Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста Выполнила: Халитова Г.Р.

  • Актуальность и проблема исследования

  • Объект исследования

  • Цель исследования.

  • Объект исследования.

  • Методы исследования.

  • Структура работы.

  • КУРСОВАЯ. Курсовая работа развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста


    Скачать 64.27 Kb.
    НазваниеКурсовая работа развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
    Дата02.02.2018
    Размер64.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ.docx
    ТипКурсовая
    #35696


    Министерство образования и науки РФ

    Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Южно-Уральский государственный гуманитарно – педагогический университет»

    Факультет инклюзивного и коррекционного образования

    Кафедра педагогики, психологии и предметных методик
    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста


    Выполнила: Халитова Г.Р.,

    Студентка группы ЗФ 106/101-5-2

    Проверила: А.А.Лысова,

    к.п.н., доцент

    Челябинск, 2017

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Оглавление


    Введение 2

    1. Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 5

    1.1 Проблема развития творческого воображения у детей в педагогике и психологии 5

    1.1. Понятие о воображении 9

    1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов 12

    1.3. Механизм творческого воображения 15

    1.4. Особенности воображения у детей 16

    Выводы по первой главе 18

    2. Методические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в работе со сказкой 19

    2.1 Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста 19

    Заключение 24

    Библиографический список 26

    Приложение 30



    Введение


    В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

    Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

    Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

    Как показали исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

    Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

    Актуальность и проблема исследования обусловила выбор темы – Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    Проблема исследования заключается в поиске и выборе путей формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    Объект исследования - процесс развития у детей творческого воображения.

    Предмет исследования - содержание работы педагога, педагогические условия, средства, комплекс мероприятий по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    Цель исследования.Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей, разработать и раскрыть содержание работы педагога (направление, программа).

    Объект исследования. Объектом исследования являются дети школы 57.
    Задачи исследования:

    – на основе психолого-педагогического анализа раскрыть сущность понятия воображения и описать особенности основного процесса у детей.

    – раскрыть содержание работы педагога, разработать комплексную методику, диагностику в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста;

    –– определить возможные пути развития творческого воображения;

    – провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств, для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

    – разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

    Методы исследования. При решении задач

    • Теоритические методы - анализ, синтез, классификация, общение

    • Практические методы: наблюдение, изучение, общение, эксперименты, беседы, тестирование. Определяется методическим обеспечением педагогов.

    Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, библиографического списка. Работа изложена на 34 страницах.

    1. Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

    1.1 Проблема развития творческого воображения у детей в педагогике и психологии


    «Под воображением в самом широком смысле понимают процесс, протекающий в образах" (Амосова И.Ю.). В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф.Кейра, А.Селли, П.П.Блонский и др.). Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема).

    Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.

    Процесс воображения является предметом многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке. Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка.

    Ряд исследователей (Е.Е.Кравцова, О.М.Дьяченко, Р.С.Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.

    В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

    Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующее определение «творческое воображение» — это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Наиболее активно процесс воображения происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей. Воображение играет в жизни ребенка главную роль. Работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.

    Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения — воссоздающего или творческого. Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учатся произвольно им пользоваться. Как показывает практика, дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения; ‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения; ‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки. При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер.

    1.1. Понятие о воображении


    Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

    Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

    «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

    Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

    Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

    В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

    «Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

    «Основной признак процесса воображения, – пишет Е.И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

    «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

    Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

    Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

    Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

    1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов


    Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

    По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

    В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

    Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

    Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

    Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

    Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

    Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

    Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

    Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

    Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

    Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

    Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

    Прием замещения – это замена одних элементов другими.

    Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

    Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

    Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения (Выготский Л.С.). Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

    1.3. Механизм творческого воображения


    Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

    На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

    Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

    Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. (Боровик О.В)

    1.4. Особенности воображения у детей


    Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

    Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

    Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

    Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

    детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

    юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

    зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

    Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

    Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

    До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

    В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

    В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

    Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

    Выводы по первой главе


    В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:

    1. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

    2. Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

    3. Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.

    2. Методические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в работе со сказкой

    2.1 Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста


    Исследование проводилось с детьми подготовительного класса школы №57.

    Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

    Структуру исследования можно представить в виде следующего плана:

    - на основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников;

    - для эксперимента отобрали 5 детей подготовительного класса;

    - для проведения сравнительного анализа, сначала провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми для определения первоначального уровня подготовки детей по выбранным для исследования параметрам;

    - следующая основная и объемная часть работы – это подборка игр и упражнений для развития творческого воображения дошкольников;

    - особое значение имеет следующий этап работы – проведение игр и упражнений с детьми;

    - и в заключении эксперимента подводим итоги и вывод об эффективности проведения подобранных игр и упражнений.

    В соответствии с темой курсовой работы основной для нас является психологическая диагностика дошкольников, а именно развитие воображения на момент начала эксперимента, что и будет являться констатирующим экспериментом.

    Название методики - «Сказочные приключения в стране Фантазия».

    Цели:

    1. Повышение уровня развития творческого воображения ребенка, т.е. овладение ребенком действий по наглядному и двигательному моделированию, креативному составлению сказок, сочинение сказочных историй по дорисованным картинкам, сочинению с использованием элементов малого фольклора.

    2. Формирование активной, инициативной, самостоятельной личности ребенка через занятия и упражнения, основанных на сказочном материале.

    3. Развитие коммуникационных навыков, внимания друг к другу, раскрепощению детей.

    Место приложения: Дошкольные образовательные учреждения.

    Обоснование проекта: В настоящее время в детских садах возникают некоторые проблемы, связанные с развитием ребенка, а именно:

    1. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, а работа с ней проводится недостаточно развернуто.

    Для решения этих проблем нами был разработана методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.

    Продолжительность проекта: май-июль.

    Общее описание проекта:

    При создании методики, мы опирались на отдельные приемы ТРИЗа, которые раскрепощают детей, способствуют преодолению у них стереотипов, стандартности мышления, развивают их творческое воображение и мышление, а так же способствуют развитию таких личностных качеств как активность, самостоятельность, инициативность. На занятиях мы применяем следующие элементы ТРИЗа: вопросы и задания на развитие нестандартности, оригинальности, самостоятельности, ассоциативности мышления. Также использовали некоторые приемы работы со сказкой, предложенные Л.Б. Фесюковой, собственные разработки заданий на воображение и диагностику уровня развития воображения О.М. Дьяченко.

    Необходимо отметить, что важна роль педагога в работе со сказкой. Благодаря тому, что занятия носят неформальный характер, у детей не возникает ощущения давления. Педагог, рассказывает сказки, использует «сказочные» творческие задания, и, как показывает практика и исследования специалистов дети успешно выполняют их, что оказывает позитивное воздействие на развитие воображения.

    Методика предполагает индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться 2 раза в неделю, продолжительностью 20 - 25 минут.

    Цель: развитие творческого воображения старших дошкольников через овладение наглядным и двигательным моделированием, креативным составлением сказки, выполнение творческих заданий в работе со сказкой.

    Занятие 1.

    1. Игра «Какая игрушка?» (приложение 3)

    2. Игра «Сочиняем сказку». Дети получают листы с кружками (приложение 3). Задание: придумать, кем кружки могли быть и сочинить про них сказку, рассказать Игрушке свою сказку.

    3. Подведение итогов.

    Занятие 2.

    1. Игра «Хорошо - плохо». Мальчик полез в лужу, это хорошо или плохо?

    2. Посмотрите на эти картинки (приложение 3). Давайте придумаем по ним сказку, я начну, а вы по очереди продолжите.

    3. Кто-нибудь сможет рассказать, что у нас получилось?

    4. Давайте попробуем по этим же картинкам рассказать сказку, только добавляется еще одна картинка. У кого какой рассказ получился?

    5. Подведение итогов.


    Занятие 3.

    1. Игра «Какой - какая?». Называется предмет, явление, дети по очереди описывают его. Яблоко, ветер, море и т.д.

    2. «Сказка от дразнилки». Педагог предлагает детям придумать сказку по кругу от дразнилки - жадина-говядина, соленый огурец.

    3. Игра «Нарисуй сказку». Даются пустые план-схемы (приложение 3). Читается «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, детям предлагается заполнить блоки (ушел, пришел и т.д.). Все показывают, что получается, Игрушка выбирает правильный вариант.

    4. Сказка от загадки. Вначале работаем с загадкой: выразительно читаем, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик от загадки к началу сказки:

    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Тучи или облака)

    Начало: Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…

    Попробуйте продолжить сказку.

    5. Подведение итогов.

    Занятие 4.

    1. Внесение новой ситуации. Читается сказка А. Толстого. «Ёж». Игрушка принес увеличительное стекло и предлагает подарить ее теленку, как изменится сказка?

    2. Сказка по кругу. Детям предлагается по очереди продолжить сказку, начатую педагогом. Проснулся однажды ночью мальчик Ваня и видит в стене дверь, которой раньше не было…

    3. Сказка наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи?

    4. Сказка по рисунку. Схематическое изображение человека, предлагается дорисовать и придумать про этого персонажа сказку.

    5. Подведение итогов.

    Занятие 5.

    1. Игра «хорошо - плохо». Игрушка или воспитатель задает вопрос: Идет дождь, это хорошо или плохо?

    2. Сказка по кругу и по рисунку. Дети получают один из листов с кружками (приложение 3). Задание: придумать, кем кружки могли быть и сочинить про них последовательную историю по очереди.

    3. Предлагается детям придумать новую одежду и обувь, чтобы она была одна на все времена года, чтобы была очень красивой и никуда не убегала, предлагается нарисовать ее.

    4. «Салат из сказок». Детям дается задание составить «салат из сказок»: «Волк и семеро козлят» + «Колобок».

    5. Подведение итогов.

    Занятие 6

    1. Игра «какой-какая». Какая Весна, лягушка, обруч?

    2. Сериал из сказки. За основу берется сказка и предлагается составить множество серий. Сказка «Золушка»:

    1 серия - традиционная сказка;

    2 серия - Золушка становится великаном;

    3 серия - Золушка-невидимка;

    4 серия - моя сказка о Золушке (каждый ребенок сочиняет свою сказку);

    5 серия - сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д.

    3. Сказка по рисунку. Раздаются по одному рисунку каждому ребенку (приложение 3) и предлагается их дорисовать и придумать сказку.

    4. Подведение итогов.


    Заключение


    Воображение - форма познавательной деятельности, осуществляющаяся через процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. «Воображение - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний» [8] - определяет это новообразование детского возраста О.М. Дьяченко.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте развитие воображения и образного мышления являются значимыми направлениями умственного развития детей, в связи с этим воспитатели должны выстраивать работу соответствующим образом - использовать модели и схемы, творческие задания, в том числе и в работе со сказкой.

    Сказка - эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

    В данном исследовании были решены следующие задачи:

    · Изучены проблемы развития воображения в дошкольном возрасте;

    · Определены особенности творческого воображения ребенка и критерии его оценки;

    · Изучены сущность и значение сказки в развитии ребенка;

    · Изучены и апробированы методы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки;

    · Разработана методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

    В процессе изучения психолого-педагогической литературы и анализа результатов исследования получены следующие выводы:

    1. За последние годы психологами, педагогами и логопедами разработаны разнообразные формы и методы работы со сказками для развития творческого воображения, а именно: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование, составление фантастических сказок о себе, о близких, метод шифров, метод объединения нескольких сказок в одну, использование моделирования и т.д. Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что работа со сказкой носит неформальный характер, у детей не возникает ощущения давления. Педагог, рассказывает сказки, использует «сказочные» творческие задания, и, как показывает практика и исследования специалистов дети успешно выполняют их, что оказывает позитивное воздействие на развитие воображения.

    2. Результатом теоретического изучения предмета исследования явился проект методики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки «Сказочное приключение в стране Фантазия». Проект содержит многие достоинства рассматриваемых нами методических разработок последних лет, в нем предложены творческие задания, используемые в работе над сказкой, диагностика воображения О.М. Дьяченко и сопутствующий материал к первой части методики.

    3. В экспериментальной части исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: если в работе со сказкой использовать наглядное и двигательное моделирование, приемы креативного составления сказок, элементы малого фольклора, дорисовывание картинок и составление по ним сказочных историй, то это будет способствовать развитию творческого воображения старших дошкольников.

    4. В ходе апробации предложенной нами методики и проведения диагностики развития воображения удалось проследить динамику изменения уровня творческого воображения детей. Анализ результатов входной и выходной диагностики свидетельствует об эффективности применяемых нами заданий.

    Библиографический список


    1 глава:

    1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

    2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

    3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

    4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

    5. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

    6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

    7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

    8. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

    9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

    10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

    11. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

    12. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

    13. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

    14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

    15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

    16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

    17. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

    18. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

    19. Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

    20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
    2 глава:

    Литература

    1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 128с

    2. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа». Знание, 1994.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.

    4. Выготский Л. С. Психология. - М.; Из-во: Интор,2000

    5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. / Головин С.Ю. [электронный ресурс] // (www.bookap.by.ru\genpsy\dicpracpsy\gl3.shtm.htm)

    6. Дьяченко О.М.. Развитие воображения дошкольника. М., Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. 197с.

    7. Дьяченко О.М.,Е.Л. Пороцкая. Роль слова в развитии воображения дошкольника / Дьяченко О.М.,Е.Л. Пороцкая // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. - Интор. 1996. - с. 78-95.

    8. Дьяченко О. М, Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.; Из-во: Знание, 1994. - 160 с.

    9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-ух т. т.1.

    10. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: «Издательство ДНК», 2001.

    11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Г.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: «Речь», 2001.

    12. Зяблицева М.А. развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 189 с.

    13. Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975

    14. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. Просвещение. 1996.

    15. Литературный энциклопедический словарь./ под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: «Советская энциклопедия». 1987

    16. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.; Из-во:Academa,1997

    17. Программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера.

    18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт - Петербург,2001.

    19. Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Филиппова [и др.]. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

    20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

    21. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио; М.:ООО «Издательство АСТ»,2000. -464 с.

    22. Чего на свете не бывает? / под ред. О.М Дьяченко, Е.Л. Агеевой. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.


    Приложение


    Приложение 1

    Примерный список произведений для чтения детям старшей группы по программе «Развитие»:

    1. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

    2. А. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»: «Уж небо осенью дышало...».

    3. Русская народная сказка «Волк и лиса».

    4. Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».

    5. Я. Аким. «Осень». «Девочка и лев».

    6. В. Сутеев. «Что это за птица?».

    7. Д. Хармс. «Очень страшная история». «Кошки». «Бульдог и таксик».

    8. Индийская сказка «Мотхо и Мунго».

    9. Д. Хармс. «Миллион». «Врун». «Веселые чижи». «Что это было?».

    10. И. Одоевский. «Мороз Иванович».

    И. Г. Сатир. «Ночь и день». «Тень-олень». «Тучи». «Про овечку и человечка». «Сны».

    12. С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (возможен вариант народной сказки).

    13. Г. Сатир. «Удивительный день». «Людоед и принцесса». «Месяц». «Семья».

    14. Г. Сатир. «Лошарик».

    15. А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

    16. Ш. Перро. «Красная Шапочка».

    17. «Енот и опоссум». Американские народные песенки, считалки, загадки. Перевод А. Сергеева.

    18. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

    19. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

    20. А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

    21. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

    22. В. Левин. «Сундук». «Мистер Квакли». «Зеленая история». «Несостоявшееся знакомство».

    23. Русская народная сказка «Сивка-бурка».

    24. В. Левин. «Мистер Сноу». «Бычок». «Джо Билл». «Ночная история».

    25. Е. Миханова. «Что такое Новый год».

    26. Л. Окнин. «Зима»

    27. К. Чуковский. «Елка».

    28. Русская народная сказка «По щучьему веленью».

    29. А. Барто. «В защиту Деда Мороза».

    30. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

    31. С. Черный. «Детям». «Про Катюшу». «Когда никого нет дома». «Что кому нравится». «Приставалка».

    32. М. Крюгер. «Принцесса Белоснежка».

    33. О. Дриз. «Семицветная страна». «Как сделать это утро волшебным». «Птичьи ватрушки». «Волшебные тени». «Ветер-ветерок».

    34. Р. Киплинг. «Слоненок».

    35. О. Дриз. «Цирк». «Игра». «Горячий привет». «На что похож павлиний хвост».

    36. Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

    37. Г. Кружков. «Подледный лов». «Кросс». «Грозная хозяйка». «Стихи о чистой посуде».

    38. В. Гауф. «Маленький Мук».

    39. А. Кушнер. «Большая новость». «Корабли». «Марка». «Что я узнал».

    40. Ш. Перро. «Спящая красавица».

    41. Л. Кушнер. «Облака Кино». «Почему я от всего отказал-

    42. Ш. Перро. «Кот в сапогах».

    43. И. Пивоварова. «Волшебная палочка». «Хочу летать». «Про шляпу». «Сосчитать не мог...».

    44. Е. Чарушин. «Яшка». «Глупые обезьянки». «Захочешь есть - говорить научишься».

    45. И. Пивоварова. «Жили-были пони». «Стихи про Лошадку». «Месяц-козлик». «Если...».

    46. Е. Чарушин. «Щур». «Волчишко». «Что за зверь?»

    47. Б. Заходер. «Повара».

    48. Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой».

    49. В. Берестов. «Восьмое марта».

    50. С. Аксаков. «Аленький цветочек».

    51. Я. Аким. «Мой верный чиж». «Яблоко». «Весело мне».

    52. А. Пушкин. «Зимний вечер». «Зимнее утро».

    53. Бр. Гримм. «Розочка и Беляночка».

    54. Л. Квитко. «Кисонька». «Чудо».

    55. Е. Чарушин. «Хитрая мама». «Свинья». «Гаяр».

    56. Л. Квитко. «Бабушкины руки». «Из Бембы в Дрембу».

    57. Бр. Гримм. «Храбрый портняжка».

    58. А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами...»

    59. Г. Скребицкий. «Ворона». «Галка». «Грач».

    Приложение 2

    Творческие методы работы со сказкой, предложенные Л.Б Фесюковой

    · Знакомые герои в новых обстоятельствах.

    · Коллаж из сказок.

    · Сказка от смешного стишка.

    · Сказка от считалки.

    · Сказка от загадки.

    · Сказка от грамматической арифметики.

    · Сказка от фразеологизмов.

    · Сказка от задачки.

    · Из сказки - задачку.

    · Сказки от странных историй.

    · Сказка от просто стишков.

    · Сказка от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.

    · Сказка от фантастических явлений.

    · Случайные сказки.

    · Сказка о бытовых предметах.

    · Сказка от «живых» капель и клякс.

    · Сказка о чудищах.

    · Сказки по смешанным образцам.

    · Сказка продолжается.

    · Изменение ситуации в знакомых сказках.

    · Перевирание сказки.

    · Сказка, но по-новому.

    · Бином фантазии.

    · Эксперименты в сказках.

    · Цветные сказки.

    · Семейная сказка.

    · Сериал в сказке.

    · Решение противоречий в сказке.


    написать администратору сайта