Курсовая работа социологическая система В. Парето и тенденции её развития Дисциплина История социологии Ф. И. О студента Нечаев Андрей Денисович
Скачать 412 Kb.
|
2.2 Общество в социологической системе ПаретоДля итальянского мыслителя общество - это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные (точнее, неприродные) условия, внутрисистемные социальные условия. Все элементы социальной системы у Парето взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. При этом нужно учитывать, что социолог имеет в виду прежде всего механическое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности на основе выделения доминантных социальных факторов его изменения и эволюции. Равновесие, о котором пишет Парето, - не статическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, происходившие в одной части системы, передавались немедленно другой ее части. Однако, признавая эволюцию общества, Парето "отказывает" ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, связанные между собой, имеют маятниковый и циклический характер. Это значит, что общество, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесному состоянию. Циклический характер развития общества Парето связывает в значительной мере с циклами развития элиты, описанными им в широко известной социологическому сообществу концепции, ей посвященной. Шесть главных классов «осадков» (разделяемые далее на множество подгрупп): 1. инстинкт комбинаций: склонность ч-ка собирать, по-разному переставлять и комбинировать вещи /даже если неизвестна их связь/; лежит в основе соц. изменений; Примеры Парето: Афины V в. до н.э., Франция начала XX в. — переполнены «осадками» первого класса (обратное: Спарта, Пруссия в XVIII в.). (2,с. 425) 2. постоянство агрегатов: стремление поддерживать и сохранять однажды появившиеся связи. Применение теории «осадков» к объяснению европейской истории (новаторы и ретрограды). (3, с316-317) 3. потребности проявления чувств во внешних действиях стремлениях человека проявлять свои чувства в обществ. действиях и поступках; примеры Парето: ритуальные действия, аплодисменты в театре, жесты согласия и несогласия, 4. осадки, относящиеся к социальности, чувство социальности; у Парето: «Этот класс образуют остатки, относящиеся к общественной жизни. Сюда можно включить и те, что относятся к дисциплине...» и др., в т. ч. чувства связанные с иерархией, аскетизм и т.д., 5. «целостность индивида и его зависимость», чувство собственности, у Парето — «совокупность чувств, называемых интересами». Вообще стремление приобрести богатство и власть — логично, здесь же осадки: в т. ч. «чувство равенства у подчиненных», «восстановление целостности посредством действий, относящимся к субъектам, испытавшим беспокойство»: пример активных протестов против заявления Гюстава Эрве во время войны 1914-1918. 6. «сексуальные осадки» Главное значение Парето придает двум первым классам осадков: именно они рассмотрены во 2 части «Трактата» при синтезировании: их противоборством объясняется ход мировой истории (8,58). Изменчивые элементы, основывающиеся на остатках и использующиеся как нелогические аргументы, — деривации (7, с.212), это соображения, за которые держатся люди в каждом случае, чтобы подтвердить данные отношения (2, с.421), (производные от чувств, «осадков»). Таковы: 1) простые утверждения (мать: слушайся, потому что надо слушаться), 2) убеждение авторитетом лиц, традиций, обычаев (мать: слушайся, потому что этого хочет папа), 3) убеждение на основе метафизических принципов, воле сверхъестественных существ (мать: слушайся, потому что — Дед Мороз или: Право, Справедливость, Демократия...), 4) вербальные доказательства (игра на двусмысленности слов: объявление режима демократическим и т.д., идеологии) (2, с.436-438;) Три последние главы «Трактата»: «Свойства остатков и дериваций», «Общая форма общества», «Общественное равновесие в истории». Системность общества через представление о распределении доходов в «Курсе полит. экономии»: это не м. б. случайно: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека...» Общество как равновесная система, где достигается с разной силой выраженная общественная польза (неоднозначное понятие пользы должно быть определено социологом для данных целей). Парето: суммарной пользы коллектива как соединения индивидуально полезного не существует. Максимум пользы для коллектива — предел, начиная с которого невозможно увеличить выгоду индивида как члена коллектива, не уменьшая выгоды других. Принцип оптимальности по Парето: задачи с несколькими целевыми функциями (функция, оценивающая качество), или критериями оптимальности, многокритериальные задачи: 1) лицо, принимающее решение, стремится произвести оптимизацию по нескольким критериям; 2) лиц несколько, и у каждого свои критерии оптимальности. Математическая специфика: решение, оптимальное по одному критерию, не оптимально по всем остальным. Принцип оптимальности по Парето — наиболее употребителен. Решение 1(x1,...,xn) 0 {этот набор значений есть решение (= множество Парето), задача — выбрать лучшее, оптимальное} называется «оптимальным по Парето», если любое отклонение от него ухудшает хотя бы один из критериев. (4, с.44). Пример решения многокритериальной задачи, где встречается множество Парето: покупка компьютера, выбор по критериям класса и количества денег. Те, которые не отвечают по классу (ЕС и т.д.), отбрасываются. Из оставшихся отбрасываются те, которые дороже имеющейся суммы денег. К оставшимся (множество Парето) применяются правила теории принятия решений (напр., лексикографический метод: выбор наиб. значимого критерия). (4, с.63) Концепция круговорота элит Изначальное психологическое неравенство людей, социальная гетерогенность, разделение на ступенях общ. лестницы. Имеющие «высший показатель в своей области деятельности» — элита. («… Класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности, мы назовем избранным классом, элитой…» (8, с. 61)). Остальные приспосабливаются к полученным от элиты стимулам, НО: «граница не является и не может быть точной» (8, с. 61) - как юность и зрелый возраст. В составе элиты — правящая и неправящая элиты (Парето: «Например, известный шахматист, конечно, входит в элиту. Столь же несомненно, что его талант в шахматах не представляет ему возможности оказывать влияние на правительство, и, следовательно, если при этом не задействуются его другие качества, он не входит в правящую элиту». То же — любовницы абсолютных монархов. Итак: деление на нижний слой (класс, непричастный к элите) и на высший слой — элиту а) правящую и б) неправящую. Принадлежность к элите определяется по этикетке, не всегда связанной с реальными качествами личности (напр. переданное по наследству богатство) (8, с.62). Циркуляция между элитой и неэлитой образуется в круговорот элит. Характеристика элит: - самообладание, умение видеть слабые места в других и использовать это в своих целях (массы запутываются в сетях эмоций и предрассудков). - качества управляющих: умение убеждать и умение применять силу при необходимости. При замедлении циркуляции в высших слоях накапливаются элиты, выражающие бессилие, разложение и упадок, что м. вести к падению элиты. «Лисы» (инноваторы, связаны с «остатком комбинаций», эффективны в переходные эпохи) и «львы» (связаны с «остатком постоянства», эффективны в стабильные эпохи), «спекулянты» и «рантье». В основе теории элит личностные характеристики. (3, с.323) В противоположность Марксу: 1) кроме конфликта труда и капитала есть конфликт обладающих властью и нет, 2) классовая борьба пролетариата против буржуазии приведет к власти не пролетариат, а группу, которая будет выступать от его имени. (2,456-457) О «Трактате по общей социологии»: Ж.Гурвич: «Такая концепция являет собой пример того, чего надо избегать; в этом ее единственная научная ценность» (2, с.485). Влияние: 1). Деление на социальные действия как нелогичных и экономических действия как логических выходит в концепцию человеческих отношений. Вечность разделения общества на 2 класса — господствующий «политический класс» (берет все государственные функции и привилегии) и «управляемый класс» (неорганизованное большинство). Эгалитаризм — миф, маскирующий власть полит. класса. Народовластие — утопия, несовместимая с природой человека (власть м.б. от народа, для народа, но не самого народа). Позднее есть идея о наличии и более многочисленного (чем политический класс) класса, являющегося опорой и подножием правящего (некий средний класс), но границы классов не очерчены. Нужна «научная политика», которая станет инструментом в руках политического класса. Тогда постепенно (в далеком будущем) этот класс будет формироваться не на основе дохода, а на основе ума, способностей, образования (идея, позже, в 1958 г., названная английским социологом М. Янгом «меритократия» — власть достойных, в противовес аристократии и демократии; ироническое представление термина к кн. Янга «Возвышение меритократии: 1870-2033» заимствовано с позитивной трактовкой Д.Беллом, З.Бжезинским и др. (5, с.183-184)). Без обновления элиты невозможна социальная стабильность. Но всякая элита стремится превратиться в закрытую, что ведет к ее вырождению. Путь предотвращения — свободная дискуссия. В обществе всегда есть силы, готовые заменить старую элиту. Такой обмен — залог здоровья общества, средний из 3 вариантов: 1) увековечение элиты без обновления; 2) увековечение с обновлением; 3) чистое обновление. Общество для Парето - это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части. Это прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие наблюдаемое извне. Общественной основной этого действия Парето считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений, и т.д. Парето критиковал своих предшественников, в первую очередь О. Конта и Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует. Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке - описание социальных фактов, поскольку именно оно дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача - усиливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Поскольку общество представляет собой, сточки зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, поскольку социология выступает наукой, прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражение чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся» С точки зрения Парето, действия большинства людей определенные чувствами, а не разумом. Основа извечных человеческих чувств образуют так называемые остатки, которые иногда называют также инстинктами. Эти инстинкты-остатки люди в основном не осознают, а те, кто осознает их, не признаются в этом открыто. Люди они предпочитают приводить обоснования своих поступков, которые не соответствуют действительности. Подобные обоснования Парето называет производными. |