Философия. Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский. Философия. Философское наследие Августина Аврелия (Блаженного)
Скачать 41.15 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1. Философское наследие Августина Аврелия (Блаженного) 5 1.1 Характер и направленность философии Августина 5 1.2 Учение о граде Божьем и граде земном 7 2. Философские идеи Фомы Аквинского 11 2.1 Философские рассуждения Фомы о Боге и мире 11 2.2 Размышления о человеке, государстве и обществе в учении Фомы Аквинского 14 Заключение 17 Список использованной литературы…………………………………………...19 Введение Философия средних веков берет первоначальное развитие с V века н.э. Ее завершение по датируется XV веком. Главной доктриной средневековой философии является доктрина теоцентризма, утверждение главенства воли Бога, господства религиозного христианского мировоззрения. Философия превращается в «служанку теологии», а ее главной задачей становится толкование Священного Писания, догматов церкви и доказательство бытия Бога. Расцвет средневековой философии приходится на ХII-XIV века, что связано с развитием ее ведущего направления – схоластики. Понятие «схоластика» происходит от греческого слова «scholia», что означает в широком смысле не просто школу, а свободное время, проведение досуга.1 Название успешно закрепилось в среде средневековой интеллигенции и обрело новый смысл и звучание в эпоху становления и развития европейских университетов. Выдающимися средневековыми мыслителями, к трудам которых интерес существует и сегодня, были Августин Аврелий (Блаженный) и Фома Аквинский. Августин Аврелий (354-430) - один из видных раннехристианских мыслителей, чьи труды заложили фундамент философско-религиозной мысли средних веков. Он по праву считается разработчиком философской антропологии, учения о душе, времени и пространстве. Мыслитель очень ценил силу разума человека, который может привести его к познанию высшего начала, то есть Бога. Труды Августина оказали значительное влияние на Фому Аквинского (1225-1274), раскрывшего европейской просвещенной элите ценность трудов Аристотеля, заложившего основы нового понимания соотношения веры и разума. Фома Аквинский заложил новое направление в средневековой философии, получившее название по его имени – томизм. Начиная с XIII века, идеи Фомы обрели особый авторитет как в философских, так и в религиозных кругах эпохи Средневековья. Обращение к трудам и основным идеям Августина Аврелия и Фомы Аквинского сегодня представляет актуальность и особый интерес для философов, историков, культурологов. Философское наследие обоих мыслителей позволяет понять идеи средневековой христианской философии, направление, в которой она развивалась, выявить тот вклад, который внесли Августин и Фома Аквинский в развитие представлений о человеке, его душе и процессе познания мира. Следует отметить, что оба философа обратили внимание их современников и потомков на проблему попытки понять суть веры, Бога, обращения к духовным основаниям развития общества. Несмотря на теологический характер средневековой европейской философии, обеими мыслителями были затронуты проблемы социального характера, в частности, справедливого устройства общества, места и роли человека в мире, обретения им цели и смысла жизни. Цель работы – рассмотреть основные идеи и их ценность в философском наследии Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Для достижения цели поставлены задачи: 1. Рассмотреть особенности и направленность философии Августина; 2. Проанализировать особенности учения о граде Божьем и граде земном; 3. Проанализировать философские рассуждения Фомы о Боге и мире; 4. Выявить особенности идей Фомы, касающиеся сущности человека, государства и общества. Структура данной работы включает в себя введение, две главы, чье содержание обусловлено поставленными задачами, заключение и список использованной литературы. 1. Философское наследие Августина Аврелия (Блаженного) 1.1 Характер и направленность философии Августина Августин, прежде чем стать, одним из признанных отцов христианской церкви, прошел через увлечение античной философией, в частности, трудами Аристотеля, которые позже признал для себя бесполезными: «Я стоял спиной к свету, а лицом к тому, что было освещено; и лицо мое, повернутое к освещенным предметам, освещено не было» (Авг. Исп. IV).2 Итак, Августин Аврелий желал отыскать истину. Он искал ее у манихеев, стоиков и неоплатоников. Каждое из этих учений он подвергал пристальному рассмотрению, пытаясь получить ответы на свои вопросы. Но получил их только в христианском вероучении, ставшем одновременно и его философией. Первые знания об этом учении он получил еще в детстве от матери-христианки. Однако отец его был язычником, и юный Августин Аврелий должен был по мере взросления решить, чье учение представляется ему наиболее верным. Как видно из его биографии, путь к христианской вере отнюдь не был прямым и безальтернативным. Августин пытался обдумывать и сопоставлять все увиденное и прочитанное, прежде чем делать выводы об истинности или неистинности той или иной теории. В 387 году, когда Августин Аврелий стал христианином, ему было уже 34 года. Позади была почти половина жизни, в которой он успел закончить школу риторов и заняться преподаванием, девять лет, отданных идее манихейства. Но в 387 г. под влиянием проповедей епископа Амвросия Миланского принимает крещение. На формирование мировоззрения Августина оказала большое влияние его мать. Именно она, посетив Карфаген, где жил мыслитель, раскрыла перед ним смысл и ценность веры во Христа. «Вера моя была иногда крепче, иногда слабее, но всегда верил я и в то, что Ты есть, и в то, что Ты заботишься о нас, хотя и не знал, что следует думать о субстанции Твоей, и не знал, какой путь ведет или приводит к Тебе»3 – делает вывод Августин. (Авг. Исп. VI). Вера оказалась для него подлинным сокровищем, ради которого он оставил все земные почести, отказавшись, в частности, от выгодной женитьбы. Смысл обретения веры Августин сравнивает с обретением внутренней свободы, которая дает человеку возможность приобщиться к высшему божественному началу, избавляет от суеты и страданий. Именно христианство дало Августину ответы на вопросы, точнее, дало их именно в той форме, которой он жаждал. Ведь когда мы ищем разрешения сформулированных нами философских проблем, мы уже заранее подразумеваем форму ответа, с которой готовы согласиться, и ищем – пока не найдем учение, которое нам эту форму предоставит. Речь не об истине в ее математическом понимании: не такую истину искал Августин. Мыслителя занимали вопросы о том, каково назначение человека в этой жизни, что движет нами и что должно двигать. В язычестве, манихействе и стоицизме Августин пытался найти обоснование смысла человеческой жизни. Но дохристианские мыслители уделяли этим вопросам не так уж много внимания. Их больше интересовали природа, космос, мироустройство. Интерес к человеческой психологии появился тогда, когда человечество повзрослело, «доросло» до христианской философии. Размышления Августина были исполнены интереса к человеческой личности и человеческой истории, поэтому христианство стало его религией и его философией: только у христиан появилась идея Богочеловека, а также выражение «венец творения», тоже относящееся к человеку. Конечно, ни христианство в целом, ни сам Августин человека отнюдь не идеализировали, скорее – наоборот, считали его изначально греховным существом, на котором лежит печать «первородного греха» праотца Адама. Однако даже в этом проявлялся интерес к человеку как таковому. Кроме того, человеку давался шанс – прожить жизнь максимально праведно и приблизиться, таким образом, к Богу. И вот, уже на зрелом этапе жизненного пути Августин Аврелий становится епископом в городе Гиппо, где проводит остаток жизни. Там же он пишет и главный труд своей жизни: «Исповедь», сделавшую его одним из духовных христианских наставников человечества. Главная цель людей – спасение перед грядущим Страшным Судом, забота о своей душе, беспрекословное подчинение Церкви. Августин верил, что человек может достичь счастья и бессмертия души. Но при этом он должен стремиться жить согласно законам христианской веры, пройдя все испытания души. Человек может и должен познавать мир, но познание это по Августину носит в большей степени духовный оттенок. Но без разума обойтись нельзя, поэтому вера и разум стремятся дополнить друг друга. «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь» (Авг. Исп. XII)4, – рассуждал Августин. Его философия оставила неизгладимый отпечаток на становлении и формировании идей мыслителей будущих поколений, к числу которых относился Фома Аквинский. 1.2 Учение о граде Божьем и граде земном Важнейшим сочинением Августина является «Град божий» («Civitas Dei»), время написания которого датируется между 412 и 426 гг. Данный труд можно назвать сочинением общественно-теологической направленности. 5 Всем в мире управляет воля Творца. Августин представлял ее движение как длительный акт божественного промысла. Воздействие воли Творца осуществлялось на протяжении человеческой истории. При этом люди всегда чувствовали воздействие на себя воли Создателя. Августин, как и другие религиозные мыслители, считал природу человека греховной. Грех возник в результате того, что первый человек на Земле неосмотрительно поступился своей свободой. Но грехи человечества побеждаются божественной любовью. Источником любви является не только учение Христа как таковое, но и влияние в мире Церкви, под эгидой которой на Земле установится град Божий, способный сплотить избранных. В то же Августин был уверен в том, что светская государственная власть дана людям свыше, а поэтому важно подчиняться законному правителю, ибо он – избранник Божий. Подобная мысль в будущем возникнет у Фомы Аквинского, по сути продолжившего линию рассуждений Августина. Согласно Августину, в Боге сокрыт идеальный образец реального мира. Как Платон, так и у Августин считали, что существуют два мира: идеальный - в Боге и реальный - мир и пространство, возникшие по воле Создателя.6 Божественное начало всюду. Сотворив мир, Бог позаботился о том, чтобы в мире был порядок, но человек его нарушает. Его грехи являются следствием злоупотребления своей волей: «…наша свободная воля существует, и она-то делает все то, что мы делаем по своему желанию и чего не делалось бы, если бы мы не желали» (гл. Х).7 Человек изначально был создан Богом как свободная личность. Но, совершив грехопадение, человек ушел от Бога. Так возникло зло, а зло - путь к несвободе. С момента грехопадения, как считал Августин, люди склонны ко злу и выбирают между ним и добром в пользу первого, поскольку человек изначально «заражен» грехом. Главная цель людей - спасение перед грядущим Страшным Судом, забота о своей душе, беспрекословное подчинение Церкви. Что же касается темы истории, то Августин полагает, что в ней есть свои закономерности. Начало человеческой истории – в грехопадении человека, далее в качестве его жизни как самостоятельного существа, наделенного разумом. В конце истории будет Страшный Суд, а после него праведники войдут в Царство Божье. Несмотря на все грехи, человечество тянется к Богу и свету, а значит, установление града Божьего в итоге закономерно. Но пока что время великих событий не пришло. Человек слаб, слаб его разум, который постоянно поддается искушениям, выбирая при этом Град земной, не Град Небесный. Образы двух градов можно понимать буквально, как два царства: праведников и грешников. Можно понимать и в символическом подтексте, как состояния душ людей, пребывающих в свете божественной люби и во грехе. Град земной – это своего рода концентрация пороков, аналог Содома и Гоморры, а град Божий – мир света и добра. Царство Божье еще не построено на Земле, но человек достигает спасения только в граде Божьем, образ которого может незримо присутствовать в его душе. Здесь опять доминирует роль Церкви, ее обрядов и традиций, важнейшими из которых являются таинство крещения и исповеди. Соблюдая их, человек способен достичь спасения. Церковь являет собой прообраз Царства Небесного в земном мире. Только Церковь может привить людям добродетели, в том числе, гражданского характера. Все те модели и образцы государств, которые мы созерцаем, несовершенны. А несовершенство идет как следствие «похоти господства». С другой стороны, земной мир несовершенен, и в нем всегда будет присутствовать несправедливость. Но государство может быть более-менее справедливым и успешным, если оно превыше всего ставит власть духовную, церковную. Церковь при этом дает государству гражданскую власть над верующими, если видит на троне достойного правителя. Августин полагает, что именно государство во главе с достойным правителем способно воплотить в земной жизни человека принцип христианской справедливости. При этом «каждому воздастся по делам его».8 Исходя из сказанного очевидно, что все земные христианские правители обязаны подчиняться воле Церкви. От Авеля следует идея града Божьего, а от Каина происходит «общество нечестивых», основанное на доминировании пороков. Таким образом, Августин считает идеальным теократическое государство, в котором власть светская подчиняется духовной. При таком подчинении возможно установление справедливого правления и приближения к граду Небесному. Августин считал, что само государство может и должно помогать церкви в ее делах. При этом важную роль играет «справедливая война» праведников против грешников. Подобная идея была успешно воспринята в будущем иерархами Католической церкви и воплощена в идее крестовых походов. Августин верит в возможность бессмертия для человеческих душ и искупление грехов. Он много рассуждал о человеке, главной способностью которого он считал способность к вере и стремлению к духовной благодати. Соблазны мира мешают душе развиваться и становиться на правильный путь. Только истинная вера сможет помочь каждому из нас преодолеть свои страсти и пороки и встать на путь искупления грехов. Идея Августина Аврелия о граде Небесном и граде земном оказала сильное влияние на догматическую сторону христианского учения, в частности, на европейскую средневековую философию. Августин оставил множество работ, которые использовали не только мыслители развитого Средневековья, к числу которых принадлежал Фома Аквинский, но и будущие идеологи протестантизма - М. Лютер, Ж. Кальвин. 2. Философские идеи Фомы Аквинского 2.1 Философские рассуждения Фомы о Боге и мире Фома Аквинский был автором многих произведений, но до нас дошли далеко не все. Фома комментировал труды Аристотеля. Он автор «Суммы теологии» и «Суммы против язычников» («Сумма философии»), «Дискуссионные вопросы», «Вопросы на различные темы». В «Сумме теологии» Фома развивает представления Католической Церкви, ее догматику. Догматика становится основой все схоластической теологии. Мир представлялся Фоме как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Самая широкая ступень - это неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которого вырастает высшая ступень - мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Над всем, что существует в мире, стоит Бог. Что касается материи, то Фома придерживается того мнения, материя вторична, поскольку «…действующая причина первее материальной: ведь материя актуально становится причиной лишь благодаря тому, что деятель привел ее в движение» (кн.2, гл. 40).9 Поэтому материальность мира – это следствие его существования. На самом деле есть первопричина, и эта первопричина есть желание Бога создать мир, и все, что в нем есть. Фома, как и другие представители средневековой христианской философии, полагал, что мир был создан таким, какой он есть сейчас. Идеи эволюционного развития мира не просматривались даже у «язычников», поэтому Фома оспаривает только концепцию происхождения мира, ставя на первое место христианское вероучение. И тем не менее, у Фомы есть намек на то, что мир в итоге должен измениться к лучшему, то есть, то есть, должен произойти переход к новой высшей ступени развития: «чтобы тварная вселенная достигла последнего совершенства, твари должны возвратиться к своему началу, (т.е. к Богу)» (кн. 2, гл. 46).10 Поэтому человек, высшее создание Бога, наделен разумом и способен вернуться от своего падшего состояния, в котором он оказался из-за грехопадения, к высшей жизни, которая ему была изначально уготована. Бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности и существования укрепляет дуализм Бога и мира, что соответствует главным принципам христианского монотеизма.11 Существование Бога доказывается с помощью разума. Доказательства (их пять) приводятся в «Сумме теологии». Первое доказательство базируется на том, что все, что движется, приводится в движение чем-то иным. Но этот ряд движения не бесконечен. В противном случае не приходится говорить о первичном «двигателе», а, следовательно, и того, что им движимо, так как последующее движется только потому, что приводится в движение предшествующим. Первичным импульсом, «двигателем», запустившим ход жизни, является Божья воля.12 Второе доказательство анализирует сущность действующей причины. В мире существует ряд действующих причин. Но нельзя допускать мысли о том, чтобы нечто являлось действующей причиной самого себя. В этом случае оно должно бы быть раньше самого себя, а это абсурдно. В этом случае необходимо признать первую существующую причину, которой и является Бог. Третье доказательство следует из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В итоге мы приходим к выводу о том, что существует первая необходимость - Бог. В роли четвертого доказательства выступают степени качества, которые следуют друг за другом. Они есть всюду и проявляются во всем сущем. Исходя из этого, есть высшая степень совершенства, которой является Бог. Пятое доказательство носит теологический характер. В основе данного доказательства лежит полезность, которая проявляет себя в природе. В природе и в мире в целом нет ничего пустого и бесполезного, все движется к какой-либо цели и имеет свою причину. Первопричиной является Бог, и Он же служит тем началом, которое управляем ходом событий, определяет все процессы в мире.13 В учении Фомы присутствуют мотивы философии как Аристотеля, так и Платона. В сотворении мира Бог претворяет свои высшие идеи. Рассуждая таким образом, Фома Аквинский вновь воспроизводит идеи Платона, но в другой форме, адаптированной под средневековое мышление. Таким образом, человек способен познать мир только в ограниченных пределах сообразно тому, насколько это разрешено ему свыше. Подлинное знание может быть достигнуто путем анализа христианских истин и учения отцов церкви. В этом смысле Фома был сыном своего времени, и его идеи отражали воззрения передовых людей Средневековья. 2.2 Размышления о человеке, государстве и обществе в учении Фомы Аквинского Фома Аквинский много рассуждал о месте человека в мире и его душе. Во многих своих трактатах он приводит собственные суждения о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимных связях, о познании. При этом он исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы. Душа является формирующим принципом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция. Душа бессмертна. Фома развивает теорию отдельных душевных сил или свойств. Он различает вегетативную душу, присущую растениям (обмен веществ и размножение), ее он отличает от сенситивной, которую имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произвольное движение).14 Но у человека есть разум, разумное начало. Человек имеет разумную душу, которая выполняет функции и двух низших душ. Эти идеи были заимствованы у Аристотеля. Разум Фома ценит выше, чем волю. Разум, способность мыслить и доказывать, выше, чем воля. Если познание вещей происходит на основе их внешней сущности, а не внутреннего содержания, то отсюда вытекает вывод о том, что и душу, то есть, свой внутренний мир, можно и нужно познавать при помощи разума. Учение томизма о душе и познании носит оттенок рационализма. Как известно, Фома Аквинский принадлежал к религиозному ордену доминиканцев. Воззрения доминиканцев противостоят францисканцам. Францисканцы стремились к активизации процесса познания, Фома Аквинат, ссылаясь на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер познания. Процесс познания он воспринимает как образное восприятие реальности.15 Если наблюдается совпадение образа и действительности, это означает тот факт, что познание прошло успешно, и вывод правильный. Источниками познания являются чувственное восприятие. Вся информация приходит к нам из наших чувств. Полученную информацию обрабатывает разум. Чувственный опыт представляет лишь индивидуальную, единичную вещь. Таким образом, разум способен увидеть сущность, заключенную в отдельных вещах. Познание сущности возможно с помощью абстракции.16 Смысл жизни человека Фома видит в счастье, и счастье это – в познании и созерцании Бога. Этот путь ведет человека к нравственному порядку и гармонии. Конечная жизнь человеческого существования - искупить грехи и войти в рай. При этом важно много размышлять над своими поступками, анализировать их, сопоставлять их с канонами как христианской веры, так и здравого смысла. Фома рассуждает не только о высшем, но и о «земном», например, о государстве. Подобно Аристотелю, Фома считает, что суть государства - установление общего блага. При этом Фома убежден, что равенства людей быть не может. Всегда будут те, которые правят, и те, кто им подчиняются. Такой закон мироустройства. Вассал должен подчиняться своему господину, все в государстве подчиняются правителю. В таком подчинении заключен смысл христианского смирения и покорности. Самой лучшей формой государственного устройства для Фомы является монархия. Что было, совершенно закономерно для средневековья. Монарх – это «душа, а само государство – «тело». Каков будет монарх, таково будет и положение дел в государстве. Справедливый и гуманный король действует во имя Бога, и его правление угодно Всевышнему. Монарх должен обеспечить гражданам хорошую жизнь. Чтобы монарх правил успешно, в государстве должен быть мир, а граждане должны быть материально благополучны. Такая гармония и стабильность не может существовать без сильной идеологии, основой которой служит католическая вера. Внешней целью и смыслом является достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, а церковь, которую возглавляет папа, наместник Бога на земле. Церковь выше, чем государство, и поэтому ей обязаны безоговорочно подчиняться все, даже король. Здесь Фома следует идеям Августина Блаженного, практически полностью воспроизводя смысл его идей в собственном видении социального устройства общества. Светская власть, таким образом, по своей силе, уступает власти духовной, поскольку власть духовная имеет свой источник на небе. Так Фома видел идеальное устройство общества. В этом смысле его социальные взгляды не отличаются особой оригинальностью и тесно переплетаются с традиционными средневековыми воззрениями на государство и общество. Можно прийти к выводу о том, что философские воззрения Фомы Аквинского, нося теоцентрический характер, являлись отражением идеалов своего времени. Фома, подобно Августину, рассуждал о спасении человеческой души, выходе человека на новый уровень развития. Новых приоритетов должно достигнуть и христианское государство, если оно будет следовать идеям и заветам Католической церкви. Несомненной заслугой мыслителя является, с одной стороны, популяризация идей Аристотеля, с другой стороны, попытка самостоятельно в русле христианской догматики осмыслить факт рождения мира и место человека в нем. Заключение Идеи великих мыслителей Средневековья – Августина Аврелия и Фомы Аквинского были весьма популярны в теологической и философской мысли последующих столетий. Их сближает идея торжества веры и Церкви над миром и светской властью, подчинения монархов духовным приоритетам. Человек в концепциях мыслителей представлялся греховным существом, и причины его греховности описаны в Библии. Греховность стала визитной карточкой рода человеческого. Но человек содержит в себе божественную искру, а поэтому неизменно стремится к свету. Помочь ему в этом будет способна вера, а с другой стороны, разум. Философия Августина Аврелия пронизана идеями сущности Бога, духовного взросления человека, справедливого христианского государства, возможности познать мир в его нравственной полноте и организации. История рода человеческого, согласно Августину Аврелию, - это история как его прогрессивного развития, так и борьбы двух начал - добра и зла, история развития цивилизации, которая в конечном итоге придет к торжеству града Божьего. При этом последует победа над градом земным, вобравшим в себя пороки человеческого рода. На Земле не может существовать высшей справедливости, но можно установить разумный и законный порядок. Это может сделать лишь власть Церкви. Идя по пути Церкви, человечество обретает долгожданное спасение. Фома считал, что Бог – это первопричина и конечная цель всего сущего, бытие в чистом виде. Слияние и единство формы и материи порождает мир отдельных индивидуальных явлений. Иисус Христос как высшие явление этого мира объединил в себе божественную чистую природу и материальную форму. Человек существует не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. Фома Аквинский считает, что мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. Бог – высшее бытие, он вечен, а, следовательно, он должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе. Фома был убежден, что в мир состоит из единичных вещей, состоящих из материи и формы. Материя представляет основу индивидуализации, материя, лишенная формы, пассивна, не может без нее существовать. Форма обладает активностью и является активным элементом. Фома был сторонником неравенства в обществе, считая его не просто закономерным, а необходимым элементом. Ценил Фома власть справедливого монарха, но выше светской власти он ценил власть Церкви. Церковь является направляющей силой, способной направлять действия монарха и руководить жизнью простых людей. Без церкви с ее сильной идеологией светская власть не может иметь силу, и государство не может процветать. Фома обосновал концепцию подчинения власти монарха представителей всех сословий, подведя под такой порядок теологические представления. Можно сделать вывод о том, что концептуальные идеи Августина Аврелия и Фомы Аквинского явились отображением идей, актуальных для Средневековья. В их трудах были представлены размышления, оказавшие заметное влияние на формирование европейского идеализма нового времени. Список использованной литературы 1. Аврелий Августин Исповедь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/#0_46 (Дата обращения 11.05.2020). 2. Аврелий Августин О граде Божьем [Электронный ресурс] // https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/(Дата обращения 11.05.2020). 3. Бойко И.С. Основные положения теории познания средневековой схоластики: идеи Фомы Аквинского // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2019. -Т. 9. - № 1. С.174-177. 4. Зибницкий Э. Град земной и град Божий. Проблемы христианской социологии в исторической перспективе // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. – 2017. - №2. С.71-95. 5. Лапшин И.Е., Усатов А.Н. Антропология Августина Аврелия в De cura pro mortuis gerenda// Сервис plus. – 2017. - №1. С.44-49. 6. Манташов Г.Р. Государство, право и религия в работах Фомы Аквинского// Вестник Курганского государственного университета. – 2017. - №1. С.88-90. 7. Никифоров А.Ю. Соотношение духовного и телесного в человеке как основание антропологии Фомы Аквинского // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2013. - № 22. С. 224-229. 8. Осипов С.С., Серединская Л.А. Свобода воли в сотворенном мире в концепции Фомы Аквинского // Философские дескрипты. - 2019. - № 20. С. 2-10. 9. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Академия, 2011. – 423с. 10. Столяров А.А. Философия Фомы Аквинского//История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 2015. – С. 367-371. 11. Фокин А.Р. Премудрость Божия как ars Dei у блж. Августина: между неоплатонизмом и христианством // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2016. - №2. С.9-17. 12. Фома Аквинский Сумма против язычников. Кн.1, 2. – М.: 2004. – 584с. 1 Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Академия, 2011. С.89. 2 Аврелий Августин Исповедь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/#0_46 (Дата обращения 11.05.2020). 3 Аврелий Августин Исповедь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/#0_46 (Дата обращения 11.05.2020). 4 Аврелий Августин Исповедь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/#0_46 (Дата обращения 11.05.2020). 5 Фокин А.Р. Премудрость Божия как ars Dei у блж. Августина: между неоплатонизмом и христианством // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2016. - №2. С.10. 6 Лапшин И.Е., Усатов А.Н. Антропология Августина Аврелия в De cura pro mortuis gerenda// Сервис plus. – 2017. - №1. С.46. 7 Аврелий Августин О граде Божьем [Электронный ресурс] // https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/(Дата обращения 11.05.2020). 8 Зибницкий Э. Град земной и град Божий. Проблемы христианской социологии в исторической перспективе // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. – 2017. - №2. С.76. 9 Фома Аквинский Сумма против язычников. Кн.2. – М.: 2004. С.129. 10 Фома Аквинский Сумма против язычников. Кн.1, 2. – М.: 2004. С.153. 11 Бойко И.С. Основные положения теории познания средневековой схоластики: идеи Фомы Аквинского // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2019. -Т. 9. - № 1. С.175. 12 Никифоров А.Ю. Соотношение духовного и телесного в человеке как основание антропологии Фомы Аквинского // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2013. - № 22. С. 227. 13 Столяров А.А. Философия Фомы Аквинского//История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 2015. С. 369. 14 Столяров А.А. Философия Фомы Аквинского//История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 2015. С. 370. 15 Осипов С.С., Серединская Л.А. Свобода воли в сотворенном мире в концепции Фомы Аквинского // Философские дескрипты. - 2019. - № 20. С. 8. 16 Манташов Г.Р. Государство, право и религия в работах Фомы Аквинского// Вестник Курганского государственного университета. – 2017. - №1. С.89. |