Главная страница

Лаб РБа. Лабораторная работа 7. Лабораторная работа 7 основы написания скриптов на bash


Скачать 260.22 Kb.
НазваниеЛабораторная работа 7 основы написания скриптов на bash
АнкорЛаб РБа
Дата22.01.2023
Размер260.22 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛабораторная работа 7.pdf
ТипЛабораторная работа
#898007

Лабораторная работа 7
ОСНОВЫ НАПИСАНИЯ СКРИПТОВ НА BASH
Цель работы
Получить начальные практические навыки написания сценариев оболочки.
1. Теоретические сведения
1.1.
Группирование команд. Скрипты
Командная оболочка BASH позволяет группировать несколько команд, выполняющих определённое действие, в функции или специальные файлы, называемые скриптами.
Скрипт – это обычный текстовый файл, содержащий команды оболочке.
Такой файл может быть запущен на исполнение следующим образом:
$bash имя_файла
Другими словами, для выполнения скрипта необходимо запустить командную оболочку, передав ей в качестве параметра имя соответствующего файла.
Другой вариант запуска скрипта – просто указать его имя в командной оболочке (т.е. сделав из него некий вид программы). Для этого надо в параметрах доступа определить файл как исполняемый, и в первых строках этого файла явно указать оболочку, для которой предназначен этот скрипт, следующим образом:
#!оболочка
В общем случае символ «#» в скрипте означает комментарий, требующий игнорировать строку. Однако если он является первым символом файла и за ним следует символ «!», то это означает «магическую комбинацию», за которой указывается путь к файлу, использующемуся в качестве интерпретатора скрипта (например, /bin/bash, /bin/perl, /bin/sh и т.д).
Встретив такую комбинацию символов, командная оболочка запустит соответствующий файл и передаст ему его имя в качестве аргумента.
Скрипт, в свою очередь, может содержать все конструкции, описанные ранее (в том числе и функции).
Выполнение скрипта происходит построчно. При этом если конструкция включает в себя несколько команд, то они могут располагаться на нескольких строках, и указывать символ «\» в конце неоконченной строки нет необходимости. Например:

Любому скрипту, точно так же, как и функции, могут быть переданы аргументы (так, как это делается при запуске любой команды). Передаются аргументы в виде специальных переменных (таблица 1).
Таблица 1. Специальные переменные, используемые в скриптах.
Переменная Описание
$0
Имя выполняемой команды. Для скрипта – это путь, указанный при его вызове. Для функции – имя оболочки.
$n
Переменные, соответствующие аргументам, заданным при вызове сценария. Здесь n – десятичное число, соответствующее номеру аргумента. (Первый аргумент – $1, второй – $2 и т.д.).
$#
Число аргументов, указанных при вызове сценария.
$*
Строка аргументов, заключённая в двойные кавычки.
$@
Все аргументы, каждый заключён в двойные кавычки.
$?
Статус завершения последней выполненной команды.
$;
Номер процесса, соответствующего текущей оболочке.
$!
Номер процесса, соответствующий команде, запущенной в фоновом режиме.
X=1 read –p if [ $X else fi
“Введите X = ” X
0 ] ; then отрицательное число” положительное число”

Последовательно просмотреть аргументы командной строки можно, используя следующую конструкцию:
Аргументы просматриваются в цикле while, условием выполнения которого является результат команды test с параметрами, требующими, чтобы длина строки в аргументе $1 была отлична от нуля. В строку подставляется значение первого аргумента. Если аргумент не указан, то переменная $1 имеет пустое значение, соответственно строка будет иметь нулевую длину, и цикл сразу же прекратится. Если аргумент указан, то он выводится в теле цикла, и затем выполняется команда shift, которая изменяет переменные $n, сдвигая их на одну влево (т.е. $1=$2, $2=$3 и т.д.). Значение первого аргумента при этом теряется. Когда сдвигается последний аргумент, то переменной $1 присваивается пустое значение (так как следующей за ней переменной не существует). В качестве параметра команды shift можно указать, на сколько позиций требуется сдвинуть строку аргументов. Например, shift 2 приведёт к следующему изменению: $1=$3, $2=$4 и т.п.
2
Переменные
Кроме переменных среды окружения командная оболочка позволяет во время своего выполнения хранить данные в виде собственных переменных и даже массивов. Значения этих переменных используются только самой оболочкой и, в отличие от переменных среды окружения, недоступны запускаемым из неё программам.
Значение переменной присваивается следующим образом: переменная=значение (т.е. без процедуры экспортирования). Например, X=1, или
X=а, или X=”f” и т.п.
Обратите внимание, что до и после знака «=» нет пробелов!!! Если поставить пробелы, например, так x = 1, то командная оболочка будет считать, что введена команда x, и она имеет два параметра: = и 1.
Если в командной оболочке создать переменную с тем же именем, что и переменная среды окружения, то в командной оболочке будет использоваться значение этой переменной, а в запускаемых программах – старое значение переменной среды окружения. Получить список всех переменных можно с использованием команды declare.
Удалить значение переменной или массива можно также с использованием команды unset.
#!/bin/bash while [ -n “$1” ] ; do echo “
Имеется аргумент – ”$1 shift done

3
Подстановка переменных, команд и арифметических выражений
Командная оболочка BASH позволяет формировать команды с использованием значений переменных, результатов работы других команд и т.п. Такое формирование называется подстановкой. Т.е. в команду
«подставляется» что-либо (переменная, вывод другой команды и т.п.). Для подстановки используется либо символ «$», либо выражение, заключённое в обратные апострофы
(`выражение`).
Если в тексте команды встречается символ «$», то следующий за ним текст до пробела или конца команды интерпретируется как имя переменной, значение которой подставляется в текст команды. Например:
В примере создаётся одна переменная командной оболочки (FRUIT), которой присваивается значение «Апельсин». Затем выполняется команда
echo
, которая должна выдать на экран текст, указанный ей в качестве параметра. В данном случае параметром является строка
“Фрукт “$FRUIT, в которой присутствует символ «$». Поэтому прежде чем выполнить команду
echo
, командная оболочка «подставит» в её аргумент значение переменной
FRUIT
, сформировав тем самым текст
“Фрукт Апельсин”.
Обратите внимание, что при присваивании переменной значения её имя указывается без знака доллара. Т.е. если Вы напишите $FRUIT=apple, командная оболочка выдаст ошибку: -
bash Апельсин=apple:command not
found.
Так как прежде чем выполнить команду, командная оболочка подставит в неё значение переменной FRUIT, а затем только попытается её выполнить.
И если Вы напишите echo FRUIT, то на экран будет выведено слово FRUIT, а не значение переменной с таким именем.
Подстановку можно использовать также и в случае, если требуется в команде использовать то, что некоторая программа помещает в поток вывода.
В этом случае программа заключается в
обратные апострофы. Прежде чем выполнить команду, командная оболочка выполнит программу, заключённую в обратные апострофы, затем всё, что она поместит в поток вывода, будет подставлено в командную строку, и только затем команда будет выполнена.
Например:
[student@wp1 student]$FRUIT=
Апельсин
[student@wp1 student]$echo “
Фрукт ”$FRUIT
Фрукт Апельсин
[student@wp1 student]$_
[student@wp1 student]$DATE=`date`
[student@wp1 student]$echo $DATE
Ср. нояб. 30 13:32:23 NOVT 2011
[student@wp1 student]$_

Переменной DATE присваивается текст, который должна была вывести на экран команда date, т.е. текущую системную дату. Затем на экран выводится значение переменной DATE.
Командная оболочка позволяет выполнять арифметические операции.
Для этого выражение, которое необходимо
интерпретировать как
арифметическое, заключается в двойные круглые скобки, и перед ним ставится знак доллара. Например, в результате выполнения команды: переменной foo будет присвоено значение, равное 3.
4
Получение информации от пользователя
При необходимости командная оболочка позволяет сформировать значение некоторой переменной, «спросив» его у пользователя. Для этого используется команда read, которой в качестве аргумента передаётся имя требуемой переменной.
Чтобы указать, какое приглашение должно быть выведено в строке для ввода, можно использовать параметр -p. Например:
$ read -
p “Введите X” X.
Время ожидания (в секундах) ввода задаётся или при помощи переменной TMOUT, или при помощи параметра -t. Если переменная
TMOUT не определена или её значение равно 0, и не указан параметр -t, то время ожидания считается бесконечным. Обратите внимание, что значение переменной TMOUT также влияет на время ожидания командной оболочкой очередной команды!!!
Используя параметр -s, можно запретить отображение вводимых символов на экране. Это удобно, например, при вводе паролей.
[student@wp1 student]$foo=$((((5+3*2)–4)/2))
[student@wp1 student]$echo $foo
3
[student@wp1 student]$_
[student@wp1 student]$read CHOICE
Привет !!!
[student@wp1 student]$echo “
Вы ввели ”${CHOICE}
Привет !!!
[student@wp1 student]$_

5
Условный оператор if-fi
Выражение if записывается следующим образом:
В приведённой выше команде if сначала выполняется
выражение1.
Если код завершения
выражения1 равен 0 (что интерпретируется как его истинность), то выполняется
выражение2, и команда if заканчивается. В противном случае выполняется
выражение3, и проверяется код его завершения. Если
выражение3 возвращает значение, равное 0, то выполняется
выражение4 и команда if. Если выражение3 возвращает ненулевое значение, то выполняется
выражение5. Наличие операторов elif и else необязательно. В блоке if-fi может содержаться несколько elif.
Часто в блоке if-fi в качестве выражений, результаты которых проверяются, используется команда test, которая имеет две формы записи: test
параметры или [ параметры ]. После интерпретации параметров (таблица 2) как логического выражения команда test возвращает значение 0 – истина либо
1 – ложь.
Если команда не помещается в командную строку, то её можно продолжить на следующей строке, для чего текущую строку надо завершить символом «\» (обратный слеш) и нажать Enter. Командная оболочка после нажатия Enter определит, что последним символом в команде был символ
«обратный слеш», и будет ожидать продолжения команды на новой строке.
Точно так же можно завершить вторую, третью и последующие строки.
$if выражение1 ; then \
>выражение2 ; \
>elif выражение3 ; then \
>выражение4 ; \
>else \
>выражение5 ; \
>fi

Таблица 2. Специальные переменные, используемые в скриптах.
Выражение
Значение
- d файл существует ли файл и является ли он каталогом?
-e файл существует ли указанный файл?
-f файл существует ли файл и является ли он обычным файлом?
-L файл существует ли файл и символьная ли он ссылка?
-r файл существует ли файл и разрешено ли его чтение?
-s файл существует ли файл и имеет ли он нулевой размер?
-w файл существует ли файл и разрешена ли в него запись?
-x файл существует ли файл и является ли он исполняемым?
-O файл существует ли файл и принадлежит ли он текущему поль- зователю? файл1 -nt файл2 был ли файл1 последний раз модифицирован позже, чем
файл2?
-z строка указанная строка имеет нулевую длину?
-n строка указанная строка имеет ненулевую длину? стр1 == стр2 указанные строки совпадают?
! выражение указанное выражение false?(содержит не нуль) выр1 -a выр2 логическое И двух выражений выр1 -o выр2 логическое ИЛИ двух выражений выр1 -eq выр2 выр1 равно выр2? выр1 -ne выр2 выр1 неравно выр2? выр1 -lt выр2 выр1 меньше (в арифметическом смысле) выр2? выр1 -le выр2 выр1 меньше либо равно выр2? выр1 -gt выр2 выр1 больше выр2? выр1 -ge выр2 выр1 больше либо равно выр2?
В следующем примере проверяется, существует ли каталог
$HOME/bin
, и, если он существует, то он добавляется к переменной
PATH.
6
Оператор множественного выбора case-esac
Блок case-esac аналогичен оператору if-fi со множеством elfi и предназначен для проверки одной переменной на несколько возможных значений. Блок case-esac записывается следующим образом:
$if [ -d $HOME/bin ] ; then \
>PATH="$PATH:$HOME/bin" ; fi

В данном случае значение – это строка символов, сравниваемая с шаблоном до тех пор, пока она не совпадёт с ним. Список команд, следующий за шаблоном, которому удовлетворяет значение, запускается на выполнение.
За списком следует команда «;;», которая завершает работу блока case-esac.
Если значение не удовлетворяет ни одному из шаблонов, выражение
case завершается. Если необходимо выполнить какие-то действия по умолчанию, следует включить в выражение шаблон «*», которому удовлетворяет любое значение.
В выражении case-esac должен присутствовать, по крайней мере, один шаблон. Максимальное число шаблонов не ограничено.
Шаблон формируется по правилам, аналогичным именам файлов и каталогов (с учётом символов расширения), а также используется оператор дизъюнкции «|» (операция ИЛИ). Ниже приведён пример использования блока
case-esac.
7
Цикл for
Цикл for предназначен для выполнения определённых действий над несколькими данными. Формат записи цикла следующий:
$case значение in \
>шаблон1) \
>список команд1 ;;
>шаблон2) \
>список команд2 ;;
>esac
$case “$TERM” in \
>*term) \
>TERM = xterm \
>;; \
>network | dialup | unknown | vt[0-9]*) \
>TERM=vt100 \
>;; \
>esac
$for имя_переменной in список_значений ; \
>do \
>команда1 ; команда2 ...\
>done

В цикле for переменной с указанным именем последовательно присваиваются все значения из
списка_значений, и для каждого из этих значений выполняется
список_команд. Значения в списке_значений перечисляются через пробел. Например, следующая команда выдаст на экран десять строк: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10:
8
Цикл while
Если необходимо выполнять какие-либо действия до тех пор, пока некоторое выражение истинно, то следует использовать цикл while, который записывается следующим образом:
На каждой итерации этого цикла выполняется
выражение и до тех пор, пока оно возвращает значение 0, выполняется
список_команд. Если в качестве выражения указать команду /bin/true, то цикл будет бесконечным и завершить его можно только, используя оператор break. Пропустить какую- либо часть цикла и перейти на следующую его итерацию можно, используя в
списке_команд команду continue.
Например, вывод последовательности цифр от 1 до 9 можно организовать следующим образом:
$for i in 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ; \
>do \
>echo $i ; \
>done
$while выражение ; \
>do \
>список_команд ; \
>done
$x=1
$while [ $x -lt 10 ] ; \
>do \
>echo $x ; \
>x=$(( $x+1 )) ; \
>done

3
Порядок выполнения лабораторной работы
1.
Прочитайте теоретический материал по лабораторной работе.
2.
Создайте скрипт, находящий сумму двух переданных ему аргементов.
Выведите результат сложения и сообщение о том, меньше ли результат нуля, либо больше, либо равен нулю.
3.
Создайте скрипт, принимающий в качестве агрумента
строку, и создающий архив, включающий в себя все файлы из домашней директории пользователя с расширением .txt. Имя итогового архива должно состоять из переданного аргумента и отметки времени
строка_час_минута_секунда.
3. Контрольные вопросы
1.
Что такое скрипт?
2.
Что означает символ «\», введённый в командной строке перед нажатием
Enter?
3.
Команда read.
4.
Условный оператор if-fi. Команда test.
5.
Циклические конструкции.


написать администратору сайта