Главная страница

лекарствоведение в древнем тибете. Содержание. Лекарствоведение понятие, история возникновения


Скачать 41 Kb.
НазваниеЛекарствоведение понятие, история возникновения
Анкорлекарствоведение в древнем тибете
Дата06.01.2022
Размер41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСодержание.docx
ТипРеферат
#324817

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

  1. История развития медицины в Древнем Тибете …………………...4

  2. Лекарствоведение: понятие, история возникновения……………...5

  3. Лекарственные средства Древнего Тибета……………………….....9

    1. Классификация лекарственных средств……………………..……..10

Заключение………………………………………………………………….20

Список используемой литературы………………………………………...21

Введение

Ознакомившись с историей медицины, можем отметить, что каждая эпоха - это своего рода ресурс, при помощи которой создалась научно-доказательная медицина и по настоящее время совершенствуется, создавая новые открытия, лекарства, технологии. И одна из немногих цивилизаций, которая внесла свою лепту в историю медицину, ее становление и развитие лекарствоведения – это Древний Китай. Истоки, которой уходят далеко в Тибет, окруженный величественными горами, божественной природой, умиротворением. Это место - создания натуральных лекарственных средств, используемые в нынешнее время.

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. На сегодняшний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Именно здесь появились лучшие лекарственные средства и это не удивительно, так как тибетская медицина, окруженная природой и все то, что сотворено ею, считали возможным использовать для лечебных целей. В этой концепции можно увидеть корень идеи о том, что человек создан природой и она же может излечить его. Исходя из этого, многие культурные и декоративные растения, используемые как пищевые продукты, превращались в лекарственные средства для больных.


  1. История развития медицины в Древнем Тибете

Медицина Древнего Тибета – это одна из древнейших медицинских систем, сформированная примерно в 7 веке до н.э. в Центральной Азии (Китай). Среди современных авторов, которые изучают историю возникновения и развития тибетской медицины, разделяют 2 основные версии.

Первая, о том, что возникла на основе китайской и индийской медицины, когда в шестом веке н.э. с приходом в Тибет Буддизма, китайские и индийские медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.

Вторая утверждает, что начало тибетской медицины берет свое начало из древнего государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же, как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине – «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Таким образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте «Бум-ши». Данные традиции не имеют каких-либо отличий, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д. Главной целью обоих традиций – это исцеление всех живых существ от боли.

Непременно на протяжении многих лет развития тибетской медицины, происходили заимствования с других медицинских традиций, а их не мало: индийской, китайской, монгольской, персидской, и подтверждения тому свидетельствуют исторические трактаты школ тибетского Буддизма.

Опыт перенимался с целью изучения и использования большего количества методов лечения, чтобы избавить людей от страданий. Согласно исторической справки начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который является основным пособием по изучению тибетской медицины.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Огромный вклад в развитие медицины внес Цан Гун (267–215 гг. до н.э.). Он производил записи приема своих пациентов, в которых указаны дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Также, одними из выдающимися врачами были хирург Хуа То (141–203) и Чжан Чжунцзин (152-249) - автор трактата об инфекционных заболеваниях, в котором содержится 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней. Он был основоположником методики искусственного дыхания, составил один из первых сборников рецептов, его работы в области терапии не утратили значения и по настоящее время.


  1. Лекарствоведение: понятие, история возникновения

Лекарствоведение – самая древнейшая отрасль знаний, которая началась с появлением первобытного общества. Полная зависимость человека от природы определила условия обитания, к имеющимся факторам среды, которые удовлетворяли потребности в пище. Дефицит пищи постоянно вынуждал к поискам новых источников для пополнения рациона питания. Поиски пищи были не всегда успешными, которые приводили к различным «экспериментам». Необходимо отметить, что яркие проявления организма на тот или иной продукт показывал четкую картину, что позволяло дифференцировать продукты на съедобные и несъедобные, таким образом пополняя свод знаний о специфическом действии растений и других продуктов на организм. Выявленные связи между их употреблением и последующими изменениями в состоянии здоровья со временем стали намеренно использоваться для предотвращения различных болевых реакций. Различные воздействия на организм определённых природных веществ, растений, четырех животных продуктов, которые были испытаны длительное время, дали толчок для сбора и систематизации сведений о лечебных свойствах средств растительного, животного и минерального происхождения, которые лишь интересовали как источник для удовлетворения пищи.

В древней Месопотамии знали о лекарственных средствах растительного, минерального и даже животного происхождения, а также о зависимости лечебного действия от лекарственной формы (микстура, отвар, паста, ванна, клизма и др.).

Одна из культур, которая оказала дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения – это греческая культура. «Отец медицины», гений того времени Гиппократ (460–377 гг. до н.э.), считал болезнь сочетанием гуморально-патологических расстройств организма. В зависимости от симптомов Гиппократ рекомендовал медикаментозное лечение из простых веществ (дыня, лук, жир гуся и барана). Со времен Гиппократа известны рвотные, мочегонные, слабительные и потогонные лекарственные средства.

В римский период учение Гиппократа продолжил Клавдий Гален (131–201). Гален ввел понятие о действующих и балластных веществах; он полгал, что лекарственные средства даны не в готовом виде, а их следует — извлекать готовом виде. Он готовил сложные лекарства и с тех пор известны сведения о 450 различных лекарственных веществах растительного и животного происхождения. Гален, чтобы получить чистый продукт, применял метод – извлечения, посредством толчения, изрезания, отваривания и настаивания. Он описал производство порошков, пилюль, мазей, горчичников. Препараты, которые изготовляют с помощью механических операций, называют галеновыми (название дано в XVI в.)

Что касается лекарствоведения восточной культуры хорошо отражено в трудах Авиценны (Абу Али Ибн Сина, 980–1037), который написал «Канон медицинской науки» в пяти томах. Авиценна считал, что медицинская наука призвана сохранять здоровье человека и лечить больного. В книге освещены вопросы анатомии, физиологии, гигиены, терапии, лекарствоведения, которому посвящены целиком второй и пятый тома. Авиценна описал свыше 2000 лекарственных средств. Он описывает о наркотических и болеутоляющих действиях белладонны и опия, которые мы используем по сей день; указано, что туберкулез является заразной болезнью, а также описана фармакологическая несовместимость некоторых веществ. Его писания являлись основополагающими более пяти веков. До сих пор применяют препараты белладонны, ревеня, сенны, спорыньи, камфару и многие другие.

Необходимо отметить, еще одного представителя врачебной химии — Парацельса (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейн, 1493–1541). Парацельс изучал лекарственные средства через их состав, изучил химический состав организма и испытал лечебное действие многих химических веществ. Он стремился выделить действующие начала из растительных лекарственных препаратов. Парацельс впервые в медицинской практике стал широко использовать вещества неорганической химии, ввел в медицину многие лекарственные средства неорганического происхождения: соединения железа, ртути, свинца, меди, мышьяка, серы, сурьмы. Препараты указанных элементов Парацельс назначал больным в больших дозах, и часто одновременно с лечебным эффектом они проявляли токсическое действие: вызывали рвоту, диарею, слюнотечение и т.д. Тогда и возникла его знаменитая фраза: «Все есть яд и ничего не лишено ядовитости, и только доза делает вещество безвредным».

Лекарствоведение приняло облик официального учения, когда начали появляться государства и эти знания начали фиксироваться письменно и подвергаться обработке манере того мировоззрения. Образовалось сословие профессиональных лекарей.

Из традиционных медицинских систем древности дошли до наших дней, сохраняя непрерывность своего развития, средиземноморская, индийская и китайская. За долгий период существования, претерпевшая видоизменения, дополнения была сформулирована в крупные трактаты, ставшая классическим источникам и определив на много веков вперед дальнейшее развитие медицины в регионах. Вместе с тем, они оказали большое влияние на становление региональных медицинских систем в соседних и даже более отдаленных странах, связанных с ними культурными и торгово-экономическими отношениями. Например, средиземноморская медицинская традиция, была заимствована арабами, от них распространилась в Европу, где ее влияние прослеживалось до конца XVIII в. Греческая медицина (по-арабски «юнани») и в настоящее время распространена в Индии, Пакистане, Шри-Ланке. Китайская медицина наложила отпечаток на развитие медицины Кореи, Японии, стран Юго-Восточной Азии и Тибета. Индийская традиция получила распространение в странах Юго-Восточной Азии, Тибете, Монголии.


  1. Лекарственные средства Древнего Тибета

Тибетское лекарствоведение – одно из древнейших в мире. Сохранившееся до нашего времени источники свидетельствуют, что ученые – медики того времени начали описывать отдельные лекарственные растения и их лечебное применение за 2-3 века до н.э. В медицинских книгах, написанные в I в н.э., описаны многие лекарственные препараты. Известный врач Джан Цун-джан, в своем сочинение «Рассуждения о тифозной горячке» дает 116 рецептов.

Среди них упоминаются жаропонижающие, мочегонные, успокаивающие и др. средства. Наряду с ней появляется книга «Травник шеньон», где дается описание 240 лекарств растительного происхождения.

В 652 г. вышла книга Сунн Су-сиао «Тысяча золотых лекарств» и через 7 лет в 659 г. выпускается официальное государственное издание фармакопеи – первой фармакопеи в мире. В 53 томах дается описание 844 лекарств.

Большое количество лекарств, в основе которых растительные, применяется в народной медицине Тибета и в настоящее время. Так разнообразие лекарственных средств, который был очень изобилен и включал вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся в самых разнообразных случаях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применялись также лимонник, камфора, ревень, имбирь, индийская конопля, почки молодого бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит ипекакуана, папоротник, перец, гвоздика и др. Имеются сведения о применении для обезболивания вытяжки мандрагоры, опиатов, гашиша и т.п.

Из лекарств животного происхождения на ряду с такими средствами, как когти, кровь, печень и сердце тигра, кожа, слона, голова черепахи, сушенные ящерицы и др., мускус, применялись новые средства – панты (рога молодого пятнистого оленя как стимуляторы), которое очень популярно в настоящее время.

Чем славится лекарствоведение Древнего Тибета, тем что основная цель - достижение долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальные диеты, физические нагрузки (йога) и дыхательные упражнения. Врачеватели занимались поисками эликсира бессмертия, что способствовало развитию алхимии. Как результат, образовалось натурфилософия, где человек представляет собой мир в миниатюре и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей. В желудке они подготавливаются к перевариванию, в тонком кишечнике превращаются в хилус, который по каналам попадает в сердце, где преобразуется в кровь. Эта кровь составляет пассивное начало (инь), она неподвижна, холодна, густа и черна до тех пор, пока в неё из легких не проникнет воздух, проталкиваемый в сердце при дыхании и создающий активное начало (ян). После этого кровь становится горячей и светлой, приходит в движение, направляется ко всем органам и питает их. Как следствие, можно предположить, чем руководствовались древнейшие целители Древнего Тибета при создании лекарств.

Во многих медицинских источниках на тибетском языке, описывается разнообразное природное сырье, которое использовалось в лечебных целях. Имеются и различные древние изображения лекарственных растений, животных и минералов: настенные росписи, изваяния в камне, настенные гравюры.


    1. Классификация лекарственных средств

В тибетских медицинских сочинениях приведен ряд классификаций лекарственных средств: по применению, лечебным свойствам, «действию», вкусам, способам приготовления. Каждая из описанных классификаций обладает своей терминологией, функцией. Их общим недостатком – это отсутствие четкой регламентированной классификации по признакам, все они в той или иной степени непоследовательны, не охватывают полный перечень. Большинство категорий и терминов, которые используют тибетские авторы при классификации лекарственных средств, очень ограничены и оперируют в переделах тибетской медицины. И если есть информация, то она сводится к структуре религиозно-философских построений, что значительно усложняет процесс познания для новооткрывателе.

Классификации по принципу аналогии. Основной принцип этих классификаций - выявление общности между каждой из собираемых частей лекарственных растений и частями тела, отдельными органами человека, явлениями природы. В этих классификациях нашли отражение представления людей по той ступени познания, когда только началось выделение объектов природы (растений) и выявление присущих им свойств: «...корни, ветви, стебли — излечивают болезни костей, мяса и сосудов. Листья, млечный сок и побеги используются при болезнях полых органов и рканг-ла-наг. Цветки, плоды и колосья — при болезнях лица, глаз, головы», «...корни миробалана лечат болезни костей, ветви — болезни сосудов и жил. Плоды (применяются) - при болезнях плотных органов. Кожица, луб и смола лечат кожу, сухожилья и конечности».

Другим вариантом классификации по принципу аналогии является деление лекарственных средств на рвотные и слабительные. В этой классификации объяснение действия растений дано на уровне первобытной магии: весной, когда растения тянутся вверх, соки их тоже движутся вверх, поэтому растения вызывают рвоту. Осенью, когда соки движутся вниз, растения вызывают понос. Эти представления, обогащенные наблюдениями над наиболее ощутимо проявляющимися реакциями организма на попадание внутрь ядовитых растений, послужили поводом для разделения растений на рвотные и слабительные.

С накопленным опытом и расширением мировоззрения, люди начинают выделять группы пищевых, ядовитых и лекарственных растений.

Для разделения лекарственных средств на классы, начали основываться на понимании природы болезни, как бы тем самым договориться с болезнью, что явилось предпосылкой для деления лекарственных средств на «успокаивающие» и «очищающие». В группу «очищающих» в качестве основных средств включены рвотные и слабительные. Классификация лекарственных средств на рвотные и слабительные, «очищающие» и «успокаивающие» приведена в IV т. «Чжуд-ши» и в «Вайдурья-онбо».

Классификация по вкусам. Данная классификация изложена «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». Она построена на убеждении тибетцев, что «основа вкуса порождена пятью стихиями: землей, водой, огнем, ветром и пространством». Пространство считается общим для всех. Четыре других стихии образуют шесть парных сочетаний: земля — вода; вода — огонь; огонь — земля; вода — ветер; огонь — ветер; земля — ветер.

Эти шесть пар порождают шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. Вкус определяет свойство лекарственных средств, их так называемую силу действия. Перечень вкусов от сладкого до вяжущего характеризуется убыванием этой силы. Сладкий, наиболее способствующий жизнедеятельности, однако лекарственные средства с вяжущим вкусом находятся на противоположном полюсе. Эти шесть вкусов считались первичными. Лекарственные средства после «переваривания желудочным соком» приобретают вторичный вкус: сладкие и соленые после усвоения становятся сладкими, кислый не изменяется, а горькие, жгучие и вяжущие становятся горькими. Таким образом, вторичных вкусов - три: сладкий, кислый и горький.

Так если болезни возникли при ветре, можно лечить лекарствами со сладким, кислым и соленым вкусами; слизь — жгучими, кислыми и солеными, а желчь — горькими, сладкими и вяжущими. Если учесть изменение вкуса после переваривания, то болезни, возникшие при ветре, лечат сладкими и кислыми; слизь — сладкими, кислыми и горькими, желчь — сладкими и горькими.

Классификация о лекарственных средств, по происхождению. Ботанико-фармакогностические тексты описаний растений трактата «Вайдурья-онбо» объединены по признаку «происхождение сырья» на следующих девять групп:

1. Лекарства из драгоценностей.

2. Лекарства из камней.

3. Лекарства из земли.

4. Лекарства из деревьев: корней, пней, коры, сока, стволов, веток, цветков и плодов.

5. Лекарства, приготовленные в отваре.

6. Лекарства, образуемые соками.

7. Лекарства из трав.

8. Лекарства из животных.

9. Средства, введенные в практику дополнительно.

Данная классификация является одной из древнейших, и позаимствована полностью из «Чжуд-ши» и отличается лишь девятой группой, в которую включены лекарственные средства минерального, животного происхождения, растения, а также предметы культа и быта, которым приписывалось лечебное действие. В «Чжуд-ши» лекарственные средства группы девять помещены при описании схем лечения как дополнительные. Необходимо отметить, что у каждого целителя были свои принципы выстраивания и объединения их в группы, по способу приготовления, природа веществ, которые могли априори не относиться к данной группе.

Дальнейшее развитие эта классификация получила в «Шэлпхрэнге», где выделено уже 13 групп лекарственных средств.

1. Лекарства из драгоценностей.

2. Лекарства из камней.

3. Лекарства из земли.

4. Лекарства из деревьев.

5. Лекарства из огородных культур.

6. Лекарства из трав.

7. Лекарства из солей.

8. Лекарства из животных.

9. Лекарства из урожайных (культур).

10. Лекарства из зерновых.

11. Лекарства из воды.

12. Огненные лекарства.

13. Общие лекарства.

Дальнейшая работа над классификацией в «Шэлпхрэнге» была направлена на расшифровку объема каждого раздела. Сырье от деревьев разделено на 10 групп: корни, ветви, стволы, кора, листья, цветки и др. Сырье в виде «сока» может быть получено из трав, деревьев и животных. У травянистых растений применяемой частью названы корни, стебли, листья, цветки, плоды.

Земляные и каменистые лекарственные средства дифференцируются по цвету, по вкусу, на ощупь. Для водных лекарств названо 25 признаков, среди которых вкус, запах, сила, принадлежность к определенной материальной стихии, местность и др.

Классификация лекарственных средств по применению. В «Чжуд-ши», в «Вайдурья-онбо» и в «Мэйбо-Шаллун» (л. 344-348) перечислены группы лекарственных средств и указаны патологические состояния или симптомы болезней, при которых показано применение тех или иных средств. Например: сандал, камфора, гипс и другие излечивают жар; тыква, желуди дуба, виды рода горец и другие излечивают «оное»; гепцианопсис бородатый, сверция чи-рата, момордика кохинхинская и другие излечивают болезни «слизи».

Таким образом можно выделить, основных 17 групп, которые должны быть эффективны при различных патологических состояниях и устранять те или иные симптомы независимо от этиологии.

Первая группа - лекарства, излечивающие жар, среди которых сандал, бориеойская камфора, шафран, гипс, охра глинистая или желчный камень и др.

Вторая группа - лекарства, излечивающие желчь: виды родов горечавка, сверция, ске'рда, барбарис, момордика кохипхинская, борец разнолистный, толокнянка обыкновенная.

Третья группа - лекарства, излечивающие болезни крови: красный сандал, цезальпиния саппан, шлемник байкальский, адатода вазика, эмблика лекарственная, виды родов лапчатка, соссюрея, марена сердцелистная и др.

Четвертая группа - лекарства, излечивающие заразные болезни: охра глинистая, ластовник, борец разнолистный, разные виды камнеломок, кумарчпк посчапый, коптис китайский и др.

Пятая группа - лекарства, назначавшиеся при «ядах»: желчь, борец разнолистный, ункария китайская и у. клюволистная, разные виды родов крестовник, остролодочник, барбарис, соссюрея, костус прекрасный, гранат и др.

Шестая группа - лекарства, назначавшиеся при болезнях легких: солодка, виноград, облепиха, костус, камнеломка язычковая и др.

Седьмая группа - лекарства, назначавшиеся при болезнях ветра: софора желтоватая, бузина сибирская, орлиное дерево, фенхель, костус прекрасный, лук и др.

Восьмая - десятая группа - средства, рекомендованные для лечения болезней слизи с ветром, протекающих с жаром и без него. Среди них прежде всего названы айва, девясил высокий, кориандр посевной, облепиха, меконопсис цельнолистлый с голубыми цветками.

В тех случаях, когда «слизь» связана с «ветром», рекомендуют имбирь лекарственный, гедпхиум колосистый, лук; если нет лихорадки - гранат, перец длинный, и черный, имбирь лекарственный, борец красный, кардамон настоящий, камфорное дерево, прутняк, чернушку посевную, ажгон, виды родов ломопос, прострел и др.

В одиннадцатой группе представлены средства, излечивающие ветер: мускатный орех, различные кости и органы животных. При психических расстройствах лечение рекомендуется дополнять иглотерапией, прижиганием.

Двенадцатая группа - лекарства, излечивающие болезни «желтой воды», - объединяет такие средства, как саловое дерево, кассия туполистная, виды барбариса и др.

Тринадцатая группа лекарств назначалась при болезнях «червей»: чеснок, ферула вонючая, дурман, белена черная, эмбелия, разные виды касатика, колоказия съедобная, борщевик рассеченный и др.

Четырнадцатая группа лекарств, излечивающих панос: виды жостера, желуди дуба, порошок корней дуба, подорожник большой, горец лисохвостный и др.

Пятнадцатая группа включает средства, рекомендуемые при болезнях почек, мочеточника, мочевого пузыря: кардамон настоящий, каменная поваренная соль, хлористый аммоний и др.

Шестнадцатая группа лекарств - средства рвотного действия: семена белой горчицы, дуб, виды рода щавель, бодяк, аир болотный, трихозаит, горец птичий, толокнянка и др.

Семнадцатая группа лекарств - средства изгоняющего, очищающего действия: миробалан, несколько видов молочая, ревеня, щавеля и др.

Классификация по способам приготовления. Основными по традиции наиболее древними считаются пять лекарственных форм: отвары, порошки, пилюли, кашицы-дэгу и масла. По мере усложнения и усовершенствования технологии появились золы, сгущенные экстракты - кханда (производное от дэгу), вина (производные от масляных лекарств), лекарства из драгоценностей и сборы из трав. Сборы из трав по способу приготовления похожи больше к отварам.

Самой простой лекарственной формой считались отвары. По способу приготовления они делились на холодные, получаемые при простом настаивании в течение нескольких дней: на воде, вине, молоке, иногда на моче. Горячие отвары готовились путем упаривания до 1/3 первоначального объема жидкости.

Порошки составлялись практически из всех известных в тибетской медицине лекарственных средств. В качестве основы для них использовали свекольный или тростниковый сахар. Порошки широко применяли для лечения различных осложненных болезней.

Наиболее действенным считалось назначение лекарств в пилюлях. Основой для них служили мед, масла, патока.

Дэгу представляет собой измельченные лекарственные средства, смешанные с медом, маслом, патокой.

Своеобразна технология приготовления масел. Сырье, предназначенное для получения лекарства, кипятили в воде, отстаивали, сливали прозрачную часть. Оставшийся осадок выпаривали до определенного объема, добавляли парное ячье молоко, выпаривали и, наконец, кипятили с маслом. Кипячение производили до тех пор, пока на дне посуды не оставалось одно масло. В масло, приготовленное таким образом, иногда добавляли другие компоненты.

Очень трудоемкий процесс приготовления был зольных лекарств. В основном это вещетсва, получаемые при обжиге различных металлов, химических веществ (минералов), продуктов животного происхождения и растений в герметически закрытых тиглях.

Лекарственные вина готовили путем настаивания различных компонентов на молочной, ячменной водке.

Сборы из трав были наиболее доступными для всех слоев населения в отличие от порошков, лекарств из драгоценностей и зольных препаратов, включающих драгоценные металлы, сырье импортных растений. В состав сборов входят простые лекарственные средства из тибетской флоры. Сборы, как правило, готовятся в отваре.

Так, тибетцы полагают, что действие самого предмета или вещества - это основополагающее и различают восемь видов действия:

1. Действие силы объясняется тем, что растения и другие лекарственные средства, находящиеся на южных склонах, вбирают силу солнца, тогда как растущие на северных склонах вбирают силу луны и соответственно называются горячими и холодными. Если горячие собрать с северной стороны, а холодные - с южной, то действия их силы будут ущербными.

2. Действие вкуса: сладкие лечат ветер и желчь, кислые - слизь и желчь и т. д.

3. Действие запаха. Например, лечебное действие камфоры, сандалов, ферулы, мускуса и прочих связано с запахом. после улетучивания запаха они утрачивают лечебные свойства.

4. Действие по противоположности базируется на мифологических мотивах, суеверии, бытовых представлениях и наблюдениях, связывающих те или иные объекты по признаку противоположности: считается, например, что павлин ест яд, поэтому мясо его помогает при отравлениях; выдра кормится рыбой — поэтому ее мясо, жир можно использовать для удаления застрявшей в горле рыбьей кости.

5. Действие по сходству происхождения основало на сходстве органов человека и животных: при болезнях глаз помогают глаза змеи; при головной боли - кости черепа; при зубной боли-— зубы тигра, леопарда и т. д.

6. Действие по сходству внешнего вида предполагает назначение для лечения сердца плодов сливы, по форме похожих на сердце; при болезнях почек - плод ареки катеху, семя которой похоже на почки. Деревья (красный сандал и жестер краснодревесный) рекомендуют при болезнях «крови» так же, как и травы с красными корнями и корневищами (оносму песчаную и марену сердцелистную), или киноварь, шеллак; при болезнях «желчи» - виды скерды с желтыми цветками, желтый луб стеблей барбариса.

7. Действие, объясняемое причинно-следственными связями. например, кости убитого молнией или умершего от кишечных колик помогают при кишечных коликах и т.д.

8. действие, обусловленное пожеланиями, возникшее по велению божьего. Среди таких средств названы клубни ятрышника - «руки индры», рододендрон da-li и др.

Данная классификация объединяет различные классификации, упомянутые в сочинениях тибетских целителей. Здесь видно, как подбираются препараты для лечения болезней.

Заключение

Практическая тибетская медицина – это в основном лекарственная медицина, то есть лечение с помощью лекарственных препаратов, состоящих из специально обработанных ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения. В состав лекарств входит от 5 до 60 компонентов.

Таким образом, можно отметить, что тибетская медицина – в основе которой лежит огромный эмпирический опыт кочевых народов, выживавших в экстремальных условиях (в горах, степной зонах). Выявили взаимосвязь человека и природы, что при лечении необходимо рассматривать организм целиком. И самым главным образом в тибетской медицине – это долголетие естественным образом, а именно посредством питания, образа жизни, деяний, эмоционального состояния. Можно провести параллель, что человечество возвращается к истокам образования медицины, где основополагающее было залог здоровья и профилактика, предупреждение болезни. Что человек не может иметь больной орган, и любое расстройство в организме, это следствие дисбаланса в организме.

Лекарствоведение Древнего Тибета оставила большое наследие лекарственных средств, которым мы пользуемся по настоящее время и с помощью инновационных технологий модернизируем и применяем на практике. Необходимо отметить, что истинные тибетцы остаются верны древним заветам, по которым добывают и производят лекарственные средства, как их предки.

Список использованной литературы

  1. Нестеров С.Л. «Тибетская медицина», 1988 г.

  2. Л.Л. Хунданов, Л.Л. Хунданова, Э.Г. Базарон - «Слово о тибетской медицине». Улан-Удэ, 1979 г.

  3. Гравченко Л.А., Геллер Л.Н. История фармации. Учебно-методическое пособие:-Иркутск, ИГМУ, 2014.-111с.

  4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века. Альбом. М.: Галарт, 1994. 592 с.

  5. Т.А. Асеева, Д.Б. Дашиев, А.II. Кудрин, Е.Л. Толмачева, II.II. Федотовских, И.С. Хапкин. Лекарствоведение в тибетской медицине - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989.- 192 с., 8 с. ил.


написать администратору сайта