной. То есть всюду, когда во власти участвует население в целом или его часть, уже есть основания говорить о демократии.2

Существует ещё два варианта трактовки этого понятия:

1) Демократия – форма политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав.

2) Демократия – политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством напрямую или через свободно избранных представителей, обеспечиваются личные, политические и гражданские права граждан, свобода общественных объединений, политический плюрализм, многопартийность, а также свобода СМИ.3

К настоящему времени юристами и политологами было сформулировано множество определений демократии. При всем этом разнообразии каждое из них обращает прямое или косвенное внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении государством для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта характерная черта и отражает специфику демократии. В силу этого, если сравнивать античность и современность, то сегодняшнее понимание демократии охватывает не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие в управлении обществом или открытую критику правительственного направления.

«Для демократического режима свойственны следующие черты:

− суверенитет народа, иными словами признание народа единственным источником государственной власти – народовластие;

− выборность и сменяемость органов государственной власти – именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их;

− равенство прав граждан на участие в управлении государством – многопартийность, разрешено выражение своей воли, свобода слова, прав на информацию, право на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящей должности в государстве;

− демократический режим защищает права отдельных личностей и меньшинства.

Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это только необходимое условие демократии, но, совсем недостаточное. Только совместное правление большинства и защита прав 7 меньшинства является составной частью одного из основных принципов демократического государства.

− действие принципа разделения властей – принято делить власть на: законодательную (представительную), судебную, исполнительную;

− реальная гарантия прав и свобод человека и гражданина – обычно гарантируются Основным законом страны (Конституцией).

− наличие политико-правовых механизмов, которые смогут обеспечить реальную возможность участия граждан в организации, деятельности органов государственной власти и в контроле над ними» 4

В зависимости от того, как население участвует в управлении, кто и как исполняет властные функции, на основании этих факторов демократия подразделяется на – прямую, плебисцитарную и представительную.

Наиболее популярная форма политического участия народа в управлении государством является представительная демократия.

Суть ее заключается в следующем: граждане избирают в органы власти своих представителей, призванных выражать интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведения на практики социальных и иных программ. Процесс выборов может быть различным, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают собственные посты от имени народа и подотчетны ему во всех своих начинаниях и действиях. 5

Существуют также различные формы правления демократического режима. Особенно распространенными формами являются президентская, парламентская и парламентско-президентская (смешанная) республика. 6

Следующий инструмент проявления демократии – референдум. Под референдумом понимается всенародное голосование при решении кардинальных вопросов жизни государства и общества. Основные плюсы референдума это: 1) референдум является способом привлечения всего населения к участию в решении существенных вопросов; 2) референдум, как правило, способствует повышению сознательности и политической активности масс; в) референдум является одним из инструментов становления политических партий и их союзов, когда четко проявляются их позиции.

Минусом же является то, что референдум предполагает фактически несуществующую высокую культурность всех членов общества.

Следующий недостаток референдума: он изначально предполагает максимальную вероятность победы существующей власти, потому что именно она формулирует выносимые на референдум вопросы. Существует ли компенсация отчуждения граждан от власти, случающаяся во время выборов? Возвращают ли вам частицу вашего голоса, отданного на выборах за вашего кандидата, в виде механизмов контроля, или вы вообще лишены этой возможности?

Реальный механизм сохранения права контроля над избранной властью – это право отзыва избираемого избирающими. В большинстве современных государств механизм отзыва депутатов не предусматривается.

Всякая демократия обязательно включает в себя права и возможности выражения мнения, позиции, не совпадающей не только со взглядами глав государства, но и с позицией большинства. И пока позиция личности совпадает с позицией большинства, с интересами властных групп, рассуждать о том, много или мало демократии, не приходится. Эта проблема возникает для индивида только тогда, когда появляется противоречие между позицией личности или группы людей и позицией, господствующей в обществе. Причем данная группа людей может составлять даже большинство населения при условии, что господствующее меньшинство контролирует политическую и экономическую ситуацию. Поэтому проблема экономической основы демократии является принципиальной.

При разделении властей происходит своеобразное закрепление ветвей власти за демократией и диктатурой, как противоположностями, образующими политический режим. Но поскольку система разделения властей соответствует лишь политической организации буржуазного общества, то надо признать, что для каждого этапа общественно-политического развития характерны свои механизмы взаимодействия демократии и диктатуры в функционировании политического режима.7

Важные проблемы встают перед теоретиками демократии в связи с поиском механизмов, которые бы позволили как можно лучше регулировать властные аспекты взаимодействия людей и при этом бы сводили к минимуму вмешательство в другие формы человеческой активности. Вместо того чтобы видеть в демократии средство обнаружения или выработки общего блага, ее, таким образом, можно понимать, как механизм для управления властными аспектами той деятельности, в которую вовлечены люди, придерживающиеся собственных – индивидуальных или совместных – представлений о благе. В этом смысле демократия есть подчиненное или обуславливающее благо, а творческий вызов состоит в том, чтобы найти способы демократически структурировать властные отношения, одновременно максимально ограничивая вмешательство в те виды блага высшего порядка, к которым стремятся люди.8

Несмотря на то, что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Таким образом, современное демократическое государство предполагает представительство интересов всего общества, а не отдельных групп, классов и сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни, равны. Равенство проявляется двояко – равенство перед законом и равенство политических прав. Цивилизованное демократическое государство – это правовое государство, в котором осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Устанавливающееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество обуславливается некоторыми характерными чертами, которые характеризуются, прежде всего, отличиями в области культуры, мировоззрения, духовного начала, но и по преимуществу в пределах экономического плюрализма определенных форм собственности на средства производства и его результаты.



    1. Формы демократии.

Существуют две формы демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия представляет собой такой политический режим, при котором, несмотря на то, что источником власти законодательно признан народ, само управление государством делегируется различным органам представительной направленности, члены которых избираются непосредственно гражданами. Что собственно и объясняет, а равно и в полной мере раскрывает сущность понятия представительной власти, то есть осуществляемой посредством представителей, которые в свою очередь призваны выражать интересы своих избирателей, принимать законы и отдавать распоряжения.

Данная форма демократии наиболее широко представлена в мире на настоящий момент, особенно в наиболее развитых государствах с большой территорией, где данная форма политического режима становится необходимой, и стоит даже отметить - незаменимой, в виду того, что из-за обширной территории регулярное непосредственное участие граждан в принятии решений становится затрудненным, а также когда принимаются решения повышенной сложности, которые становятся трудны для понимания лиц не имеющих соответствующего опыта или специальных званий.

Представительная демократия, как объект исследования, интересна нам по причине того, что даже на текущий момент многие аспекты функционирования данной системы недостаточно изучены. Как пример, подтверждающий сказанное ранее, можно выделить взаимосвязь процесса формирования парламента и образа государственной власти, который складывается у граждан как результат работы электоральной системы. Раскрывая этот пример, можно говорить о том, что до сих пор не найден ответ на вопрос об оптимальном балансе представительства социальных интересов и профессиональной политической подготовки депутатов.

Для того чтобы лучше понять данный тип демократии, необходимо заранее оговорить исторические аспекты появления и развития данного политического режима на примере нашего государства - Российской Федерации. После распада СССР, начался процесс формирования новой политической модели, что включало в себя разработку новой Конституции, а также поиск оптимальной схемы функционирования государства.

Представительства интересов российского общества. Обсуждались варианты институционального закрепления формы правления и федерализма. Зародившееся государство искало собственный путь к построению демократического общества. Зачастую это сопровождалось конфликтами различных политических сил из-за взаимоисключающих положений предлагаемых к рассмотрению и принятию. Накопленный в те годы политический опыт необходимо осмыслить с целью дальнейшего предотвращения политической нестабильности и обозначения перспектив политического развития российского общества.

Можно выделить две основные линии, вокруг которых формируются представления о будущем демократии и парламентских систем в политической науке нашего времени.

С одной стороны, это концепции и подходы, существующие преимущественно в американской политической публицистике и акцентирующие внимание на том, что демократия останется демократией, если ей удастся сплотиться, консолидироваться в противостоянии с другими политическими режимами.

С другой стороны, это более радикальные трактовки эволюции демократии и парламентаризма, авторы которых считают, что демократия не сохранит свой нынешний облик и претерпит масштабные изменения, вызванные социально-политическими процессами в новом тысячелетии.

На наш взгляд, наиболее вероятный сценарий находится где-то между этих воззрений. Демократия, как и прежде, будет «властью народа», но механизмы реализации этой власти должны будут измениться.

    1. Основные признаки демократического общества.


Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы.

Итак, для закрепления знаний о понятии демократии выделим основные признаки, характеризующие демократический режим:

1) политическая свобода – свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный, обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение – на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан – означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения – предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей – означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства – означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве – этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм – означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм – множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.

1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение – служить пользе личности, обществу, государству:

а) установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;

б) сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;

в) создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность – через ее функциональное назначение служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:

а) принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;

б) само организовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

в) защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;

г) осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества.

Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.

3) Личностная ценность – раскрывается через признание прав личности:

а. их формального закрепления; б. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специально-социальных (юридических) гарантий; в. действия эффективного механизма их защиты; г. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия – не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии.

  1   2   3


написать администратору сайта