Главная страница
Навигация по странице:

  • §3. Образ Родины в лирике С. Есенина

  • «Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С.А. Есенина». Соломуха В. курсовая робота. Курсовая работа по специальности Русская филология Дисциплине История русской литературы 20 века Тема Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С. А. Есенина (оценка)


    Скачать 134.83 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по специальности Русская филология Дисциплине История русской литературы 20 века Тема Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С. А. Есенина (оценка)
    Анкор«Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С.А. Есенина
    Дата16.02.2022
    Размер134.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоломуха В. курсовая робота.docx
    ТипКурсовая
    #363565
    страница2 из 3
    1   2   3
    §2. Проблема периодизации творчества Сергея Есенина

    Во втором параграфе нашей курсовой работы мы хотим рассмотреть несколько периодизаций творчества Сергея Есенина, которые дают литературоведы, и постараться определить отношение автора к Родине в определенные этапы его жизни.

    Как мы уже писали в первом параграфе Сергей Есенин начал писать стихи рано, в девять – десять лет, но сознательное творчество поэт относил к шестнадцати - семнадцати годам. С 1914 года стихотворения Есенина стали печататься в журналах. А в 1816 вышел первый сборник его стихотворений «Радуница», куда вошли стихотворения ранних лет.

    На сегодняшний день в науке о Есенине предложено несколько периодизаций творчества и жизни поэта. Первой из рассматриваемых нами будет периодизация, данная Б. Розенфельдом в его статье о Есенине, которая была написана для «Литературной энциклопедии». Статья была опубликована в последнем томе, который вышел в 1930 году [23].

    Согласно статье Б. Розенфельда в творчестве Есенина выделяется «пять фаз поэтического стиля, которые, вырастая на общей основе и в своих кульминациях сменяя друг друга, отражают главные этапы его творческого пути. Первая фаза представлена дореволюционным творчеством, вторая и третья — произведениями, выражающими реакцию — сначала положительную, а потом отрицательную — на Октябрьскую революцию, четвертая — узколичной лирикой «Москвы кабацкой», и наконец, пятая — циклом «Русь Советская», выражающим отношение Есенина к новой советской действительности» [23].

    В дореволюционном творчестве 1914–1919 гг. Русь у Есенина многолика «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и веселая. Это связано с тем, что поэт вырос в деревне. Он очень трепетно относился к окружающей его среде. В лирике того времени он писал:

    О, Русь, малиновое поле,

    О, синь, упавшая в реку.

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску [25].

    Темой дореволюционного творчества была Русь патриархальная.

    В творчестве же революционном 1919–1922 гг. мы можем заметить смену настроения лирики поэта. Это можно объяснить следующим: изначально Есенин воспринимал революцию, как эпоху великого духовного обновления, преображения жизни. Но позже он сам замечает к чему ведет революция, он видит, что все ценности, которые были для него важны, начинают рушиться. В первую очередь ему не нравилось отношение к религии. Поэт был глубоко религиозным человеком и то, как на святое покушались в это время, не могло оставить его равнодушным, он просто не мог принять все, что происходило на тот момент. В своих произведениях он писал:

    Цветите, юные.

    И здоровейте телом.

    У вас иная жизнь, у вас другой напев.

    А я пойду один к неведомым пределам,

    Душой бунтующей навеки присмирев [25].

    В это время в лирике Есенина появляется образ города.

    Следующий этап — это «Москва кабацкая» 1922–1923гг., в это время поэт теряет себя. Все, во что он верил и чем он жил рушится. В «пьяном угаре» он почти забывает о своей единственной любви – родине. В это время он пишет:

    Да! Теперь — решено. Без возврата

    Я покинул родные поля.

    Уж не будут листвою крылатой

    Надо мною звенеть тополя [25].

    Последний этап 1923–1925 гг. сопровождается циклом «Русь Советская», в это время Есенин возвращается к той любви, что старался провести через всю жизнь, он вновь обращается к деревне, но в этот раз он пишет о взаимоотношении поэта с советской деревней.

    Тот ураган прошел.

    Нас мало уцелело.

    На перекличке дружбы многих нет.

    Я вновь вернулся в край осиротелый,

    В котором не был восемь лет [25].

    Данная периодизация в изучении творчества Сергея Есенина не единственная, следующей мы рассмотрим периодизацию, данную в советское время.

    Тридцатые и сороковые годы мало что внесли в изучение жизни и творчества поэта. В печати лишь изредка появлялись вступительные статьи к немногочисленным изданиям стихотворений поэта. Поэзия Есенина, однако, жила. Она жила потому, что в ней читатель находил близкие ему картины родной природы и милые сердцу чувства большой, бескорыстной и непреходящей любви к своей великой Родине. В тяжелые годы Отечественной войны и после нее интерес к патриотическим стихотворениям Сергея Есенина стал возрастать. Все чаще издавались книги его стихов, и они звучали все громче и громче в исполнении выдающихся мастеров художественного слова.

    Внимание литературоведения к творчеству поэта особенно обострилось, начиная с 1955 года, когда по инициативе советских писателей отмечалось шестидесятилетие со дня рождения и тридцатилетие со дня смерти Сергея Есенина.

    В 1965 году Е.И Наумов выпускает книгу «Сергей Есенин», где приводит свою периодизацию, которая выделяет в творческой жизни поэта четыре периода [20].

    Первый период носит название первого сборника стихотворений Сергея Есенина – «Радуница». К данному периоду Наумов относит ранее творчество поэта, которое отличалось серьезностью религиозных тем. Так же автор относит сюда время, которое Есенин провел в царской армии «…какое-то время Есенин находится под влиянием полковника Ломана и пишет стихи, посвященные царским отпрыскам» [20].

    Второй период носит название «послеоктябрьский». Наумов пытался показать, какие изменения произошли в творчестве Есенина «…поэт теперь не ограничивается своей излюбленной темой русской природы. Он стремится коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако эти попытки осложняются недостаточной четкостью его политических взглядов, некоторой беспомощностью перед трудными политическими вопросами и прежде всего перед одним из важнейших – о русском крестьянстве и пролетарской революции» [20]. Исходя из этого, Наумов делает вывод, что мучительные искания Есенина привели его к сближению с эсерами.

    Третий период, по Наумову, – период «имажинизма». Автор говорит о политической позиции имажинистов и их художественной программе: «…имажинисты не смогли подчинить подлинное поэтическое дарование поэта холодному и расчетливому шутовству. На фоне однообразных словесных упражнений имажинистов Есенин выделялся своей яркой самобытностью» [20]. Чтобы лучше понять характер близости Есенина к имажинистам, Е. Наумов сопоставляет поэтическую программу имажинистов с художественными поисками и воззрениями Есенина. Он считает, что повышенный интерес к поэтическому образу вообще характерен для Есенина. Е. Наумов приводит примеры смелых и необычных образов у раннего Есенина, когда имажинизма еще не было и в помине:

    О, Боже, Боже, эта глубь,

    Твой голубой живот,

    Златое солнышко, как пуп

    Глядит в Каспийский рог [25].

    Появление этих образов автор книги объясняет влиянием народного творчества - поговорок, пословиц, загадок.

    Четвертый период носит название цикла «Москва кабацкая». Характеризуя данный цикл Е. Наумов пишет, что в это трудное время Есенин «шел не под крестьянский уклон, а преодолевая его, хотя это и нелегко было поэту» [20]. И заграничное путешествие, где Есенин мог сопоставить два мира, и следующий за «Москвой кабацкой» лирический цикл «Любовь хулигана» - все вело к тому, чтобы сказать:

    Хочу я быть певцом

    И гражданином,

    Чтоб каждому,

    Как гордость и пример,

    Был настоящим,

    А не сводным сыном –

    В великих штатах СССР [25].

    В данном этапе показано, как по мере укрепления Советского государства и новых успехов страны Есенин все более утверждался на советской платформе.

    Данной периодизацией Е. Наумов пытается показать с чего начиналось творчество Есенина, какие изменения принесла революция в его жизнь, чем он отличался от среды имажинистов и то, как он реагировал на изменения в его стране. Невозможно не отметить того, что, выделяя второй период, Наумов делает вывод о том, что «мучительные поиски привели Есенина к сближению с эсеровскими кругами» [20]. Но он делает неверный вывод, так как Есенин был связан с эсерами с 1916 года. Мы не разделяем точку зрения данного автора.

    Следующая периодизация, которую мы рассмотрим, была дана Л.В Занковской в 1997 году, она, опираясь на метод историзма, выделяет в творческой жизни поэта восемь периодов [12].

    Первый период (июль 1912 г. – октябрь 1917 г.) – дореволюционный этап жизни и творчества поэта. Период под условным названием «Мой край, задумчивый и нежный» [12] является чрезвычайно важным для поэтического дарования Есенина. В этот период он формируется как выдающийся лирик и получает признание у интеллектуальной элиты России как новая восходящая звезда русской литературы.

    Второй период (октябрь 1917 г. – июль 1918 г.) «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир» [12]. Есенин переживает поэтический взлет, мечтая о счастливом будущем России.

    Третий период (июль 1918 г. – ноябрь 1918 г.). Его лейтмотивом могут служить строки: «С того и мучаюсь, что не пойму – куда несет нас рок событий» [12]. Это время начала гражданской войны.

    Четвертый период (ноябрь 1918 г. – конец 1920 г.) «Мне только осталось озорничать и хулиганить…» [12]. Однако форма протеста была с самого начала слишком тесна и искусственна для талантливого поэта. В его стихах за внешним озорством звучат переживания, боль и отчаяние за происходящие в стране перемены.

    Пятый период (начало 1921 г. – май 1922 г.) «И свистят по всей стране, как осень, шарлатан, убийца и злодей» [12] назван строками из есенинского стихотворения «Хлеб», написанного в предчувствии надвигающегося голода в самых хлебородных губерниях России.

    Шестой период (май 1922 г. – август 1923 г.) охватывает пятнадцатимесячное пребывание Есенина за границей со своей женой, знаменитой танцовщицей А. Дункан. Поэт в надежде увидеть иную жизнь объездил всю Европу и Северную Америку, познакомив со своим творчеством ценителей поэзии многих стран.

    Седьмой период (август 1923 г. – ноябрь 1923 г.) «Я вернулся не тем, чем был…» [12] Ключевым моментом была встреча Есенина с могущественным наркомом по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета Л.Троцким – главным претендентом на место Ленина в партии. Помимо своей воли поэт был втянут в жестокую конфронтацию между Л.Троцким и «старой гвардией».

    Восьмой период (ноябрь 1923 г. – декабрь 1925 г.) «Казненный дегенератами» [12]. Название этому периоду дала статья Б.Лавренева, опубликованная после смерти поэта и обвиняющая окружение поэта в его гибели. Есенин создает цикл «Персидские мотивы», поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Черный человек», множество прекрасных стихов. «В то же время это самый тяжелый и трагический период жизни поэта: против него совершено множество провокаций, сфабриковано семь уголовных дел, его травят, унижают, он переживает множество обид» [12].

    В данной периодизации Л.В. Занковская опираясь на метод историзма анализирует творчество Есенина сопоставив с ключевыми поворотами крестьянства России. Так же мы можем наблюдать, что против Есенина было выдвинуты обвинения и, что в смерти поэта обвинялись окружающие его люди.

    В 1999 году И.П. Карпов анализируя смену масок лирического героя, выделяет пять периодов творчества Есенина [13].

    Первый период - ранний период творчества (1910 – 1912). В это время было написано пятьдесят стихотворений, но опубликовано только четырнадцать. В опубликованных стихотворениях преобладает жизнеутверждающая тональность, в неопубликованных – тоска и грусть. В ранних стихотворениях поэта преобладает жанро-стилевые каноны фольклора.

    Второй период (1913 – 1915). Лирический герой здесь – восторженный наблюдатель природы любящий родину.

    Третий период (1916) кратковременный, который обрывается революцией. Есенин освобождается от фольклора, стихотворения приобретают грустное настроение. «В эмоциональном мире стихотворений 1916 года можно выделить три центра: любовь к Родине; ощущение своей потерянности, личной гибели; сожаления о несбывшейся любви» [13].

    Четвертый период (1917 – 1923) смена масок. Временная маска «Я большевик», которая сменяется маской «Я – хулиган». Временным явлением станет имажинизм, как попытка принять большевистский порядок и его вождей. В этот период последуют богоборческие выкрики, идейная неразбериха в поэмах и стихах о революции и ее вождях.

    Пятый период (1924 – 1925) типологически можно распределить следующим образом: стихотворения, в которых звучат основные есенинские мотивы — любовь к женщине, природе, родине; стихотворения, окрашенные грустью прожитого, приятием жизни, высшим её благословением; и стихотворения, в которых делается усилие осмыслить — «куда несёт нас рок событий» [13].

    Данная периодизация основывается на смене масок лирического героя. Смена масок была не случайна в судьбе Есенина. От фольклорного мира, лубочной деревни он пришел к непониманию того, что сделала с этой деревней революция.

    В 2007 году С.Н. Пяткиным была дана периодизация, которая дает деление на четыре периода [22].

    1 период – 1914-1916 гг. – «смиренный инок».

    2 период – 1917-1921 гг. – поэт-пророк «нового завета».

    3 период – 1922 – начала 1924 гг. – поэт-скандалист и поэт-хулиган.

    4 период – середина 1924 – 1925 гг. – в этот период устанавливается его посмертная репутация «Пушкин ХХ века» [22].

    Термин «Пушкин ХХ века» [22] впоследствии в науке о поэте получил статус едва ли не научного определения.

    Согласно данной периодизации жизнетекст Есенина строится на последовательной смене форм выражения поэтического «я».

    В 2013 году Н.Н. Бабицына в статье «Эволюция лирического героя как выразителя национального характера в творчестве С.Есенина» [4], опираясь на периодизацию С.Н. Пяткина, дает свою периодизацию, в которой выделяется 4 периода.

    Первый период творчества – поэзия 1914 – 1916 гг. «Есенин входит в литературу в образе «тихого отрока», «смиренного инока». «Устремления лирического героя ориентированы не на переживание и рефлексию своего внутреннего мира — его пытливый взор прозревает глубины окружающего пространства. Вглядываясь в обычные для сельского жителя явления и предметы, он «раздвигает зрение над словом», «создаёт мир воздуха из предметов земных» [4].

    Второй период творчества – поэзия 1917 – нач. 1920 гг. В этот период лирический герой предстаёт как «пророк Третьего завета». Лирический герой живёт в ожидании «светлого гостя», стремится узнать его неповторимый образ в череде встречающихся лиц, сострадает ближним, в том числе и преступникам, что находится в рамках религиозного убеждения русского человека о всеобщей греховности людей.

    Третий период - кон. 1920 – 1921 гг. В этот период лирический герой предстаёт как романтический бунтарь, поэт-хулиган. Поэтому в стихотворениях «Москвы кабацкой» нашли выражение мотивы драматической судьбы поэта, его одиночества, покаяния, бесприютности, обманутости революцией, «мертвечины», «навек» утраченного. В «Москве кабацкой» поэт отказался и от своего имиджа пророка 1916–1918 гг. Душа лирического героя устала от мятежа и тянется к уюту деревянного дома, к миру полевой соломы.

    Четвертый период – 1922 – 1925 гг. В этот период лирический герой предстаёт как «Пушкин XX века». Этот этап биографии лирического героя отражает свойственную русскому человеку стремительность дойти «до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда» [4] и с «жаждою самосохранения и покаяния спасти себя самого» [4].

    Как было указано нами выше Н.Н. Бабицына составила свою периодизацию опираясь на периодизацию С.Н. Пяткина. Данная периодизация строится на рассмотрении национального характера лирического героя в творчестве Есенина и его эволюции.

    Таким образом, мы рассмотрели шесть периодизаций творчества Сергея Есенина, которые были даны в разное время. Мы можем заметить, что ученые давали свои периодизации, используя исторический метод, обращая внимание на поэтический стиль, на смену масок лирического героя, и на движение авторского «я». Одни периодизации были связаны с темой Родины и ее развитием, другие основывались на религиозности поэта. Исходя из изученного нами материала, мы можем сказать, что более подходящей и точной является периодизация, которая дана Б. Розенфельдом. Происходит некая борьба внутри самого поэта. Также можно проследить течение жизни поэта, переход от совершенно не известного деревенского до известного на всю Россию поэту. Мы можем увидеть, как Есенина поменяла Октябрьская революция, он практически потерял себя, он пытался вернуться к прежней жизни, но к великому сожалению ему не удалось этого сделать.

    §3. Образ Родины в лирике С. Есенина
    В третьем параграфе нашей курсовой работы, основываясь на периодизации Б. Розенфельда, анализируя лирические стихотворения С. Есенина, мы попытаемся определить, как развивался образ Родины в творчестве С. Есенина.

    Первое стихотворение, которое мы рассмотрим «Гой ты, Русь, моя родная…», поэт написал его в 1914 году. В это время С. А. Есенин уже уехал из родного села в большой город. Тогда поэт тосковал по дому, часто находя себе утешение в спиртном. Вдали от родных мысли и воспоминания о Родине грели сердце и душу. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Стихотворение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору. Стихотворение состоит из пяти строф. В первой строфе лирический герой наслаждается видом, открывающимся его взорам в деревнях. Первое, что он замечает, - это «образа в ризах». Это не просто существенный элемент русского интерьера, а деталь, указывающая на огромное значение религии для русского человека. Герой любуется бескрайними просторами, наслаждается их голубизной.

    Гой ты, Русь, моя родная,

    Хаты — в ризах образа…

    Не видать конца и края —

    Только синь сосет глаза [25].

    В следующей строфе лирический герой чувствует в своем сердце ту же торжественность и спокойствие, что и во время пребывания в церкви, поэтому сравнивает себя с человеком Божьим.

    Как захожий богомолец,

    Я смотрю твои поля.

    А у низеньких околиц

    Звонно чахнут тополя [25].

    В третьей и четвертой строфе автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь находит место религиозная составляющая. Лирический герой чувствует запах Спаса, в котором смешиваются ароматы яблок и меда. В изображении природы особое внимание уделяется звукам: смех и гул веселого танца. Все это наполняет сердце радостью.

    Пахнет яблоком и медом

    По церквам твой кроткий Спас.

    И гудит за корогодом

    На лугах веселый пляс.

    Побегу по мятой стежке

    На приволь зеленых лех,

    Мне навстречу, как сережки,

    Прозвенит девичий смех [25].

    В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою» [25].

    В 1918 году С.Есенин пишет стихотворение «Я покинул родимый дом». Тема стихотворения «Я покинул родимый дом» – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. В первой и второй строфе поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее:

    Я покинул родимый дом,

    Голубую оставил Русь.

    В три звезды березняк над прудом

    Теплит матери старой грусть.

    Золотою лягушкой луна

    Распласталась на тихой воде.

    Словно яблонный цвет, седина

    У отца пролилась в бороде [25].

    Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной «голубой» Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих.

    В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных:

    Я не скоро, не скоро вернусь!

    Долго петь и звенеть пурге.

    Стережет голубую Русь

    Старый клен на одной ноге [25].

    Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним:

    И я знаю, есть радость в нем

    Тем, кто листьев целует дождь,

    Оттого, что тот старый клен

    Головой на меня похож [25].

    Таким образом, мы рассмотрели два стихотворения, которые были написаны в первом этапе периодизации Б. Розенфельда, данный этап называется «Дореволюционным», и мы можем заметить с, какой нежностью и трепетом поэт относится к Родине и как тяжело ему далось прощание с родными краями. Мы видим, с каким трепетом Сергей Есенин описывает родную деревню и насколько сильные чувства он испытывает по отношению к ней.

    В 1922 году С. Есенин пишет стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата». В это время в России подходит к концу Гражданская война. Повсеместно идёт коллективизация. Голод и разруха повсюду кроме Москвы и Петрограда. Поэт села находится в столице. Ведёт разгульный образ жизни и пишет достаточно противоречивые стихотворения. Среди них: «Всё живое особой метой», «Не ругайтесь. Такое дело!», «Я обманывать себя не стану», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Сыпь, гармоника. Скука... Скука», «Пой же, пой. На проклятой гитаре».

    У всех этих стихотворений мрачное, подавленное настроение человека, который заблудился в жизни. Есенин ясно видит, как меняется мир вокруг него, и понимает, что ему в нем нет места. Он все время хочет уехать на родину, в деревню Константиново. Однако, побывав в родном селе, автор понимает, что никому, кроме своей семьи он не нужен. Крестьяне заняты коллективизацией, и им нет дела до московского поэта.

    В первых строфах стихотворения «Да! Теперь решено. Без возврата» поэт заявляет о своём решении покинуть родную деревню и осесть в Москве навсегда. В деревне ему больше нет места. Он не хочет прозябать в покосившейся хате, жить среди разорённого народа, который он так любит, и горбатиться на поле не для себя, а за трудодни, это претит его свободолюбивой натуре.

    Да! Теперь решено. Без возврата

    Я покинул родные поля.

    Уж не будут листвою крылатой

    Надо мною звенеть тополя.

    Низкий дом без меня ссутулится,

    Старый пес мой давно издох.

    На московских изогнутых улицах

    Умереть, знать, судил мне Бог [25].

    В третьей строфе речь идёт о Москве. Несмотря на то, что город «обрюзг и одрях», он дорог Есенину, хотя он скучает по временам своей юности, когда Москва была совсем другой.

    Я люблю этот город вязевый,

    Пусть обрюзг он и пусть одрях.

    Золотая дремотная Азия

    Опочила на куполах [25].

    В четвертой строфе месяц — это намек поэта на самого себя. Месяц светит, но светит неизвестно куда, не так как должен бы. Есенин идёт переулками, в знакомый «кабак», короткой дорогой, и только его собрат Месяц сопровождает его.

    А когда ночью светит месяц,

    Когда светит… черт знает как!

    Я иду, головою свесясь,

    Переулком в знакомый кабак [25].

    В двух следующих строфах в дымном, душном «кабаке» столпотворение, Есенин как всегда в центре внимания, все хотят быть причастными к знаменитости. Он читает стихи проституткам, единственным женщинам, кто может быть в таком месте и «жарит» спирт с местными завсегдатаями и своими извечными спутниками, бандитами. Он чувствует своё единение с людьми, у которых нет будущего, с теми, кому «не уйти назад». По сути, именно в этот период поэт осознает, что лишился своей Родины, которая теперь живет по другим законам и не нуждается в том, чтобы кто-то воспевал ее красоту вместо того, чтобы строить социалистическое общество.

    Шум и гам в этом логове жутком,

    Но всю ночь, напролёт, до зари,

    Я читаю стихи проституткам

    И с бандитами жарю спирт.

    Сердце бьется все чаще и чаще,

    И уж я говорю невпопад:

    — Я такой же, как вы, пропащий,

    Мне теперь не уйти назад [25].

    В последней строфе стихотворения Есенин использует литературный повтор, он возвращает нас к началу стихотворения, к теме ухода из своего родного дома. Последние строки стихотворения показывают упадническое настроение поэта в трудный период его жизни.

    Низкий дом без меня ссутулится,

    Старый пес мой давно издох.

    На московских изогнутых улицах

    Умереть, знать, судил мне Бог [25].

    Мы рассмотрели стихотворение, которое относится ко второму этапу периодизации творчества. Этот период называется «Революционным» и отражает реакцию на революцию, сначала положительную, а затем отрицательную. Данное стихотворение отражает собственно отрицательную реакцию на революцию. Есенин остро чувствовал перемены России, все тревожные мысли по этому поводу отразились в его произведениях. Сергей Есенин считал, что революция может привести Россию к счастливому будущему, однако, когда по стране прошли агитационные действия, писатель осознал ошибочность своих мыслей.

    В 1922 году появляется стихотворение «Не ругайтесь! Такое дело!», которое было написано во время пребывания Сергея Есенина за границей.

    В первой строфе стихотворения автор пишет о том, что ему очень тяжело жить, что его голова стала очень тяжелой.

    Не ругайтесь! Такое дело!

    Не торговец я на слова.

    Запрокинулась и отяжелела

    Золотая моя голова [23].

    Во второй строфе говорится о том, что той любви к деревне и к городу больше нет, лирический герой хочет бросить все и пойти бродить по стране.

    Нет любви ни к деревне, ни к городу,

    Как же смог я ее донести?

    Брошу все.

    Отпущу себе бороду

    И бродягой пойду по Руси [23].

    В конце стихотворения лирический герой говорит о том, что он будет делать если он бросит поэмы и книги, и что жить без этих чудачеств он не может.

    Провоняю я редькой и луком

    И, тревожа вечернюю гладь,

    Буду громко сморкаться в руку

    И во всем дурака валять.

    И не нужно мне лучшей удачи,

    Лишь забыться и слушать пургу,

    Оттого что без этих чудачеств

    Я прожить на земле не могу [23].

    Данное стихотворение пропитано депрессивным настроением поэта. В нем лирический герой решительно отказывается от любви как к городу, так и к далекой ему теперь деревне. Выход ему видится в бродяжничестве. Во время написания данного стихотворения Есенин находится за границей, мы можем заметить, как поэт теряет себя и как он почти готов отказаться от любви всей твоей жизни, от Родины.

    В 1923 году появляется стихотворение «Я усталым таким еще не был». Общая атмосфера произведения депрессивна и говорит о глубоком душевном кризисе автора. Выраженные в нем чувства и эмоции показывают трагедию человека, каждая строчка пронизана грустью. Прослеживается желание поэта переосмыслить свою жизнь и зацепиться за то, что согреет душу, но теплые чувства возникают только в ответ на воспоминания о родном крае и детских годах.

    В первой строфе стихотворения автор пишет от том, что он очень устал от всего, что его окружает, ему снится образ родного края и картины прошлой жизни.

    Я усталым таким еще не был

    В эту серую морозь и слизь

    Мне приснилось рязанское небо

    И моя непутевая жизнь [25].

    Во второй строфе поэт вспоминает через что он прошел, сколько женщин его любило, сколько сам поэт любил. Ни для кого не секрет, что Сергей Есенин был весьма популярен среди представительниц прекрасного пола

    Много женщин меня любило.

    Да и сам я любил не одну.

    Не от этого ль темная сила

    Приучила меня к вину.

    Далее поэт говорит о том, что он остался один, и что «пьяные ночи» теперь для него являются бесконечными. Он очень сильно от этого устал, но выхода нет, есть только печаль.

    Бесконечные пьяные ночи

    И в разгуле тоска не впервь!

    Не с того ли глаза мне точит

    Словно синие листья червь? [25]

    Весь остальной мир и происходящие с ним события – все стало серым для поэта:

    Не больна мне ничья измена,

    И не радует легкость побед,

    Тех волос золотое сено

    Превращается в серый цвет [25].

    В стихотворении наиболее важное место отведено образу родины и местам детства:

    Но и все ж отношусь я с поклоном

    К тем полям, что когда-то любил

    В те края, где я рос под кленом,

    Где резвился на желтой траве,

    Шлю привет воробьям и воронам

    И рыдающей в ночь сове [25].

    Стихотворение вошло в сборник «Москва кабацкая» и является пиком внутреннего напряжения поэта, которое настолько сильно, что переходит в апатию и равнодушие – состояние, когда становится неинтересным и ненужным то, что когда-то приносило радость и когда даже «не больна ничья измена». Произведение является отображением определенного жизненного рубежа поэта, этапа осмысления прожитой им жизни.

    Мы рассмотрели стихотворение из этапа, который носит название «Москва кабацкая». Как мы уже говорили ранее, в это время Есенин теряет себя, в стихотворении мы можем видеть всю трагичность его жизни. Он не знает, как жить дальше и пытается найти успокоение обратившись к образу родного края, но к сожалению, это безуспешно, и поэт сокрушается еще больше.

    В 1924 году стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями». В анализируемом стихотворении поэт так же раскрывает тему любви к малой родине. В контексте нее развивается идея о том, что память об отчем доме неподвластна времени. Произведение написано от первого лица. Это намекает на автобиографическую основу стихотворений максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

    В первых строфах лирический герой обращается к дому, говоря, что никогда не забудет его. Года, проведенные в низком доме, уже отзвучали, но родные просторы до сих пор напоминают о себе во снах. Постепенно лирический герой переключает свое внимание на природу отчего края.

    Низкий дом с голубыми ставнями,

    Не забыть мне тебя никогда, —

    Слишком были такими недавними

    Отзвучавшие в сумрак года.

    До сегодня еще мне снится

    Наше поле, луга и лес,

    Принакрытые сереньким ситцем

    Этих северных бедных небес [25].

    Ностальгия по детству подталкивает лирического героя к откровенному признанию. Он открыто говорит, что не готов вернуться в глушь и пропадать там, да и восхищаться уже не умеет.

    Восхищаться уж я не умею

    И пропасть не хотел бы в глуши,

    Но, наверно, навеки имею

    Нежность грустную русской души [25].

    В конце стихотворения лирический герой вновь обращается к образу родного края, говоря о том, что он не может избавиться от любви к нему, но любовь уже совсем другая, не такая, как была раньше. Если в начале стихотворения ситец был «серенький», то здесь он «дешевенький», что говорит о тотальном разочаровании поэта.

    Как бы я и хотел не любить,

    Все равно не могу научиться,

    И под этим дешевеньким ситцем

    Ты мила мне, родимая выть.

    Потому так и днями недавними

    Уж не юные веют года.

    Низкий дом с голубыми ставнями,

    Не забыть мне тебя никогда [25].

    В анализируемом нами стихотворении тема любви к родному дому сопровождается необыкновенным чувством признательности, благодарности за существующее прошлое и свежие воспоминания. Мечтательность, лирический настрой уносят поэта в то время, соприкасаясь с которым, Есенин черпает силы. Он всегда покорен любимым краем. Ощущение осязания природных явлений прошлых лет переносят его в настоящее. Есенин в мыслях вновь слышит знакомую песню, видит просторы той «глуши», куда вряд ли вернется. Из подобных эпизодов складывается общая картина родного села, которую так искренне любить и воспевает поэт.

    Последнее стихотворение, которое мы проанализируем в нашей курсовой работе это «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Оно было написано в 1925 году, на закате жизни Сергея Есенина. В период написания данного стихотворения поэт начал переосмысливать прошлую жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем. Строительство нового государства, глобальные изменения в истории России не могут не находить отражение в сердце Есенина, горячо любящего свою страну и привязанного к ней.

    В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая согревала его также как Русь:

    Спит ковыль. Равнина дорогая,

    И свинцовой свежести полынь.

    Никакая родина другая

    Не вольет мне в грудь мою теплынь [25].

    Во второй строфе поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

    Знать, у всех у нас такая участь.

    И, пожалуй, всякого спроси —

    Радуясь, свирепствуя и мучась,

    Хорошо живется на Руси [25].

    В третьей строфе мы видим, как шепчутся тополя, плачут вербы. Появляется образ журавля, что символизирует тоску. Автор говорит, что несмотря ни на что невозможно разлюбить родной край:

    Свет луны таинственный и длинный,

    Плачут вербы, шепчут тополя.

    Но никто под окрик журавлиный

    Не разлюбит отчие поля [25].

    В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете», но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Он рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами:

    И теперь, когда вот новым светом

    И моей коснулась жизнь судьбы,

    Все равно остался я поэтом

    Золотой бревёнчатой избы [25].

    Заканчивается стихотворение тем, что Есенин испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И в самом конце поэт говорит о том, что хочет спокойно умереть на любимой Родине:

    По ночам, прижавшись к изголовью,

    Вижу я, как сильного врага,

    Как чужая юность брызжет новью

    На мои поляны и луга.

    Но и все же, новью той теснимый,

    Я могу прочувственно пропеть:

    Дайте мне на родине любимой,

    Все любя, спокойно умереть! [25]

    Последние стихотворения, что мы проанализировали относятся к периоду под названием «Русь Советская». Есенин возвращается к той любви, что была с ним на протяжении всей его жизни, но любовь уже не такая сильная, как была. Он сталкивается с Советской деревней, которая во многом отличается от той далекой дореволюционной. Это было собственной внутренней трагедией Сергея Есенина, с которой он к великому сожалению, не смог справиться.

    Таким образом взяв за основу периодизацию Б. Розенфельда, проанализировав некоторые лирические произведения С. Есенина, мы можем с уверенностью сказать о том, что тему Родины он пронес через всю свою жизнь. Невозможно представить произведения Есенина без обращения к Родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. Прочитав его стихотворения можно понять, как сильна любовь Есенина к дорогим краям. Он остро чувствовал перемены России, все тревожные мысли по этому поводу отразились в его произведениях. Мы можем заметить, как менялось мировоззрение поэта и проследить то, как это отражается в его лирике. В начале творчества С. Есенина, в дореволюционном периоде, Родина у него «задумчивая и нежная», поэт вырос в деревне и очень трепетно к ней относился, что и отражалось в его лирических стихотворениях того времени. В революционном периоде творчества, в лирике поэт отражает свое отношение к революции. Изначально оно было положительным, Есенин воспринимал ее как эпоху великого духовного обновления. Но позже он замечает к чему приводит революция и не может смирится с этим. Наблюдается резкая смена настроения лирики поэта. В периоде «Москвы кабацкой» настроение лирических стихотворений становится мрачным, ведь все во что верил Есенин рушится, это подталкивает его на то, что он теряет себя и пропадает в «пьяном угаре». В этапе «Русь Советская», который является последним в творчестве поэта, он вновь обращается к Родине, он пишет о том, что хотел бы ее разлюбить, но никогда не сможет, а любовь, что есть у него сейчас совершенно другая. В его стихотворениях мы видим, как поэт восхищается своей Родиной, отдает ей свою любовь без остатка, описывает ее так словно она живая. При этом, даже когда Есенин полностью разочаровывается в окружающем его мире, он не отказывается от своей Родины. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение. Поэт словно черпал вдохновение обращаясь к теме Родины, словно это помогало ему жить дальше и справляться с трудностями, что встали на его пути.

    После ухода из жизни народного любимца, появляется термин «Есенинщина» [23], который получил известность не только в литературе, но и в общественной жизни. Есенинщина не столько совпадает с творчеством поэта, сколько с конкретным этапом его творчества – «Москва кабацкая». Мы знаем, что Есенин принадлежал к числу зажиточных и религиозных крестьян, который, как и вся молодежь того периода с особой болью и душевными переживаниями реагировала на «суровый Октябрь» [23], это прослеживается в следующих строках: «Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» [25], «Город, город, ты в схватке жестокой окрестил нас как падаль и мразь» [25]. Есенин же придал этому явлению определенную форму, он был «поэтическим идеологом» [23]. В быту это явление проявлялось созданием тайных группировок, учащихся рабфака и ВХУТЕМАСа – «Кабуки» и «Вольница» [25], которые в свое время привлекали внимание советской власти.

    Творчество поэта всегда было интересно людям, легкость и задушевность его стихотворений нашли отклик в сердце каждого. Но пик популярности Есенина наступил после его смерти в 1925 году. Интерес к его жизни и творчеству возникал у людей, что были далеки от литературы. После смерти поэта по стране прошел резкий скачек самоубийств среди молодёжи. Резкий всплеск суицидов на фоне смерти поэтов насторожил Советску власть. Власть дала этому определение «эффект Вертера» [23] и признала творческую деятельность Есенина упаднической и «не соответствующей идеям строительства социализма» [23]. Книги народного любимца изымались из всех библиотек, а с 1928 года и до смерти Сталина вовсе не переиздавались. Для предотвращения данного явления правительство пошло на крайние меры – все изъять, запретить и забыть, но народ помнил о поэте всегда. Таким образом, можно сделать вывод, что Сергей Есенин в своем творчестве отражал не только свое отношение к изменениям в стране, но и отношение своего народа в частности.
    1   2   3


    написать администратору сайта