Грант Григорян курсовая. грант григорян курсовая. Курсовая работа тема Жизнь и творческий путь Якутского композитора Г. А. Григоряна на уроках музыкальной литературы
Скачать 2.56 Mb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный институт культуры и искусств Кафедра искусствоведения КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Жизнь и творческий путь Якутского композитора Г.А.Григоряна на уроках музыкальной литературы Выполнил: Корякин Валерий Егорович студент 3 курса по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально- прикладное искусство профиль: Музыкальная педагогика (бакалавр) Проверил: В.Е.Дьяконова, старший преподаватель Якутск 2021 Оглавление: I. Введение II. Жизненный путь Г.А.Григоряна. III. Творческий путь Г.А. Григоряна. III.1. Опера «Лоокут и Ньургусун». III.2. Оперетта «Цветок Севера». III.3. Балет «Камень счастья». IV. Заключение. V. Испольованная литература. Введение Грант Арамович Григорян один из первых профессиональных композиторов нашей Якутии. Григорян искал в своих многочисленных поездках по республике и встреча с народными музыкантами прежде всего то, что было необходимо ему в данный момент в его композиторском творчестве. Он записывал далеко не всё, что попадало под руку, но тщательно отбирал самое яркое, вдохновенное и впечатляющее. Особое внимание обращал на непривычное, даже странное на первый взгляд. Возможно, что именно такое пристальное внимание к отступлениям от привычных интонационных норм, к кажущимся «дефектам» исполнения и позволило ему верно осознать самую сущность якутского интонирования и специфику якутских традиционных ладов. Биография Гранта Арамовича Григоряна 13 апреля 1919 года в городе Сухуми в семье народных учителей родился второй ребенок, единственный сын, которого назвали Грант. Отец- Арам Аветисович, преподавал географию, имел и среднее музыкальное образование, играл на рояле, таре, флейте, обладал отличным баритоном, даром сценического перевоплощения, прекрасно рисовал. Будучи долгое время директором детдома, Арам Аветисович большое внимание уделял художественному воспитанию детей. Создав театрально- музыкальную труппу из одаренных ребят, Григорян объехал с концертной программой многие районы Абхазии, а вырученные средства шли на улучшение условий жизни воспитанников детдома. Старшая дочь Седа и маленький Грант принимали самое активное участие в этих представлениях. Арам Аветисович умер в 1926 году, мать и трое детей переехали в Кировабад к родственникам. Несмотря на тяжелое материальное положение, Седа Григорян учится и заканчивает музыкальное училище по классу фортепиано, а с семилетним Грантом- начинает заниматься преподаватель Молочников. Игра на скрипке дается мальчику легко благодаря его несомненной одаренности. Он часто выступает в школьных концертах, охотно играет на городских предприятиях, неизменно вызывая восхищение слушателей. К 9 годам, еще не зная техники нотозаписи, маленький Григорян пробует сочинять музыку. Испытывая непреодолимую тягу к сочинительству, Грант самостоятельно осваивает основы игры на фортепиано. Увлечение фортепиано временно затмевает скрипку, но заставляет заняться теорией музыки у ереванского музыковеда Мирзояна. Свои композиторские опусы до поры он сохраняет в тайне, доверяет лишь сестре, которая показала их Баку профессору композиции Маиляну. Метр внимательно отнесся к творческим пробам юного сочинителя, пишет ему письма, консультирует заочно. Закончена школа. Кем быть? Мать, Вартануш Аркадьевна, хотела бы видеть единственного сына инженером. Но не настаивала после мольбы Гранта- «Мама, я не могу жить без музыки». Тогда- то и стала известна связь с профессором, который пригласил Гранта приехать в Баку. Он не ошибся в выборе и предположении, юный Григорян блестяще выдержал вступительные экзамены и был принят в Бакинское музыкальное училище при консерватории, в класс теоретика Рейхтиха. В Баку завязывается большая дружба Гранта Арамовича с Узеиром Гаджибековым, основоположником азербайджанской профессиональной музыки, творцом бессмертного «Аршин мал алана» «Кер- Оглы». Позже Грант Арамович не раз использовал азербайджанский мелос в своем творчестве, достаточно вспомнить образ Ахмеда, одного из героев якутской оперетты «Цветок Севера». В 1939 году Григорян после отличного окончания музыкального училища решил преодолеть следующую ступень музыкального образования. На композиторское отделение Московской консерватории из огромного количества претендентов было отобрано двое «счастливчиков». Одним из них стал Грант Григорян. Месяц консерваторских занятий и- Гранта призывают в армию. Наступил новый этап его жизни- служба на Дальнем Востоке. В том же, 1939 году, по указанию маршала К.Е.Ворошилова, создавался ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа. Узнав, что Григорян- музыкант, командование привлекло его к работе по отбору певческого и музыкального состава, а впоследствии он был назначен музыкальным руководителем ансамбля. Вот тогда нашла выход тяга к композиторскому творчеству. Ансамблю для становления нужен был разнообразный, постоянно обновляемый репертуар. После завершения службы Григорян поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1952 году (класс композиции Е. К. Голубева). В годы учёбы в консерватории работал как над обработками народных мелодий, так и над оригинальными сочинениями в различных национальных стилях. В 1948 году на концерте художественной самодеятельности Григорян познакомился с искусством исполнения якутского эпоса олонхо. В 1953 композитор, заинтересованный якутским фольклором, переехал на постоянную работу в Якутию. Там он работал в республиканском радиокомитете, преподавал в музыкальном училище, где с 1955 заведовал отделением теории музыки, и изучал музыкальный фольклор. С 1953 по 1961 год композитор совершил восемь экспедиций, в ходе которых собирал народную музыку якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, а также русского населения северо-восточных районов Якутии. Записывая фольклор, Григорян не ставил перед собой исключительно исследовательских задач: записи народной музыки он рассматривал в первую очередь как основу для собственного творчества. По оценке музыковеда Т. В. Павловой, Грант Григорян стал одним из основоположников академической музыки в Якутии, а его техника работы с народной музыкой стала ориентиром для следующих поколений якутских композиторов. За заслуги в развитии музыкального искусства Григоряну были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (1958) и Якутской АССР (1957). Грант Григорян — автор оперы «Лоокут и Нюргусун» (1959), оперетты «Цветок Севера» (1961), балета «Камень счастья» (1961). Авторству композитора принадлежат симфонические произведения, произведения для фортепиано, песни и хоры. Для симфонических работ композитора характерно ограниченное применение средств в музыкальной выразительности: в произведениях Григоряна преобладает двух- или трёхголосие, в кульминационных моментах партитуры гармонизация зачастую отсутствует вовсе (тема произведения исполняется оркестром в унисон). В песенном творчестве композитора преобладает гомофонный склад. Мелодика песен Григоряна ограничена мажором или минором, а в гармоническом сопровождении преобладают аккорды терцовой структуры. Отдельные элементы песенного стиля композитора испытали влияние жанра якутской музыки дьиэрэтии ырыа, отличающегося свободной импровизационной структурой. В своих песнях Григорян использовал такие элементы этого жанра, как эпический зачин дьэ- буо и фальцетные призвуки кылысахи. Под влиянием этого жанра композитор также вводил в свою музыку переменные размеры и орнаментированные каденции. Грант Арамович был полон творческих замыслов, но в расцвете сил и таланта умер. Живым воспоминанием о композиторе Г.А.Григоряне остались его произведения, вошедшие в сокровищницу якутского профессионального музыкального искусства. Творческий путь Г.А. Григоряна. Грант Григорян — автор оперы «Лоокут и Нюргусун» (1959), оперетты «Цветок Севера» (1961), балета «Камень счастья» (1961). Авторству композитора принадлежат симфонические произведения, произведения для фортепиано, песни и хоры. Для симфонических работ композитора характерно ограниченное применение средств музыкальной выразительности: в произведениях Григоряна преобладает двух- или трёхголосие, в кульминационных моментах партитуры гармонизация зачастую отсутствует вовсе (тема произведения исполняется оркестром в унисон). В песенном творчестве композитора преобладает гомофонный склад. Мелодика песен Григоряна ограничена мажором или минором, а в гармоническом сопровождении преобладают аккорды терцовой структуры. Отдельные элементы песенного стиля композитора испытали влияние жанра якутской музыки дьиэрэтии ырыа, отличающегося свободной импровизационной структурой. В своих песнях Григорян использовал такие элементы этого жанра, как эпический зачин дьэ-буо и фальцетные призвуки кылысахи. Под влиянием этого жанра композитор также вводил в свою музыку переменные размеры и орнаментированные каденции III.1. Опера «Лоокут и Ньургусун». Опера написана современным гармоническим языком с использованием всех выразительных возможностей симфонического оркестра. Композиитор сумел раскроыть богатейшее потенциальные возможности, заключенные в народно-и песенном творчестве типа дьиэрэтии (дьэ- буо) и смело ввел его в партитуру оперы. Вечная любовь юных Нюргусун и Лоокута, подвергаемая жестоким испытаниям в условиях социального неравенства, — один из наиболее популярных мотивов якутских преданий. Эту легенду не без оснований называют якутским вариантом «Ромео и Джульетты». Либретто оперы «Лоокут и Нюргусун» было написано Д.Сивцевым — Суорун Омоллоном и В.Новиковым — Кюннюк Урастыровым, поэтичен и благодарен для сценического воплощения. В нем есть все- эпизоды народной жизни и фантастика, лирика, юмор, высокая трагедия. Опера «Лоокут и Ньургусун»- песнь о бессметртной, жизнеутверждающей любви якутских Ромео и Джульетты. Все персонажи наделены образными характеристиками. Так, для партий Алгымы (бабки- повитухи) И Кюсегея (старца- странника), воплощающих мудрость, композитор средствами народной музыки находит характерные детали свой язык. Ярко выписан образ нахального, жадного и трусливого Марджасая дураковатого отпрыска богача. Его вокальная партия изобилует трескучими, крикливыми речитативными попевками, сопровождается однообразно повторяющейся тяжеловесной ритмической фигурацией контрабасов и фаготов, остроумно подчеркивая тупость, ограниченность Марджасая. Запоминается партия Басыкка, отца героини. Динамичная, насыщенная, с достаточно развернутой вокальной линией, она наделена ярким лейтмотивом- короткой, энергичной попевкой в стиле дьиэрэтии в оркестровом сопровождении, характеризующей упрямство старика, верность устоям. Однако образ Басыкка не однозначен, он предстает и страдающим отцом, желающим своей единственной дочери счастья в его понимании: I-й акт, II-я картина, Лейтмотив Басыкка: Для главных героев оперы- Ньургусун и Лоокут- композитор ищет совсем иные краски, интонации, приемы выразительности. Их портретные характеристики- ариозо Лоокута из 1 картины, арии Ньургусун в III и V-й картинах даны в различном психологическом состоянии, но им одинаково присущи широкая мелодическая распевность и проникновенность. Лиризм, драматизм, тончайшие движения души выражены в музыке весьма впечатляюще. Композитор хотел подчеркнуть, что юные влюбленные нераздельны, созвучны их чувства, мысли, они- одно целое. Если в первом дуэте герои- резвящиеся дети, и мелодия дуэта предельно проста и наивна: то, во свтором0 клятве Лоокута и Ньургусун в вечной любви и верности, являющемся смысловой кульминацией II-й картины, все по- иному. Оркестровое вступление к дуэту, построенное на развитой теме любви, представляет собой, как бы обнаженный взрыв чувств, постепенно стихающий и приводящей к строгой, целомудренно- сдержанной клятве. Нарастание, эмоциональный накал в этом дуэте достигается регистровым сопоставлением с предельным внутренним напряжением, развитым в оркестровом сопровождении: I акт, II- ая картина. Дуэт Лоокута и Ньургусун (Клятва). Превосходные и разнообразные хоры, особенно маленький шедевр «Народный напев», в основу которого положена известная якутская песня «Остров Кыллаах» В опере много симфонических эпизодов, имеющих самостоятельное значение: «Заклинание шамана», сцена грозы, разернутая балетная картина «олонхо» разнообразные народные танцы. Исключительный интерес представляет инструментовка, в которой масса новаторских приемов симфонизации напевов дьиэрэтии ырыа, вопроизведения игры на хомусе и др. Вся ткань партитуры пропитана интонациями дьиэрэтии, придающими произведению и сквозное развитие, и стройность архитектоники. Остается только изумляться творческой изобретательности композитора, т.к. даже приведенных примерах нельзя найти равных: I акт, II картина. Вступление к «Танцу 2-х берез»: Партии основных лирических героев оперы решены в академической манере пения, композитор опирается в них на развитие популярного бытового песенного стиля. Но вместе с тем значительное место занимает в опере и традиционная эпическая манера пения — в этой возвышенной манере поют старуха Алгыма и сказочник Кюгэсэй, хранители обычаев старины. Подлинный этнографический материал использует Григорян, создавая образы шамана Сиэгэна и весельчака-балагура Чычып-Чапа. В целом же по сравнению с первыми якутскими операми в «Лоокуте и Нюргусун» меньше используются фольклорные цитаты, хотя основным интонационно-строительным материалом оперы являются разножанровые народнопесенные обороты, пронизывающие всю мелодическую ткань произведения, включая развитые речитативные эпизоды. Музыкальный язык оперы прост и доступен, композитор стремился создать развёрнутый и целостный музыкальный спектакль, учитывая при этом недостаточный опыт исполнителей и ограниченные навыки якутских слушателей. Используемые композитором гармонические, полифонические и оркестровые средства несложны, ансамблевое пение ограничено. Ориентации слушателей в развитии музыкальной драматургии онеры способствует развитая система лейтмотивов (лейтмотив любви Лоокута и Нюргусун, темы празднества, лейтмотивы Басыкки и Марджасая, тема ножа). Развитие основной сюжетной линии оперы — истории любви Лоокута и Нюргусун — оттенено и подчёркнуто побочными и символическими моментами: взаимоотношениями Чычып-Чапа и Сарданы, символическим танцем двух берёз, образами стерхов, историей сказочной красавицы Айталын-Куо и светлого богатыря Юрюн Уолана (балетная пантомима в пятой картине). III.2. Оперетта «Цветок Севера». Тема оперетты- современность. В республике, где долгие месяцы стоят лютые морозы, но необыкновенно щедро летнее солнце, люди мечтают увидеть свой край цветущим садом. А там, где молодежь,- песня, любовь, шутка. Неординарность сюжета, блеск диалогов, острота комедийных положений- все этот хорошо, но главное в произведении- музыка Гранта Григоряна. И это прекрасно, когда, так. называемая, “легкая” музыка создается большим, серьезным мастером! Музыка оперетты имеет яркую нациолнальную характерность. Здесь все знакомо и мило слуху и сердцу якута: мотивы дьиэрэтии ырыа, звуки хомуса, танцы осуохая. И вто же время широко выражена тема интернациональной дружбы. По зову сердца приезжают на работу в Якутию русский юноша Руслан и его друг, демобилизированный солдат азербайджанец Ахмед, наделенный яркой музыкальной характеристикой. Новаторство оперетты- в смелом использовании и контрастном сочетании разнородных элементов, от симфонизированных народных напевов дьэ- буо (дьиэрэтии ырыа) до современного джаза. Смелость поиска, органически сочетающаяся с изысканной простотой гармонического мышления, широкое использование характерного якутского лада- с увеличенной квартой, блестящее мастерство оркестратора- таковы неоспоримые достоинства музыки этого произведения. Она содержит необходимые компоненты, определяющие жанр оперетты: арии, ансамбли, шуточные куплеты, хоры, танцы. В увертюре к оперетте после небольшого вступлени- запева в стиле дьиэрэтии, начинается изложение основной темы- Цветка Севера- распевной, широкой, которая, трансформируясь, преобразуясь в развитии, звучит на протяжении всего спектакля, как его лейтмотив: Поражает ритмическое и мелодическое разнообразие развития напева дьиэрэтии, создающего живую ткань музыки. Симфоничсеские эпизоды, написанные на музыкальном материале оперетты, украшает звучание инструментальных соло: гобоя, кларнета, валторны, литавр, и развернутое соло скрипки во вступлении к II-й картине. Соло кларнета и литавр из вступления ко II- картине: В оперетте много хоров, причем разнохарактерных, и танцев. Помимо главного лейтмотивного смешанного хора о Цветке Севера, включены и детский пионерский хор, широкая распевная “Приветственная”, жизнерадостный с хомусным наигрышем в середине хор доярок, молодежный свадебный, хоровой припев веселых куплетов Тиэхэ Тихона, два оригинальных осуохая. Композитор и раньше использовал ритмы и напевы осуохая, но эти два хора необычны. Первый, названный композитором “Молодежный осуохай”-, шуточное состязание юношей и девушек (по аналогии в русском народном песенном творчестве- “А мы просо сеяли...”)- интересен ладовым решением: Второй- “Большой осуохай”, образец авторского отношения к народному творчеству. Традиционный якутский хороводный танец, состоящий из запева солиста и буквального одноголосного ответа участников массового танца, выписан с величайшей бережностью к вариационной точности народного напева, и контрастирует с богатством, широтой симфонического развития в оркестровом сопровождении. Ритмы и мелодические обороты осуохая звучат в песне героини оперетты Татыйык из II-й картины: Гротесковые- танец Малардырова и рок-н- ролл остроумно и изобретательно инструментованные, удачно вписываются в разнохарактерную палитру музыкальной ткани оперетты. III.3. Балет «Камень счастья». Последним творением Гранта Арамовича Григоряна был балет на сказочный сюжет “Камень счастья”, который он успел закончить лишь в черновом клавире. Яркую, необычайно колористическую оркестровку этого произведения сделал по заказу Министрества культуры ЯАССР московский композитор Л.В.Фейгин, автор балетов “Дон Жуан”, “Звездная фантазия” “Сорок девушек”, “Фауст”. Неоценим подлинно творческий труд Л.В.Фейгина, создавшего по черновым эскизам блестящую партитуру для большого современного оркестра, сумевшего понять, сохранить всю прелесть и своеобразие якутского национального характера музыки и индивидуальность Григоряна. Либретто балета по мотивам якутских народных сказок написал народный писатель ЯАССР Д.К.Сивцев- Суорун Омоллоон. В основе сюжета- известная философская концепция: борьба добра со злом и победа светлых сил. Драматургия балета выстроена на принципе симфонического развития музыкальных образов и сквозного действия. Лейтмотивы: 1). Камня счастья: 2). Хозяйки земли”, олицестворяющий добро: 3). Морозища- чудища, олицестворения зла: Тема любви Онголука и Эрэлчээны, несвойственного якутской мелодике ориентального характера, но метрически близкая якутским танцевальным напевам: I-й акт: Полифоническая, драматургическая, колористическая разработка лейттем составляет основу музыкального материала. Современная гармония, мелодика и ритмы, близкие национальным, позволили Л.В.Фейгину создать предельно красочную и утонченную партитуру. В ней немало жанрово- описательных музыкальных картин, сольных вариацийь героев, характерных танцев охотников, зверюшек), развернутый дивертисмент драгоценных минералов- богатства Хозяйки земли и др. IV. Заключение. «Из-за нехватки якутских композиторов — основоположников якутской музыки, таковым стал не кто иной, как армянин Грант Арамович Григорян. Удивительно, как человек иной национальности смог так органически воспринять музыку народа, заброшенного судьбой на дальний север. За девять лет жизни в Якутии (1953-1962) Григорян не только стал классиком якутской музыки, основоположником якутской композиторской школы и многожанровой якутской музыки, но и своим творчеством поднял якутское музыкальное искусство на новый уровень. В якутской музыке он стал больше якутом, нежели мы, якуты, взятые все вместе. В этом секрет глубокой благодарности якутов Гранту Григоряну — композитору и человеку». Использованная литература: Васильева Т. А. Претворение классического в контексте национальных традиций в фортепианном творчестве композиторов Якутии / Васильева Т. А., Еловская Н. А. // Концепт. — 2013г. Г.М.Кривошапко. Музыкальная культура якутского народа. 1982г Спиридонова Л. С. Песенное творчество Гранта Григоряна: Взаимосвязь музыкальных культур // Художественное образование и наука. 2017 г. Шнитке. А. Г. О творчестве Г. Григоряна // Советская музыка. 1960г. |