Главная страница

Связь сознания и познания. Л. Н. Шабатура Проблемы сознания в истории философии


Скачать 6.7 Mb.
НазваниеЛ. Н. Шабатура Проблемы сознания в истории философии
Дата08.04.2023
Размер6.7 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаСвязь сознания и познания.ppt
ТипДокументы
#1046148

Взаимосвязь сознания и познания.


Выполнил работу:
Студент 2 курса гр. ГИГбп-21-2
Якусик Д. А.
Проверила д. филос.н., профессор кафедры ГНТ,
Л.Н.Шабатура

Проблемы сознания в истории философии:


Сознание является объектом внимания естественных и гуманитарных наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки.
Но особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе общих представлений о сознании. Такое общее универсальное знание дает философия.
Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика Платона.


Философская традиция Сократа.


«Я знаю что ничего не знаю»Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.


Философская традиция Платона и Демитриха.


Платон: «Источник познания – это воспоминание бессмертной души о «мире идей», в котором она существовала до её «переселения» в тело человека».


Демитрих :«В процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает «темным знанием». Когда он не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, то вынужден обращаться к разуму».

Философия сознания и познания в средние века.


    На протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными положениями христианства.
    Эпоха Ренессанса возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия
    Нового времени поставила ряд основных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания.


Рене Декарт – яркий представитель рационализма (от лат. – разумный, сознательный), обращает внимание на потенциальные возможности человека. «Мыслю, следовательно, существую», - так он определяет смысл своей философии. Декарт стремился упорядочить мышление. Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания, в сфере его внутренних характеристик. Для него критерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума. Следуя своему методу, он приходит к идее постоянного сомнения. Чувственная очевидность все же неопределенна и вызывает вопросы.


Джон Локк – представитель сенсуализма (с лат.-чувство),считал, что в интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах. Человек познает мир при помощи органов чувств.
Джон Локк – отец не только современного эмпиризма, но и материализма. Его философия теории познавания состоит в развитии двух главных мыслей, из которых первая есть отрицание у человека врожденных идей, а вторая – утверждение, что источником всего нашего знания служит опыт.
Многие, говорит Локк, придерживаются мнения, что существуют врожденные идеи, возникающие в душе в самый момент ее зарождения; эти идеи она приносит будто бы с собой в мир.

Иррационализм.


Сторонники иррационализма предполагают, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его вера, интуиция, инстинкт помогают понять хаотичный и случайный в своей основе поток жизни. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим действующим силам, например аффектам, воле.


В Новое время европейская философия развивает практически все направления философского познания:
    сенсуалистическое, связанное с разработкой эмпирического знания;
    рационалистическое, обосновывающее ведущую роль и значение разума в познании;
    субъективно-идеалистическое, обратившее особое внимание на активную роль субъекта познания и заявившее, что «без субъекта нет объекта»;
    объективно-идеалистическое, в котором познание рассматривается как божественное откровение;
    материалистическое, считающее, что познание – это процесс перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и точному знанию.


Наибольшую известность в философии Нового времени получает агностицизм, как особое философское направление, отрицающее возможность истинного познания мира человеком.
Классическими представителями этой точки зрения были Дэвид Юм и Иммануил Кант.


Дэвид Юм


Иммануил Кант


Они утверждали, что каждый человек, познающий мир, имеет дело лишь с собственным опытом, за пределы которого он не в состоянии выйти.
Поэтому человек, как субъект познания, не имеет возможности правильно оценить объективную реальность и не может знать об истинности или ложности своего опыта, о его соответствии или несоответствии реальному миру.
Материалистическая философия всегда утверждала, что мир познаваем. Критерием истинности знания выступали такие формы практики, как научный опыт и общественно-историческая деятельность людей.


Если объяснение в познании и рефлексия (сосредоточение человека на самом себе как на объекте) всегда были предметом анализа философии, то проблемам понимания, как осмысления знаний, наука стала уделять внимание недавно. В процессе познания человек осуществляет переход от незнания к знанию, а затем к пониманию имеющихся знаний о мире.
Возникает новое философское направление, задачей которого является толкование, разъяснение знаний. Оно получило название герменевтики, по имени античного бога Гермеса, который приносил людям вести от богов и разъяснял смысл этих вестей. Задачей герменевтики является обеспечение правильной интерпретации знания.


Герменевтика.

Выделяют три главные области познания:


Современное научное представление о познании


Мир природы –
от гена до биосферы, от элементарных частиц до космоса


Мир социума –
мир материальной и духовной культуры, созданный людьми


Мир человека-
его мысли и чувства, интуиция и эмоции, переживания и представления

Головной мозг – орган сознания;


Головной мозг – орган сознания;
Объективный мир – источник сознания;


Головной мозг человека состоит из 50-60 млрд. нейронов - нервных клеток, которые сильно отличаются от других клеток организма по строению и функциям. Они имеют тело и отростки: один длинный отросток – аксон, и множество коротких – дендриты.


Современные естественнонаучные данные о мозге и сознании.


Верхняя часть мозга - серое вещество или кора состоит из тел нервных клеток - нейронов – и имеет глубину 3-6 мм.
Под корой расположено белое вещество – это отростки нейронов – аксоны и дендриты, которые, пересекаясь, образуют синапсы (соединения).
Каждый нейрон имеет до 10 тысяч соединений со своими соседями. Эти соединения – синапсы – осуществляют прием, передачу, хранение и переработку интеллектуальной информации.

Вывод:


Сознание играет важную роль в познании, так как оно является основой для восприятия информации и ее обработки. Без сознания невозможно получить знания и понимание, так как все восприятие и анализ информации происходят через сознание.
Познание, в свою очередь, также влияет на сознание. Чем больше знаний и опыта имеет человек, тем более развито его сознание. Познание помогает человеку лучше понимать окружающий мир, расширять свое сознание и принимать обоснованные решения.
Сознание и познание - это два важных процесса, которые взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Оба процесса необходимы для полноценной жизни и развития личности.

Библиография


Добрынина В.И. Сознание. Познание. Творчество. М. 2013
Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2011
История философии: Учебник для вузов/ Под ред. А. С. Колесникова — СПб.: Питер, 2010.—656 с.
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
Кохановский В.П. “История философии”: Учебник для ВУЗов. - Ростов на Дону.: Изд. Феникс, 2003. – 575 с.



написать администратору сайта