СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ курсовая. Курсовая работа студента 2 курса 251 группы направления 09. 03. 03 Прикладная информатика Прикладная информатика в социологии
Скачать 59.23 Kb.
|
Теоретические основы исследования социальных страхов в социогуманитарных наукахЯ.Н. Крупец обращается к теме социального самочувствия как интегрального показателя, характеризующего степень адаптированности граждан к общественным изменениям, как к определенному результату, индикатору, показывающему успешность адаптационного процесса. Исследуемое явление включает три элемента, причем: 1) первый – характеристика внутреннего состояния индивида (его здоровья, настроения, испытываемых чувств – счастье, оптимизм); 2) второй представляет оценки внешних факторов (восприятия ситуации в обществе и темпоральных характеристик того социума, в котором индивид живет); 3) третий состоит из восприятия своего статуса во вновь сложившихся условиях.13 Представляется, что социальные страхи на основе такой классификации также можно структурировать по трем основаниям: страхи, основанные на состоянии индивида, на оценке социальными субъектами внешних условий и на оценке их собственного положения, занимаемого в обществе. В публикации А.Г. Барейша приводятся некоторые из определений социального самочувствия: – оно может быть рассмотрено в качестве характеристики, показывающей степень удовлетворенности условиями социального бытия, – может выступать показателем оценки социальных изменений, касающихся условий жизнедеятельности граждан, – быть индикатором статусной идентичности личности, социальных субъектов; – может быть представлено в качестве ценностно-когнитивного состояния, характеризующего адаптационные процессы в новых условиях; – рассматриваться в качестве одной из оценок состояния комфорта-дискомфорта.2 Согласно взглядам Р.В. Карамельского, уклад и качество жизни, а также степень ее комфортности детерминируют социальное самочувствие граждан. Отметим некоторые значимые моменты автора публикации в трактовке социального самочувствия, важные, с нашей точки зрения, для понимания сущности социальных страхов: 1) под социальным самочувствием людей понимается обобщенная эмоционально-оценочная реакция социальных субъектов на социальную динамику и на положение в периоды социальных трансформаций; 2) интерпретация социального самочувствия как мощного мотивационного фактора поведения индивида посредством воздействия на выбор его жизненных стратегий и тактик их реализации; 3) представление о социальном самочувствии как определенной основе, исходном структурном элементе, формирующем социальное настроение социального субъекта.14 Подводя итог данной части исследования, можно сделать вывод о существовании двух подходов к соотношению социального самочувствия и социального страха. Первый подход – понимание социального страха как детерминанты социального самочувствия, наряду с такими факторами, как тревога, беспокойство, опасение и другими, формирующими социальное настроение, которое, в свою очередь, обусловливают тот или иной уровень социального самочувствия. Второй подход – трактовка социального страха как показателя социального самочувствия. Так, ВЦИОМ, исследуя индексы социального самочувствия, в отдельный пункт выделяет индекс «страха».15 Далее необходимо отметить, что, несмотря на недостаточную разработанность темы социальных страхов в научных исследованиях, тем не менее, в массиве научных публикаций четко определяются три направления. 1. Изучение социальных страхов в контексте теории катастрофического сознания16 17. 2. Исследование социальных страхов в контексте рискологии18 19 20 21. 3. Анализ социальных страхов в связи с социальными травмами22 23. Каждая из этих парадигм понимания страха достаточно полно отражена в концепциях ученых, что позволяет автору статьи не останавливаться на них подробно. Изучая эволюцию теории социальных страхов в отечественной и зарубежной социологии, необходимо отметить, что в большинстве работ, посвященных данному явлению, мы встречаем ссылки на его понимание В.Э. Шляпентохом. О.Л. Лейбович в статье «"Страх есть сдерживающее начало…": образ времени Владимира Шляпентоха» дает развернутый анализ работ Шляпентоха, посвященных социальном страхам. Страх представлен в качестве постоянной компоненты социального бытия, необходимого условия для того, чтобы общество нормально функционировало. Эволюционируя, страх проявляется в различных модификациях. Страхи физического насилия уступают место иным видам страхов. Они не могут быть интерпретированы в категориях добра или зла. Страхи амбивалентны – пишет Шляпентох. Мы можем смотреть на страхи, как на очень мощное лекарство, которое имеет весьма опасные «побочные эффекты». Социальный смысл страхов состоит в том, что они выполняют упорядочивающую организационную функцию, иначе говоря, участвуют в социализации новых поколений и других общественных групп.17 В работе «Катастрофическое сознание…» нами отмечен момент, важный для понимания роли социальных страхов в жизни граждан: состояние страха является своего рода сдерживающим началом, формирующимся при воздействии ряда детерминант; страхи способны преобразовываться в ряд других социальных чувств, например, в чувства сдержанности, осторожности и предусмотрительности. Многие работы ученых, касающиеся в той или иной степени социальных страхов, предлагают их различные характеристики. Например, согласно мнению Л. Гудкова, страхи подразделяются на ряд типов. К первому типу относятся страхи, связанные с конкретными причинами, состояниями или ситуациями. Ко второму – страхи диффузные, которые характеризуются неопределенной тревожностью, паническими состояниями, не связанными с какими-либо факторами. К третьему типу страхов – экзистенциальные, например, страх смерти. Во-первых, отнесение всех страхов к социальным, так как они детерминированы и социальной статикой (социальные институты, обеспечивающие социальный порядок), и социальной динамикой (общественными процессами). При этом, социальность страхов является их атрибутом для всех социальных субъектов – от личности как совокупности общественных отношений до общества в целом. Даже страхи перед природными катаклизмами социальны. Если это страх перед экологической катастрофой или перед природными факторами (цунами, извержение вулкана и проч.), то уровень страха будет определяться степенью защищенности населения от них. Во-вторых, акцент на коммуникативных причинах социальных страхов, которые рождаются при самом взаимодействии, при его ожидании, при нарушении. Социальный страх может сопровождать процесс личностного взаимодействия, группового, может сопровождать ожидания социальных общностей или реальные ситуации их жизни. В-третьих, выделение такой характеристики социальных страхов, как наличие в его генезисе негативного отношения к социальным явлениям, локальным или глобальным. В-четвертых, отмечаются функции социальных страхов: упорядочивающая; организующая, социализирующая. Итак, для исследования предметного поля изучаемой темы требуется рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к исследованию социальных страхов в общественных и гуманитарных науках, без обращения к которым невозможно определить специфику социологического изучения социальных страхов. Тема социальных страхов как явления, присущего любому обществу, входит в процессе его исследования в проблемные поля многих наук, при этом, каждая наука придает предметную определенность изучаемому феномену и парадигмальную обусловленность методам. Социологическое изучение социальных страхов может опираться на следующее, предлагаемое нами, понимание данного феномена: социальный страх, являясь элементом общественного сознания, содержательно представляет собой субъективную оценку социальным субъектом актуальных условий своей жизнедеятельности и перспектив своего дальнейшего существования в системе тех или иных общественных отношений. |