Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ О.КОНТА – ЕЁ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ

  • МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Курсовая работа Социология. Позитивистская концепция О.Конта - ее преемственность и развитие. Курсовая работа позитивистская концепция о. Конта её преемственность и развитие


    Скачать 333.81 Kb.
    НазваниеКурсовая работа позитивистская концепция о. Конта её преемственность и развитие
    АнкорКурсовая работа Социология
    Дата16.10.2022
    Размер333.81 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПозитивистская концепция О.Конта - ее преемственность и развитие.pdf
    ТипКурсовая
    #736670

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
    (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
    Кафедра социологии
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ О.КОНТА – ЕЁ
    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ
    Дисциплина: История социологии
    Ф.И.О студента: Шпулинг Мария Дмитриевна
    Направление: 39.03.01 Социология
    Направленность (профиль): Социология экономики и маркетинга
    Номер группы: СЦ12
    Номер зачетной книжки: 213379
    Проверил: Ровбель Светлана Владимировна, канд. экон. наук, доцент
    Новосибирск 2022

    2
    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
    (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
    Кафедра социологии
    ЗАЯВЛЕНИЕ
    о самостоятельном характере выполненной работы
    Я, Шпулинг Мария Дмитриевна, студент(ка) группы СЦ12, направления подготовки 39.03.01
    Социология направленности (профиля) Социология экономики и маркетинга, заявляю, что в моей курсовой работе, выполненной на тему «Позитивистская концепция О.Конта – её преемственность и развитие» не содержится элементов плагиата.
    Все заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищенных ранее письменных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.
    6 октября 2022 г.
    М.Д. Шпулинг
    Результаты проверки в системе «Антиплагиат»
    Доля авторского текста (оригинальности) в результате автоматизированной проверки составила процент оригинальности
    %.
    Руководитель курсовой работы кандидат экономических наук, доцент Ровбель Светлана
    Владимировна
    Место для ввода даты.

    3
    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
    (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
    Кафедра социологии
    ЗАДАНИЕ
    на
    курсовую работу
    Тема:
    «Позитивистская концепция О.Конта – её преемственность и развитие»
    ФИО студента:
    Шпулинг Мария Дмитриевна
    Группа:
    СЦ12
    Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график
    № п/п
    Наименование вопросов, подлежащих разработке (этапы работы)
    Срок выполнения
    1
    Позитивистская социология О. Конта
    20.09.2022 2
    Позитивизм как методологическая основа социологии О. Конта
    20.09.2022 3
    Предмет и объект социологии, методы ее исследования в концепции О. Конта
    21.09.2022 4
    Структура социологии в концепции О. Конта
    24.09.2022 5
    Учение о социальной статике
    25.09.2022 6
    Учение о социальной динамике
    25.09.2022 7
    Значение идей О. Конта в истории социологии
    30.09.2022 8
    Характеристика позитивизма О. Конта А.С. Лаппо-Данилевским
    03.10.2022 9
    Развитие идей О. Конта в мировой социологии
    05.10.2022
    Дата выдачи задания 18 апреля 2022 г.
    Срок сдачи работы 6 октября 2022 г.
    Руководитель
    С.В. Ровбель
    Задание получил студент
    М.Д. Шпулинг

    4
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 5 1 Позитивистская социология О. Конта ................................................................ 8 1.1 Позитивизм как методологическая основа социологии О. Конта ............. 8 1.2 Предмет и объект социологии, методы ее исследования в концепции О.
    Конта........................................................................................................................ 10 2 Структура социологии в концепции О. Конта ................................................. 13 2.1 Учение о социальной статике ...................................................................... 13 2.2 Учение о социальной динамике .................................................................. 15 3 Значение идей О. Конта в истории социологии .............................................. 20 3.1 Характеристика позитивизма О. Конта А.С. Лаппо-Данилевским ......... 20 3.2 Развитие идей О. Конта в мировой социологии ........................................ 21
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 24
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................... 27

    5
    ВВЕДЕНИЕ
    Уже в первой половине девятнадцатого века можно было наблюдать зарождение важного философского направления — позитивизма. Это направление ориентируется прежде всего на познание мира через эмпирический опыт; следовательно, можно рассматривать мир как мир явлений (что напоминает концепцию Канта). Родоначальником этого направления можно считать французского математика Огюста Конта, который также входит в число основоположников социологии. Курс позитивной философии часто называют его основной работой.
    Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в эпоху быстрых изменений в научной и технологических сферах нашей жизни важно обратиться к истокам научной философии, проанализировать на каких принципах она строилась, изучить философские труды Огюста Конта.
    Кроме того, неопределённость нравственных ориентиров и целей побуждают обратиться к классикам науки об обществе. Конт является основателем позитивной философии, переросшей в социологию, науку, на основании которой западный мир построил систему ценностей.
    Однако
    проблематика данного исследования заключается в противоречиях теории Конта. Например, Конт, как бы предполагает, что человечество развивается как единое целое, тогда как в действительности народы живут и умирают, проходя различные фазы развития, часто не оказывая влияния друг на друга или оказывая незначительное влияние.
    Целью данной работы является анализ позитивистской концепции О.
    Конта, выделив ее преемственность и развитие.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    1) рассмотреть позитивистскую социологию О. Конта;
    2) исследовать структуру социологии в концепции О. Конта;
    3) определить значение идей О. Конта в истории социологии.
    Объектом данной работы является теория позитивизма О. Конта.

    6
    Предмет исследования – теоретическая сущность и особенности позитивизма О. Конта.
    Методы исследования:
    Теоретические:
    1) сбор, анализ и синтез информации;
    2) классификация.
    Специальные методы исследования:
    3) благодаря контент-анализу в работе были проанализированы различные данные (монографии, научные статьи и т.п.), что помогло конкретизировать проблему исследования и глубже ее осмыслить.
    Степень изученности темы. Исследуемому периоду и тематике в целом посвящено значительное количество научных работ. Среди авторов можно выделить исследования
    Л.И. Гимадиева, А.В. Курамшев, А. Лаппо-Данилевский,
    А.В. Малинов, А.О. Милых и т.п.
    Например,
    А.И. Корсаков писал, что Конт утверждал, что основной формой социологического исследования и теоретизирования должен быть позитивизм, и пытался построить натуралистическую социальную науку, сравнимую с естественными науками. Согласно позитивизму Конта, социальный мир зависит от абстрактных законов, которые показывают его основные черты и объясняют отношения между этими чертами, и эти законы интерпретируются через объективно собранные данные, которым можно верить. Когда Конт использовал термин «позитивный», он заявил, что научные исследования должны иметь дело только с тем, что реально, точно, полезно, конструктивно, а не с воображаемыми, пустыми, двусмысленными, деструктивными вопросами.
    Эта новая разработанная «позитивная философия» направлена на обнаружение конструктивной, надежной и полезной информации, которая станет основой для улучшения общества. Философия Конта — это консервативная философия, которая стремится реконструировать общественный порядок посредством научного анализа.

    7
    Две основные цели Конта с юности заключались в улучшении общества и синтезе научных знаний. Для улучшения общества необходима социальная реформа, благодаря этой реформе вместо теологического мышления будет популяризироваться позитивистское поведение. Реализация этой реформы будет возможна только при развитии науки. С этой точки зрения, по Конту, задача социологии состоит в том, чтобы научно предсказать социальные проблемы, тем самым дав возможность избежать этих проблем, и таким образом реорганизовать общество и укрепить порядок. Таким образом, наука будет решать проблемы в обществе, которые не может решить политика, а если есть проблемы, которые наука не может решить, то она, по крайней мере, докажет, что эта проблема не может быть решена в соответствии с законами природы; таким образом, беспокойство людей перед лицом этой проблемы уменьшится.
    Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

    8
    1
    Позитивистская социология О. Конта
    1.1
    Позитивизм как методологическая основа социологии О. Конта
    Важнейшим теоретическим и методологическим принципом познания в трудах классиков социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, И. Вебера
    – является позитивизм [22].
    Позитивизм описывает подход к изучению общества, который специально использует научные данные, такие как эксперименты, статистика и качественные результаты, чтобы выявить истину о том, как общество работает и функционирует. Он основан на предположении, что можно наблюдать социальную жизнь и устанавливать надежные, достоверные знания о том, как она работает. Таким образом, можно сказать, что в общих чертах позитивизм означает то, что можно объяснить экспериментально, а не спекулятивно, наблюдать. Соответственно, позитивизм утверждает, что наука должна иметь дело только с наблюдаемыми величинами, которые могут быть познаны непосредственно посредством экспериментов.
    Стоит отметить, что родоначальник европейского позитивизма французский социолог О. Конт устранял антиномии научного и ненаучного, истинного и ложного, вводил понятие относительности истины. Крепнувший позитивизм отвергал традиционную философию (метафизику) с её поисками универсальных начал и причин, моделируемых разумом. А. Конт употреблял термин «позитивный» в значении конструктивного, недеструктивного
    «негативного». Этим заявлением Конт утверждал, что все философии до установленной им системы были деструктивными и негативными, но его система была конструктивной и позитивной, потому что они занимались метафизикой в том смысле, что она выходит за пределы опыта [18].
    Конт был заинтересован в создании теорий, которые он мог бы проверить, с главной целью улучшения нашего мира. Он хотел открыть естественные законы, которые могли бы быть применены к обществу, и он верил, что

    9 естественные науки, такие как биология и физика, были ступенькой в развитии социальных наук. Он считал, что подобно тому, как гравитация является истиной в физическом мире, аналогичные универсальные законы могут быть открыты и в отношении общества.
    Кроме того, стоит отметить, что он выделил несколько принципов позитивизма [25]:
    1) логика исследования одинакова во всех отраслях науки, необходимо построение общих законов или теорий, отражающих отношения между явлениями (номотетический метод);
    2) цель исследования – объяснить, предсказать и открыть;
    3) исследование должно наблюдаться эмпирически;
    4) наука — это не то же самое, что здравый смысл;
    5) наука должна быть оценена логикой и оставаться свободной от ценностей; социально-структурные объяснения более подходят, чем те, что относятся к намерениям и мотивам человека.
    Конта особенно вдохновлял Ф. Бэкон. Суть его философии заключается в принятии фактов и изучении их взаимосвязей. Этот исследовательский процесс можно свести к трем пунктам:
    1) излагать данные, явления, факты;
    2) располагать их по определенным законам;
    3) предсказывать будущие явления по установленным закономерностям и следовать им.
    Таким образом, Конт связывал отдельные факты по принципу сходства или по принципу последовательности. При таком подходе к философии Конт логически должен был прийти к классификации научного знания. При этом в то время, как позитивизм привносит методологию в эмпирические науки, он устанавливает строгие границы между метафизикой и наукой, поскольку они имеют очень абстрактную природу и не могут быть разрешены путем экспериментов. Позитивизм указывает на научное знание как на единственный тип знания, который следует рассматривать. Общая идея позитивизма состоит в

    10 том, что, как и в физике, можно делать определенные выводы о человеческих реалиях.
    1.2
    Предмет и объект социологии, методы ее исследования в
    концепции О. Конта
    Позитивистская социология, являющаяся первой формой социологии, доказала свою легитимность как наука, по мнению Конта. Объектами исследования являются социальные факты, то есть нормы. При этом принято считать, что общительность приходит к человеку как «вещи», которая уже произошла. Человек создан вне общества. Таким образом предполагается, что исследователь сможет объективно осмыслить и выразить исследуемый объект.
    Таким образом, онтологический подход позитивистской социологии был принят как целостное и субъектно-объектное различение. Тот факт, что социальное спроектировано вне человека, должен помешать человеческому разуму придать ему желаемую форму. Идеологический смысл этого заключается в ограничении произвольной и априорной роли человека в социальных изменениях.
    Позитивистская социология была теорией подготовки политической практики для реорганизации общества после Французской революции и прекращения беспорядков. Религию, политику и мораль пытались сделать научными.
    При этом Конт противопоставил социологии как позитивной науке теоретические и метафизические рассуждения об обществе и человеке. С одной стороны, он критиковал богословов, рассматривавших человека как существо, принципиально отличное от животных, созданное Богом. С другой стороны, он упрекал философов прошлого, т. е. «метафизиков», создававших «социальные утопии», в понимании общества как творения человеческого разума, разумной человеческой воли [3, с.54].
    Можно сказать, что Конт очень широко и нечетко наметил область социологических исследований и включил в нее все исследования, выходящие

    11 за пределы компетенции других наук, содержащихся в нем классификации.
    Основная и исходная реальность, с которой должен исходить каждый исследователь, — это общество в целом. Под этим Конт понимал органическое единство всего человечества или значительной его части, объединенной
    «всеобщим согласием» (consensus omnium), единство, характеризующееся гармоничным функционированием его структурных элементов [17].
    Он объяснял необычайную сложность общества путем смешения текущих и исторических факторов, в том, что предшествующие поколения воздействуют на текущие поколения. «Идеи, — писал он, — управляют и переворачивают мир... весь социальный механизм покоится, в конце концов, на мнения» [24].
    Конт, считавший, что социология должна принять позитивистский метод, и развивший социологический позитивизм, также сосредоточился на том, какие методологические стратегии следует использовать для сбора данных, проверки теорий и выведения теоретических принципов из проанализированных данных.
    У Конта есть в основном четыре методологические стратегии. Первый из них — наблюдение. Конт утверждал, что социальные факты следует рассматривать отдельно от моральных суждений. При этом накопление эмпирического материала должно происходить под руководством теории, ибо в противном случае социолог не получит ничего, кроме массы разрозненных и случайных фактов, которые сами по себе ничего нам не говорят: «Очевидно, что любые социальные наблюдения, статистические или динамические ... должны предполагать... постоянное употребление фундаментальных теорий» [3, с.63].
    Его вторая стратегия — экспериментирование. По мнению Конта, социолог может наблюдать социальные патологии в обществе, подобно тому, как врач может наблюдать потерю нормальной функции организма в случае болезни и то, как он справляется с этим заболеванием [16].
    Третья стратегия, о которой упоминал Конт, — это сравнение. Конт утверждал, что структуры различных обществ можно сравнивать с помощью стратегии сравнения. В самом деле, Конт считал, что путем сравнения можно сравнивать не только структуры, но и динамику, можно сравнивать

    12 предшествующие и более поздние социальные формы человеческого общества; однако говорится, что для этого следует использовать стратегию исторического анализа, которая представляет собой модифицированную форму метода сравнения. С этой точки зрения закон трех состояний Конта является историческим методом, позволяющим изучать человеческое мышление и структуры, соответствующие этому мышлению, на протяжении всей истории.
    Таким образом, наиболее важным вкладом Конта в социологию является принятие им позитивизма в качестве метода социологии, его отказ от эмпиризма в его чистой форме, то есть идеи сбора данных и измерения только социальных реальностей, его защита фактов и теории находятся в отношениях. Это рассматривается как утверждение, что факты подчиняются непреложным законам и что задача социальных наук состоит в том, чтобы раскрыть реальность этих законов. Конт оказал влияние на многих теоретиков [12].
    Можно сделать вывод, что для борьбы с негативной и деструктивной философией Просвещения Конт разработал научный взгляд, который можно было бы назвать «позитивизмом» или «позитивной философией». Позитивизм
    — это философская точка зрения, согласно которой единственный действительный способ достижения человеческого знания — это эмпирическая наука. Согласно позитивизму, только наблюдаемые факты имеют научную реальность. Другими словами, то, что не может быть познано научно, не может быть познано иным путем. Факты об обществе открывают только ученые, которые максимально объективны, беспристрастны.

    13
    2
    Структура социологии в концепции О. Конта
    2.1
    Учение о социальной статике
    Статика и динамика — самые основные понятия социологии Конта. Точно так же, как биологические организмы имеют четко определенные законы эволюции и развития, социальные системы имеют аналогичные законы в своей эволюции и развитии, и социология выявляет эти закономерности в социальной эволюции, анализируя как статические, так и динамические аспекты социальной организации. Используя различие между анатомией и физиологией в биологии,
    Конт утверждал, что социология может отделить структуру от функции, динамику от статики, социальный порядок от социального прогресса. Как и все живые существа, общество также существует посредством статических и динамических отношений [2, с.481].
    Статическое – это равновесие, существующее между частями и целым в нормальном состоянии. Социальная статика исследует также законы общественного порядка, движения и реакции различных частей социальной системы. Другими словами, социальная статика — это изучение социального консенсуса. Учитывая, что общество уподобляется организму, нельзя изучать функционирование органа, не помещая этот орган в целое живого существа, а политику или государство нельзя рассматривать, не помещая их в общество в определенный период времени. В этом отношении социальная статика занимается выяснением взаимных связей между функциональными для социальной системы социальными явлениями, такими как разделение труда, семья, религия. Социальная статика, включающая анализ как структуры общества в данный момент, так и элементов, определяющих социальное примирение, в конечном счете является изучением основных порядков всех человеческих обществ [13].
    Конт определял семейные отношения как морально-эмоциональную связь, основанную на взаимной привязанности и симпатии. Роль семьи состоит в том,

    14 чтобы стать посредником между личностью и семьей, воспитать подрастающее поколение в духе альтруизма и научить его преодолевать врожденный эгоизм.
    Для Конта семья фигурирует как спонтанный источник нашего нравственного воспитания или как естественная основа нашей политической организации. С первой точки зрения каждая современная семья готовит общество будущего, со второй точки зрения каждая новая семья продлевает жизнь современного общества [13].
    Аналогией семейных отношений в более широком социальном измерении является кооперация, основанная на разделении труда. В кооперации каждый занимается тем, к чему он наиболее склонен, все интересуются друг другом. возникает общий «консенсус» (consensus omnium). Однако Конт видел и отрицательные стороны разделения труда. Хотя разделение труда способствует развитию индивидуальных способностей, оно одновременно подавляет социальную направленность. Специализация ограничивает человеческий кругозор, а социальные чувства объединяют только лиц одной профессии и вызывают ненависть к другим профессиям и т. д. Чрезмерное разделение труда может привести тогда к распаду общества на отдельные корпорации, нарушить его единство, спровоцировать конкуренцию и пробудить большинство базовых инстинктов [21].
    Из утверждения о тенденции к распаду общества и к нарушению его органического единства Конт вывел необходимость политической власти правительства как представителя «общего духа»: правительства состоит в том, чтобы предотвратить пагубную тенденцию к принципиальной дифференциации людей по представлениям и чувствам, склонность, которая действительно является неизбежным следствием самого принципа человеческого развития [11].
    Следовательно, государство становится органом социальной солидарности, и священный долг каждого человека — подчиняться ему.
    Государство, как защитник общественного порядка, выполняет экономическую, политическую и моральную функции, из которых, по мнению Конта, моральная функция является самой существенной. Конт доказал неизбежность разделения

    15 нравственной и политической власти во избежание интеллектуального и нравственного террора, который мог бы затормозить развитие мысли и подвергнуть ее узкой практической регуляции. к правителям. Поэтому Конт высоко ценит Средневековье, где существовало разделение власти между государством и церковью.
    2.2
    Учение о социальной динамике
    Динамика связана с изменениями, а социальная динамика — это эмпирическое исследование этих взаимосвязей, которые изменяются в разных типах общества. Конт утверждал, что социология должна иметь дело как с социальной статикой, так и с социальной динамикой, но он считал, что социальная динамика важнее социальной статики. Социальная динамика — это не просто выражение последовательных стадий, пройденных человеческими обществами, это изучение последовательных необходимых стадий человеческого мышления и формирования человеческих обществ. Социальная динамика зависит от социальной статики, в то время как статика раскрывает основной порядок человеческих обществ, динамика показывает изменение, которое претерпевает этот порядок, пока не достигнет последней стадии, положительной стадии [7, с.38].
    Кроме того, Конт разделял различные факторы, влияющие на общественное развитие, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К второстепенным факторам он тогда относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека и прирост населения, что обуславливает разделение труда и стимулирует развитие интеллектуальных и нравственных качеств человека. Второстепенные факторы могут лишь ускоряют или замедляют общественный прогресс, который, однако, совершается сам по себе естественно и этапы развития которого не могут быть изменены.

    16
    Конт делил прогресс на материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (улучшение человеческой природы), интеллектуальную
    (развитие интеллекта, переход от религиозно-метафизического мировоззрения к позитивному) и нравственную (развитие коллективизма и нравственных чувств).
    Затем он придавал фундаментальное значение интеллектуальному и нравственному прогрессу. Он утверждал, что в основе общественного организма лежит совокупность мнений, которые в своей постепенной смене влияют на все остальные стороны общественной жизни, поэтому за основу социальной динамики необходимо брать историю человеческого духа [1, с.205].
    По мнению Конта, важнейшими показателями развития разума являются самые общие абстрактные понятия, так что о степени развития обществ можно судить по соответствующим философским системам. Каждая стадия развития человеческого разума, естественно проходящая через три основные стадии, т. е. теологической, метафизической и позитивистской [20].
    На теологической стадии люди думают, что Бог есть причина всего, что социальный и физический мир произведен Богом, и принимают учения церкви вместо того, чтобы объяснять существование на основе собственного разума.
    Место людей в обществе определяется божественными силами и церковью, в принятые церковью «истины» верят в обществе, соблюдают установленные церковью правила для организации общественной жизни. Теологический этап делится на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. Фетишизм — это определение природы на оси человеческих эмоций. Политеизм — это период, когда существует более одного бога и духа, а монотеизм — это когда есть только один бог, это период, когда человеческий разум начинает постепенно пробуждаться. Согласно Конту, каждая стадия социальной эволюции вытекает из предыдущей стадии, например монотеизма, являющегося последней стадией теологической стадии, и метафизической стадии, на которой абстрактные понятия господствуют над человеческим мышлением [6, с.78].
    Метафизическая стадия, включающая в себя 1300-1800 годы, представлялась Конту как переходная эпоха. Считается, что причиной явлений

    17 являются абстрактные силы, такие как природа, а не персонифицированные боги. На этом этапе, когда идея о том, что у людей есть основные права, которые необходимо уважать, и что эти права являются самой важной ценностью, подчеркивается свобода воли. На этом этапе, хотя основным источником объяснений являются абстрактные силы, объяснения более последовательны и систематичны, чем в теологический период.
    На положительной (или научной) стадии, в которую мир вступил с 1800 года, человеческая мысль перестает искать абсолютную истину и абсолютные причины. Вместо этого теперь общество пытается обнаружить неизменные отношения, которые заставляют явления следовать и походить друг на друга, то есть законы фактов, благодаря сочетанию разума и наблюдения. Другими словами, поскольку позитивная стадия является научной стадией, то на этой стадии доминируют позитивистско-научная точка зрения и научный метод.
    Однако стоит отметить, что Конт пытался выявить закономерности социальной эволюции, совершенно не замеченные историками-волюнтаристами.
    Теории естественного права и общественного договора Конт противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму — взгляд на общество в целом.
    Кроме того, стоит отметить, что три стадии в законе трех состояний действительны для всех наук, то есть все науки проходят через эти стадии и достигают положительной стадии. Однако не все науки достигают положительной стадии одновременно, достижение ими этой стадии зависит от их места в классификации наук. Конт утверждал, что существует два типа наук при классификации наук. Первый тип — это абстрактные и общие науки, целью которых является изучение общих законов, управляющих событиями. Науки второго рода — это конкретные и специфические науки, возникающие из наук первого рода. Например, биология — это наука первого рода, а ботаника — наука второго рода. Конт занимался теоретическими и общими науками и классифицирует эти науки по определенным принципам. Во-первых, науки упорядочены от общего к частному и от простого к сложному. Математика —

    18 самая простая и общая наука, а социология — самая сложная и специализированная наука. Во-вторых, науки упорядочены логической связью.
    Это означает, что каждая наука опирается на предшествующие ей науки, но имеет излишек, которого нет у этих наук. Социология, математика «абстракция и связь», астрономия «пассивное наблюдение и предположение», физика
    «активное наблюдение и экспериментирование», химия «анализ и классификация», биология «статика» и динамический обзор». В этом отношении социология выигрывает от всех наук, которые ей предшествовали, и, кроме них, у нее есть свой предмет. В-третьих, эта классификация наук имеет дидактическое значение.
    Наконец, науки упорядочиваются по закону трех состояний. Всякая наука достигает положительной стадии по мере своей общности, простоты и самостоятельности по сравнению с другими науками. Соответственно, первой наукой, вошедшей в положительную фазу, является математика, а последней наукой, вошедшей в положительную фазу, является социология. Те, что внизу, являются простейшими науками и раньше достигают положительной стадии, поэтому при рассмотрении научного прогресса видно, что первой развилась астрономия, за ней последовали физика, химия, биология и социология. Другими словами, позитивное мышление стало обязательным в математике, физике и химии раньше, чем в биологии. Каждая наука развивается на основе предшествующих наук, содержит в себе знания этих наук, и поэтому среди наук существует иерархия. Более поздние науки более сложны и все более универсальны. Более сложные науки, основанные на предшественниках, позже достигают положительной стадии и стоят выше в иерархии наук. Социология особенно зависит от биологии, которая непосредственно предшествует ей в этой иерархии.
    Можно сказать, что интерес Конта к закону трех состояний и иерархической классификации наук вызван тем, что он хотел произвести синтез всех имеющихся знаний. Фактически, до Конта различные мыслители, такие как
    Тюрго, Конкорде и Сен-Симон, высказывали схожие взгляды на классификацию

    19 наук. Например, Сен-Симон также утверждал, что все науки сначала основывались на некоторых предположениях, но все они в конечном итоге пришли к положительному результату, развиваясь от простого к сложному. Конт систематизировал и развил эти утверждения и, следовательно, утверждал, что социология является высшим уровнем науки в иерархии наук. Психология, с другой стороны, не была включена в иерархию наук Конта из-за ее интроспективного метода и чрезмерного акцента на мысли.

    20
    3
    Значение идей О. Конта в истории социологии
    3.1
    Характеристика
    позитивизма
    О.
    Конта
    А.С.
    Лаппо-
    Данилевским
    Академик Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863—1919) известен как один из последователей неокантианского направления в русской философии истории и социологии начала XX века. Вместе с С. И. Гессеном он входил в петербургскую редакцию неокантианского журнала «Логос» [15].
    В учении Конта Лаппо-Данилевский выделяет три основополагающие темы: общенаучный метод, классификация наук и закон трех стадий. Если методология подчеркивает единство научного знания, то классификация фиксирует специфичность научных дисциплин. Каждая из наук «обнимает группу законов, как бы отграниченных от других таких же групп слабостью человеческого познания» [14].
    Однако обособленность наук в то же время предполагает их иерархическое единство, систематическую связь. В принципе классификации наук и методологии Лаппо-Данилевский усматривал «гносеологическую точку зрения»
    Конта. Рассматривая контовский закон трех стадий, Лаппо-Данилевский замечал, что не все науки находятся на одной и той же стадии развития: так, естествознание раньше достигает позитивной стадии, в то время как социальные науки еще пребывают на стадии теологический или метафизической.
    Занимая высшее положение в классификации наук, социология опирается на законы, открытые естествознанием, они, по словам Лаппо-Данилевского,
    «обязательны для социальных явлений». Однако законы социальных, то есть наиболее сложных, явлений не могут быть перенесены на другие области знания.
    Как отмечал исследователь, «явления, наблюдаемые социологом, зависят от других “простейших”, а также более общих явлений и отличаются наибольшею сложностью; следовательно, он изучает явления наиболее конкретные и частные, то есть наблюдаемые в наименьшем количестве случаев [14].

    21
    Кроме того, признавая историческую ценность позитивизма как философского учения,
    Лаппо-Данилевский видел ограниченность позитивистской методологии, ее односторонность, особенно при анализе общественных явлений. Преодолеть ее ученый пытался как разрабатывая собственную версию методологии истории, так и в своих трудах по истории культуры. В. П. Корзун отмечает, что «Лаппо-Данилевский последовательно конструировал во многом альтернативную контовской концепцию интеллектуальной истории (не употребляя самого этого термина), включающую на равных правах религиозные и светские принципы знания».
    Обращение к исторической гносеологии, которую Лаппо-Данилевский называл «методологией истории», также должно было компенсировать недостатки позитивизма Конта, «выбросившего» теорию познания из своей системы. Однако критическое в целом отношение ученого к позитивизму не распространялось на социологию, популяризации и становлении которой в
    России Лаппо-Данилевский много способствовал как своими лекциями, так и организаторской деятельностью в Академии наук. Более того, преобладающая исследовательская интенция Лаппо-Данилевского — дать теоретико- познавательное обоснование истории, а посредством этого и научно обосновать обществознание в целом — совпадала с позитивистской программой по формулированию научной философии.
    3.2
    Развитие идей О. Конта в мировой социологии
    Работа Конта считается синтезом работ некоторых важных мыслителей эпохи Просвещения, таких как Монтескье, Тюрго, Конкорде и Сен-Симон, с которыми он некоторое время работал. Однако в плане описания предмета и метода новой науки, социологии, Конт вышел далеко за пределы этих мыслителей. Конт сочетал детерминизм, являющийся основной идеей труда
    Монтескье «Дух законов», с воззрением Конкорде о наличии необходимых

    22 стадий в неизбежном развитии человеческой мысли. Согласно Конту, социальные факты зависят от строгого детерминизма, возникающего при неизбежной эволюции обществ, а эволюция управляется развитием человеческой мысли. Конт был первым социологом, который утверждал, что факты и теории взаимосвязаны. В этом смысле он отвергал эмпиризм в его чистом виде, утверждая, что факты устанавливаются теорией, а реальное знание есть не одни только наблюдаемые факты, а все социальные факты связаны между собой сходством и последовательностью. Согласно Конту, все наблюдения первоначально направляются теорией и в конечном итоге интерпретируются этой теорией, вне которой невозможно никакое реальное наблюдение. Конт вышел за рамки критического мышления эпохи Просвещения, заявив, что наблюдаемые явления не говорят сами за себя и что теории и факты взаимосвязаны.
    При жизни Конта его философские и социально-политические идеи имели относительно небольшое влияние. Однако с начала 1860-х годов возрос интерес к позитивизму как философскому учению. Особое значение имел позитивистский призыв к строго положительному знанию в противовес умозрительным построениям, соответствующий внутренним потребностям развития науки. Многие естествоиспытатели называли себя позитивистами.
    Возникли позитивистская историография (Генри Томас Бокль, 1821-1862,
    Ипполит Адольф Тэн, 1828-1893), позитивистская теория культуры (Эрнест
    Ренан, 1823-1892), позитивистская криминология (Чезаре Ломброзо, 1836-1909), позитивистская логика и психология, теории литературы и искусства и даже позитивистской "метафизики" (Микеланджело Ваккаро, Альфред Фуйе, 1838-
    1912).
    Многие идеи и концепции, разработанные Контом, действительно надолго вошли в буржуазную социологическую мысль. Эти идеи включают в себя подход к обществу как к органическому целому. Этот подход получил развитие в органических теориях, но также и в социологической концепции.

    23
    Однако роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Конт почти полностью синтезировал многие существенные идеи обществоведческого знания своего времени и нацелил его синтез против спекулятивного подхода к общественной жизни и против теологических концепций. Призыв к позитивному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к исследованию социальных институтов и устройства общества - все это имело большое влияние на развитие социальных научных знаний в свое время.
    Таким образом, можно сказать, что Конт стремился превратить социальную науку в «позитивную» науку, утверждая, что «в этой области можно делать выводы столь же правдоподобные, как и геометрические выводы». Но в то же время он включал в общественную науку элементы религиозной мысли и требовал, чтобы постулаты и догмы социологии принимались без размышлений и анализа, чтобы в них верили без всяких сомнений. Однако это низвело принципы науки до уровня обыденного сознания. Ведь сам Конт не раз утверждал, что позитивная философия есть лишь модификация обыденного здравого смысла. Однако при этом он лишил науку ее существенной черты, т. е. антидогматизма.

    24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом, на основе данного исследования можно сделать несколько выводов:
    Во-первых, позитивизм придерживается только реальности, т. е. данных фактов. Он имеет дело исключительно с общественно полезным. И в отличие от бесконечных споров прежней метафизики он держится исключительно за то, что можно точно определить.
    Конт стремился создать науку об обществе, которая могла бы объяснить законы социального мира так же, как естествознание объясняет устройство физического мира. Конт знал, что каждая научная дисциплина имеет свою область изучения, но считал, что все эти дисциплины имеют общую логику и научный метод, направленный на выявление универсальных законов. Точно так же, как открытие законов естественного мира позволило бы нам предсказывать события вокруг нас и контролировать их, так и открытие законов, управляющих человеческим обществом, позволило бы нам формировать собственную судьбу и повышать благосостояние человечества.
    Конт утверждал, что общество подчинено непреложным законам, как и в физическом мире. Точка зрения Конта на социологию была точкой зрения позитивной науки. Он считал, что социология должна использовать для изучения общества те же точные научные методы, что и физика или химия для изучения физического мира. Позитивизм — это наблюдаемая наука, которую можно познать только путем прямого экспериментирования.
    На основе тщательных чувственных наблюдений можно прийти к законам, описывающим отношения между наблюдаемыми явлениями. Понимая причинно-следственную связь между событиями, ученые могут предсказать, как будут развиваться будущие события. Позитивистский подход к социологии полагает, что знания об обществе должны основываться на выводах, полученных посредством наблюдения, сравнения и экспериментирования.

    25
    Во-вторых, Конт делит социологию на «социальную статику» и
    «социальную динамику». Социальная статика исследует то, что он называл
    «консенсусом». Социальная динамика, с другой стороны, состоит из описания последовательных стадий, через которые должны пройти все общества.
    Название этих фаз в мысли Конта — «закон трех состояний». Согласно этому закону, человеческая мысль объясняет события и явления, приписывая их сущностям или силам, которые на первом этапе можно сравнить с собой. Он называл этот период «богословским». Согласно господствовавшему в этот период пониманию, события во Вселенной управляются не незыблемыми законами, а волей, подобной человеческой. Отличительной чертой этого периода является исследование воли Божией, стоящей за событиями. Теологический контур обязательно ведет к метафизическому контуру.
    В метафизический период для объяснения явлений в природе место идеи бога, силы природы, руды и т. д. силы неизвестной природы. В этот период абстракции, такие как духи и тенденции природы, воспринимаются как реальные сущности.
    Однако
    Конт принимает метафизический период как подготовительный период к следующему этапу. На самом деле Огюст Конт, которого считают отцом как социологии религии, так и социологии, считал, что общество, в котором он жил, находится в кризисе, как и многие его современники. По его мнению, социальная структура, проявляющаяся с ее теологическими и военными атрибутами, исчезает и возникает тип общества, в котором преобладают научные характеристики. В то время как богословы и духовенство составляют господствующий класс по менталитету прошлого, ученые выходят на первый план в современном обществе. Конт называл этот период, составляющий последний круг закона трех состояний, позитивистским.
    По его словам, в этот период, являющийся последним этапом, достигнутым человечеством, доминируют наука и позитивное мышление.
    Кроме того, Конт утверждал, что все общества пройдут через одни и те же этапы в результате накопления знаний и в конечном итоге достигнут положительной фазы, характеризуемой научной мыслью. По Конту, идеальная

    26 форма социальной организации должна возникнуть на стадии позитивного мышления человечества. Это было бы государство с фиксированным порядком, управляемое учеными, экспертами и специалистами, где господствовало бы общее чувство целого. Таким образом, Конт включал появление своего собственного учения в философию истории.
    В-третьих, Огюст Конт дал имя социологии, придал ей скорость и направление и с самого начала запечатлел на ней свою позитивистскую философию. Это можно очень ясно увидеть в социологии религии.
    В свое время его теория играла известную прогрессивную роль, но в дальнейшем стала все более и более тормозить развитие науки.

    27
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    Литература:
    1.
    Анурин В.Ф. Динамическая социология / В.Ф. Анурин. - М.:
    Академический проект, 2017. - 560 c
    2.
    Балашов Л.Е. Философия / Балашов Л. Е. - Москва: Инфра, 2020. –
    612 с.
    3.
    Конт О. Курс положительной философии. СПб.: Книжный магазин
    Т-ва «Посредник», Книжный магазин И.И. Иванова, 1901. 302 с.
    4.
    Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П.
    Беленкова. - М.: Наука, 1994.
    5.
    Конт О. Катехизис промышленников или система позитивной политики. Т.1. Ч.1 // Родоначальники позитивизма. Вып. 2. Сен-Симон, Ог. Конт.
    - СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1910.
    6.
    Корсаков А.И. Религиозные аспекты философии первого позитивизма: диссертация. Москва, 2012.- 205 с.
    7.
    Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Под ред. Р.В. Иванова-
    Разумника. - Изд. 2-е. - М., 2011. - 215 с.
    8.
    Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии.
    В 2-х томах. СПб, 1998. - 315 с.
    9.
    Сен-Симон К.А. Избранные сочинения: в 2 т. // Пер. с фр. под ред. и с комм. Л.С. Цейтлина. -М.; Л.: АН СССР, 1948. - Т. 1. - 467 с.
    10.
    Стюарт М. Огюст Конт и позитивизм.; Пер. Спиридонов И.И.М.,
    2007. - 170 с
    11.
    Яковенко В.И. Огюст Конт // Дэвид Юм. Кант. Гегель. Шопенгауэр.
    Огюст Конт. (Жизнь замечательных людей). - СПб.: «ЛИО Редактор» и др., 1998.
    Электронный ресурс:

    28 12.
    Гимадиева Л.И. Философия позитивизма. 2021.
    [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-pozitivizma (дата обращения:
    04.10.2022)
    13.
    Курамшев А.В. Роль семьи в социологии О. Конта. 2021.
    [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-sotsiologii-o- konta (дата обращения: 04.10.2022)
    14.
    Лаппо-Данилевский
    Основные принципы социологической доктрины О. Конта А.
    [Электронный ресурс]: https://pub.wikireading.ru/77165
    (дата обращения: 04.10.2022)
    15.
    Малинов А.В. Позитивизм О. Конта в оценке А. С. Лаппо-
    Данилевского (по материалам архива). 2014. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivizm-o-konta-v-otsenke-a-s-lappo- danilevskogo-po-materialam-arhiva (дата обращения: 04.10.2022)
    16.
    Милых А.О. К вопросу об основных методологических подходах к исследованию общества.
    2020.
    [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osnovnyh-metodologicheskih- podhodah-k-issledovaniyu-obschestva (дата обращения: 04.10.2022)
    17.
    Подвойский Д.Г. Предметно-методологическое самоопределение новой науки о человеческом обществе: огюст Конт и его теория. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/predmetno-metodologicheskoe- samoopredelenie-novoy-nauki-o-chelovecheskom-obschestve-ogyust-kont-i-ego- teoriya (дата обращения: 04.10.2022)
    18.
    Поляруш А.А.
    Отношение русских социологов XIX века к европейскому позитивизму.
    2022.
    [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-russkih-sotsiologov-xix-veka-k- evropeyskomu-pozitivizmu (дата обращения: 04.10.2022)
    19.
    Оносов А.А. Религия Человечества О. Конта и социология общего дела Н.Ф. Федорова: меры позитивизма. 2022. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-chelovechestva-o-konta-i-sotsiologiya- obschego-dela-n-f-fedorova-mery-pozitivizma (дата обращения: 04.10.2022)

    29 20.
    Рыжачков А.А. Закон трех стадий Огюста Конта. 2019.
    [Электронный ресурс]: https://livrezon.com/publication/zakon-treh-stadii-ogusta- konta (дата обращения: 04.10.2022)
    21.
    Сулейманов М.Р.
    Роль правовых норм в становлении неолиберальной экономики.
    2019.
    [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pravovyh-norm-v-stanovlenii-neoliberalnoy- ekonomiki (дата обращения: 04.10.2022)
    22.
    Чекменёва Т.Г.
    Теория и методология познания в трудах классиков социологии: О. Конт, г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. 2012. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodologiya-poznaniya-v-trudah- klassikov-sotsiologii-o-kont-g-spenser-e-dyurkgeym-m-veber
    (дата обращения:
    04.10.2022)
    23.
    Хьюэлл У. Конт и позитивизм. 2017. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/kont-i-pozitivizm (дата обращения: 04.10.2022)
    24.
    Конт и его время.
    [Электронный ресурс]: https://socioline.ru/_seminar/library/osipov/gl_01.php (дата обращения: 04.10.2022)
    25.
    Позитивизм как основное направление в социологии: характеристика, используемые методы и принципы. 2020. [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/22_12252_pozitivizm-kak-osnovnoe-napravlenie-v- sotsiologii-harakteristika-ispolzuemie-metodi-i-printsipi.html
    (дата обращения:
    04.10.2022)


    написать администратору сайта