Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы УрГПУ. Философия Средневековья/https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.phpid=17842 Номинализм и реализм/

  • Философский словарь Абсолют

  • Креация

  • Плоть

  • метеология. Блинова_Задание3. 4. Общая характеристика средневековой философии


    Скачать 28.93 Kb.
    Название4. Общая характеристика средневековой философии
    Анкорметеология
    Дата12.03.2022
    Размер28.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБлинова_Задание3.docx
    ТипДокументы
    #393590

    4. Общая характеристика средневековой философии

    Средневековье - это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причинами:

    - идеологическим диктатом христианской церкви;

    - глубоко религиозным мировоззрением интеллектуальной элиты того времени.

    Церковь в средние века стремилась к единовластному управлению обществом и выполняла множество функций, которые лишь гораздо позже перешли к государствам. Она охватывала своими организациями всю Западную Европу и была создана иерархично, как сильная, административно-политическая машина власти. Во главе ее стоял римский первосвященник - Папа, имевший собственное государство, Ватикан, а самому Папе напрямую были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы.

    Эти церковные служащие высокого ранга имели реальную политическую власть во всех уголках Европы, отличались строгой дисциплиной, жесткой исполнительностью, фанатизмом и стремлением контролировать все сферы человеческой жизни, включая даже частную, семейную. Их влияние на общество было практически всесильным, что позволяло монополизировать культуру, науку, искусство, образование и жестоко, вплоть до лишения жизни, карать всё, что не соответствовало установлениям христианских догматов.

    В этих условиях философия хоть и была разрешена Церковью, но разрешена с единственным условием - философия должна была служить задачам богословия, то есть должна была использовать всю мощь своего рационального аппарата только для подтверждения догматов христианства.

    Поэтому главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм, то есть тип исследовательской мысли, ставящий Бога не только в центр своей проблематики, но и отталкивающийся от Бога в системе своих доказательств.

    Эта философия получила название «схоластика» (латинское «scholastica» — школьный, ученый), потому что её разрабатывали и преподавали средневековые школы, которые позже окрепли и переросли в европейские университеты. Таким образом, схоластика — это господствующий в средние века тип религиозной философии, призванной рационально обосновывать догматы христианства.

    Основные характеристики средневековой философии, схоластики, проистекали из её основных принципов.

    Вечная Истина уже дана человеку в библейских текстах, но она дана ему откровением, то есть нелогическим актом сознания, и задача философии состоит в рассудочном её обосновании, а не в поиске какой-то новой истины.

    1. Форма философствования — интерпретация священных текстов.  

    2. Фактичность исследовательской мысли обеспечивалась только содержанием Библии.  

    3. Для разворачивания мысли используются только допустимые догматами положения.  

    4. Любая аргументированность любой концепции достаточна, если она обосновывается цитатой из Библии. 

    5. Энциклопедичность и тщательность в теоретическом исследовании.  

    6. Использование в качестве теоретической базы сочинений Отцов Церкви (Патристика).  

    7. Дедуктивный характер умозаключений (переход от уже известного и общепринятого общего к неизвестному частному, требующему прояснения).  

    8. Уяснение, обоснование и систематизация догматов христианства.  

    9. Нормативный характер философских трудов, содержание которых имело принудительную силу после одобрения Церковью.

    3. Человеческое знание основывается на логическом рассуждении. Но доступная человеческому знанию истина может постигаться, не каким угодно, а только правильным логическим рассуждением. А правильное логическое рассуждение только то, которое подтверждает Вечную Истину библейских писаний.

    10. Основное метод исследования — аристотелевская логика.  

    11. Основной метод работы: поставить проблемный вопрос, а затем начать поиск аргументов «за» и «против» для каждого из возможных ответов на него.  

    12. Выбор правильного ответа на вопрос, то есть обоснование аргумента «за», производится методом силлогизма. Силлогизм — это система двух посылок, и вытекающего из них одного закономерно необходимого вывода (если что-то …, а что-то …, то из этого следует, что …).  

    13. Наличие заключения, в котором заранее оспариваются и отвергаются все возможные опровержения предложенного варианта решения вопроса.  

    14. Применение достижений античных философов, особенно Платона и более всего Аристотеля, как дохристианских мыслителей, потенциально содержащих в своих работах христианские истины за счет высокого познавательного мастерства.

    15. Попытки естественнонаучного обоснование богословских истин.  

    16. Строго выверенная форма оформления философских работ, имеющая вид юридических документов.  

    17. Фиксированный, единообразный и жесткий стандарт правил мышления и логического аргументирования.  

    18. Приоритет богословских задач над познавательными или светскими задачами при отработке проблем («философия — служанка богословия»).

    В условиях обязательного единодушия философов относительно христианских догматов, единственной отдушиной для философии в средние века был спор об универсалиях, то есть о природе так называемых общих понятий, представляющих собой обозначения родов или видов тех или иных единичных элементов бытия (деревья, животные, растения, водоёмы, птицы и т. д.).

    Суть спора состояла в выяснении вопроса — существует ли реально нечто общее, выраженное общей идеей? Например, существует ли реально в бытии то, что выражено такими общими понятиями, как «собаки», «животные», «столы», «реки», «слепота», «смех» и т. д.? Или в реальном бытии может существовать только нечто единичное, индивидуально-конкретное — конкретная собака, данные глаза с нарушением зрения, данный стол и т. д. — а всё общее, объединяющее единичное каким-либо названием, реально не существует? А если это общее и существует, то где оно существует? В самих вещах, или еще где-то? И т. д.
    Список литературы

    1. УрГПУ. Философия средневековая/  https://sdo.uspu.ru/mod/assign/view.php?id=17852&forceview=1

    2. Средневековая философия: общая характеристика/http://an-site.ru/fs/s37.htm

    3. Средневековая философия/https://alenakraeva.com/positive- philosophy/srednevekovaya-filosofiya-samoe-glavnoe-kratko/



    2. В средневековой философии важное значение принадлежит двум философским концепциям — реализму и номинализму. Реализм — это платонизм, в котором общие идеи — вечные и самотождественные — реально существуют в мире, а номинализм (nominalis — относящийся к названиям, именам), напротив, утверждает, что общее в принципе не существует, общее — лишь некие имена лишь существующего реально только единичного. О чем же здесь идет речь? Как можно совсем легко понять содержательное различие этих двух концепций? Все просто: одно из общих понятий — Бог, и когда что-либо утверждается о существовании или несуществовании общего понятия, то следует всегда понимать, что речь идет в том числе и в первую очередь именно о Боге. Поэтому острие противостояния реализма и номинализма — именно в вопросе о существовании Бога. Заметим, что именно из номинализма потом вырастет эмпиризм, а в нем же противопоставление субъекта и объекта познания и представление о познании как о субъект-объектном взаимодействии, из которого, в свою очередь, будет развиваться вся европейская гносеология.

    Таким образом, спор номинализма и реализма — это во многом определющее явление всей европейской философской мысли, и надо осознавать все эти связи и генезис идей. Убедиться в правоте сказанного можно буквально сразу, отметив, что постепенно у средневековой христианской философии обозначаются и начинают свое развитие четыре сквозные проблемы. (1) доказательство бытия Бога; (2) теодицея, или оправдание Бога; (3) проблема самостоятельности материального мира, сотворенного Богом; (4) соотношение веры и разума. Рассмотрим эти проблемы по порядку.

    Начнем с проблемы доказательства бытия Бога. Самое простое решение ее такое: Бог непосредственно явлен в душах верующих и в Святом Писании, поэтому он не нуждается в доказательствах. Но с другой стороны, ум человеческий так устроен, что стремится разумно обосновать даже то, что непосредственно нам дано. Поэтому уже в древности начинают разрабатываться доказательства существования Бога. Среди основных — три типа доказательств бытия Бога: космологическое, телеологическое и онтологическое.

    Еще одна сквозная философская проблема этого периода — теодицея, переводится как богооправдание, и фактически это совокупность учений, которые стремятся согласовать идею всеблагого и всеразумного Бога с наличием зла и несправедливости в созданном им мире. Теодицея пытается ответить на вопрос: если Бог — все- благ и справедлив, то почему в созданном им мире существуют зло, войны, землетрясения, болезни, эпидемии? Почему злые начала в мире торжествуют победу, а добрые терпят во всем поражения? В античной философии проблемы теодицеи не возникало, так как признавалось существование многих богов, эти боги ограничивали друг друга, им были присущи чисто человеческие недостатки — зависть, ревность, они вмешивались в мир и привносили в него собственное несовершенство.

    Номинализм и реализм мира. Представители реализма: Платон, Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Противоположным течением был номинализм. Согласно номинализму, общие понятия не существуют как особая реальность, а этой реальностью обладают лишь отдельные чувственные, окружающие нас единичные вещи, которые можно осязать, увидеть, услышать и т.д. Номинализм предлагал перестать без конца спорить о понятиях, но исследовать реальные свойства реального мира, развивать опытное знание. Этим он способствовал развитию науки и фактически подрывал важнейшие положения христианской религии. Например, в соответствии с догматом Святой Троицы Бог един и в то же время существует в трех лицах, которые не слияны и нераздельны. Но, согласно номинализму, необходимо выбирать: либо Бог един, либо должны существовать три Бога. Но первое — это ислам, Аллах един и нет никого, кроме Ааллаха. Второе божество — это уже многобожие, т.е. язычество, и здесь хорошо видно, как достаточно легко исчезала сама специфика христианства. Неудивительно, что церковь преследовала номинализм и номиналистов как своих противников, причем не только чисто интеллектуальными средствами. Назовем ярких представителей номинализма: Росцелин, Оккам, Буридан, Иоанн Дунс Скотт.

    Проблема соотношения веры и разума. К XII в. сложилось несколько точек зрения на соотношение веры и разума. Все они не удовлетворяли церковь.

    Такова краткая характеристика христианской философии эпохи Средневековья; дальше начинается период развития европейской философии уже времен Возрождения, к анализу ее особенностей мы и приступаем.
    Список литературы

    1. УрГПУ. Философия Средневековья/https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17842

    2. Номинализм и реализм/https://studopedia.ru/2_108233_nominalizm- i- realizm.html

    3. Основные черты средневековой философии /http://www.solecity.ru/philosophy/medieval-philosophy


    Философский словарь

    Абсолют - (лат. absolutus - безусловный) - философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.
    Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
    Дух - изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. В применении к человечеству, духом обладает как каждый индивид, так и любая человеческая общность или процесс, проходящий в ней. В широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления.
    Душа - субстанция, существующая согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа - бессмертная нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
    Индивидуа́льность - (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.
    Индивидуализм - моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности, если это подавление производится обществом или государством.
    Креация - (от лат. сreatio) – это «творение, создание»
    Креацианизм - (лат. Creatio - создание) - идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.
    Мистицизм - (от др.-греч. - скрытый, тайный) - философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и вере в сверхъестественные силы.
    Плоть - тело животного и человека; вещественная половина его, покидаемая при отрешении духа
    Пантеизм - (греч. pan - все и theos - бог) - философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в двух формах: натуралистический - одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.); мистический - растворяет природу в боге.

    Политеи́зм - (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» - «многобожие») - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
    Реформация - (лат. reformare - преображать, исправлять) - широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине 16 в., положившее начало протестантизму. В ходе Реформации буржуазия в союзе с частью дворянства выступила против господствующей католической церкви как опоры феодального строя. Реформация удешевила, упростила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победила Реформация, церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических странах, что облегчало развитие науки и вообще светской культуры.
    Свобода воли - свобода воли - философское понятие, обозначающее способность человека к самоопределению в своих волевых актах, свободному полаганию содержания и целей своих действий.
    Спасение - в ряде религий - обретение человеком высшего блаженства после смерти, даруемое ему Богом при соблюдении норм праведной жизни.
    Провиденциализм (лат. providentia - провидение) - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами - как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.
    Эгоизм (лат. Ego-я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма.

    Теодицея (греч. theos - бог и dike - право, справедливость) - “богооправдание”; название мн. религиозно-философских трактатов, ставящих целью, во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.


    написать администратору сайта