Главная страница

лаба2. Лабораторная работа 2 Моделирование систем управления в пакете Xcos (краткие теоретические сведения) Создание моделей в Xcos


Скачать 135 Kb.
НазваниеЛабораторная работа 2 Моделирование систем управления в пакете Xcos (краткие теоретические сведения) Создание моделей в Xcos
Анкорлаба2
Дата24.06.2022
Размер135 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlab2sci_theory.doc
ТипЛабораторная работа
#613089



Исследование импульсных систем с помощью среды Scilab © К. Поляков, 2004-2016

Лабораторная работа № 2

Моделирование систем управления в пакете Xcos

(краткие теоретические сведения)


Создание моделей в Xcos

Пакет Xcos предназначен для моделирования систем. Вся модель строится из блоков, имеющих входы и выходы. Существует библиотека стандартных блоков, кроме того, можно создавать свои собственные блоки любой сложности.

Чтобы добавить надпись (например, название блока), нужно выполнить двойной щелчок мышью на поле. Появится рамка с многоточием, ее можно перетаскивать мышью. Двойной щелчок на тексте позволяет его изменить.

Каждый блок имеет свои настраиваемые свойства. Для их изменения надо дважды щелкнуть на блоке и изменить нужные значения в диалоговом окне.

Для того, чтобы повернуть блок на 90 градусов, надо выделить его и нажать клавиши Ctrl+R.

При нажатии правой кнопки мыши на блоке появляется контекстное меню. С помощью раздела Формат - Правка можно изменить цвета рамки и фона, а также свойства текста в блоке.

Для выделения одного блока или соединительной линии надо щелкнуть ЛКМ по нужному элементу. Для того, чтобы выделить несколько блоков, надо «обвести» их при нажатой ЛКМ. Клавиша Delete удаляет выделенную часть. Чтобы скопировать блок (или выделенную часть), надо перетащить его при нажатой клавише Ctrl.

Блоки соединяются линиями связи, по которым распространяются сигналы. Для того, чтобы соединить блоки, надо «вытащить» линию из выходного порта и протащить её ко входу другого элемента. Для того, чтобы провести ломаную линию, нужно

  1. «вытащить» линию из выходного порта блока и отпустить ЛКМ в первой точке излома

  2. щелчками ЛКМ поставить остальные узлы

  3. щелкнуть ЛКМ на входном порту другого блока.

Узлы ломаной (они изображаются квадратиками) можно перетаскивать мышью. Двойной щелчок на линии добавляет в этом месте новый узел. Двойной щелчок ЛКМ по узлу удаляет его.

Чтобы подать один сигнал на два блока (сделать «развилку»), надо сначала создать одну линию обычным способом. Чтобы провести вторую линию, следует нажать левую или правую кнопку мыши на линии в точке развилки и протащить линию ко второму блоку.

Модель можно сохранить в виде растрового рисунка. Для этого в окне модели надо выбрать в верхнем меню пункт Файл – Экспортировать. Схему лучше сохранять в формате GIF.

Для того, чтобы запустить моделирование, надо щелкнуть ЛКМ по кнопке на панели инструментов. Параметры моделирования (метод интегрирования, обработка ошибок) устанавливаются с помощью окна Моделирование – Установка. Самый важный параметр – это время моделирования (Конечное время интегрирования).

Источники сигналов и воздействий



CONST – сигнал постоянной величины.



STEP_FUNCTION – ступенчатый сигнал, меняется время скачка (Step Time), начальное (Initial Value) и конечное значение (Final Value).



RAMP – линейно возрастающий сигнал с заданным наклоном (Slope). Можно задать также время начала изменения сигнала (Start Time) и начальное значение (Initial Value).



Генератор прямоугольных импульсов, задается амплитуда M (Amplitude). Выход генератора изменяется с M на –M, когда на красный вход поступает сигнал (например, от часов).



Cинусоидальный сигнал, задается амплитуда (Amplitude), частота (Frequency), фаза (Phase).



Random generator – случайные числа с равномерным или нормальным (гауссовым) распределением. Можно задать тип распределения (параметр flag: 0 – равномерное, 1 – нормальное). Для равномерного распределения параметр A – минимальное значение, параметр B – ширина диапазона; для нормального – параметр A – среднее значение (Mean Value), параметр B – среднеквадратическое отклонение.



Часы (Источник событий) – задаётся период повторяемости событий и время первого события.

Регистрирующие устройства



Осциллограф – фиксирует значение, когда на синхронизирующий (красный) вход приходит сигнал (от часов). График выводит в графическое окно.



To workspaceпередаёт информацию в рабочую область Scilab в виде массива с двумя полями:

  • time – набор временных отсчётов (когда приходил сигнал с часов);

  • values – массив соответствующих значений измеряемого сигнала.

В параметрах задаются период обновления Refresh period (ширина диапазона по оси абсцисс), пределы по оси ординат Ymin и Ymax.

Системы с непрерывным временем



Передаточная функция, в параметрах задаются числитель (Numerator) и знаменатель (Denominator) в виде полиномов.



Модель в пространстве состояний, в параметрах задается четверка матриц, определяющих модель, и начальные условия для вектора состояния (Initial conditions).



Интегратор с возможностью установки начальных условий (Initial state).

Другие часто используемые блоки

Математические операции



Gain – усилитель, задается коэффициент усиления (Gain).



Sum – сумматор, используется для сложения и вычитания входов. Параметр Number of input or sign vector задает количество входов и их знаки («+1» для сложения и «–1» для вычитания). Например, [1;-1].

Маршрутизация сигналов



Manual Switch – ручной переключатель, позволяет переключать выход на один из двух входных сигналов.



Mux – мультиплексор, объединяет несколько сигналов в один «жгут» (векторный сигнал), в параметрах задается число входов (Number of Inputs).



Demux – демультиплексор, позволяет «разбить» векторный сигнал на несколько скалярных, в параметрах задается число выходов (Number of Outputs).

Оформление графиков

Для создания нового окна для рисунка в Scilab используется команда

--> scf()

В Scilab есть возможность строить несколько графиков на одном рисунке. Иначе говоря, рисунок можно разбить на «клетки», в каждой из которых строится отдельный график. Для этого надо сделать активным нужный рисунок и применить команду

--> subplot(2, 1, 1);

Первое число в команде subplot показывает количество «строк» в такой матрице, второе – количество столбцов, третье – какой по счету график сделать активным (считая по строкам, справа налево и сверху вниз). Все дальнейшие команды (plot, title, xlabel, ylabel, legend и др.) относятся к этому «подграфику».

В командах можно передавать в качестве аргументов не целые массивы, а их части. Например, по команде

--> plot(x(1:20), y(11:30));

строится график, на котором по оси абсцисс откладываются значения элементов массива x с номерами от 1 до 20, а по оси ординат – соответствующие им значения из массива y с номерами от 11 до 30.

Двоеточие означает «все строки» или «все столбцы». Например, по команде

--> plot(x(:,1), x(:,2));

строится зависимость между первым и вторым столбцами массива x (здесь двоеточие вместо первого индекса обозначает «все строки»).

С помощью команды plot (а также plot2d) можно строить несколько линий на одном графике. Для этого среди аргументов перечисляются пары массивов:

--> plot(x, y, v, z);

Первая линия будет показывать зависимость y от x, а вторая – зависимость z от v. Массивы в каждой паре должны быть одинаковой длины. При желании можно указать цвета для каждой линии, Например,

--> plot(x, y, 'b', v, z, 'g');

Первая линия (зависимость y от x) будет синей, вторая (зависимость z от v) – зеленой. Можно использовать следующие цвета

b синий (blue)

g зеленый (green)

r красный (red)

c голубой (cyan)

m фиолетовый (magenta)

y желтый (yellow)

k черный (black)

По умолчанию первая линия – синяя, вторая – зеленая и т.д. в порядке перечисления цветов в списке. Дополнительно можно указать тип линии

- сплошная

: точечная

-. штрих-пунктирная

-- штриховая

Например,

--> plot(x, y, 'b:', v, z,'g--');

Первая линия – точечная синего цвета, вторая – штриховая зеленого цвета. По умолчанию все линии сплошные.

Для оформления графика также используются команды

title заголовок графика

xlabel название оси абсцисс

ylabel название оси ординат

У всех этих команд обязателен один аргумент – текст в апострофах.

Команда legend служит для вывода легенды графика. Легенда нужна, если на графике есть несколько линий и надо показать, что обозначает каждая из них. Параметрами команды legend являются символьные строки, их должно быть столько, сколько построено линий.

В надписях можно использовать некоторые команды системы ТеХ1. Например, греческие буквы записываются в виде «\alpha», «\beta» и т.д. Верхний индекс (степень) обозначается знаком «^», Например, запишется как «a^2». Для обозначения индекса используют нижнее подчеркивание, например, кодируется как «a_{22}». Если в надписи используются обозначения ТеХ, в начале и в конце нужно ставить знак $:

--> ylabel('$\phi, градусы$');

Компенсация постоянных возмущений

На любое судно в реальных условиях действуют возмущающие силы, вызванные ветром, морским волнением и другими причинами. Некоторые из них (например, влияние ветра) содержат постоянную составляющую, т.е., их среднее значение не равно нулю. Тем не менее, система управления должна поддерживать заданный курс судна даже в таких условиях. Возмущающие силы и моменты приложены непосредственно к входу объекта управления, т.е., структурная схема имеет такой вид:



Подавление возмущений (обозначенных на схеме через ) определяется передаточной функцией системы по возмущению, т.е., передаточной функцией от входа w к выходу :

.

Если она содержит нуль в точке , соответствующая АЧХ равна нулю на нулевой частоте, т.е., постоянные возмущения в установившемся режиме компенсируются полностью. Для этого требуется, чтобы интегратор входил в модель привода, обратной связи или регулятора. Таким образом, если регулятор содержит интегральный канал (И-канал), в системе нет статической ошибки при постоянном возмущении .

1 ТеХ – лучшая в мире система подготовки текстов с математическими формулами, разработанная математиком и программистом Дональдом Кнутом (автором многотомного издания «Искусство программирования для ЭВМ»). Чаще всего используются так называемые макропакеты (надстройки), расширяющие возможности ядра ТеХ, например LaTeX или AMSTeX.


написать администратору сайта