Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА Правовые системы мира

  • 1. Понятие правовой системы и их классификация

  • 2. Правовые системы 2.1. Англосаксонская правовая система

  • 2.2. Романо-германская правовая система

  • 2.3. Мусульманская правовая система

  • 2.4. Социалистическая правовая система

  • 2.5. Система обычного права

  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Правовые системы мира. 40.03.01_о_КР_7305_. Курсовая работа правовые системы мира


    Скачать 141.95 Kb.
    НазваниеКурсовая работа правовые системы мира
    АнкорПравовые системы мира
    Дата25.11.2019
    Размер141.95 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла40.03.01_о_КР_7305_.pdf
    ТипКурсовая
    #96927

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
    Юридический факультет
    Кафедра гражданского и гражданского процессуального права
    Дисциплина «Теория государства и права»
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Правовые системы мира
    Выполнил: студент
    Ширинов Р.Ш.
    курс 2, группа 7205
    шифр: 17051
    Проверил: к.ф.н
    Кравченко О.Б.
    Новосибирск 2018

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение...................................................................................................................3 1. Понятие правовой системы и их классификация.............................................4 2. Правовые системы...............................................................................................8 2.1. Англосаксонская правовая система.............................................................8 2.2. Романо-германская правовая система.........................................................9 2.3. Мусульманская правовая система.............................................................14 2.4. Социалистическая правовая система........................................................17 2.5. Система обычного права............................................................................19
    Заключение............................................................................................................21
    Список источников и литературы........................................................................22

    Введение
    В настоящее время в мире существует множество различных государств, у каждого из которых имеется своё территориальное пространство, экономический, политический и социальный строй, и,
    разумеется, своё законодательство. Но, не смотря на специфику права в каждой отдельно взятой стране, можно выделить некоторые особенности,
    позволяющие объединить правовые системы всех стран в определённые группы, характеризуемые общими признаками права.
    В быстро развивающемся мире, где происходит резкая перемена в политической, экономической и социальных сферах, когда одни страны, еще вчера принадлежавшие к одной правовой системе, сегодня уже относятся к другой, важно знать основные общие и отличительные черты правовых систем (семей).
    Значительное внимание данному вопросы уделяют многие ученые,
    среди которых наиболее яркими представителями являются: Давид Рене,
    Лазарев В.В., Нерсесянц В.С., Саидов А.Х., Алексеев С.С., а также другие.
    Несмотря на разногласия по отдельным вопросам, большинство ученых сходятся на одной классификации, в которой выделяют следующие правовые системы (семьи): англосаксонская, романо-германская, мусульманская,
    социалистическая и система обычного права. Анализу каждой из правовых систем посвещен отдельный параграф в данной работе.
    Цель данной работы: исследование правовых систем (семей)
    Предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем
    (семей) современности.
    3

    1. Понятие правовой системы и их классификация
    Система как философское понятие — это некое целостное явление,
    состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
    Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.
    Правовая система — это совокупность взаимосвязанных,
    согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система — это вся
    «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:
    1. собственно, право, как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;
    2. правовая идеология - активная сторона правосознания;
    3. судебная (юридическая) практика.
    Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например,
    Великобритании, Германии, и т.д.
    Каждое государство прошлого и настоящего имело и имеет свое право,
    а соответственно, и национальную правовую систему. Бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.
    4

    Каждая национальная правовая система интегрирует свою правовую действительность конкретного государства: доктрину, структуру, источники,
    ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок,
    правовую культуру и т.д. Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем.
    Это сходство является результатом их конкретно – исторического и логического развития, а также интеграции основных правовых систем современности.
    1
    Аспекты изучения правовых и политических систем выступают предметом сравнительного правоведения. Результатом применения сравнительного метода является группировка (классификация) правовых и политических систем мира по различным признакам. Классификация означает распределение тех или иных национальных систем права по классам
    (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В этом смысле классификация правовых и политических систем (типология) — важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.
    По вопросу типологии правовых и политических систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии — идеологические, юридические, этические, экономические,
    религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем.
    При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.
    1
    Глухарева Л. И. Особенности современных национально-государственных систем прав человека //
    "Черные дыры" в Рос. Законодательстве. – 2011. – N 4. – С. 34 5

    В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.
    В современном мире обычно различают следующие правовые и политические системы:
    1. национальные правовые системы;
    2. правовые семьи;
    3. группы правовых систем.
    Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
    2
    Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические,
    культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
    По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют:
    1. право, как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;
    2. законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);
    3. правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;
    4. судебная и иная юридическая практика;
    5. механизм правового регулирования;
    2
    Правовые системы стран мира: энцикл. справ. – М.: НОРМА, 2013. – С. 451 6

    6. правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);
    7. права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле);
    8. правоотношения;
    9. законность и правопорядок;
    10. правовая идеология;
    11. субъекты права;
    12. систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;
    13. иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).
    3
    Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников:
    юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических.
    Классификация правовых семей, данная ученым Рене Давидом основана на сочетании: идеологии, включающей религию, философию,
    экономические и социальные структуры, и юридической техники,
    включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделение трех первых семей (или систем):
    романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».
    3
    Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Дело, – 2017. – С. 31 7

    2. Правовые системы
    2.1. Англосаксонская правовая система
    Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия,
    бывшие колонии Британской империи.
    В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество,
    основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в.,
    королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции.
    4
    Постепенно складывается единая система судебных прецедентов - так называемое общее право. Общее право - это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров - казусов.
    Одновременно существует и статутное право - система нормативно- правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества.
    Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон — это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента - право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.
    5 4
    Котковец С. П. Категория «правовая система» в современной теории права // История государства и права.
    – 2011. – N 7. – С. 23-24 5
    Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В.
    Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, –
    2018. – С. 134 8

    Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов - дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам,
    средствам юридической защиты.
    Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.
    Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений. Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.
    6
    К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость,
    оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам - несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.
    2.2. Романо-германская правовая система
    Романо-германская правовая семья, или семья континентального права
    (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), имеет длительную
    6
    Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В.
    Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, –
    2018. – С. 145 9
    юридическую историю.
    7
    Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
    Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского права, и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от политики характер. На следующей стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.п. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали, и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
    Начиная с XIX в. основным источником (формой) права в странах, где господствует эта семья, является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что пробелы эти практически незначительны.
    Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции,
    за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля над конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают
    7
    Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, –
    2015. –С. 465 10
    компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
    В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы,
    специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.
    Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает)
    роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.
    8
    В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости — и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы. Для юридической концепции этой системы характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с таким решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой системы стремятся к общему идеалу — достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов,
    как частных, так и всего общества.
    8
    Котковец С. П. Категория «правовая система» в современной теории права // История государства и права.
    – 2011. – N 7. – С. 79 11

    Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы,
    содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.
    В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина, утверждающая тождество права и закона, в прошлом сыграла особенно отрицательную роль, так как в период немецкой оккупации, в частности во Франции, способствовала тенденциозной интерпретации антидемократических законов и обосновывала необходимость их исполнения. Во Франции она снова активизировалась после того, как Конституция 1958 г. разграничила сферы действия закона и регламента.
    9
    Регламенты отныне не подлежали контролю с точки зрения их соответствия закону. Однако Государственный совет взял на себя функцию проверки их законности и аннулировал регламенты, когда они противоречили «общим принципам права», закрепленным в преамбуле французской Конституции. Антипозитивистская тенденция характерна и для
    ФРГ как реакция на то, что в годы национал-социализма способствовала его политическим и расовым установкам, ибо видела в праве лишь то, что полезно государству. Складывается мнение, что признание важной роли законодателя не должно вести к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона.
    Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Сегодня все более и более,
    например во Франции, правоприменитель стремится к признанию независимого характера процесса толкования, к отрицанию того, что толкование заключается исключительно в отыскании грамматического и логического смысла терминов закона или намерений законодателя. Он
    9
    Котковец С. П. Категория «правовая система» в современной теории права // История государства и права.
    – 2011. – N 7. – С. 81 12
    настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще к юридической практике. Французский и немецкий стили явно сближаются.
    С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право.
    Конституция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами.
    Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции
    Российской Федерации.
    10
    Своеобразно положение обычая в системе источников права романо- германской семьи. Он может действовать не только в дополнение к закону,
    но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна, даже если таковая в принципе не отрицается доктриной. В целом, за редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника права. Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.
    11 10
    Личичан О. П. Современные тенденции развития региональных правовых систем // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – N 14. – С. 10 11
    Малько А. В. Правовая система – ключевой компонент государственности, качественная основа правовой жизни общества // Рос. юрид. журн. – 2012. – N 2. – С. 101 13

    Одной из наиболее явных особенностей романо-германской правовой семьи является становление и развитие романо-германского права на основе права римского. Следующая особенность состоит в сильном тяготении права романо-германской семьи к концептуальности и доктринальности. Что касается системы источников права, то особую значимость имеет закон.
    Романо-германское право четко делится на частное и публичное, оно имеет ярко выраженный кодифицированный характер. В системе романо- германского права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом, наряду с гражданскими кодексами есть и торговые.
    2.3. Мусульманская правовая система
    Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально- религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. и базируется на исламе.
    В соответствии с догмами ислама, действующее право пришло от
    Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.
    Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда,
    поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда,
    мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию.
    12 12
    Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В.
    Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, –
    2018. – С. 473 14

    Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В
    действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.
    Мусульманское право — это единая исламская система социально- нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычай.
    В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до
    900 млн. человек, исповедующих ислам. Они составляют большинство или значительную часть населения более чем пятидесяти государств.
    Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, первый источник мусульманского права.
    13
    Он состоит главным образом из положений нравственного характера,
    носящих слишком общий характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм. Коран учит мусульманина, например,
    выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле,
    относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов,
    которыми Мухаммед занимался, будучи судьей.
    13
    Правовые системы стран мира: энцикл. справ. – М.: НОРМА. – 2013. – С. 437 15

    Вторым по значимости источником права является Сунна — собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.
    Третьим источником мусульманского права служит так называемая «иджма» — согласованное заключение древних правоведов,
    знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.
    14
    Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) —
    правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных
    Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
    Все указанные источники явились результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.
    Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране,
    обычно называется шариатом.
    Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами.
    Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна,
    наоборот, представляла собой множество казуистических положений,
    которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во- вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества.
    9
    Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не
    14
    Правовые системы стран мира: энцикл. справ. – М.: НОРМА. – 2013. – С. 378 16
    обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа,
    авторитет которого общепризнан.
    Мусульманское судопроизводство довольно простое. Единоличный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархия судов обычно не существует. Сегодня в некоторых странах мусульманские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопроизводства (Турция,
    Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея). Однако во многих арабских государствах мусульманские суды продолжают играть немалую роль в механизме регулирования общественной жизни. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.
    15
    Мусульманское право, несмотря на существенное влияние со стороны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.
    2.4. Социалистическая правовая система
    На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской
    Америки, составлявшие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская.
    Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (например, Китай, Куба) разновидностями советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.
    16
    Социалистическое право сохранило понятийный аппарат романо-германской правовой семьи и внешне
    15
    Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В.
    Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, –
    2018. – С. 475 16
    Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В.
    Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, –
    2018. – С. 465 17
    ее структуру, такую же концепцию правовой нормы. Но есть и важные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право,
    появилось колхозное и жилищное право. Конституционное право коренным образом отличается от конституционного права западных стран. Это выражается в том, что ведущая роль отведена коммунистической партии, а власть находится в руках советов всех уровней.
    Основным источником социалистического права являлось на первых порах революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно- правовые акты, якобы выражающие волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией, а на самом деле – интересы партийной номенклатуры. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. В своих работах советские авторы всегда ссылались на К. Маркса и Ф. Энгельса, труды и речи советских руководителей,
    программу и решения коммунистической партии. Теоретически партийно- административные решения не образуют право, но в СССР закон подменялся именно ими.
    Оригинальность советского права выражается также и в том, что здесь нет деления на публичное и частное право. Воодушевленный марксистской доктриной, В. И. Ленин писал: «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Так как в СССР
    право являлось аспектом политики, то очень большое число законов и норм имело императивный характер, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права.
    Система советского права по внешнему виду сходна с романо-германским правом, однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Социалистическая правовая семья, отличалась господством публичного права над частным.
    18

    Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права.
    2.5. Система обычного права
    Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).
    Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в
    Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов. Многочисленные народности
    Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами.
    Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность),
    неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.
    17
    Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения,
    которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В
    настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко
    17
    Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В.
    Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, –
    2018. – С. 478 19
    игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей,
    социальных групп.
    Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения.
    18
    Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно- прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.
    18
    Быкова Е. В. Проблемы взаимодействия правовых систем на современном этапе // Междунар. публичное и частное право. – 2014. – С. 169 20

    Заключение
    Таким образом, каждая правовая система мира обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем.
    Рассмотрев правовые системы (семьи) современности, можно выделить в каждой из них признаки, которые выделяют и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную индивидуальность, каждая правовая система обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем.
    Так мусульманская правовая семья, сохраняя свои традиции,
    подвержена влиянию западного права, англо-саксонская правовая семья –
    романо-германскому праву. Это можно объяснить тем, что в современном мире идёт сближение, взаимодействие и взаимосвязь разных стран, культур,
    различных правовых систем и семей. Невозможно избежать процесс мировой социализации, ведь в той или иной степени каждая страна (как и культура)
    привносит что-то своё в мировое сообщество. Заимствуя что-либо, правовые системы, обогащаются, но они не утрачивают постоянных признаков,
    которые наиболее полно отражают их уникальность и ценность как правовой семьи. Правовые системы стараются сохранить свои специфические черты в каком-то смысле неизменными.
    21

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Бугаева Е. А. Место и роль закона в правовых системах современности //
    Юрист. – 2011. – 261 с.
    2. Быкова Е. В. Проблемы взаимодействия правовых систем на современном этапе // Междунар. публичное и частное право. – 2014. – 311 с.
    3. Глухарева Л. И. Особенности современных национально-государственных систем прав человека // «Черные дыры» в Рос. Законодательстве. – 2011. –
    N 4. – 121 с.
    4. Котковец С. П. Категория «правовая система» в современной теории права // История государства и права. – 2011. – N 7. – 89 с.
    5. Личичан О. П. Современные тенденции развития региональных правовых систем // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – N 14. – 101
    с.
    6. Малько А. В. Правовая система – ключевой компонент государственности, качественная основа правовой жизни общества // Рос.
    юрид. журн. – 2012. – N 2. – 167 с.
    7. Наумова С.Ю. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю.
    Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова,

    2018. – 392 с.
    8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов -
    М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М.

    2015. – 560 с.
    9. Правовые системы стран мира: энцикл. справ. – М.: НОРМА, 2013. – 967
    с.
    10. Скурко Е. В. Некоторые аспекты проблемы взаимодействия правовых систем в условиях глобализации // Государство и право. – 2015. – N 8. –
    145 с.
    11.
    Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник / Н.И. Матузов, А.В.
    Малько - М.: Дело. – 2017. – 528 с.
    22


    написать администратору сайта