Лабораторная работа 1. Лабораторная работа Синтаксис языка php
Скачать 218.63 Kb.
|
Лабораторная работа № 1. Синтаксис языка PHP. По сути своей любой PHP-скрипт ‑ это обычный текстовый файл, который, помимо простого текста (или HTML-кода), содержит в себе команды PHP. Когда пользователь обращается к такому скрипту, запрос передаётся серверу, который действует следующим образом: всё, что не является PHP-кодом, просто передаётся пользователю без изменений, но как только обработчик встречает метку начала PHP-кода, он выполняет этот код и «отдаёт» пользователю результат обработки. PHP-код может находиться в любой части документа и может быть включен в документ одним из двух способов:
Основные правила написания программы на РНР: в именах переменных и функций большие и малые буквы различаются; в конце каждого оператора (команды) указывается точка с запятой (;); специального символа переноса оператора на другую строчку нет – переносить можно с любой позиции в которой можно указать пробел (слова не разрываются при переносе оператора). Переменные в PHP Переменные в РНР объявляются при первом их использовании в программе. Тип переменной косвенно определяется по типу хранящихся в ней данных. Имена переменных: начинаются со знака доллара ($); могут содержать только латинские буквы, цифры, символы подчеркивания; состоят из одного или нескольких символов и начинаются с буквы или символа подчеркивания; не может совпадать с каким-либо из стандартных ключевых слов РНР; учитывается регистр символов. С любыми переменными можно производить весь набор стандартных математических операций и некоторые дополнительные операции. Таблица 1. Основные операции для работы с переменными
Таблица 2. Логические операторы
Таблица 3. Операторы сравнения
Функции вывода В РНР существует несколько способов вывода информации на страницу: Операторы echo и print выводят значение аргумента: echo <строка>; print (<строка>); Работают одинаково, но printвсегда возвращает 1, в то время как echoничего не возвращает. var_dump (<переменная>); ‑ выводит переменную вместе с типом. Замечания: Строковое выражение может быть взято как в одинарные, так и в двойные кавычки. Если используются двойные кавычки, то вместо имен переменных будут выводиться их значения. Функции для работы с переменными: 1. Функция isset (переменная) возвращает true, если данная переменная существует (т.е. определена в программе). 2. Процедура unset (переменная); удаляет данную переменную из внутренних таблиц интерпретатора. 3. Функции определения типа переменных: is_integer (переменная)‑ возвращает true, если переменная ‑ целое число; is_double (переменная)‑ возвращает true, если переменная ‑ действительное число; is_string (переменная)‑ возвращает true, если переменная ‑ строка; is_numeric (переменная)‑ возвращает true, если переменная является числом или строковым представлением числа (строка состоящая из цифр); is_bool (переменная)‑ возвращает true, если переменная является логической; is_array (переменная) ‑ возвращает true, если переменная ‑ массив; gettype (переменная)‑ возвращает строку, соответствующую типу переменной (integer, double, string...). 4. Процедура settype (переменная, тип данных);преобразует значение переменной из одного типа в другой. Генерация случайных чисел Функция lcg_value ( ) возвращает случайное дробное число в диапазоне от 0 до 1. Функция rand ([int start, int end]) возвращает случайное число из диапазона, заданного начальным значением start и конечным значением end. Если значения не заданы, то возвращается случайное число от 0 до максимально-возможного значения (для Windows обычно до 32767). Максимально-возможное значение можно определить функцией getrandmax ( ). Перед тем как первый раз генерировать случайное число, нужно инициализировать генератор путем вызова функции srand ( ). Пример:
Замечание. Начиная с версии PHP 4.2.0 не нужно вызывать srand() – PHP делает это автоматически. Константы Константы объявляются в РНР при помощи процедуры defme(): define('CONSTANT', value); или define(“CONSTANT”, value); 'CONSTANT' ‑ имя константы, value ‑ её значение. При использовании константы на неё ссылаются по имени. Например: По традиции имена констант пишут буквами верхнего регистра. Существует функция defmed('CONSTANT'), которая проверяет, определена ли константа. Функция возвращает true, если константа определена в теле программы выше вызова данной функции. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1Во всех скриптах в заголовке окна браузера должны быть ваши фамилия и имя! УПРАЖНЕНИЕ 1-1. Подготовительная работа 1. Запустите Денвер или любой другой локальный сервер. 2. На виртуальном диске «PHP-server» создайте в ней вашу личную папку (например, PHP_Фамилия). В вашей личной папке создайте еще одну папку с именем WWW (в ней будут располагаться все HTML и PHP-файлы вашего сайта). 3. Перезапустите локальный сервер 4. Откройте браузер и откройте в нём страницу http://localhost/student/PHP_Фамилия/. Вы должны увидеть страницу с заголовком «Index of /» (рис. 1). Это означает, что новый сайт создан успешно. Таким же методом Вы можете создать любой другой сайт. Рис. 1 - Внешний вид только что созданного сайта 5. В папке WWW только что созданного сайта создайте новый текстовый файл с именем index.php. Откройте этот файл с помощью Блокнота и впишите в него следующий код:
Рис. 2 - Результат выполнения скрипта «Дата и время» 6. Сохраните файл. Откройте в браузере страницу http://localhost/student/PHP_Фамилия/www/index.php. Если Вы сделали всё правильно, то перед Вами появится окно, показанное на рис. 2 (только дата и время будут другими). Пояснения: В первой строке идёт обычный текст и HTML-тег. Они никак не обрабатываются и просто передаются в браузер пользователя. Вторая строка помимо HTML-тега содержит ещё и метку начала PHP-кода. Всё, что располагается до метки , передаётся в браузер без изменений. Третья строка примера ‑ первая строка PHP-кода ‑ вычисляет текущую дату с помощью функцииdate("d.m.Y H:i") и заносит её в переменную с именем $d. Четвёртая строка выводит переменную $d на экран. За это отвечает функция echo( ). Пятая строка говорит о том, что PHP-код закончился. Заметьте, что каждая строка заканчивается точкой с запятой (;). Этот символ является обязательным концом каждой завершённой команды PHP. УПРАЖНЕНИЕ 1-2 1. В папке WWW создайте новый текстовый файл с именем lab-1-1.php с кодом: $var1= '3'; $var2 = 5; echo $var1 . ' - ' . gettype($var1) . ' '; print ($var2 . ' - ' . gettype($var2) . ' '); $var3= 'abc'; var_dump ($var3); echo ' '; $var4=123; var_dump ($var4); ?> 2. Сохраните файл. Откройте в браузере страницу страницу http://localhost/student/PHP_Фамилия/www/lab-1-1.php. УПРАЖНЕНИЕ 1-3 1. В папке WWW создайте новый текстовый файл с именем lab-1-2.php с кодом: 2. Сохраните файл. Откройте в браузере страницу http://localhost/student/PHP_Фамилия/www/lab-1-2.php. 3. Измените текст файла lab-1-2.php следующим образом: 4. Сохраните файл. Откройте в браузере и обновите страницу. УПРАЖНЕНИЕ 1-4 1. Создайте php-скрипт lab-1-3.php, в котором создайте константу NUM_E со значением 2.71828 (число е). 2. Выведите на экран значение этой константы в виде строки «Число e равно …». 3. Присвойте переменной $num_e1 значение константы и выведите на экран имя переменной $num_e1, ее значение и тип (т.е. в браузере должна получиться строка вида «$num_e1 = 2.71828 ‑ double»). 4. Последовательно измените тип переменной $num_e1 на строковый, целый и булевский, каждый раз отображая тип и получившееся значение переменной $num_e1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1Во всех скриптах в заголовке окна браузера должны быть ваши фамилия и имя! ЗАДАЧА №1 Создайте php-скрипт lab1-5.php, в котором вычисляется значение заданного выражения для случайных аргументов из интервала [-20, 20], а затем выводится на экран сама формула (с заменой имен переменных на их значения) и результат вычислений. Протестируйте работу скрипта и объясните полученный результат. Распределение заданий по вариантам:
|