Лабораторная работа 1 знакомство с объектноориентированной средой программирования delphi цель и задачи работы
![]()
|
5.2. Среда ООП DELPHIDELPHI – это объектно-ориентированная среда программирования по созданию Windows-приложений, основа которой – язык Object Pascal. Delphi позволяет быстро создавать приложения, отлаживать и оптимизировать программы. Создание прикладных программ или приложений Delphi выполняется в интегрированной среде разработки IDE (Integrated Development Environment). IDE служит для организации взаимодействия с программистом и включает ряд окон, содержащих различные управляющие элементы. С помощью средств интегрированной среды разработчик может проектировать интерфейсную часть приложения, а также писать программный код и связывать его с управляющими элементами. При этом вся работа по созданию приложения, включая отладку, происходит в IDE. Инструментальные средства Delphi, организованные как ниспадающие меню и определяемые быстрые клавиши, позволяют: создавать оконные формы из библиотеки готовых компонент; ассемблировать, компилировать исходный текст программы; отлаживать логику работы. Для того, чтобы начать работу в среде разработки Delphi следует в выпадающем меню Пуск выбрать подменю Программы, в котором расположен каталог Borland Delphiи из этого каталога запустить ярлык с именем Delphi. Интегрированная среда разработки Delphi представляет многооконную систему, которая включает следующие окна: 1. Главное окно (Delphi – Project1) 2. Окно Инспектора объектов (Object Inspector) 3. Окно Конструктора формы (Form1) 4. Окно Редактора кода (Unit1.pas) Могут присутствовать также и другие окна: 5. Окно Редактора изображений (Image Editor). Delphi является однодокументной средой, т.е. позволяет одновременно работать только с одним приложением, название которого приведено в строке заголовка главного окна. Внешний вид среды разработки после ее запуска приведен на рис. 1. ![]() Рис. 1. Интерфейс среды Delphi Главное окно содержит (рис. 2). 1. Главное меню, которое содержит набор команд для доступа к функциям Delphi. 2. Панели инструментов, которые содержат кнопки для вызова часто используемых команд главного меню. Имеется 5 панелей инструментов: Стандартная (Standard); Просмотр (View); Отладка (Debug); Пользователь (Custom); Рабочий стол (Desktop). 3. Палитра компонентов, которая содержит множество компонентов, размещаемых в создаваемых формах. Они делятся на группы, каждая из которых в Палитре компонентов располагается на отдельной вкладке (странице), а сами компоненты представлены соответствующими пиктограммами. ![]() Рис. 2. Главное окно Палитру компонентов можно настраивать с помощью диалогового окна Palette Properties (Свойства Палитры компонентов), которое вызывается командой Properties (Свойства) контекстного меню Палитры компонентов или Component/Configure Palette... (Компонент/Настройка Палитры компонентов) главного меню. Окно позволяет выполнять такие операции, как удаление, добавление компонентов, перемещение их на другое место, а также добавление, удаление или перемещение страниц компонентов. Окно Инспектора объектов после запуска системы располагается под главным окном в левой части экрана и отображает свойства и события объектов для текущей формы Forml. Это окно можно отобразить на экране с помощью команды View/Object Inspector (Просмотр/Инспектор объектов) или нажатия клавиши F11. Окно инспектора объектов представлено на рис. 3. Окно Инспектора объектов имеет две страницы (вкладки): Properties (Свойства) и Events (События). Страница Properties отображает информацию о текущем (выбранном) компоненте в окне Конструктора формы и при проектировании формы позволяет изменять многие свойства компонентов. Страница Events определяет процедуру, которую компонент должен выполнить при возникновении указанного события. Если для какого-либо события существует процедура, то в процессе выполнения приложения процедура вызывается автоматически при возникновении этого события. Такие процедуры служат для обработки событий, поэтому их называют процедурами-обработчиками или просто обработчиками. Каждый компонент имеет свой набор свойств и событий, определяющих его индивидуальность и особенности. ![]() ![]() Рис. 3. Окно инспектора объектов в режиме изменения свойств объекта и назначения события для объекта Окно Конструктора формы илиОкно формыили просто Форма первоначально находится в центре экрана и имеет заголовок Form1. В нем выполняется проектирование формы, для чего на форму из Палитры компонентов помещаются необходимые элементы. При этом конструирование формы происходит так же, как в среде простого графического редактора. Окно Редактора кода или Окно модуля(заголовок Unit1.pas) после запуска находится под окном Конструктора формы и почти полностью перекрывается им. Это окно содержит исходный текст модуля разрабатываемого приложения. Первоначально в нем имеется одна страница Unit1.pas кода для новой формы Form1. Окно модуляпредставлено на рис. 4. Редактор кода представляет собой обычный текстовый редактор, с помощью которого можно редактировать текст модуля и другие текстовые файлы приложения. Каждый редактируемый файл находится в окне Редактора на отдельной странице, доступ к которой можно получить, щелкнув на ее ярлычке. Переключение между окнами Конструктора формы и Редактора кода удобно выполнять с помощью клавиши F12. ![]() Рис. 4. Окно Проводника кодаразмещается слева от окна Редактора кода. В нем в виде дерева отображаются все объекты модуля формы. В окне Проводника кода удобно просматривать объекты приложения и можно быстро обращаться к необходимым объектам. |