признак. Курсовая работа по теме "Понятие государства" студент 5го курса Дневного бюджетного отделения
Скачать 139.5 Kb.
|
Российский государственный университет им. И. Канта Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Курсовая работа по теме: "Понятие государства" Выполнил: студент 5-го курса Дневного бюджетного отделения Грозный Дмитрий Андреевич Научный руководитель: Калининград 2010 Содержание: Введение Название государства Понимание государства в различных аспектах Государство как факт Государство как состояние Государство как народ Государство как властитель или власть Государство как естественный организм Государство как коллективное или союзное единство Государство как правовой феномен Государство как социологическая общность Понятие государства, на различных этапах его развития Современное понятие государства Заключение Список источников ВведениеВопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства — с Древнего Рима и Греции вплоть до наших дней.1 Не смотря на то, что в истории только один правовой акт, который содержал единственное международно-правовое определение государства, а точнее больше признаки. В Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств («Конвенции Монтевидео») 1933г, в ней сформулированы четыре признака государства:1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) собственное правительство, т. е. власть; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами. До сих пор нет точного, общепризнанного определения понятия "государство", поэтому одной из целью в курсовой работы будет дать более точное определение.2 Также одной из актуальности в написании курсовой работы на данную тему, является то, что она является единственным проектом в таком роде и довольно полно раскрывает и обобщает всю информацию по теме "понятие государство", тем самым, читатель не только пополнит свои знания, но и сам сможет прийти к собственному выводу о таком сложном понятии "государство". Название государства История терминологии каждой науки тесно связана с историей самой науки. Существует непрерывающееся взаимодействие между словом и его значением. Слово нередко указывало путь всей науки народа или эпохи.1 У греков государство называлось πόλις и было, таким образом, тождественно с городом — одно из главных оснований того, что греческая наука о государстве, оставаясь на почве государства-города, никогда не умела охватить государства-земли. Когда говорят о государствах с обширной территорией, их обозначают как совокупность обитателей, но название, которое выражало бы отношение жителей к территории, никогда не приобретало более широкого значения. Но и о "πόλις" нередко выражаются таким же образом; афиняне, фивяне, коринфяне совершенно отождествляются с их государствами. Объективно, как обозначение признака, общего какому-либо народу, государство называют τό κοινον. Во всех этих представлениях вещный элемент далеко отступает перед личным. Гражданская община тождественна с государством. Публично-правовое положение индивида никогда не обусловливается поэтому принадлежностью к стране, а всегда только принадлежностью к членам гражданской общины или зависимостью от нее.2 Римская политическая терминология принадлежит к тому же типу. Государство есть civitas, община полноправных граждан, или res publica, общее всему народу, соответственно греческому τό κοινον. Италия и провинции первоначально суть только союзники города и зависимые от него области. Из города Рима вырастает, однако, величайшее государство древности. Это превращение римская терминология сумела отразить лишь несовершенно, отождествив власть правительства с римским государством и превратив, таким образом, res publica в imperium. 3 Эволюция государственных отношений в германском мире точно отражается в языке. Немецкое "Reich", соответствующее латинскому "regnum", и производным "regne", "regno", "reign", означает первоначально господство, и именно княжеское. То же относится к происшедшим от латинского "imperium" выражениям "imperio", "empire". Общего термина, который обнимал бы как монархии, так и республики, не существует, тем более что государственно-научная литература на местных языках появляется лишь в XVI в. Кроме того, упомянутые названия применяются лишь к более значительным государствам. В латинской литературе употребляются и древнеримские термины, причем, однако, civitas по общему правилу означает городское государство. 1 Резкую противоположность античному воззрению составляет обычное в средневековой терминологии для обозначения государства название земля, terre, terra. Перемещая центр тяжести государства в его территориальный элемент, оно находится в соответствии с историческим фактом значительного преобладания в ту эпоху негородских государств и с тем значением, которое прибрела земля как основа политической силы. Хотя этот термин применим и к крупным, и к мелким государствам, ему недостает, однако, полной определенности, так как, с одной стороны, он не обнимает городских государств, а с другой — им обозначаются также негосударственные образования, местности и провинции. Этот термин не потерял до сих пор своего значения. В Германии официально употребляют термин «земские законы» (Landesgesetze), а в науке для обозначения права членов союзного государства получило право гражданства выражение "Landesstaatsrecht". Термин «ландтаг» для обозначения палат еще напоминает о старом территориальном государственном праве. В Венгрии немецкое издание венгерских законов также официально называется Landesgesetzsammlung.2 Потребность в общем, обнимающем все государственные образования, современном термине впервые получила удовлетворение в Италии. К разнообразным итальянским государствам не подходили названия regno, imperio, terra, как и слово citta не передавало государственного характера Венеции, Флоренции, Генуи, Пизы. Из имевшего многочисленные значения слова stato, первоначально присоединяемого к названию города (stato di Firenze и т. д.), образуется затем совершенно отвлеченный термин, применимый ко всякому государству, будь то монархия или республика, крупное или мелкое, городское или сельское государство. Якоб Буркхардт полагает, что первоначально lo stato назывались правители вместе с их приближенными, и затем это название узурпировало значение всей территории как целого. 1 В течение XVI и XVII столетий, этот термин проникает затем во французский, английский и немецкий язык. Во Франции еще Боден (1576) употребляет для обозначения государства слово republique, estat же означает у него определенную форму государства, почему он и говорит об estat aristocratique и populaire, но несколько десятилетий спустя Loyseau употребляет уже слово estat в том же широком значении, как Макиавелли соответственное итальянское слово. В Германии значение status долгое время остается неопределенным. В начале XVII столетия впервые начинают говорить о status reipubli-сае, в смысле «весь status», т. е. «общее состояние всех дел страны» в противоположность «штату» придворному, военному и т. д. (Hof-staat, Kriegsstaat и т. д.). Впоследствии говорят также о status pub-licus. Терминология еще долго, однако, остается весьма неопределенной, и тем же словом означается двор, или палата князя. Лишь в течение XVIII в. термин, под влиянием государственно-научной литературы, консолидируется таким образом, что без дальнейших определений означает все политическое целое. Процесс завершается лишь в последние десятилетия XVIII в. в соответствии с проникающим в общее сознание превращением территорий в государства. Слово «государство» имеет еще, однако, двойственное значение, следы которого можно проследить вплоть до настоящего времени. Staat'ом называется также провинция или область с особым устройством. В этом смысле официально говорят о королевско-прусских штатах как землях одного князя, являющегося в то же время королем Пруссии. Еще теперь прусские законы обнародуются в «Собрании узаконений королевско-прусских государств» (Gesetz-Sammlung fur die Koniglichen Preussischen Staaten).1 Точно так же в Австрии, в патенте 11 августа 1804 г., которым Франц II принял титул наследственного австрийского императора, говорится о «нераздельном владении нашими независимыми королевствами и государствами» и о «наших королевствах и других государствах», что на современном официальном языке означает не что иное, как «королевства и земли», как это ясно видно из дальнейшего обозначения германских наследственных земель (Erblande), входивших еще тогда в состав Германской империи, «наследственными государствами»: «государство» употреблено здесь в том же значении, в каком оно употребляется в Пруссии. То место патента, где говорится о «союзном австрийском корпусе государств» (Staatenkorper), отнюдь не представляет поэтому признания австрийских земель государствами.2 В акте отречения Франца II от 6 августа 1806 г. император объявляет, что он впредь будет управлять своими германскими «провинциями и имперскими землями» «в их соединении со всем австрийским государственным корпусом» как император Австрии. Какие бы то ни были государственно-правовые выводы из всех этих обозначений следует признать совершенно недопустимыми. Но характерно, что даже обе германские великие державы вплоть до распадения империи не знали в своей официальной терминологии строго отграниченного понятия государства . Рядом с «государством» и теперь еще для обозначения политического общения употребляются и другие названия. Во внешних отношениях государство называется державой. Macht, puissance, po-tenza, power — выражения, обычные в дипломатическом языке. Под влиянием античного словоупотребления — именно через посредство jus gentium — для обозначения государства употребляется также слово «народ» (Volk, nation, nazione).1 Немецкое Volkerrecht и изобретенный Бентамом термин «интернациональное (международное) право» означают право, нормирующее отношения между государствами. Последний термин особенно неточен и может вводить в заблуждение. Вернее было бы-вместо jus inter gentes или nationes говорить о межгосударственном праве. Но терминология не всегда следует логике. В научном же отношении ни один термин не представляет таких удобств, как термин «государство», настолько уже отвлеченный, что с ним не связываются более какие-либо побочные представления, которые делали бы его двусмысленным и потому неудобным.2 А само слово "Государство" в русском языке происходит от русского слова "государь", являющегося сокращением славянского слова “господарь”. В этих словах содержатся два смысла: хозяина и верховной власти. Например, в современных чешском и словацком языках, “господарство” значит "экономика" , “хозяйство”.3 Понимание государства в разных аспектах. Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно дать грамотное, квалифицированное определение. Так, например, термин "Государство" иногда используется в самом широком смысле, а именно: "для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества". Нередко же он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также — нации или территории, на которой проживает население той или иной страны"1. Поэтому предлагаю рассмотреть понимание государства в разных аспектах: - Государство как факт - Государство как состояние - Государство как народ - Государство как властитель или власть - Государство как естественный организм - Государство как коллективное или союзное единство - Государство как правовой феномен - Государство как социологическая общность Государство как факт. Государство есть нечто фактически данное, т. е. не абстракция, не простой продукт мышления. Учение о реальности государства еще ничего не говорит нам о том, каковы те факты, которые называются государствами, физического они характера, или психологического, или того и другого, и следует ли представлять себе государство как субстанцию или явление. Одним из подвидов этого учения является теория естественного бытия государства, которая представляется уже несколько более определенной, поскольку она противополагает юридическую сторону государства его естественному бытию. Это естественное бытие по общему правилу представляют себе, однако, как объективное, развивающееся лишь в мире внешних объектов, но не во внутреннем мире человеческих индивидов; эта теория страдает поэтому той же неясностью и поверхностностью, как и теории, рассматривающие государство как факт.2 Государство как состояние. Здесь рассмотрим государство как состояние, а именно состояние властвования . Более подробно этот феномен рассматривает теория, конструирующая государство как отношение властвования. В рассматриваемой теории, состояние в действительности представляется бесконечным множеством волевых отношений, которые никогда не суть что-либо только объективное, что оно не есть нечто конкретное, а является абстракций из бесчисленных индивидуализированных волевых отношений. Однако, по отношению к государству имеется определённое необозримое множество стоящих рядом друг с другом и следующих друг за другом отношений властвования: сколько людей, подчиненных власти, столько состояний властвования, и даже отношение одного властвующего к одному подвластному индивидууму собственно состоит из целого ряда отдельных проявлений власти. В связи с этим можно говорить об одном целом, то есть можно сказать, что при объединении множество волевых властных отношений, нам и представляется государство.1 Государство как народ. Государство тождественно с составляющими его людьми, — кажется с первого взгляда едва ли не само собою понятным, поэтому отождествление государства и народа относится к древнейшим теориям государства. Оно положено в основу воззрений, популярных у народов древности; оно играет значительную роль в средневековом учении о государстве, причем народ нередко рассматривается как источник всякой государственной организации. На нем основано затем новейшее учение о народном суверенитете. Влияние такого отождествления сказывается еще в новейшее время в учении о рои-voir constituant, согласно которому полномочия государственной власти могут исходить только от народа, в котором все функции этой власти уже заключаются в потенциальном состоянии.2 Государство и народ объединяет, то что воля народа это и есть воля государства. Следовательно государство и народ тождественны. Государство как властитель или власть. Наиболее резко это отождествление государства с властителем выражено у Гоббса, по которому договор об основании государства подчиняет объединенный в силу этого договора народ князю или властвующей коллегии, вследствие чего общая воля переносится на властителя. Гоббс хотя и признает государство коллективным лицом, но последнее является лишь внешним объектом, на котором осуществляется власть правителя. Вся государственная сила и все публичное право сосредоточиваются в руках власти. Французская теория абсолютизма, как ее формулировал Bossuet, высказывает прямо, что все государство заключено в лице властителя, растворяя таким образом народ в князе и тем превращая последнего в неземное существо. В XIX столетии L. v. Hatterпервый выставил эту теорию в обновленное виде, утверждая, что князь даже во времени предшествует государству и что народ есть создание князя. В новейшее же время старая теория государства как властителя вновь была выдвинута, чтобы обосновать реалистическое воззрение о государстве.1 Государство как естественный организм. Данное представлении о государстве нам говорит органическая теория государства. И данная теория рассматривает государство как органическое образование в физическом смысле, имеющее свое самодовлеющее, независимое от индивидов и управляемое естественными законами. Сюда должны быть отнесены и те учения, которые хотя и оттеняют духовно-нравственную сторону государства, но, однако, придают ему и внешний образ по аналогии с естественным организмом. В частности, сюда относятся антропоморфические теории, рассматривающие, по примеру Платона, государство как человека в увеличенном размере. Все эксцессы, в которых упрекали органическое учение о государстве, проистекают из этого грубочувственного представления об организме. Критически оно должно быть рассмотрено не отдельно, а в связи со всем органическим учением о государстве.1 Государство как коллективное или союзное единство. Что государство представляет длящийся, единый союз людей и есть поэтому общность, (Gemeinwesen), — утверждалось уже издавна. Категории, через посредство которых выработалось это представление, — Koivcovia, societas, respublica, coetus — являются вес продуктом античного мышления. В древности исследуются, однако, существенно лишь цели союза; вопрос о структуре союза — если не говорить об органологических аналогиях — отступает совершенно на задний план. В общем, однако, естественное право мыслит людей в государстве как "unio", т. е. объединение многих в одно единое целое.2 Идея коллективного единства, более или менее ясно выраженная, положена в основу воззрений большинства новейших государствоведов о социальной природе государства.3 Но наиболее подробно разработал теорию коллективного единства Gierke. По его теории государство является союзом, объединенным прочной организацией и длящейся целью, отличным от отдельных индивидов единством, которое несмотря на то существует только во множестве индивидов и через посредство этого множества. Затем различие между общностью и юридическим лицом ясно проведено у Bernatzik'а, признающего общность возможным субстратом юридического лица . Далее, Нае-nelотличает государство как корпоративный союз от государства как юридического лица. Единство корпоративного союза имеет, по НаепеГю, особый характер. «Оно состоит только в том, что множество человеческих индивидов духовно связаны общей целью и эта духовная связь, которая сама по себе служит лишь выражением тождественного содержания воли участников, приобретает реальность через посредство воли руководящих органов и подчиняющихся членов».1 Государство как правовой феномен. Государство может рассматриваться исключительно с "чисто юридических позиций". Оно может представляться как юридическое лицо, "правовой феномен", как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом "лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком,". В силу этого с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка. Государство при этом выглядит не иначе, как "такой образ действий и порядок поведения людей, которые мы обычно называем правовым порядком".2 При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что "отношения между ними и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом". Это означает, по мнению Г. Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть как и индивид "в своем поведении и действиях связано правом".3 Государство как социологическая общность. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая "социологическая общность", "социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности". Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, "не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правительства. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством".1 Рассмотрев государство в разных аспектах, мы все же не можем дать идеальное определение, т.к. есть и положительные и отрицательные качества. Так например, если рассматривать государство как властитель, то со смертью каждого данного властителя перестает существовать и государство. Рассматривая государство как народ, можно сказать, что зачастую воля народа не совпадает с волей государства. Следовательно, государство это не есть народ. Также можно найти и в отношении других аспектах. И все же, изучая государство в разных аспектах, мы можем найти ту самую сущность государства, которая обществу будет ближе всего. Понятие государства, на различных этапах его развития. Определения государства мы встречаем уже у мыслителей древнейших времен. Так, например, Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство — это средство, обеспечивающее политическую жизнь народа), также он определял государство как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих."1. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, Кант считал, что государство — это объединение людей, подчиненных правовым законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». Со временем характеристики государства углублялись, становились более широкими и точными.2 Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли определял государство через "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов".1 Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".2 Известный английский философ XVI века Томас Гоббс — сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализации естественных прав определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".3 Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представлял государство как "общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы", то есть большинства граждан, "входящих в государство". Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.4 По-разному определялось государство и другими авторами — юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе оно определялось, например, в одних случаях как "организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль). В других — как "союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием" (Н. Аретин). В третьих же случаях государство рассматривалось как "естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович).1 В российской литературе разных периодов можно найти также различные определения, в соответствии с которыми государство как "объективный факт нашей планеты" представляется, например, в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни..." (А. Паршин). Государство определяется и как "организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенною волею, достойными и мужественными поступками" (И. Ильин)2. Оно рассматривается также как "союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти" (И. Хвостов); как объединение людей, "властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и т. д.3 Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал, что государство — это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми4. В этом определении видится развитие понятия государства, высказанного еще Цицероном. Близко к этому и определение государства, данное русским юристом В.М. Хвостовым: государство — одна из форм человеческого общения, один из видов общественных союзов; государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной власти.1 Весьма оригинальным и непохожим на многие определения государства в российской дореволюционной литературе было определение, предложенное Б.А. Кистяковским: государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не зависимой властью.2 И конечно же, наш Владимир Владимирович Путин, говорил: «Государство — это не нянька. Государство — это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов3» Современное понятие государства. В настоящее время существует 193 государства, признанных большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена.1 Так ли это на самом деле? Кто считает, что государство, а что нет? ООН? ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. Тогда как же быть? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны рассмотреть полное определение государства в современной науке. И так, В.Н. Хропанюк: "государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом." 2 С. С. Алексеев: "государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны."3 А.Б. Венгеров: "государство - это властно-политически организованное общество, как ассоциация множества людей, подчиненных правовым законам, целостность которой создается публично-властными структурами, олицетворенными в соответствующих государственно-правовых институтах и отношениях."1 Но для представления государства достаточно лишь говорить об обязательных элементах государства: 1) народонаселении, в наши дни, как правило, составляющем нацию, 2) обособленной территории, 3) публичной власти, которой подчиняется это население, которая распространяется на эту территорию, -собственно, государственной власти.2 Также, под государством понимают аппарат государственной власти, государственный аппарат—политическое руководство (верховную, высшую власть), чиновничество, армию, полицию, суды и пр. Это, если угодно, государство в узком смысле. В конце концов, история любого государства есть в первую очередь история государственной власти. Однако эти определения нуждаются в принципиальном дополнении. Ведь регион или муниципалитет также можно описать как совокупность населения, территории и публичной власти. При этом государствами они не являются, поскольку их жители—граждане (подданные) государства, их территории — составные части территории государства, а их власти так или иначе подчинены государственной власти. Возникает объективная необходимость дополнить описание государства указанием на его суверенитет, т. е. согласно классическим определениям на его независимость, самостоятельность во внешних и внутренних делах и верховенство в собственных пределах. В отличие от любой другой власти, распространяющейся на те или иные территории внутри государства, на тех или иных жителей и (или) их коллективы, государственная власть суверенна.1 Таким образом, получается, что суверенитет делает государство государством. Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно современным представлениям государство либо учреждено его населением—нацией, либо им «переформатировано» по итогам революции, освободительной войны, реформ и что именно нация является носителем суверенитета, сувереном, источником и носителем власти. Нация реализует суверенитет на выборах, референдумах и т.п., и государственный аппарат в принципе подчинен и подотчетен ей.2 Выдающийся критик самой идеи суверенитета Жак Маритен писал о трех его очевидных значениях:3 1) государство обладает абсолютной независимостью по отношению к другим государствам, никакой «международный закон» не может быть воспринят непротиворечивым образом; 2) государство принимает не подлежащие обжалованию решения, обладая «абсолютно высшей властью» («И эта абсолютная власть суверенного государства... над народом тем более неоспорима, что государство принимают за... персонификацию самого народа»); 3) государство реализует власть неподотчетно. Спорить с маритеновскими определениями бессмысленно. Он лишь последовательно развил классические определения Жана Бодена и Жан-Жака Руссо. Получается, что нужно либо объявлять суверенитет фикцией, фетишем, либо выделять формальный суверенитет, то есть декларацию, соответствующую теоретическому понятию, нормативно закрепленную и оформленную, признанную международным сообществом, и фактический суверенитет. О фактическом суверенитете следует говорить как о претензии. Претензии политической организации на независимость, самостоятельность во внешних и внутренних делах и территориальное верховенство, признаваемой другими политическими организациями с аналогичными претензиями. Претензии, подтверждаемой наличием власти, которую поддерживает население, которая контролирует заявляемую территорию и эффективно управляет ею. Претензии, которая в полном (т. е. в описанном в теории) объеме никогда не реализуется и реализоваться не может, однако все равно должна отстаиваться всеми возможными и допустимыми способами. Претензии, выражающейся в том числе в провозглашении формального суверенитета и позволяющей добиться его официального признания. Претензии, в итоге дающей ту или иную степень автономии, т.е. ограниченной независимости, самостоятельности и верховенства.1 Из сказанного следует, что можно быть формально суверенным, а фактически несуверенным, и значит, формально считаться государством, а фактически таковым не являться. Единые всеохватывающие критерии здесь сформулировать трудно. Хотя, по-моему, никак не может идти речи о фактическом суверенитете, когда государство из-за своей бедности, интеллектуальной, технологической и инфраструктурной отсталости и т.д. пребывает в политической и экономической зависимости от других государств, международных организаций или транснациональных корпораций, а также когда значительная часть государственной территории оккупирована либо реально контролируется повстанцами или криминальными группировками. Можно использовать специальное понятие failed state («неудавшееся государство» или «государство-неудачник»). Под него подпадают многие африканские страны, в первую очередь Сомали, от которого осталось буквально одно название. Невозможно говорить о государстве и в случае принудительного ограничения суверенитета согласно Уставу Организации Объединенных Наций, в частности, в ответ на развязывание войны или с целью ликвидации угрозы миру. Государство до тех пор действительно государство, пока оно во внутренних делах эффективно подавляет все конкурирующие силы, а во внешних - утверждает себя в качестве равноправного конкурента. Именно эта претензия при ее признании и реализации в границах возможного и допустимого позволяет однозначно отличить государство от любой другой политической организации. Нельзя не отметить, что самый надежный способ претендовать на суверенитет - всячески вмешиваться в дела других государств (других политических организаций, претендующих на суверенитет), навязывать им свою волю. Тех, кто делает это систематически, и тем более тех, кто имеет «сателлитов», «клиентов», именуют державами. Те державы, которым удается диктовать другим державам, называют сверхдержавами. Впрочем, для международного права и для права вообще, разумеется, имеет значение только формальный государственный статус, только формальный суверенитет. По сути, право не интересует, является ли государство таковым в реальности, его интересует только то, что официально оно признается государством другими государствами. Единственное международно-правовое определение государства содержится в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств («Конвенции Монтевидео») 1933 г- Точнее, в ней сформулированы четыре признака государства:1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) собственное правительство, т. е. власть; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами. 1 Последний признак толкуется как наличие официального признания государства другими государствами. Обычное международное право в данном вопросе склоняется считать «квалифицирующим» признаком членство в ООН. В неофициальном разъяснении ООН о вступлении в нее в качестве государства-члена говорится: «Признание нового государства или правительства—это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения». ООН не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. 2 Являясь организацией независимых государств, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства». Однако именно принятие в ООН окончательно конституирует формальный государственный статус, формальный суверенитет. Известны случаи, когда территориальные образования суверенные фактически, не будучи формально суверенными, успешно претендуют на суверенитет, провозгласили его официально, но по тем или иным причинам не допускаются в ООН, не получили официального признания со стороны других государств или же признаются только некоторыми. Их и называют «непризнанными государствами» (Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия и пр.). Большинство из них—реально состоявшиеся государства8. Также нужно отметить, что в мире были и есть «несуверенные государства» —частично «делегирующие» свой формальный суверенитет другим государствам (во внешних, оборонных, судебных делах). Это либо мелкие европейские государства (Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино), либо бывшие колониальные владения Британской империи (Сент-Киттс и Невис и др.) и подопечные территории США (Микронезия, Маршалловы Острова и др.). И так, без суверенитета и влияния других стран в нашем современном мире, государство не может быть таковым. А равно такому государству должно быть присуще другое название, которое будет отражать реальный статус на "международной арене". Заключение Обозревая в заключение всю совокупность теории об определении государства, мы приходим к следующим результатам. Все попытки объяснить определение понятия "государство" не имеют однозначного ответа. Возможно, это связано с различным этапом развития государства, или выделение в понятии свою сущность государства, которая по мнению автора имеет более важное значение, или все же это зависит от сложности построения геополитической карты, которая объясняет необходимость в создании конфедераций, тем самым отдаляется смысл в необходимости применения понятия "государство". Но можно сказать одно, что вместе с научном прогрессом, мы получаем более полное, объективное, грамотное определение, которое отражает всю реальность современного мира. Данная работа достаточно информационно содержательна, что позволило мне не только по рассуждать на эту тему, но и узнать много нового и интересного, тем самым суть курсовой работы, с точки зрения образовательного процесса, оправданна полностью. Список источников Учебные пособия и статьи журналов: Бабурин С. Н. Общая теория государства и права. Том 1. Москва, 2002., С. 86-92. Баранов П. П. Теория государства и права. Ростов, 2007., С. 28-29. 340 Б241 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 2004., С. 149-154, 158-177. 340 Е523 Иванов В. К критике современной теории государства. Москва, 2008., С. 268-275. 321 м201 Радько Т. Н. Теория государства и права. Москва, 2004., С. 69-73. 340 Р159 Интернет источники: www.voluntary.ru www.ru.wikipedia.org Студент 5 курса, ДБО, 2 группы, юридического факультета РГУ им. И. Канта. _________Грозный Д.А. 24.01.2010 1 Бабурин С. Н. Общая теория государства и права. Том 1. Москва, 2002., С. 87 2 Иванов В. К критике современной теории государства. Москва, 2008., С. 268. 1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 2004., С. 149. 2 Там же. С. 149. 3 Там же. С. 150. 1 Там же. С. 150. 2 Там же. С. 151. 1 Там же. С. 151. 1 Там же. С. 152. 2 Там же. С. 153. 1 Там же. С. 153. 2 Там же. С. 154. 3 http://voluntary.ru/dictionary/593/word/%C3%CE%D1%D3%C4%C0%D0%D1%D2%C2%CE 1 Бабурин С. Н. Общая теория государства и права. Том 1. Москва, 2002., С. 87. 2 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 2004., С. 149. 1 Там же. С. 160. 2 Там же. С. 162. 1 Там же. С. 163. 1 Там же. С. 165. 2 Там же. С. 174. 3 Там же. С. 174. 1 Там же. С. 175. 2 Бабурин С. Н. Общая теория государства и права. Том 1. Москва, 2002., С. 88. 3 Там же. С. 88. 1 Там же. С. 88. 1 Радько Т. Н. Теория государства и права. Москва, 2004., С. 70. 2 Там же. С. 70. 1 Бабурин С. Н. Общая теория государства и права. Том 1. Москва, 2002., С. 90. 2 Там же. С. 90. 3 Там же. С. 91. 4 Там же. С. 91. 1 Там же. С. 91. 2 Ильин И. Путь к очевидности. Москва, 1993., С. 260. 3 Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права. Москва, 1917., С. 22. 4 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894., С. 8-15. 1 Хвостов В.М. Общая теория права. СПб., 1914., С. 8-15. 2 Кистяковский Б.А. Социальная наука и право. Москва, 1916., С. 411-412. 3 „Путина просят подумать о свободах и Ходорковском“ „Русская служба Би-би-си“ от 13 июля 2006 г 1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_государств 2 Баранов П. П. Теория государства и права. Ростов, 2007., С. 28. 3 Там же. С. 28. 1 Там же. С. 28. 2 Иванов В. К критике современной теории государства. Москва, 2008., С. 268. 1 Там же. С. 269. 2 Там же. С. 270. 3 Там же. С. 271. 1 Там же. С. 272. 1 Там же. С. 273. 2 Там же. С. 274. |