Главная страница
Навигация по странице:

  • – Что такое техника – Каково значение техники, и что она может дать человеку

  • философия техники. Философия техники. Л. Ф. Матронина, Г. Ф. Ручкина, О. Б. Скородумова


    Скачать 48 Kb.
    НазваниеЛ. Ф. Матронина, Г. Ф. Ручкина, О. Б. Скородумова
    Анкорфилософия техники
    Дата29.11.2022
    Размер48 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия техники.doc
    ТипДокументы
    #819180

    Л.Ф. МАТРОНИНА, Г.Ф. РУЧКИНА , О.Б. СКОРОДУМОВА
    Техника (от греч. — "мастерство") — это совокупность средств, создаваемых для осуществления производства и обслуживания непроизводственных потребностей общест­ва. Она появляется путём опредмечивания в природном ма­териале трудовых функций, опыта и знаний людей. Основное назначение тех­ники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Техника явля­ется составной частью производительных сил общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития.

    Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная тех­ника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (железные дороги, мосты, каналы, трубопроводы и т.п.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), подземные коммуникации, одним словом то, что принято сейчас называть инфраструк­турой производства. Активная техника — это орудия труда (физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

    В историческом плане создание активной техники предшествует появ­лению пассивной техники. Историю техники можно делить на этапы по раз­ным критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век, бронзовый, железный и т.д.); по применению различных видов энергии (век пара, век электричества и т.п.); по качественно отличающимся техноло­гиям. Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых этапа: орудия и механизмы ручного труда — машины — автоматы и автоматические линии.

    В философии техники сложилось несколько подходов к осмыслению природы и сущности техники, ее взаимосвязи с наукой, роли техники в жизни человека и общества. Инженерный подход к философии техники начинает складываться в конце XIX века. Термин «философия техники» был введен в научный оборот немецким мыслителем Э. Каппом (1808-1896), который рассматривал технику как «продолжение» функций человеческого организма. Работа, посвященная этой проблеме – «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в1877 г. в Германии.
    В России одним из родоначальников философии техники стал русский инженер-теоретик П.К. Энгельмейер (1855-1942), в 1898 г. написавший работу – «Технический итог XIX века». В этой и других работах обнаружена глубокая внутренняя связь между человеком и техникой, и в то же время природа человека не сводилась к технической деятельности. Подчеркивалась мысль: смысл техники состоит в том, что она есть средство человеческой деятельности, а ее сущность заключается в усилении «органов» и возможностей человека, в том числе и интеллектуальных.
    Заметим, что в рамках инженерного подхода особое внимание уделялось анализу природы техники, необходимости расширения и роста технического сознания. В XX в. техника и ее будущее становятся объектом систематического изучения. Это имело место не только в философской, но и инженерной среде, где необходимость философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию приобрела актуальность.
    Гуманитарный подход к философии техники получил развитие в работах западноевропейских (Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) и русских (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.) философов. Формирование гуманитарного подхода было обусловлено тем, что вопросы, связанные с феноменом техники, ее специфической ролью в обществе, перспективами развития, приобрели характер смысложизненных. Потребности развития современного общества, проблемы, стоящие перед ним в области экономики,

    науки, экологии, политики, демографии значительно изменили статус техники, превратив ее во всеобъемлющий фактор воздействия на общество и культуру. Все более очевидной стала органическая зависимость человечества от состояния окружающей среды, невозможность недооценки опасности спонтанного развертывания технического прогресса, некритической оценки результатов технической деятельности, поэтому внимание многих

    мыслителей сосредоточено на раскрытии значения техники в жизни общества и человека.
    Каков же круг проблем, охватываемый понятием «философия техники»? Это

    понятие отвечает на целый ряд важных и даже злободневных вопросов, а именно:


    – Что такое техника?


    – Каково значение техники, и что она может дать человеку?


    – В чем особенности взаимодействия человека и техники человека в современном мире?

    – Каково своеобразие социальных проблем в современной


    технико-информационной действительности?

    – Наконец, какова роль человека в рациональном осмыслении


    технических знаний?
    Важнейшими вопросами философии техники являются также образовательные и этические проблемы, включающие формирование системы ценностей, сочетание интеллектуальных и нравственных начал в человеке. Жизнь показала, что социальные последствия технического прогресса могут быть весьма негативными: это и проблемы занятости населения, резкое имущественное расслоение и, как следствие, социальная напряженность; это и эколого-демографические проблемы, относящиеся к глобальным вопросам современности. Проблемы мирового порядка: загрязнение окружающей среды, включая радиоактивное загрязнение, истощение невосполнимых природных ресурсов, нарушение демографического баланса, угроза термоядерной катастрофы и многие другие вынуждают весьма серьезно задуматься о перспективах технического прогресса.
    Технологическая экспансия не могла оставить равнодушной мировую общественность. Начиная с 60-х годов прошлого века, приходит осознание кризисного состояния эпохи, возникают движения в защиту окружающей среды (движение «зеленых»), а также международные организации («Римский клуб»), предпринимаются попытки регулирования рождаемости. Одно из направлений деятельности Римского клуба – информировать население планеты о важнейших проблемах человечества, об итогах исследований состояния окружающей среды, социальных последствиях и перспективах научно-технического, экономического развития мирового сообщества. Римский клуб – международная негосударственная организация, возникшая в 1968 г. под председательством итальянского экономиста А. Печчеи (работа «Человеческие качества»).
    О глубоком влиянии техники, имеющем негативные последствия для человека, писали русские мыслители еще в прошлом веке. Так, И.А. Ильин (1883-1954) в одной из своих работ отмечал, что техника, начиная с ХХ в., революционизировала всю человеческую жизнь. Прогресс ускорил ритм жизни, что не прошло бесследно для человека, от которого требуется непрестанная активность. Возникает невозможность остановиться, задуматься, осмыслить происходящее. В результате духовная сторона жизни

    отодвигается на задний план. Человек все чаще оценивается как «фактор» производства техники. Эта же тема звучит в работах Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского и других классиков русской философии и культуры. Но правомерно ли в ХХI веке ставить вопрос об ограничении научно-технического прогресса? И какой выход из положения возможен? Н.А. Бердяев (1874-1948) отвечает так: только в творчестве возможна самореализация человека, поскольку творчество означает не только создание чего-то нового, неизвестного ранее, но также саморазвитие человека, обогащение его духовного мира, а это не может не способствовать гармонизации отношений человека и окружающей среды. Творчество означает также стремление минимизировать процессы отчуждения человеческой сущности. Н.А. Бердяев обращает внимание на парадоксальность феномена техники: «…без техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели».
    Аналогичные идеи относительно особенностей взаимоотношений человека, техники, природы высказывают в ХХ веке мыслители Запада: Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие. Понимая всю сложность этих взаимоотношений, мыслители писали об ответственности человека разумного за свои деяния, за те цели, которыми руководствуется человек, преобразующий природу, окружающий мир. Таким образом, традиционная философия техники сильно колеблется между двумя полюсами – критикой техники и ее апологией.
    Во второй половине ХХ века взгляд на технику, как на один из важнейших факторов развития человеческого общества, стал наиболее убедительным, наметился конструктивный подход к обсуждению проблем техники (Х. Ленк, Г. Бехманн), преодолевающий крайности в оценке техники, отвергающий технократические концепции. Если традиционное понятие техники, как подчеркивает Г. Бехманн, связано «с двумя основными различениями: “природа/техника” и “человек/техника”», то в настоящее время уже «…не цели, мотивы или интересы, связанные с использованием техники, создают ее сегодняшние проблемы, а само функционирование вызывает новую проблемную ситуацию в обществе, проявляется ли это в форме нежелательных побочных следствий, увеличении риска или непрогнозируемости дальнейшего общественного развития». Как следствие, рождается новый вид техники, «который должен регулироваться или с помощью бегства в природу по ту сторону техники, или достижения разумного компромисса».
    Философия техники призвана ответить на вызовы времени, в ней большое место начинают занимать нормативно-ценностные аспекты. Многие вопросы современной «технотронной эры» затрагивают напрямую очень важные стороны человеческого существования: социальные, нравственные, образовательные, подчеркивают, что неконтролируемое развитие техники ведет к необратимым изменениям не только природы, но и самого человека, его сознания, восприятия им окружающего мира, отношения к нему.






    написать администратору сайта