СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ курсовая. Курсовая работа студента 2 курса 251 группы направления 09. 03. 03 Прикладная информатика Прикладная информатика в социологии
Скачать 59.23 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра социальная информатика СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. КУРСОВАЯ РАБОТА Студента 2 курса 251 группы направления 09.03.03 – Прикладная информатика Прикладная информатика в социологии Социологического факультета Прохоренко Даниила Алексеевича Научный руководитель, профессор, доктор ______________ О.А Романовская социологических наук подпись, дата Заведующий кафедрой, кандидат социологических ______________ И. Г Малинский наук, доцент подпись, дата Саратов 2022 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Социальные страхи как элемент общественного сознания детерминированы общественными отношениями, перманентное изменение которых обусловливает трансформацию социальных страхов, что актуализирует их теоретическое изучение и совершенствование инструментария эмпирического исследования. Анализ научных источников, касающихся проблемы социальных страхов, показывает, что изучаемое социальное явление имеет различные интерпретации, отраженные в публикациях ученых. При этом, сохраняют свою актуальность слова Л. Гудкова из его публикации 1999 года: «Несмотря на то, что накоплен довольно значительный материал массовых опросов, с ним трудно работать из-за несопоставимости полученных данных, различных методик и организации исследований. Нет и хорошей теоретической рамки для интерпретации страха или страхов»1. Действительно, определения социальных страхов и их соотнесение с коррелирующими понятиями достаточно многочисленны и разноплановы. Однако, при этом, можно проследить некоторые общие для всех подходов тенденции. Первая из них – социальные страхи представлены в ряде работ в контексте проблем социального самочувствия: как его элемент, детерминанта или его показатель.2 3 Обращение к данному аспекту темы подтверждает необходимость проанализировать понятие социального самочувствия и определиться с тем, какой именно аспект его изучения наиболее четко позволяет проследить связь с социальным страхом. Объект исследования – социальный страх, как социальный феномен. Предмет исследования – причины социальных страхов современного общества. Цель исследования – изучение социальных страхов, как феномена общественной жизни. Задачи исследования: - исследовать понятие «страха», как явления общественной жизни; - изучить теоретические основы исследования социальных страхов в социогуманитарных науках; - определить проблему социальных страхов российского общества; - провести анализ значимых социальных страхов на современном этапе развития российского общества и причины их возникновения. Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и список литературы. Глава 1. Теоретико-методологические основы социального страха, как социального феноменаСтрах, как явление общественной жизниВ качестве социального явления страх следует отличать не только от его психологических аспектов, но и от страха биологического. Биологический страх – это инстинктивная реакция на опасность, обусловленная особенностями индивида как биологического организма Страх как биологическое явление присутствует у человека и животных в качестве рефлекторной, врожденной способности различать опасность. У животных это признаки хищника, сигналы тревоги, указывающие на угрозу жизни и т.п. Той же природой обладают биологические страхи у человека. Инстинктивная реакция страха в ответ на внезапную опасность (гром, неожиданно открывшаяся дверь, странные звуки в темноте и т.п.) или угрозу жизни при столкновении с угрожающим объектом (наводнение, ураган, лесной зверь), порождающая стремление убежать, спрятаться, означает появление биологического в своей основе страха. Такой страх нельзя отнести к социальным явлениям. С подобным пониманием сущности биологического страха соглашаются и некоторые исследователи (А. Кемпинский, Ю. Щербатых). Для того чтобы уяснить сущность страха как социального явления, необходимо обратиться к анализу понятия «социальное». В общественных науках (М. Бертельссон, П. Бурдье, П. Гиндев, Н.П. Дубинин, П.А. Сорокин, Г.В. Осипов, Б.А. Чагин и др.) социальное понимается как свойство человеческого сообщества, «со-членов» общества и определяется через его противопоставление природному, физическому. Например, П.А. Сорокин считал, что признаками социокультурного феномена является значимое человеческое взаимодействие двух или более индивидов. В ходе такого взаимодействия один индивид стремится явно или скрытно оказывать воздействие на сознание и поведение другого индивида.4 При отсутствии подобного влияния говорить о социокультурном явлении невозможно, поскольку его компонентами являются «значения», или ценности, принадлежащие сверхприродной реальности. Сходного мнения придерживается Г.В. Осипов, считающий социальное неотъемлемой частью взаимодействия между людьми, которое возникает на основе сложившейся системы общественных отношений. Поэтому социальное следует рассматривать как аспект общественных отношений. А поскольку каждый тип общественных отношений – экономические, политические, духовные и т.д. – касается отношений людей друг к другу, постольку эти виды общественных отношений имеют свой социальный аспект. В этой связи Г.В. Осипов определяет социальное следующим образом: «Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни».5 Отталкиваясь от такого понимания сущности социального страх как феномен общественной жизни можно охарактеризовать следующим образом. Социальный страх является производным от системы общественных отношений, он выражает и отражает положение индивидов и групп в системе общественных отношений. Социальный страх выражает отношение людей друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам, происходящим в обществе, к условиям и способам жизнедеятельности. В качестве социального феномена страх возможен в обществе как «организованной форме совместной деятельности людей» (К.Х. Момджян). Социальный страх есть продукт совместной деятельности людей, их общения и взаимодействия, протекающего во всех видах общественных отношений – экономических, политических, духовных. Поэтому застой, стагнация или резкие радикальные изменения общественной системы, угрожающие ущемлением потребностей и интересов, лишением ресурсов их удовлетворения приводит к возникновению страхов, тревог и опасений. Чем шире круг социального общения индивидов и групп, их вовлеченности в различные аспекты общественной жизни и различные виды деятельности, тем шире диапазон страхов. Поэтому можно говорить о следующих типах страхов: 1. Повседневные страхи. 2. Страхи, вызванные проблемами конкретного общества. 3. Страхи, связанные с глобальными явлениями, мировыми проблемами. В отечественной науке понятия «социальное», «социальные отношения» также связываются с социальной сферой общества (Ю.Е. Волков). В советском и российском обществознании сложились различные подходы к пониманию социальной сферы общества, которые предлагают взаимно дополняющие друг друга значения термина «социальная сфера». В одном случае к социальной сфере относят материальную, вещественную инфраструктуру, систему социальной помощи, институты семьи, образования, здравоохранения, культуры, искусства, науки, материального и духовного потребления, трудовой и хозяйственной деятельности. В другом понимании социальная сфера трактуется как совокупность связей и отношений между различными социальными общностями, субъектами общественной жизни. Такая интерпретация социальной сферы позволяет включить в нее различные социальные слои, поколения, гендерные, региональные, поселенческие и т.д. группы, между которыми устанавливаются определенные взаимосвязи и отношения. Некоторые авторы (С.А. Шавель) к указанным компонентам социальной сферы добавляют социальные интересы, потребности, ожидания, стимулы, которые отвечают за связи индивидов и групп с обществом, включенность индивидов в социальные процессы. Наконец, социальная сфера понимается (Ю.Е. Волков) как система, включающая объединенные социальными отношениями условия (куда входит и социальная инфраструктура) жизнедеятельности и образ жизни членов данного общества.6 При всем многообразии подходов к определению сущности и структуры социальной сферы общества исследователи сходятся во мнении, что эта сфера обеспечивает воспроизводство и развитие человека, общностей, населения в целом, а также условий и средств осуществления жизненных интересов и удовлетворения насущных потребностей социальных субъектов. Г.К. Овчинников и М.В. Овчинникова подчеркивают, что «социальность» как фундаментальное качество совместной жизни людей связана как с обществом в целом, так и с социальной сферой. Как полагают авторы, к этой сфере генетически восходит понятие «человечности», поскольку именно в ней выражается сущность человека, а его самочувствие, в том числе и эмоциональное, производно от процессов, протекающих в социальной сфере общества.7 8 Это сфера воспроизводства социальности как особого качества человека, сфера формирования личности, ее потребностей и интересов, освоения социокультурного опыта, усвоения ценностей и норм. Поэтому в социальной сфере «концентрировано выражена самая суть (ядро) общественной (надбиологической) жизни людей».9 На основании такого понимания социальной сферы можно полагать, что в глубинной, сущностной основе страх как явление общественной жизни – это страх утраты возможностей воспроизводства и развития социальности («человечности»), а также ее атрибутов, обладающих неодинаковой значимостью в разных типах общества в различные периоды их исторического развития (труд, знание, язык, религия, доход, власть, статус и т.д.). Обращение к категориям «социальное» и «социальная сфера» позволяет выявить еще один аспект страха как общественного явления. В рамках общностей и групп, общения и взаимодействия индивидов, в ходе совместной деятельности формируются не только потребности, интересы, ценности, но и страхи индивидов. То есть социальный страх в отличие от страха биологического является результатом социализации. Это означает, что страх как феномен общественной жизни возникает на биологической основе, но в ходе социализации приобретает специфический социальный компонент. Этим компонентом могут быть социальные объекты страха,10 которые по мере взросления человека вытесняют объекты биологические. В ходе социализации в рамках новых для индивида форм совместной деятельности (семья, школа, вуз, трудовой коллектив и т.д.) появляются страхи, связанные с новыми взаимоотношениями, социальными ролями и статусами, нормами и правилами. В процессе социализации индивид усваивает общественные формы деятельности в условиях опасности, способы реагирования на явления, причиняющие вред, правила выражения страха, учится определять ситуации, в которых нельзя и в которых должно выражать страх. З. Фрейд называл социальный страх страхом совести, который возникает из первоначального страха кастрации, страха лишения объекта любви. Родителя постепенно заменяет та часть Сверх-Я, которая опирается на социальные нормы. Нарушение запретов рождает страх наказания. Страх и тревога Я возникают вследствие возможного недовольства наказания или прекращения любви Сверх-Я. Это означает, что страх возникает вследствие определенных отношений между индивидом и обществом (по Дж. Г. Миду, «обобщенным другим»). Используя терминологию Дж. Г. Мида, можно полагать, что социальные страхи суть реакция на вероятное недовольство «обобщенного другого», на угрозу его нелюбви, немилости, наказания, лишения предоставляемых им ресурсов, благ, положительной оценки. Формами проявлениями этой реакции можно считать такие виды страхов, которые возникают в ходе социального взаимодействия (страх начальства, публичного выступления и т.д.). Проанализируем страх как явление общественной жизни с иных позиций, в терминах Э. Дюркгейма, то есть как социальный факт.11 В таком качестве страх необходимо рассматривать как объективно существующий феномен, как часть особого рода реальности (suigeneris), не сводимой, как выражался Э. Дюркгейм, к индивидуальным сознаниям (индивидуальным страхам). Различение индивидуальных и коллективных страхов основано на том, что первые связаны с уникальными особенностями психической жизни индивида, уникальностью его биографии, его индивидуального психологического развития. Такие индивидуальные страхи могут стать устойчивыми, определять особенности личности. Наряду с этим индивид как представитель социальной группы, общества в целом является носителем коллективных страхов. В качестве элемента коллективных представлений (общественного сознания) социальный страх возникает и развивается по иным законам, чем страх как биологическая или психологическая реакция, ибо, как отмечал Э. Дюркгейм, «мышление» групп отличается от мышления индивида. Так, страх безработицы как факт коллективных представлений – это не инстинктивная и не психологическая реакция индивидов на непосредственную угрозу потери работы. Даже отсутствие на конкретном предприятии явных признаков его ликвидации, сокращения или увольнения работников может сопровождаться страхом безработицы, если она приобретает определенные масштабы и начинает распространяться в обществе. Поэтому страх безработицы в данном случае – это состояние, возникающее как результат отношения людей и групп к социальным явлениям, процессам, условиям и способам жизнедеятельности, посредством которых осуществляется реализация насущных интересов и удовлетворение потребностей. Согласно концепции Э. Дюркгемйа, социальный факт оказывает принудительное воздействие на индивидов и группы. С одной стороны, страх «заражает» различные группы, общности, общество в целом. С другой стороны, страхи побуждают к действиям, направленным на снижение тревожности. Страх перед потерей сбережений меняет характер финансовой и экономической активности индивидов и групп, побуждает искать новые способы сохранения капиталов. Страх населения перед преступностью побуждает власти принимать меры (борьба с преступностью или декларирование такой борьбы в публичном пространстве, ограничение сообщений о преступлениях в информационном поле и т.п.), которые в свою очередь могут быть вызваны страхом потери авторитета, доверия со стороны населения, страхом утраты легитимности. Индивиды и группы используют те способы нейтрализации опасностей, которые имеются в их распоряжении в связи с определенным положением в системе общественных отношений. Обычный гражданин в качестве средства защиты от потенциальных преступников будет укреплять свое жилище, обращаться к властям, в органы МВД и т.д., представители органов власти будут использовать законы, механизмы стимулирования повышения эффективности профилактики и борьбы с преступностью органами правопорядка и т.д. Принципы дюркгеймовского социологизма требуют поиска причин возникновения и развития страхов в социальных, а не в биологических, психологических, климатических и т.д. явлениях и процессах. Источник страхов и тревог кроется в особенностях организации социальной среды, условиях и способах совместной деятельности, в отношениях между людьми, отношениях индивидов и социальных институтов, организаций. Опасности, вызывающие страх, обладают социальным по своему происхождению и содержанию характером. Это явления общественной жизни, совокупность социальных фактов, или как выразился Т. Парсонс,12 определенные классы социальных объектов, которые ограничивают удовлетворение потребностей и реализацию интересов и притязаний индивидов и групп. Такими социальными фактами можно считать наиболее значимые для социального субъекта, жизненно важные общественные проблемы (безработица, преступность, межнациональные конфликты, коррупция и т.д.). Если рассматривать социальные страхи как продукт взаимоотношений людей, базирующихся на системе общественных отношений, как разновидность коллективных представлений (общественного сознания), или в терминах П.А. Сорокина как часть родового социокультурного явления, необходимо обратить внимание на такой элемент общения и взаимодействия, как экспектации. Ожидание наступления беды, вреда, лишения, потери чего-то чрезвычайно ценного, ожидание негативного исхода развития событий составляет содержание страхов и тревог, что отмечали еще античные философы (Платон). Подобное ожидание не тождественно предчувствию в том смысле, как его понимает психологическая наука. Скорее в терминологии функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) мы должны трактовать ожидание как социально-типическую (не индивидуальную и не уникальную) обобщенную ориентацию индивида, группы, общества по отношению к определенным социальным явлениям и процессам. Это ожидание возможного лишения средств и способов удовлетворения потребностей и реализации интересов субъектов жизнедеятельности общества. Поэтому применительно к понятию социального страха некорректно разграничение страха как боязни конкретной опасности и тревоги как беспокойства в условиях неопределенности. не понятия страха и тревоги следует рассматривать как тождественные, а в отношении социального страха допустимо использовать синонимический ряд: страхи, тревоги, опасения, беспокойство, волнения, заботы и т.п. |