Лекция 1. Лекция 1 Мифология
Скачать 25.86 Kb.
|
Лекция 1 Мифология Прежде чем перейти к изучению философии, нам необходимо разобраться с таким немаловажным предметом как мифология. Дело в том, что мифы во многом предопределили появление философии. Многие фундаментальные вопросы, которыми в последствии стала заниматься философия нашли отражение в мифах. Это такие вопросы как: как возник мир ( Вселенная ), каково место человека в окружающем его пространстве, как взаимодействуют мир материальный и мир духовный, в чём смысл человеческого существования и тому подобное. Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — «предание», «сказание» и λόγος — «слово», «рассказ», «учение»). Это особый устойчивый взгляд на устройство мира, который не подвергается сомнению. Мифология состоит из мифов. Мифы представлены чувственно-конкретными образами. Примеры мифов Мифологическое описание модели мира разворачивается в виде рассказа о происхождении мира. Идёт противоборство космоса (порядок) и хаоса (первичное состояние Вселенной, бесформенное состояние материи и пространства). Космогонические мифы — мифы о происхождении космоса из хаоса. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца. Такие мифы встречаются у многих народов на разных континентах. Мировое яйцо является универсальным символом происхождения жизни. В большинстве мифов яйцо, нередко — золотое (символ Солнца), плавает в водах мирового океана; в некоторых легендах появляется также птица-мать (как, например, в египетском мифе). В индийских мифах из «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового яйца — рождается Брахма (высшее божество). Легенды о Мировом яйце встречаются у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии, Африки пр. Во многих мифологиях мир был создан богами. Примеры. Египетский бог Птах - творец мира и бог мёртвых, бог правды и порядка, Содержание мифа - В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан Нун, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге - Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир. Он задумывался о какой-либо вещи, называл ее и эта вещь появлялись. И назвали Птаха – тот, кто сотворил все сущее и создал богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, создал статуи богов и их храмы, установил жертвоприношения. И вошли боги в свои статуи и приняли их облик. И была дана жизнь и смерть - людям. Так бог Птах создал мир и установил в нем порядок. На этот миф особое внимание следует обратить. Мы к нему вернёмся, клогда Дуалистическая (двойственность) мифология Иногда сюжетом космогонических мифов является противостояние сил созидания и сил разрушения или по другому – добра и зла. В персидской мифологии такими парами являются Ахура Мазда ( Творец мира – бог света) и Ангра-Майнью (бог тьмы и олицетворение всего дурного, первоисточник зла, противник Творца). Древние персы считали, что в течении 12 тысяч лет идёт борьба между добром (силы света) и злом (тьма). В конце концов Свет и добро побеждают. Библейское описание творения мира. В древней священной книге Библии говорится, что на первый день Бог создал небо, землю и свет, и отделил свет от тьмы; на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью, и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц. Наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека. В различных мифах человек создаётся из разных материалов. Наиболее распространённым материалом является глина и земля. Из глины создаёт людей Прометей (один из Титанов у древних греков, защитник людей от произвола богов). Эсхатологические мифы — это мифы о конце света. Например, германский миф о Рагнарёке. Это последняя битва между богами во главе с Одином против хтонических чудовищ ( от греч. земля, почва). Это такие существа, которые изначально олицетворяют собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д. После битвы выживут только сыновья богов Одина и Тора. Также выживут два человека — Лив и Ливтрасир, (мужчина и женщина), которые вновь дадут начало новому человеческому роду. Мифы о умирающем и воскрешающем боге. В древнегреческой мифологии таким мифом был миф о Деметре и её дочери Персефоне, украденной Аидом (бог подземного царства). Деметра, богиня плодородия, так скучала по дочери, что земля перестала плодоносить. Тогда Зевс (верховный бог) велел Аиду вернуть Персефону. Каждый год Персефона приходит на Землю и вновь возвращается в подземное царство. Нахождение Персефоны, у Аида символизирует зиму и отсутствие урожая. Другими умирающими и воскресающими богами были египетский Осирис. В египетской мифологии Осирис один из младших богов. По одной версии из зависти, по другой из-за измены жены с Осирисом (от которой рождается Анубис), Сет решает убить брата. Хитростью он уговаривает лечь его в саркофаг, захлопывает крышку и скидывает в Нил - Осирис погибает. Исида долго не может найти мужа, а найдя его — оживляет на мгновение, за которое она успевает забеременеть. И пока она рожает сына Хора, Сет расчленяет тело брата на множество частей и разбрасывает их по всему Египту. Исида, спрятав сына, собирает все части любимого. Выросший Хор, мстит за отца и воскрешает его. Но тот больше не хочет править на земле и уходит жить в подземный мир, где выступает судьёй и решает, куда отправится душа умершего. Героические мифы Это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертного, как в Древнегреческой мифологии, либо просто людьми. Типичным сюжетом героического мифа является необыкновенное детство героя (какие-либо особенные способности, сиротство, особенная судьба), часто изгнание, совершение подвигов, победа над чудовищами, спасение прекрасной девушки, возвращение и свадьба. Многие героические мифы в иносказательной форме повествуют о формировании личности и приобретении статуса в обществе, тем самым исполняя поучительную функцию. Пример Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре - наиболее известен читающей публике. Отголоски таких мифов нашли в памятниках письменной культуры. Например, Гомер описал приключения царя Итаки Одиссея на фоне Троянской войны, которая действительно имела место в истории в 12 веке до н.э. Возможно, что Одиссей реальный исторический персонаж, но который на своём пути общается с богами как с равными. Поэтому повествование Гомера выглядит как миф. Генрих Шлиман в 19 веке отыскал в Малой Азии Трою и доказал, что всё о чём писал Гомер - правда. |