Лаки и политуры. Лаки и политуры
![]()
|
Лаки и политуры Покрытия древесины лаковыми составами и политурами называется прозрачной отделкой в отличие от непрозрачной — грунтовки, окраски эмалями, масляными красками и т. п. Лаками называют растворы пленкообразующих веществ в растворителях с добавлением в случае необходимости пластификаторов — для ликвидации излишней хрупкости лаковой пленки, красителей — для придания цвета или оттенка, катализаторов и ускорителей — для ускорения пленкообразования. К лаковым покрытиям предъявляют следующие основные требования: хорошая адгезия к поверхности древесина, достаточная твердость и эластичность, свето-, влаго- и теплостойкость. Лак должен хорошо наноситься распылением в серийном производстве и хорошо ложиться на поверхность при ручном нанесении. Покрытие должно легко шлифоваться, разравниваться и полироваться. Лаки классифицируют по пленкообразующему веществу на три основные вида: масляные, смоляные эфироцеллюлозные. Смоляные лаки делят на две группы, в одной из которых пленка образуется за счет улетучивания растворителя, в другой — за счет образования нового вещества в результате химической реакции. Масляные и смоляные лаки с протекающими химическими реакциями (типа полиэфиров) в производстве щипковых инструментов применения не нашли. Основными лаковыми покрытиями являются растворы смол органического и синтетического происхождения, а также нитроцеллюлозные лаки (типа НЦ). Политурами называют жидкие лаки, в которых концентрация пленкообразующих веществ не превышает 14—15 %. Они дают значительно более тонкие пленки, создавая покрытия с высоким блеском. Основными смолами естественного происхождения, входящими в состав лаков, являются следующие. Канифоль (или гаркиус) Является составной частью лаков, применяемых в музыкальной промышленности. Имеет вид твердой стекловидной массы желтого цвета. Размягчается от температуры руки, плавится при температуре 50—60 «С. Канифоль получают из хвойных пород дерева. На коре делают надрезы и собирают вытекающую массу (живицу). Путем отгонки из живицы получают скипидар и канифоль. ![]() Копаллы Применяют при изготовлений копалловых лаков. Лучшими качествами обладает лак, изготовленный из восточно-африканских копаллов. Лак-ископаемое. Извлеченный из земли, покрыт плотной коркой. Бывают копаллы бразильские, новозеландские, индийские и др. Сандарак Это смола тропических растений Африки и Австралии. Собирают сок растений. После высушивания он приобретает вид продолговатых зерен со стекловидным изломом. Сандарак идет на изготовление лака, недостатком которого являются невысокие механические свойства. ![]() Шеллак Основной вид смол, из которых получают высококачественные лаки и политуры. Положительным свойством таких лаков и политур является высокая прочность и хороший блеск покрытия. В Индии и на прилегающих островах с деревьев особого вида собирают смолу. После кипячения в воде (для вымывания красителей) смолу пропускают через сито. Шеллак, получаемый таким образом, имеет вид тонких пластинок, окрашен в зависимости от времени предварительной обработки от красно-бурого до желтого. Выше ценится шеллак светлых тонов. В случае отсутствия в продаже спиртового шеллачного лака можно изготовить его по следующему описанию. Шеллак (желательно светлой окраски) насыпают в литровую банку на 1/4 высоты (пригодна любая другая цилиндрическая прозрачная посуда). Доливают этиловый спирт (не ниже 96% крепости) и деревянной палочкой помешивают до полного растворения шеллака. Затем добавляют еще чайную ложку шеллака и растворяют его. За 20—30 мин выпадает осадок, который удаляют. Полученный раствор переливают в металлическую банку и помещают ее в водяную баню. В качестве водяной бани можно использовать кастрюлю с горячей водой. Доводить до кипения лак нельзя, так как он быстро вспенивается и чрезвычайно огнеопасен. Показателем готовности лака является его «брожение», при котором на поверхности лака от центра к периферии интенсивно расходятся светлые полосы. Затем лак слегка остужают и процеживают сквозь 2—3 слоя марли. После полного остывания лак готов к работе. Правильно сваренный шеллачный лак имеет светло-коричневую окраску и по густоте похож на фруктово-ягодный кисель. Шеллачную политуру получают, растворяя шеллак в этиловом спирте в тех же пропорциях, что и при изготовлении лака. В весовых частях это составляет 14 % шеллака и 86 % спирта. В герметично закрытой посуде раствор оставляют на 3—4 сут. в темном месте при комнатной температуре. По прошествии этого времени рекомендуют тщательно перемешать выпавший осадок так называемого шеллачного воска и вновь оставить на 3—4 сут. Верхнюю, более темную, часть полученной политуры рекомендуют осторожно слить в отдельный герметично закупоренный сосуд. Это наиболее чистая часть политуры, пригодная для высококачественных работ. Остальную часть отфильтровывают от случайных примесей и сливают в сосуд для хранения. Шеллачные политуру и лак хранят в темном месте. Коллоксилин Широко применяемые в настоящее время нитроцеллюлозные лаки имеют основой коллоксилин. Коллоксилин, или нитроцеллюлозу, получают при обработке целлюлозы смесью азотной и серной кислот. Коллоксилин растворяется в органических растворителях (ацетоне, толуоле и пр.). Наиболее распространенным и применяемым в настоящее время нитроцеллюлозным лаком является лак НЦ-222. Этот лак хорошо шлифуется и полируется. Бесцветность позволяет использовать его при отделке дек и светлых деталей корпусов инструментов. Недостатком является ограничение толщины пленки — 80 мкм. При большей толщине лаковая планка может растрескаться. Растворителями нитроцеллюлозных лаков являются растворители № 645, 647, 648, РДВ и 1001. Возможно применение и других нитролаков, но с обязательными предварительными испытаниями. ![]() Новыми лаками, которые можно наносить распылением, являются терпано-коллоксилиновые лаки марок ТК-2 и ТК-3. Для проведения покрытия в электростатическом поле рекомендуют лак МЧ-52. |