Курсовая работа. Курсовая работа Методика обучения продуктивным видам деятельност. Курсовая работа по дисциплине Методика обучения продуктивным видам деятельности
Скачать 152 Kb.
|
1 2 Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду, побудить школьников к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений. Освоение основ изобразительного искусства даёт учащимся возможность приобщения к источнику информации о современном мире и средству межкультурного общения, а также расширение кругозора, речевой культуры, личностной ориентации На уроках изобразительного искусства я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. На параллели 5-7 классов проводила тестирование на определение уровня творческого потенциала учащихся (см. приложение 1).
Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Анкета «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» (приложение №2) В исследовании приняло участие 79 ученика. Как показали данные теста, любят рисовать 90% детей, при этом самостоятельно занимаются изобразительной деятельностью, с проявлением фантазии 52% . Из вышесказанного можно сделать вывод, что в свободное время дети занимаются рисованием. 69% учащимся проще рисовать, если учитель сам показывает способ рисования на доске. Наибольшая половина детей выбирает такую помощь учителя, как исправление рисунка в альбоме, 23% выбирают устную подсказку учителя. Это объясняется более высоким уровнем сформированности мыслительной деятельности. Ребята всех возрастов для качественного изображения рисунка выбирают необходимость соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель. Эти данные подтверждают, что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников. Изобразительное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность. Ценно, когда в пояснительном рисунке учителя есть своего рода изобразительная изюминка. Такой рисунок не оставит ребят равнодушными, привлечёт их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции. В практике работы для активизации развития творческих способностей детей, стимулирования воображения, фантазии, а значит, и детского творчества используют следующие методы: «забегания вперед» и «возвращение к пройденному» применяется при запоминании новых имен художников, новых терминов; метод сравнения как основной путь активизации художественного мышления, это и метафорические, образные сравнения по типу: «Что на что похоже»; это и наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей разных материалов, видов деятельности; метод педагогического ограничения задачи при многообразии вариантов ее решения, где ребятам предоставляется творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой урока. На уроках используют игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Например, игра в художников и зрителей. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. Обобщающие уроки четверти драматически выстраиваются так, чтобы проверить усвоение тем в ролевых играх: ребята могут выступать в роли экспертов, экскурсоводов, мастеров. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью зрительного материала. Помимо перечисленных методов для создания эмоциональной атмосферы на уроке огромное значение имеет использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда. Все это помогает сделать урок детей занимательней, интересней, продуктивней, способствует созданию эмоциональной атмосфере, снимают перегрузки. Но надо помнить, что «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи… Приучайте же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…» (К.Д.Ушинский). При выполнении работ учащиеся используют жизненный опыт, примеры из окружающей действительности. «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком». Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения: 1.Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль. 3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных. 4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения. 5..Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства. 6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи. 7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты. В школе существуют различные формы урочной деятельности, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития искусства, о жизни и творчестве великих живописцев, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам сказкам. Кроме того, у меня в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления: 1. Урок - деловая игра, ролевая игра; 2. Урок-конференция, пресс-конференция, семинар; 3. Урок-соревнование, состязание ; 4. Урок типа КВН; 5. Урок взаимообучения учащихся; 6. Урок - творческий отчет (учащихся); 7. Урок-конкурс; 8. Урок-консультация; 9. Урок – экскурсия (видеоэкскурсия); 10. Урок-путешествие; 11. Урок “Что? Где? Когда?”; 12. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже; 13. Театрализованный урок; 14. Урок с групповой формой работы. Заключение Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Играя важную роль в психической деятельности людей, творчество является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Первые экспериментальные исследования, посвященные творческому воображению, относятся к концу XIX – началу XX веков. Проведенный нами анализ значительного количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных исследователей относят творческое воображение к высшим психическим процессам. Становление творческого воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов. Творчество – это процесс мысленного создания новых образов на основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действия в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна. Воображение бывает пассивное и активное, последнее – воссоздающее и творческое. Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развитие сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т.д. Поэтому развитие воображения, в первую очередь – творческого, необходимо для успешного развития детей. Таким образом, творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной. В процессе дальнейшего обучения воображение превращается в такие формы мышления как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта. Программа занятий по изобразительной деятельности развивает творческое воображение у детей. Список литературы 1.Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с. 2.Боровик О.В. Развитие воображения. – М., 2002. – 235 с. 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с. 4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 378 с. 5.Глоцер В.В. Дети пишут стихи. – М., 1964. – 265 с. 6.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. – 275с. 7.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995. – 190 с. 8.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 483 с. 9.Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981. 10.Петровский А.В. Воображение // Общая психология. – М., 1997. – С. 127 – 145. 11.Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000. – 250 с. 12.Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе/Е.Е.Рожкова.-М.,:Просвещение,1976.-118с. 13.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев.- М.:Просвещение,1980.-250с. 14.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. – 143с. 15.Фомичева А.П. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/А.П.Фомичева.-М.:АПН РСФСР,1963.-356с. 16.Цирулик Н.А. Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с. 17.Щербакова А.В. Искусство и художественное творчество детей/А.В.Щербакова.-М.:1981.-253с. 1 2 |