Главная страница

Лекции по учебной дисциплине основы философии


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеЛекции по учебной дисциплине основы философии
Дата17.01.2022
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаFilosofia_013-l_10-zt.doc
ТипЛекции
#333606
страница10 из 17
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

Лекция 10. Учение о бытии


  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.

  2. Понятие материи. Современная наука о строении материи.

  3. Пространство и время.


1.Понятие «бытие» является центральной категорией в философии.Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в пер­вую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бы­тия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее рас­крытия можно выделить ряд положений:

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окру­жающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - са­мостоятельной сущности, которая для своего существования не нуж­дается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самосто­ятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

материальное бытие - существование материальных (обладающих про­тяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной ре­альности в виде индивидуализированного духовного бытия и объекти­визированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материаль­ного и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бы­тие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия, также выделяются:

ноуменальное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, котороереально существуетнезависимо от сознания того, кто наблю­дает его со стороны;

феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) -кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменаль­ное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). При­меры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные пред­меты; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2. На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание понятия «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в посто­янном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайши­ми открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйн­штейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеа­лизма.

В современной философии естествознания понятие материи утра­чивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот воп­рос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опира­ется на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из неко­ей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Любой объект рассматривается как система, т.е. особая целостность, характеризующаяся наличием элементов и связей между ними. Устойчивые связи и отношения между элементами образуют структуру. Таким образом, система - это элементы и их структура.

Элементами структура материи являются:

неживая природа;

живая природа;

социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; руппа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы' страты)-этносы: нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размещенное в пространстве и времени; способность к отражению.

Движение — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объек­ты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм ми­ровых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы дви­жения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс пред­ложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно раз­личные уровни движения материи, при этом качественное своеобра­зие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в свя­зи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гра­витационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения, само­регуляции, управления и воспроизводства, экологические систе­мы и т. д.

3. Общественные формы движения материи - многообразие про­явлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи каче­ственно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую спе­цифику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерно­сти, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биоло­гическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь не­обходимыми, но не выступая в качестве специфических.

Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершен­ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых проис­ходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустой­чивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии - притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу;

2. «диссипативная структура» распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бель­гийский философ И. Пригожин.
3. Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциональной концепцией. Её сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую точку зрения именуют реляционной (от лат. relatio - отношение). Её сторонники (Арис­тотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

время - форма бытия материи, которая выражает длительность суще­ствования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее про­тяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материаль­ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер­шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнш­тейном:

подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание вре­мени и пространства как отношений внутри материи;

перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скорос­тью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Общие свойства, характеризующие пространство и время ,вытекают из их характеристик как основных коренных форм существования материи.. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, в живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство – время и другие виды времени и пространств.
Рекомендуемая литература
[1, с. 420 – 451]

[2, с. 139 – 204]

[3, с. 56 – 122]

Контрольные вопросы

1. Какой смысл заключен в категории «бытие»?

2. Назовите основные формы бытия.

3. Что понимают под материей?

4. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?

5. В чем заключаются современные представления науки о материи?

6. Что такое пространство? Что такое время?

7. Покажите взаимосвязь пространства и времени.

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


написать администратору сайта