Главная страница

Курсовая работа по ТГП тема: теории происхождения права. Курсовая по ТГП тема теории происхождения права. Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Теории происхождения государства


Скачать 331.31 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Теории происхождения государства
АнкорКурсовая работа по ТГП тема: теории происхождения права
Дата13.01.2022
Размер331.31 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаКурсовая по ТГП тема теории происхождения права.rtf
ТипКурсовая
#329844
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.2.Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения государства и права



Приблизительно с 7 тысячелетия до нашей эры наступает новая эпоха в истории древнего человека, ее принято именовать неолитической революцией, так как осуществляется она в период позднего неолита (то есть каменного века). Данный период определяется началом перехода от присваивающего хозяйства (рыбная ловля, охота, собирательство) к производящему - земледелию и скотоводству.

Наступает период шлифованных каменных орудий. Постепенно появляются лук, костяная, каменная и деревянная мотыга. Впервые приручается первое домашнее животное – это собака. Человек научился выплавлять и применять мягкие цветные металлы – олово, медь, серебро, золото, а после этого - железо. Человек получает навыки техники земледелия, разводит молочный и рабочий скот.

Быстро развиваются ремесла, предназначенные удовлетворить новые и все растущие потребности в вещах, по большей части производительной деятельности, кухонного инвентаря, утвари, культа, одежды. Особой популярностью пользуется изготовление оружия1.

Развитие земледелия в районах Древнего Египта и Ближнего Востока давало очень высокие урожаи зерновых. На этом основании стал возможен быстрый рост населения Двуречья, Малой Азии, Средиземноморья, долины Нила, некоторых иных европейских регионов.

По современным представлениям земледелие и скотоводство возникают приблизительно на одном историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних регионах мира могло преобладать земледелие, в других - наоборот, скотоводство. Древнейшие нильские поселения (Египет), так же как и те, которые открыты в Месопотамии, Иране, Средней Азии, некоторых областях Европы, указывают на преимущественно земледельческий характер возникших здесь культур.

Создается специальный аппарат переписчиков, хранителей урожая и т.п. Дифференциации подвергаются и военные функции, закрепляется разделение на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Естественно, укрепляется сословие жрецов1.

Наконец, торговля привела к формированию сословия (страты) купцов, а развитие ремесел - к выделению ремесленников, градостроителей. Возникают города-государства, и основное земледельческое население попадает в зависимость от городских центров, где сосредотачиваются не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная, духовная знать.

Рабство в этих обществах сначала носило дворцовый или семейный характер и лишь позднее стало использоваться в производстве (например, при строительстве городов и храмов). Основным работающим населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты. Они платили подати, выполняли (кроме обработки своих наделов земли) общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами2.

Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты. У некоторых народов (Древняя Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложения родового строя вело к феодальным отношениям. Другим важным социальным последствием неолитической революции стал переход от родовой общины к соседской (крестьянской).

В странах Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон) сельская община, выполняя, в частности важную роль в организации орошения земли, оказалась особенно жизнеспособной. Осуществляя коллективное владение землей, она стала мощной преградой развития частной собственности на землю. Уравнительное землепользование в сельской общине серьезно тормозило расслоение общества на бедных и богатых.

Важным фактором, который ускорил переход от родового строя к государству, был рост значения войн и военной организации племен. Как отмечал Ф. Энгельс, войны между племенами стали вестись с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата стад и рабов.

Большую роль в процессе становления государства необходимо отвести религии. Она повлияла на объединение отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем1.

Таким образом, для разложения первобытнообщинного строя и преобразования родоплеменной власти в государство имели первостепенное значение развитие производительных сил, имущественная и социальная (в том числе классовая) дифференциация.

Обобщая можно сгруппировать все вышеперечисленные факторы в отдельные группы:

Экономические причины - это условия развития экономической системы, вызвали необходимость государственно-правовой регламентации экономических отношений. Среди них: три разделения труда, появление избыточного продукта, внутриродовое неравенство и появление частной собственности.

Политические причины, определившие необходимость совершенствования властных полномочий. Среди них: невозможность существования родоплеменной организации общества в новых исторических условиях, появление социальных групп с различными интересами и потребность в новом способе власти с усовершенствованным аппаратом и возможностью осуществлять принуждение.

Социальные причины - это условия, повлекшие осложнение отношений между людьми. Среди них: ликвидация общинного коллективизма; появление социальных противоречий; упорядочение отношений между людьми.

Психологические причины определили особенности развития психики и сознания человека. Среди них: осознание таких понятий, как права и обязанности, а также появление чувств.

Культурные причины - это условия, которые определились уровнем духовного развития общества. Среди них: необходимость управления обществом более цивилизованными методами, появление религии и письма1.

Таким образом, возникновение государства и права является следствием внутреннего развития общества, его экономики, что привело к возникновению социальных групп и разнообразных интересов, необходимости упорядочения общественных отношений и функционирования общества как целостной системы.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта