Главная страница

Курсовая работа по ТГП тема: теории происхождения права. Курсовая по ТГП тема теории происхождения права. Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Теории происхождения государства


Скачать 331.31 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Теории происхождения государства
АнкорКурсовая работа по ТГП тема: теории происхождения права
Дата13.01.2022
Размер331.31 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаКурсовая по ТГП тема теории происхождения права.rtf
ТипКурсовая
#329844
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Глава 3.Современные теории происхождения государства и права

3.1.Либертано-юридическая теория происхождения государства и права



В прошлом учеными было представлено большое количество теорий о сущности и происхождении государства, однако ученые-правоведы решили не останавливаться на достигнутом.

В каждую эпоху времени либо особо значительный период времени для человечества были предоставлены все новые и новые теории, связанные с природой происхождения государства.

В самом конце 20 века ученые подтвердили создание новой теории, которую стали именовать либертано - юридической. В соответствие с этой теорией государство и право формируются, функционируют, проходят свое развитие, существуют до нашего времени как два взаимосвязанных структурных элемента единого по своему содержанию порядка, способа и формы бытия, признания, осуществления и выражения человеческой свободы в их общественной жизни. В истории свобода отражается в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его участников на свободных и несвободных.

Государство и право, которые пришли на смену положениям и институтам власти первобытного общества, представляют собой требуемую и необходимую форму правового и институционального признания, выражения и охраны данной свободы1.

Условия и причины, которые порождают право, в большинстве случаев являются аналогичными причинам, которые породили государство. Формирование права – это весьма продолжительный процесс. Сначала были зарождены правовые элементы, определенные правовые принципы и идеи, нормы права и правоотношения2.

Право исторически было сформировано, как явление классового характера и выражало, в первую очередь, интересы и волю господствующих в экономической сфере классов. Для того, чтобы убедиться в этом, можно рассмотреть правовые акты древности периода рабовладельческого и феодального строя1.

Формирование права – это следствие усложнения общественных связей, обострения общественных противоречий, с регулированием которых нормы первобытного права справлялись все меньше и меньше.

На процесс создания права также оказало воздействие большое количество разного рода факторов, специфичный характер культурных, исторических, географических и других обстоятельств.

В частности, на территории Востока, где очень велико значение обычаев, традиций, религии, право формируется под их сильным влиянием. Базовыми правовыми источниками здесь являются воззрения и нормы нравственно-религиозного характера. В Европе же помимо обычаев все больше заявляли о себе правотворчество органов государства, а также прецеденты.

Характеризуя либертарно - юридическую теорию, следует вспомнить об определении права и его отличительных особенностях, так как право выступает в качестве одной из базовых характеристик данной теории. Государство, как и право, выступает в качестве продукта развития общества, на правовом уровне оно оформляется в государственно-организованном обществе2.

Право в юридическом смысле – это структуру обязательных для всех, формально установленных правовых положений, выражающих народную либо общественную волю, которое обеспечивается и устанавливается государством.

Также необходимо выделить следующие отличительные особенности права:

1)нормативность, то есть оно состоит из норм поведения, четко устанавливающих права и обязанности людей. В правовых нормах закрепляется эталон, поведенческая модель должного и возможного с позиции государства.

2)общеобязательный характер, то есть нормы права являются общеобязательными для всех участников общества, а в случае их нарушения государство вправе применить меры государственного принуждения1.

3)формальная определенность предполагает, что нормы права всегда находятся в письменной форме и обязательно должны быть облечены в строго определенную форму – законов, постановлений, указов. Данные акты должны приниматься по установленной процедуре, нарушение которой неизбежно влечет к признанию нормативного акта недействительным, то есть не обладающим правовой силой.

4)неперсонифицированный характер, то есть отсутствие конкретного адресата. Нормы права должны быть адресованы всем участникам общества, а не конкретным физическим или юридическим лицам.

5)право определяет народную волю.

6)право определяется и обеспечивается государством2.


3.2.Патримониальная и патерналистская теория происхождения государства и права



Вторая теория о сущности и происхождении государства в современности, которую мы изучаем в данной работе, это патримониальная теория.

В соответствии с этой теорией государство происходит от права собственника на эту землю. Из этого права владения землей власть автоматически подлежит распространению на всех проживающих на ней людей. Таким образом, происходит обоснование феодального суверенитета1.

С древности пошло так, что землю имел не каждый, а лишь состоятельный человек. Земля была куплена сразу со всеми людьми, которые проживали и работали на ней. Власть собственника земли находила свое распространение на «его рабов», то есть крестьян. Крестьяне должны были соблюдать, сохранять, чтить законы и желания своего хозяина.

В случае невыполнения приказа либо за его обсуждение, раба либо крестьянина (в зависимости от государства) могли забить палками, камнями, лишить места проживания и земли.

Общеизвестно, что на Руси семьи крестьян имели большое количество детей, в связи с чем соглашались на любые условия, обращения и отношения, которым их подвергали2.

Патерналистская теория сформировалась от слова патер, т.е. отец. В данной теории имеет место прямое соотношение семьи и государства.

К примеру, Конфуций, трактуя императора в качестве «Небесного сына» и исполнителя его воли, уподоблял императорскую власть власти главы семьи, а государство признавал большой семьей. Государственное управление, согласно его мнению, основывалось на положениях добродетели, заботы и поддержки младших по отношению к старшим.

Также патерналистские воззрения нашли собственное отражение в отечественной политической истории, традиционным элементом которого стала вера обширных слоев населения в «царя» и в любое начальство как в «отца родного». Плюсы этой теории состоят в формировании уважения к власти государства. Минусы в отрицании специфики государства и его власти, их качественного отличия от отцовской власти и семьи.

Сущность этой теории похожа на патриархальную теорию, лишь в рамках патриархальной теории государство трактуется в качестве закономерной стадии развития семьи, вместе с тем понятие государства не тождественно с таким понятием, как семья1.

Полагаясь на Библию, Р. Филмер приходит к выводу, что первый человек Адам в качестве родоначальника человечества был первым монархом и отцом, а исходной формой правления, определенной Богом и основанной на праве божества, признается монархия. Все дальнейшие монархи являются наследниками Адама, преемники его отцовской и в это же время монаршей власти.

С данных точек зрения он оценивал любое выступление против абсолютной монаршей власти как греховное нарушение божественной процедуры власти и регламентированной формы отцовской власти в государстве. А с позиции патерналистской теории государство приравнивается к такому понятию, как «семья».

Сходные мысли о божественном начале государственной власти в 2-м веке развивал Жак Мартен. Также большинство иных современных последователей естественных, теологических правовых учений (Ф. Харст, Э. Вольф, Х. Домбоис и др.) в конечном итоге, именно в Боге (его воле, разуме, творении и т.п.) видят базовое основание и правовой источник в государстве. На данный период времени эта концепция представляет из себя официальную доктрину Ватикана2.

На данный период времени теологической теории привержены верующие люди. Атеисты склонны принять любую теорию, но только не теологическую. Служители церкви придерживаются теологической теории, так как именно Бог сотворил землю, растения, животных и пр.

Государство было зарождено по велению Бога, именно Бог предоставил нам законы – «Христовы заповеди». Если вникнуть в историю и провести анализ данных заповедей, то можно заметить, что, соблюдая данные заповеди, мы не будем нарушать свободу иных граждан, наносить вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил государство, только управляет им не он, а человек, которого он послал для управления на землю1.

Какова же в действительности сущность правового государства? Она формирует саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно по этой причине в 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что государство признает приоритет человеческих прав и свобод, считая, что главной государственной обязанностью является защита чести и достоинства человека, а также его прав и свобод.

На долю правового государства выпало большое количество характеристик исследователей-философов в различных эпохах.

I период - Древние античные мыслители.

Правовое государство – это самая справедливая и разумная форма общения людей, когда закон является обязательным как для граждан, так и для самого государства.

II период - Период зарождения феодализма.

Цель правового государства – это обеспечение каждому лицу независимо использовать безопасность и имущество.

III период – Период ранних буржуазных революций2.

Таким образом, правовое государство в собственной деятельности непосредственно связано и ограничено правом, так как стоит под правом, а не вне и не над ним.
На примере патерналистской теории отчетливо видно, что мысли, учения и выводы исследователей прошлых временных лет оказали большое воздействие на наших современников, живущих в 20-21 веках1.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта