Курсовая работа социологическая система В. Парето и тенденции её развития Дисциплина История социологии Ф. И. О студента Нечаев Андрей Денисович
Скачать 412 Kb.
|
1 Психологизм социологии В. Парето1.1 Социологические воззрения В. ПаретоПервый труд по социологии «Экономика и социология» В. Парето написал в 1906 г. Спустя год он начал работу над крупнейшим своим сочинением - "Трактат по общей социологии" - он писал его в течение 5 лет до 1912 г. и издал его в Италии в 1916 г., объемом около 1600 страниц. В 1920 г. он издал сокращенную версию этой работы "Компендиум по общей социологии" с укороченным в 4 раза объемом. В. Парето в этих сочинениях рассматривал общество как самостоятельную суперсистему, психологическое объяснение социального действия, оригинальную концепцию "остатков" и "производных", вследствие которой была создана оригинальная концепция элитарной стратификации общества (7, с. 51). Социология в понимании В. Парето являлась собирательной наукой о человеческом обществе. По мнению В. Парето, основным объектом социологии надо выделять общество как целостную самостоятельную суперсистему. На его взгляд, положение социальной системы определяется следующими критериями: - природными и внешними условиями (почва, климат, флора и фауна, полезные ископаемые); - взаимодействием с другими обществами в прошлом и настоящем; - социально-психологическими элементами внутреннего строения социальной системы. В. Парето обратил своё внимание на взаимозависимость всех трёх элементов социальной системы. Он уточнил, что изменения в одном из критериев ведут за собой трансформации в других. Социолог считал, что нельзя рассматривать какой-либо элемент социальной системы без контекста, то есть: как данный элемент взаимодействует с другими. Равновесие в такой сложной системе как общество сохраняется, так как процессы действия и противодействия позволяют балансировать. Так как общество постоянно эволюционирует, равновесие социальной системы носит динамический характер. В. Парето относился отрицательно к теории прогрессивного развития общества. По его мнению, эволюция социальной системы и ее составляющих происходит циклически, вследствие сменяющих друг друга тенденций. Перемены тенденций поддерживают равновесное состояние всей системы. Если О. Конт, говоря о первичных элементах социальной системы называл социальные институты, Г. Спенсер - социальные органы, Э. Дюркгейм - социальные факты, то В. Парето говорил о социальных действиях. По его мнению, объектами исследования любого социолога должны стать только действия людей, потому что их можно научно наблюдать. В. Парето понимает социальные действия как любые поступки человека влияющие на социальную сферу и общественную жизнь. Все социальные явления и процессы являются желательными или нежелательными последствиями индивидуальных социальных действий. 1.2 Характеристика психологизма социологии В. ПаретоВ. Парето считает, что человек - это существо двойственное, т.е. в нём есть как психическое, так и рациональное начала, исходя из этого, любые его поступки могут быть как инстинктивными, иррациональными и нелогичными, так и обдуманными, рациональными, логичными. Наблюдая за жизнью общества, Парето приходит к выводу о том, что поведение людей чаще обусловлено их психикой, чем логикой. Именно психические чувства и желания человека, в конечном счете, определяют поведение человека в обществе. Итальянский социолог полагал, что люди, как правило, маскируют подлинные побудительные силы своих неосознанных поступков псевдологическими аргументами в соответствии с принятыми в данном обществе идеологическими установками. По мнению В. Парето, человек не поступает так, как он думает, а думает так, как он поступает. Именно инстинкты, в конечном счете, определяют поведение человека в обществе. Поэтому для В. Парето общество - сложная система нелогических человеческих взаимодействий (14, с. 126). В. Парето утверждал, что идеологические ориентации и установки в форме юридических, моральных и религиозных законов и норм, с помощью которых люди скрывают подлинные побудительные мотивы своих социальных действий, у различных народов могут быть отличными и изменяются со временем, тогда как инстинкты для всех народов независимо от эпохи постоянны. Сформулированный итальянским социологом закон первичности и постоянства нелогичных социальных действий людей опирался на созданную им концепцию "остатков" и "производных". Рассмотрению "остатков" и "производных" посвящена большая часть "Трактата по общей социологии". "Остатками" ("residui") В. Парето называл такие проявления инстинктов и чувств, которые остаются, если из объяснения мотивов поведения человека удалить все идеологические моменты. "Остатки" не следует смешивать с конкретными инстинктами или чувствами. Они выступают как посредники между инстинктами и их проявлениями. Как увеличение столбика ртути в термометре, разъяснял он, указывает на повышение температуры, так и "остатки" суть проявления психических чувств и желаний человека, которые могут быть разумно объяснены. Для итальянского социолога "остатки" объективны, даны человеку с рождения. Их совокупность составляет структуру человеческой психики (21, с. 77). В "Трактате по общей социологии" выделено около 50 присущих человеку "остатков", которые В. Парето сгруппировал в шесть классов (таблица 1) Таблица 1 Основные группы «остатков»
Во всяком человеке одновременно присутствуют "остатки" всех шести классов в самых разнообразных комбинациях. Они находятся в состоянии динамического равновесия, воздействуя друг на друга. При этом один из "остатков" может занимать доминирующее положение, определяя в целом поведение человека в обществе. Наиболее важны для функционирования социальной системы, по мнению В. Парето, "остатки" первых двух групп: "инстинкты комбинаций" и "инстинкты постоянства агрегатов". Он полагал, что значимыми для понимания реального исторического процесса являются три вида соотношения этих "остатков": 1) у разных народов в данное время, что определяет характер международных отношений; 2) одного и того же народа в разные эпохи; 3) разных социальных слоев внутри одного и того же общества. Оптимальное сочетание "инстинктов комбинаций" и "инстинктов постоянства агрегатов" у социальных субъектов выступает предпосылкой плодотворного и стабильного развития. Однако такое встречается крайне редко. В основном чаще доминируют либо "инстинкты комбинаций" или "инстинкты постоянства агрегатов". "Остатки" выступают в качестве внутреннего побудительного источника нелогических действий человека. Рациональные же доводы, с помощью которых люди объясняют и оправдывают свои нелогические поступки, В. Парето назвал "производными" ("derivazioni"), так как они вторичны. Если "остатки" неизменны, характерны для любого народа в различные исторические эпохи, то "производные" у разных народов могут быть отличными и исторически изменчивыми. "Производные" - это рационализированные и обличенные в словесную форму суждения о том, почему человек так поступил, поступает или будет поступать. В основе "производных" лежат идеологические доктрины и оправдательные теории, которые сфокусированы в теологических и философских системах, нормах морали и права, политических и социальных теориях, произведениях литературы и искусства (5, с. 168). "Производные" В. Парето объединил в следующие четыре группы: 1) обращение к абсолютным истинам, аксиомам, догмам (так надо); 2) ссылки на авторитет; 3) "вербальные доказательства" с помощью софистических рассуждений. У каждого народа есть свой набор "производных". В различные эпохи определяющую роль в поведении людей играет тот или иной класс "производных". С точки зрения В. Парето, "деривации" по своей сути ложны, но это не уменьшает их социального значения. Чаще всего "деривациями" пользуются демагоги и политики, которые путем манипуляции сознанием людей воздействуют на их поведение. В. Парето признавал существование физических, интеллектуальных и моральных различий между людьми. Однако он полагал, что эти различия не могут служить критериями деления общества на высшую (элитную) и низшую социальные страты. Главным критерием для отнесения человека к элитарной страте является не различие в видах деятельности, а достижения в ней наивысшего успеха. В. Парето предложил своеобразную 10-балльную шкалу измерения успешности деятельности людей. Так, по его мнению: "тому, кто зарабатывает, хорошо ли, плохо ли миллионы, поставим 10; тому, кто зарабатывает тысячи лир, поставим 6; тому, кому едва удается не умереть с голоду, - 1; тому, кто нищенствует, - 0". При этом неважно содержание вида деятельности, важно признание профессионализма и успешности. К элите относятся удачливые политики, талантливые бизнесмены, выдающиеся деятели науки и искусства наряду с талантливыми мошенниками и известными куртизанками.(9, с. 123) Успешность деятельности человека обеспечивается наличием у него "остатков" "инстинктов комбинаций" или "инстинктов постоянства агрегатов". Если человек, утверждал В. Парето, руководствуется в своем поведении этими "остатками", то его место в высшей, элитной страте. Когда же эти инстинкты ослабевают, то человек переходит в низшую страту, а его место может занять тот из низшей страты, поведение которого будет определяться "инстинктами комбинаций" и "инстинктами постоянства агрегатов". Процесс обновления элиты В. Парето назвал "циркуляцией". Благодаря этой "циркуляции" происходит постоянная и непрерывная трансформация элиты и тем самым поддерживается социальное равновесие. В элитной страте В. Парето выделил три вида правящей элиты, которые управляют обществом: политическую, экономическую и духовную. В каждой из этих элит в зависимости от того, какие из "остатков" первых двух групп у них преобладали, он выделил по два класса, дав им условные названия. Структура правящей элиты, предлагаемая В. Парето, может быть представлена следующим образом (табл. 2). Таблица 2 Виды правящей элиты
По мнению В. Парето, "лисы" - это политические руководителя, которым свойственны хитрость и обман, коварство и вероломство, которые способны идти на компромисс, манипулировать массами для достижения своих целей. "Львы" - эго политические деятели, которым присуща смелость, настойчивость, принципиальность, а поставленных целей они достигают, как правило, силовыми методами. "Спекулянты" - это крупные бизнесмены, которые стремятся к увеличению богатства любыми средствами и не боятся рисковать. "Рантье" - эго деловые люди, для которых характерны расчетливость и осторожность в финансовых делах. "Критиканы" - это представители, как правило, научной и художественной интеллигенции, которые осуждают существующие порядки и предлагают новые ценности и идеалы. "Оптимисты" - это представители интеллигенции, которые проповедуют консервативные взгляды и призывают к терпимости. Анализируя различные типы представителей элит, В. Парето пришел к выводу о том, что если в обществе преобладают "львы", "рантье" и "оптимисты", то в нем наступает стабильность и оно начинает загнивать. Когда же среди представителей элиты большинство составляют "лисы", "спекулянты", "критиканы", тогда в обществе происходят прогрессивные изменения.(9, с. 126) При жизни В. Парето его социологические работы не были замечены современниками. Только в середине 1930-х гг. в США была создана в Гарвардском университете специальная группа по изучению социологических идей В. Парето. Признание В. Парето классиком социологии способствовал Т. Парсонс, который поставил его в один ряд с Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Многие идеи В. Парето вошли в арсенал структурно-функционального анализа. Политологов же привлекла теория правящей элиты В. Парето. Таким образом, в качестве вывода по главе отметим, основная работа Парето «Трактат» отражает основные социологические взгляды автора. |