2014 Сравнит правовед Курс лекций. Лекции по всем темам, перечень вопросов и заданий для самоконтроля глоссарий, список необходимой литературы
Скачать 2.22 Mb.
|
Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления. Контрольные вопросы по теме: 1. Как происходило формирование африканской правовой семьи? 2. Охарактеризуйте традиционное африканское обычное право? 3. Каково влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право? 4. Охарактеризуйте современные правовые системы африканских стран? Библиографический список: Основная литература: 1. Давид Р., Жоффре-Спинози К.Основные правовые системы современности. / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. - М., 1996. 2. Денисов В. Н. Системы права развивающихся стран: Становление и развитие систем права стран Африки, освободившихся от британского империализма / В. Н. Денисов. – Киев, 1978. 3. Супатаев М. А. Право современной Африки / М. А. Супатаев. – М., 2009. Дополнительная литература: 1. Жидков О. А. Прецедент в правовых системах развивающихся стран / О. А. Жидков // Источники права. – М., 1985. 2. Лихачев В. А. Уголовное право в независимых странах Африки / В. А. Лихачев. – М., 1974. 3. Муромцев Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиций / Г. И. Муромцев. – М., 2007. 4. Право в независимых странах Африки: становление и развитие. М, 1969. 5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. / А.Х. Саидов - М., 1993. 6. Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. / И.Е. Синицина - М., 1978. 7. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Европы. / М.А. Супатаев - М., 1984. 8. Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. / А.Э. Черноков – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004 10. Цвайгерт К., Кёпщ Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. / К. Цвайгерт, Х. Кёпщ - М., 1998. Тема 13. Смешанные правовые системы 1. Понятие смешанных правовых систем. 2. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана. 3. Правовая система Израиля. 4. Правовая система ЮАР. 5. Другие смешанные правовые системы. 1. Понятие смешанных правовых систем Смешанный тип правовой системы - тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем. Каждое государство в современном мире имеет свое национальное право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько различных конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности. Речь идет о каноническом праве, мусульманском праве, индусском праве, иудейском праве. Все это является объективной предпосылкой возникновения и развития смешанных правовых систем. Причины юридического плюрализма смешанных правовых систем могут быть различны. Это может быть как следствием событий политической истории (аннексия, колонизация, уступка территории), так и преднамеренным сближением с другими правовыми системами (законодательное заимствование, рецепция права). Принципиальные особенности рассматриваемого типа правовых систем таковы: в системе источников права доминирует нормативный правовой акт, однако значительна роль судебной практики. Принципы права применяются при рассмотрении конкретного дела. Существуют правовые системы, которые основываются на юридических традициях разных правовых семей. Их особенность заключается в том, что составной частью в смешанных правовых системах, выступает именно прецедентное право, которое сосуществует в альянсе с романо-германским (французским или романо-голландским) либо с мусульманским или индусским правом. Такое положение является результатом особенностей исторического развития правовых систем этих стран. В странах данной системы права есть писаные конституции; структура системы права аналогична системе континентального права (подразделение на частное и публичное право); осуществление кодификации законодательства. Как отмечает Марк Ансель, (французский компаративист) Спонтанное сближение правовых систем приводило к возникновению того, что можно назвать смешанными системами, сочетающими романские элементы с элементами, свойственными общему праву. ...Такие смешанные системы требуют специального изучения, призванного ответить на вопрос, каким образом и в какой мере они сохранили черты первоначально действовавшего права. Итак, особенность смешанных правовых систем состоит в том, что в них сочетаются элементы романо-германской правовой семьи с элементами правовой семьи общего права, а также с элементами традиционных и религиозных правовых систем. Смешанными являются правовые системы многих стран. 2. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана В праве Квебека и Луизианы прецедентное право сосуществует с французским правом. Такое соседство является результатом того, что данные территории попеременно подпадали под влияние Англии и Франции в борьбе этих стран за заморские владения. Квебек, хотя он и воспринял такие специфические английские институты, как, например, институт доверительной собственности, в целом сохранил романскую систему частного права. Такая ситуация создалась в Канаде после того, как Франция в 1763 г. уступила ее на основании Парижского договора Англии. При этом оставалось в силе ранее действовавшее французское частное право. Публичное право, процессуальное право и уголовное право перестраивались по английской модели. Однако и сегодня в провинции Квебек действует Гражданский кодекс французского образца. Хотя это и выглядит курьезно, но в соответствии с приведенным выше правилом этот Гражданский кодекс, принятый в 1866 г., т.е. почти через 100 лет после уступки Канады, построен не по модели Гражданского кодекса Наполеона 1804 г., а по модели французского права, действовавшего до 1763 г. Но этот Кодекс Квебека воспринял некоторые положения английского закона о мошенничестве (ст. 1235). При применении этих положений судьи часто обращаются именно к английской судебной практике, толкуя их содержание исходя из понятий английского прецедентного права. Действительно, правовая система Канады основана на английском общем праве. Правда, оно было модифицировано. Гражданское право было изменено законодательными собраниями провинций. Что касается уголовного права, то на территории всей страны действует Уголовный кодекс Канады. Первая кодификация, осуществленная i 1892 г., основывалась на английском проекте Кодекса 1878 г. и иных английских статутах. Даже Квебек, где основу правовой системы составляет французское гражданское право, испытал на себе влияние общего права. В отличие от всех остальных североамериканских колоний, где применялось английское общее право, Квебек с самого начала сохранял особое положение. Квебекский акт 1774 г. вводил в Квебеке действие английского уголовного права, но предусматривал применение французского гражданского права. С 1791 г. в имущественных спорах, а также в спорах о гражданских правах вводилось действие английского права Гражданский кодекс Квебека 1866 г. и Гражданско-процессуальный кодекс 1867 г. основаны на французских кодексах. Таким образом правовая система Квебека представляет собой некую смесь английского общего права и французского гражданского права. Что касается американского штата Луизианы, уступленной Наполеоном в 1803 г. США, то в этом штате в 1808 г. был принят Гражданский кодекс, весьма точно копировавший французский. Луизиана осталась сферой кодифицированного права в европейско-континентальном смысле слова. В Луизиане пользуются романской законодательной техникой. Там имеются гражданский, уголовный, процессуальный кодексы. Гражданский кодекс Луизианы 1870 г. больше отличается от французского. В нем чувствуется влияние прецедентного права. Этот кодекс достаточно подробен, он часто изменялся и дополнялся. К 1966 г в него была внесена 281 поправка к 180 статьям и принято 228 новых статей. Суды Луизианы часто обращаются к английскому общему праву при применении статей ГК (к примеру, при решении вопроса о небрежности). Таким образом, Луизиана в еще большей мере подчинена принципам, методам и стилю английского общего права и ориентирована на судебное применение. Правовая система штата Луизианы наиболее автономна, поскольку в США Верховный суд не является высшей судебной инстанцией для судов штатов. В Канаде же Верховный суд рассматривает апелляции на решения судов провинций. Сосуществование общего и французского права оказало влияние на развитие прецедентов в Квебеке и Луизиане, на отношение к роли судебной практики в целом. Как таковой принцип прецедента не признается ни в Квебеке, ни в Луизиане. Формально суды в Квебеке не связаны ни своими предшествующими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Тем не менее судьи достаточно уважительно относятся к устоявшейся практике. Длительная судебная практика имеет авторитет у судей. Они чувствуют себя «морально обязанными» уважать такую практику и следовать ей. Решения вышестоящих судов постоянно принимаются во внимание нижестоящими. Конституция Луизианы наделила Верховный суд полномочием контролировать деятельность всех нижестоящих судов. Основу правовых систем в Квебеке и Луизиане составляет закон. Пробелы в праве должны также восполняться законами. Если закона нет, то судебная практика может решать определенные вопросы, но последнее слово все равно остается за законом. Проблема судебной практики прежде всего стоит как проблема толкования законов. Во всех случаях предпочтение отдается тексту закона, а не тому содержанию, которое в него вкладывают суды. Сложность сосуществования общего и французского права в рамках одной правовой системы заключается в необходимости выработать единство по ряду юридических конструкций, устранить противоречия между материальными нормами прецедентного права и французского права. Такое «сглаживание противоречий» чаще всего обеспечивается именно судебной практикой. В Квебеке и Луизиане решение вопроса о том, принять ли норму общего права или французского, всецело зависит от позиции судьи. Как правильно отмечает И.Ю. Богдановская, это достаточно тонкий процесс и интересная тема для отдельного рассмотрения. 3. Правовая система Израиля Государство Израиль имеет смешанную правовую систему, в которой сочетаются черты романо-германского (континентального) и англосаксонского права. Кроме того, в стране действуют сразу две системы религиозного права - еврейская и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Смешанный характер израильского права порожден самой историей образования Государства Израиль. Поскольку территория современного еврейского государства до 1918 г. принадлежала Турции, местное право изначально формировалось на основании правовых источников Османской империи. Основу османского права, действовавшего в Палестине, составляли источники различного происхождения. Право собственности было изложено в кодексе "Маджалла". Он представлял собой собрание норм исламского права ханифитской школы, подготовленное турецкими оккупационными властями в 1869-1876гг. В области семейно-брачных отношений и наследования действовало некодифицированное исламское право, а сфера торговли регулировалась законами, которые турецкие султаны дословно переписали из французских источников. После того как Великобритания в 1922 г. получила мандат Лиги Наций на управление Палестиной, был принят Декрет (British Palectine Order of Aug. 10. 1922), согласно ст.46 которого всем судам подмандатной территории предписывалось применять в полном объеме законодательство Османской империи, действовавшее на 1 февраля 1914 г., турецкие законы, изданные позднее, а также все юридические акты, принимаемые властями подмандатной территории. Далее, в соответствии с обычной практикой британской колониальной администрации Декрет уполномочивал суды во всех случаях, когда в применяемом законе отсутствовали необходимые нормы, действовать на основании общего права и права справедливости. За тот период, когда Палестина являлась английской подмандатной территорией (1922-1948), английское общее право в значительной степени вытеснило франко-османское. Начавшееся массовое переселение в Палестину евреев принесло сюда также еврейское религиозное право. Сразу после провозглашения Государства Израиль (1948 г.) был принят Декрет, оставлявший в силе существовавшие на тот момент законы, которые не противоречат Декларации независимости или тем законам, которые будут приняты Кнессетом. Таким образом, в стране сохранились законы Османской империи (имевшие силу до 1917 г.), многие законы времен мандата, включая значительную часть британского общего права, элементы еврейского религиозного права и некоторые другие. Наконец, последний по времени слой израильской правовой системы составило законодательство, принятое начиная с 1948 г. и получившее развитие в практике израильских судов. В настоящее время источниками израильского права являются законы, разного рода подзаконные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, правовая (в том числе религиозно-правовая) доктрина, иудаистские и мусульманские священные книги. Среди законов как источников права ключевую роль играют заменяющие конституцию Основные законы, регламентирующие такие основополагающие вопросы, как функции Президента, Кнессета, Правительства и государственного контролера, судопроизводство, службу в армии, свободу предпринимательства, защиту человеческого достоинства и свободы личности. Приоритет Основных законов перед обычными был подтвержден в 1955 г., когда Верховный суд получил полномочия проверять, не противоречат ли законы, принимаемые Кнессетом, Основным. Израильское прецедентное право являет собой типичный пример права стран, придерживающихся традиций английского общего права. Судебный закон 1957 г. устанавливает, что суд руководствуется судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом. Прецедент, установленный Верховным судом, обязателен для всех судов, кроме него самого. Судейское нормотворчество особенно заметно при разрешении необычных ситуаций, новых и спорных проблем. Судьи прибегают к такой деятельности часто под видом толкования в формулировках, относящихся к основополагающим конституционным принципам (особенно касающимся свободы личности). С годами в Израиле сложился особый свод прецедентного права на базе решений Верховного суда, утверждающих гражданские права – свободу слова, собраний, вероисповедания и равенство всех перед законом – как основные ценности израильской правовой системы. После 1948 г. английские судебные прецеденты не имеют в Израиле обязательного характера. В настоящее время суды чаще ссылаются не на английскую, а на американскую судебную практику; на нее же ориентирована и деятельность Верховного суда Израиля. Иногда встречаются ссылки на решения по аналогичным вопросам в Канаде, Австралии, Германии, во Франции. Обычаи становятся источником израильского права по прямому указанию закона или в силу многолетней практики. Так, ряд обычаев (ноагим), принятых повсеместно на предприятиях и организациях в Израиле, имеет такую же юридическую силу, что и оформленный законодательный акт. К ним относится, например, обычай заранее предупреждать работника об увольнении. Даже если этот пункт отсутствует в коллективном или индивидуальном договоре, работодатель обязан за две недели письменно предупредить работника. В противном случае он имеет право обратиться в суд, который примет решение в его пользу на основании повсеместно принятого обычая. Основным источником еврейского религиозного права является Талмуд - кодекс религиозных, бытовых и правовых ("Галаха") предписаний иудейства, составленный в III в. до н.э. – V в. н.э. и основанный в свою очередь на Торе (Пятикнижии Моисееве). Наконец, важным источником израильского права служат международные соглашения. Признано, что нормы международного права, одобренные большинством государств и не противоречащие законам, принятым парламентом, применяются в Израиле как действующее право. В целом, по мнению большинства ученых, в израильской системе права доминируют элементы английской правовой культуры. Манера ведения процесса, способы доказательства и общий подход характеризуются чертами, которые присущи общему праву. То же самое можно сказать и об отношении судей, ученых-юристов и адвокатов к прецедентам, о роли судов и об их вкладе в развитие права. Израильское гражданское право, как и правовая система в целом, носит смешанный характер. Как указывалось выше, в период британского мандата (1922-1948) превалирующую роль стали играть нормы английского общего права. Это было достигнуто, во-первых, путем замены законов османского периода, основанных на французских источниках, регулирующими предписаниями английского происхождения, во-вторых, путем инкорпорации ряда законов, которые действовали в самой Великобритании, например, в области вексельного права, права компаний и нематериальных имущественных прав. Попутно использовались нормы, создаваемые английским прецедентным правом, которые облекали здесь в форму законов. Усилению процесса "англизации" права способствовало и то обстоятельство, что суды широко применяли общее право не только в тех случаях, когда действующее право не регулировало отдельные вопросы или даже какие-либо области правового регулирования в целом (например, неосновательное обогащение или коллизионное право), но и когда действующие нормы были неясны и требовали толкования. Регламенты времен подмандатной территории, основанные на английском праве, действуют и поныне. Это относится к таким важным сферам, как торговое право и право компаний, несмотря на то, что с 1972 г. при толковании этих регламентов английские судебные решения имеют лишь рекомендательный характер. Напротив, акты, основанные на источниках османского права, практически потеряли свое значение, так как израильский законодатель начиная с 1965 г. принял множество законов, которые частично изменили обязательственное и вещное право (мусульманский кодекс "Маджалла" перестал действовать с 1980 г.). Среди этих законов были и такие, которые затрагивали договорное право, представительство, цессию, торговые сделки и дарение, земельное и наследственное право (законы о договорах (средства защиты при нарушении договора) 1970 г., о договорах (Общая часть) 1972 г., о продаже 1968 г., о дарении 1968 г., о хранении 1967 г., об аренде и займе 1971 г., о поручении 1965 г., о возмещении вреда 1968 г., о наследовании 1965 г.). По форме они следовали модели континентального права, ограничиваясь установлением основополагающих принципов, конкретизировать которые предоставлялось судьям. На содержание упомянутых законов значительно повлияли и право континентальной Европы, и Гаагская конвенция о единообразном регулировании купли-продажи. Например, большинство актов торгового права, равно как и законы, относящиеся к контрактам и недвижимости, основаны на европейских правовых системах. Закон о недвижимом имуществе содержит принципы, заимствованные из Германского гражданского уложения, Закон о дарении содержит элементы итальянского права, в то время как концепция доброй совести в исполнении контрактов является оригинальной израильской интерпретацией доктрины, заимствованной из германского права и теории германского юриста Иеринга. Таким образом, значение общего права для содержания действующего в Израиле гражданского права также постепенно уменьшается. Однако его традиции по-прежнему воздействуют на стиль и методы правотворчества в Израиле. |