Главная страница

Лекции по учебной дисциплине основы философии


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеЛекции по учебной дисциплине основы философии
Дата17.01.2022
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаFilosofia_013-l_10-zt.doc
ТипЛекции
#333606
страница12 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Лекция 12. Теория познания
1. Проблема познания в философии,

2. Соотношение знания и познания.

3. Диалектика процесса познания.

4. Чувственное и рациональное познание .

5. Проблема истины в познании.
1. Познанием называют деятельность, направленную на получение, знаний. Часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносеология. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что, может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?». Комплекс этих проблем занимает второе по важнос­ти место в структуре философского знания после проблем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят пробле­мы изучения видов, ступеней, Форм познания, отношений между объек­том и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является про­блема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности по­знания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Еще одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все фило­софские течения можно разделить на два основных направления: гно­стицизм и агностицизм.

Гностицизм – философское учение, утверждающее, что мир позна­ваем.

Агностицизм - философское учение о непознаваемости мира.

Агностики (от греч. а - отрицательная приставка и gnоsis - знание) ­это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограничен­ных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим песси­мизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выра­жена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные по­нятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, - «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойствен­но лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на чело­веческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек позна­ет только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики (от греч. gnosis - знание) - это философы, утверждаю­щие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

2. Познание - это специфическая деятельность обусловленная общественно - исторической практикой, направленная на приобретение знания его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлении окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание - обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.

Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познава­тельно значимая информация; 3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины - теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшее получала наибольшее развитие в искусстве.

Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание. Важнейшей фермой познания является научное познание. Наука ­это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т.е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности.

Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалась как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектам долгое время понимался просто отдельный познающий человек - ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об Источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ, и естествоиспытатель, считал, что главным источникам знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в там числе и систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил назва­ние спора между эмпиризмом и рационализмом.

Рационализм - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источникам и критерием истинности.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает на­личие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектам познания является не отдельный человек (исследова­тель - Робинзон), а общество в целом. Представление а социальной (об­щественной) природе, познания в немецкой философии содержалась в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «тpaнcцeн­дентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объектив­ном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдель­ный человек, а все общества в лице индивидуального исследователя.

В философии Маркса социальная природа познания была представ­лена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.

В ХХ в. дальнейшее изучение объективных форм мышления приве­ла к пониманию их опосредованности языком.

4. В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опыт­ное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступе­нями чувственного познания являются ощущения, восприятия, пред­ставления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кис­лый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимают­ся нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чув­ственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полу­ченной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. ratio - разум) познаниe представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественны свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступеням рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятие отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент - это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания - суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в университете – cтyдeнты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет например, такое рассуждение: «Все учащиеся в университете - студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я – студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – это система знаков, передающих информацию.

5. Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определении объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина - не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания.

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной исти­ной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях. В теории познания обсуждается так­же соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда Связана с конкретными условиями и все­гда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятель­ствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволя­ющего выявить объективную истинность знания. В истории филосо­фии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.

В современной философии выделяются три концепции истины:

- концепция соответствия, согласно которой истинными являют­ся высказывания, соответствующие действительности;

- когерентная концепция истины, в соответствии с которой выска­зывания должны быть непротиворечивыми и·Доказательными;

- прагматическая концепция истины, в которой истинность и лож­ность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются

взаимодополняющими.

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека дает главные аргумент для философского спора с агностицизмом.

Практика - это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.

В качестве критерия - истины выдвигались: общезначимость - то, что

признается многими людьми; то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. рragma - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. conuentio - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов. Поппер считает, что, во-первых, не следует смешивать истину с критерием истины, во-вторых, универсальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, не существует. Однако из этого не следует, что выбор между различными концепциями, теориями произволен и чисто субъективен.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требовании ясности и красоты при построении теории и др. Однако при этом удовлетворительно не решалась проблема критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы знания.

Такой выход впервые был сделан диалектико-материалистической философией, которая соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена в конечном итоге решающим критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть важнейший, коренной принцип философской методологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же «практика выше теоретического познания», исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

В современной логико-методологической литературе (особенно западной)

процедура про верки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация».

Понятие «верификация» (от лат. vеrиs - истинный и fasio - делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного ут­верждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают верификацию прямую (сразу выходящую к фактам или экспериментальным данным) и опосредованную (выходящую к ним через другие проверенные положения).

Понятие «фальсификация» (от лат. fаlsus - ложный и fasio - делаю)

обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Этот процесс описывается логической схемой «модус толленс»: если А, то В; неверно В, следовательно, неверно и А.
Рекомендуемая литература
[1, с. 202 – 254],

[2, с. 603 – 619],

[3, с. 122 – 170],

[5, с. 155 – 168].

Контрольные вопросы
1.Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?

2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3. Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?

4. Что такое знание и познание?

5. Как соотносятся познание и практика?

6. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерии?

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта