Главная страница
Навигация по странице:

  • Главные составные части среды программирования

  • Дизайнер Форм

  • Окно редактора кода

  • Палитра компонентов

  • лаб 1. Лабораторная работа1. Лабораторная работа 1 Среда программирования Lazarus. Интерфейс программы. Компоненты Button, Label Теоретический материал


    Скачать 43.12 Kb.
    НазваниеЛабораторная работа 1 Среда программирования Lazarus. Интерфейс программы. Компоненты Button, Label Теоретический материал
    Анкорлаб 1
    Дата23.12.2021
    Размер43.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛабораторная работа1.docx
    ТипЛабораторная работа
    #314712

    Лабораторная работа № 1


    Среда программирования Lazarus. Интерфейс программы.

    Компоненты Button, Label
    Теоретический материал

    Внешний вид среды программирования Lazarus отличается от многих других из тех, что можно увидеть в Windows.
    Главные составные части среды программирования

    Ниже перечислены основные составные части Lazarus:

    1. Дизайнер Форм (Form Designer)

    2. Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window)

    3. Палитра Компонент (Component Palette)

    4. Инспектор Объектов (Object Inspector)

    5. Справочник (On-line help)


    Дизайнер Форм предназначен для создания интерфейса программы. На форму можно добавлять компоненты (кнопки, окошки ввода текста, переключатели, меню), выбирая их из Палитры компонентов, задавать размер и положение. После расположения компонентов программа еще не готова – кнопки не реагируют на нажатие, введенный текст никак не обрабатывается, переключатели ничего не способны переключить. Чтобы программа заработала, необходимо создать обработчики событий.
    Окно редактора кода содержит создаваемые пользователем обработчики событий – процедуры, определяющие, как компонент должен реагировать на определенной событие (наведение курсора мыши на объект, щелчок мышью, двойной щелчок и т.д.). Переключение между Дизайнером форм и Редактором кода – F12.
    Палитра компонентов содержит несколько вкладок (Standard, Additional, System и т. д.). На каждой вкладке расположены ряд компонент, обозначенных пиктограммами и именами, появляющимися в виде подсказки. Эти имена являются официальными названиями компонентов. В действительности это названия классов, описывающих компоненты без первой буквы T (например, если класс называется Tbutton, имя будет Button). Standard. Большинство компонент на этой вкладке являются аналогами экранных элементов Windows (меню, кнопки, полосы прокрутки), но компоненты Lazarus обладают также некоторыми удобными дополнительными встроенными возможностям.
    Каждый компонент имеет свойства, которые устанавливаются в окне Инспектора Объектов (Object Inspector) на вкладке Properties, и связанные с ним обработчики событий, которые устанавливаются в окне Object Inspector на вкладке Events.
    Программирование событий
    Для создания нового проекта необходимо:

    1. выполнить команду File -> New -> Application for Win32.

    Для сохранения созданного проекта необходимо:

      1. создать папку для файлов программы. Т.к. файлов несколько, НИКОГДА не сохранять проект без папки;

      2. File -> Save Project as. Сохранять в папку. При этом сначала появляется диалог для сохранения модуля, затем – проекта программы. Название проекта и модуля можно менять только при первом сохранении.

      3. Для сохранения внесенных изменений: File -> Save all.

    После сохранения в папке появляются несколько файлов - файл проекта, *.pas – файл модуля, файл формы.

    Для открытия проекта необходимо:

    1. File -> Open (File -> Open Project).

    2. При открытии выделить файл проекта.

    Запустить программу на исполнение можно 3 способами:

    1. F9;

    2. Run -> Run;

    3. на панели инструментов.


    TLabel (расположен на вкладке Standard) служит для отображения текста на экране.







    Свойства класса TLabel

    Название

    Тип

    Описание

    Caption

    String

    текст надписи

    Autosize

    Boolean

    определяет возможность подбора ширины компонента автоматически (при true) или вручную (при false)

    Font




    группа свойств, определяющих параметры шрифта надписи

    Top

    Integer

    координата сверху

    Left

    Integer

    координата слева

    Color

    Color

    цвет фона






    Обработчики событий

    Название

    Описание

    OnMouseMove

    Действие происходит при перемещении курсора мыши над объектом

    TButton (расположен на вкладке Standard) - кнопка с текстовой надписью.







    Свойства класса TButton

    Название

    Тип

    Описание

    Caption

    String

    текст на поверхности кнопки

    Height

    Integer

    высота компонента

    Width

    Integer

    ширина компонента

    Top

    Integer

    координата сверху

    Left

    Integer

    координата слева







    Обработчики событий

    Название

    Описание

    OnClick

    Действие щелчке по объекту


    Задание.
    Создать проект следующего вида:


    При щелчке мышью по кнопке «ВВЕРХ» (метод OnClick) надпись «Lazarus - это сила!» должна перемещаться вверх на 10 пискелей (свойство Top) , а при щелчке по кнопке «ВНИЗ» - на 10 пикселей вниз. При наведении курсора мышки на надпись (метод OnMouseMove) она должна стать невидимой (свойство Visible).
    Выполнение задания


    1. Создать новый проект (команда File -> New -> Application). Сохранить его (File -> Save Project as) в папке Lab1.

    2. Разместить на форме компоненты: Label и два Button.

    3. Изменить свойства Caption у обоих компонентов и Font у компонента Label.

    4. Создать обработчики событий для кнопок (действие должно происходить при щелчке по кнопке – событие OnClick, для создания обработчика события нужно дважды щелкнуть по кнопке на форме).

    Для кнопки ВВЕРХ:



    Для кнопки ВНИЗ:



    1. Сохраните проект и проверьте его работу.


    Задание для самостоятельной работы.

    Создать проект следующего вида:


    При щелчке мышью по кнопке «ВЛЕВО» (метод OnClick) надпись «Я люблю Lazarus!» должна перемещаться влево на 10 пискелей (свойство Left), а при щелчке по кнопке «ВПРАВО» - на 10 пикселей вправо. При наведении курсора мышки на надпись (метод OnMouseMove) она должна поменять цвет на красный (свойство Font.color).
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Перечислите основные составные части среды программирования Lazarus и их назначение.

    2. Как создать новый проект?

    3. Как сохранить созданный проект?

    4. Почему сохранять проект можно только в отдельную папку?

    5. Какие файлы создаются при сохранении проекта?

    6. Как открыть созданный ранее проект?

    7. Как запустить проект на исполнение?

    8. Назовите назначение, основные свойства и методы компонента Label.

    9. Назовите назначение, основные свойства и методы компонента Button.


    написать администратору сайта