Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История буддизма

  • Сиддхартха Гаутама

  • Распространение буддизма в современном мире в %

  • 2. Учения буддизма

  • Хинаяна («Малая колесница»)

  • Махаяна («Великая колесница»)

  • Ваджраяна «Алмазная колесница»

  • 4. Буддизм в современном мире

  • Буддизм в современном Казахстане

  • Лекции История буддизма Учения буддизма


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеЛекции История буддизма Учения буддизма
    Дата26.04.2023
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла385860.pptx
    ТипЛекции
    #1090572

    Вопросы лекции

    1. История буддизма

    2. Учения буддизма

    3. Течения буддизма

    4. Буддизм в современном мире

    1. История буддизма

    • Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э.в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
    • Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, - как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».
    • Буддизм – древнейшая из мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями.
    • «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

    Распространение буддизма в современном мире в %

    • Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану. Большинство современных исследователей считает, что Будда умер в 486 году до н. э. Также поднимается вопрос о сдвижении периода жизни Будды таким образом, чтобы год его смерти относился к периоду 430-350 годов до н. э.
    • Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.
    • Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.
    • Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть – удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни.
    В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой – просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.

    2. Учения буддизма

    • После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.
    • Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет – чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!».
    • За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде.

    Доктрины буддизма

    • 1. Четыре Благородные Истины:
    • 1) Существует дуккха – страдание, неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.
    • 2) У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).
    • 3) Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины.
    • 4) Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).
    • 2. учение о причинно-зависимом происхождении и карме
    • 3. доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)
    • 4. доктрина кшаникавады (учение о мгновенности)
    • 5. буддийская космология
    • Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения. 
    • Выделяют и другой список основных элементов учения, которые являются общими для всех школ:
    • - история жизни Шакьямуни

      - признание кармы и перерождений (сансара)

      - Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,

      - доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения

    • Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм, так и на ошибочность веры в случайность всех событий. Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная»).
    • Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности:
    • - Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);
    • - Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости, так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины);
    • - Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще).

    Медитация

    • В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.

    3. Течения буддизма

    На основе махаянских представлений буддизм делится:

    1) Хинаяна («Малая колесница»)

    2) Махаяна («Великая колесница»),

    3) отдельно от последней выделяются Ваджраяна («Алмазная колесница»).

    Хинаяна также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу.

    Хинаяна («Малая колесница»)

    • Хинаяна  («Малая колесница») – колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя.
    • Современные буддологи часто обозначают данные школы как «традиционный буддизм» или «южный буддизм».

    Хинаяна

    • Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений
    • На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий
    • Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
    • Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений
    • Отсутствуют обряды и магия
    • Отсутствуют иконы и культовая скульптура

    Махаяна («Великая колесница»)

    • В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее хинаяне. Продолжает существовать версия происхождения махаяны из мест почитания и хранения сутр и версия происхождения от части буддистов-аскетов, выбравших жизнь в лесу.

    Махаяна

    • Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение
    • Появляется институт бодисатв - святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения
    • Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
    • Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
    • Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв
    • Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие «четыре опоры»:
    • - опора на учение, а не на учителя;
    • - опора на смысл, а не на слова, его выражающие;
    • - опора на окончательный смысл, а не на промежуточный;
    • - опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.

    Ваджраяна «Алмазная колесница»

    • Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.

    4. Буддизм в современном мире

    • На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450-500 миллионов человек (по данным Encyclopedia Britannica – 463 млн человек, по энциклопедии «Религий мира» Дж. Мелтона – 469 млн, согласно отчёту американского исследовательского центра Pew Research Center – 488 млн).
    • Однако существуют и более крупные оценки численности буддистов, так, буддолог А. А. Терентьев указывал на 2008 год оценку численности буддистов в от 600 до 1 300 миллионов человек. Согласно одной из оценок, 360 миллионов буддистов являются приверженцами махаяны, 150 миллионов представляют тхераваду и около 18 миллионов принадлежат тибетскому буддизму.
    • При этом число буддистов, проживающих за пределами Азии, оценивается в 7 миллионов человек. Количество монахов среди всех буддистов составляет около 1 миллиона человек.
    • Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское населения Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланка, Японии.

    Буддизм в современном Казахстане

    • Казахстан является светской страной, в которой официально разрешены мировые религии, и поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 1 из которых представляют корейский буддизм традиции сон (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).
    • В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:
    • - Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
    • - Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гэлуг).
    • - Последователи Дзэн-буддизма.
    • Буддизм в Казахстане почти не развит. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры, буряты и калмыки.
    • В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия – тенгрианство, отмечается схожесть этой национальной религией казахов с буддизмом и исламом.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



    написать администратору сайта