Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретическая (фундаментальная) культурология.

  • Прикладная культурология.

  • Лекция 2

  • Исторические типологии культуры.

  • Н.Я. Данилевский - «Россия и Европа» 1871 год.

  • О. Шпенглер - «Закат Европы»

  • А. Тойби - «Постижение истории»

  • Лекция 1 Предмет, объект и структура культурологи. Культурология


    Скачать 39.66 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Предмет, объект и структура культурологи. Культурология
    Дата24.03.2019
    Размер39.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkult_PK1.docx
    ТипЛекция
    #71402

    Модуль 1: Теория культуры. Культурология в системе научного знания.

    Лекция 1: Предмет, объект и структура культурологи.

    Культурология

    1. Комплексная теоретическая наука, которая обобщает данные философии, истории, социологии, антропологии, этнографии и на этой основе теоретически осмысливает накопленный материал.

    2. Наука о причинах возникновения, закономерностях существования и развития, о сущности и проявлениях культуры.

    Основатель – американец Лесли Уайт – «Наука о культуре» (1949).

    Распространитель в России – Лихачев (70 – 80 гг.)

    Объектом культурологии является культура, как исторический и социокультурный опыт людей определенной эпохи, который проявляется в представлении о мире (картине мира), базовых ценностях (идеях) эпохи, которые в свою очередь выражаются в произведения искусства.

    Предметом изучения культурологии – возникновение, развитие, взаимодействие и закат (упадок) культуры, как социокультурный опыт людей. (Процессы и этапы развития людей).

    Структура культурологии

    Теоретическая (фундаментальная) культурология - изучает фундаментальные проблемы возникновения, существования, развития культуры

    Прикладная культурология

    Теоретическая (фундаментальная) культурология.

    1. Философия культуры (выделилась из философии в начале 19 века – А. Вюлер) – это методологическая основа культурологии, она разрабатывает основные подходы и парадигмы к изучению культуры, изучает причины возникновения и упадка культур и взаимодействие культуры с другими сферами общественной жизни.

    2. История культуры (в конце 18 века – И. Гердер) – изучает модели и логику развития культур, взаимодействие культур между собой, достижения культуры в определенный исторический период.

    1. Описательный раздел (достижения культуры в определенный исторический период)

    2. Динамика культуры – изменения внутри культуры, причины этих изменений и выявление закономерностей изменения культуры.

    Этапы (процессы развития культуры)

    • Культурогинез – процесс возникновения или происхождения культуры.

    – процесс саморазвития и самообновления культуры, которое происходит постоянно в результате внутренних причин и механизмов.


    • Культурная диффузия – взаимопроникновение (взаимовлияние) культур друг на друга, которое осуществляется в результате торговли, войн, захвата и освоения новых территорий.

              • Ассимиляция – более развитая культура при взаимодействии полностью подчиняет и поглощает себе менее развитую культуру (финно-угорские племена).

              • Аккультурация – процесс, когда при взаимодействии культур они взаимно обогащаются и заимствуют что-то друг у друга.

              • Отторжение – пытаются взаимодействовать, но испытывают трудности и отказываются от этого.

    • Культурный лаг – состояние культуры, когда одна ее часть (чаще всего материальная культура) под влиянием новых технических открытий уходит резко вперед, а вторая чаще всего духовная не успевает приспособить к этим изменениям, и следствием является культурный кризис. (Кризис западноевропейской культуры в начале 20 века).

    • Культурная бифуркация (бифуркация – взрыв) – состояние, когда внутри культуры длительное время накапливаются инновации и потом под влиянием какого-либо события происходит резкий переход от 1 системы ценности к другой, от 1 культуры к другой (в истории 3 точки бифуркации каждая из которых происходила под влияние революции:

              • Неолитическая революция – от присваивающего к производящему хозяйству.

              • Промышленная революция 18 – 19 вв. – переход от религиозной к массовой потребительской культуре.

              • Научно-техническая революция – переход к постиндустриальной информационной среде).



    1. Социология (П. Сорокин – «Социокультурная динамика») - необходимо изучать культуру путем сравнительного анализа на макро и микро уровнях.

    Макро уровень – уровень культуры в целом, культура больших социальных групп (этнос, нация, народ, класс, раса).

    Микро уровень – культура малых социальных групп (семья, домохозяйство, субкультура, квазигруппа – группа временно характера, создана спонтанно).
    В рамках социологии культуры наиболее популярным является сравнительный анализ этнических и национальных культур:

    • Этническая культура – базируется на убеждениях существования общего перво предка, тотема-покровителя, рода. Усваиваются на обыденном уровне, передаются из поколения в поколение, не требуют специального обучения.

    В современном обществе: сохраняется и развивается в сельской местности, глубоко консервативна, традиционна, не имеет других субкультур в своем составе.

    В былинах, сказках, народных песнях, праздниках.

    • Национальная культура – основана на формировании общей территории и общего языка. Связано с появлением государства. Усваиваются на специализированном уровне, требуют специального обучения, образования.

    В современном обществе: развивается в городах, очень динамична, способна к инновациям, имеет в своем составе субкультуры.

    В философии, литературе, искусстве, науке.

    1. Антропология - изучает проблемы взаимодействия человека с природой и культурой и проблемы становления (формирования) человеческих культур.

    Самые популярные направления:

    1. Антропологический функционализм (Б. Малиновский) – культура – сложная система, состоящая из сфер, подсистем и элементов и каждая из них имеет определенную функцию, не существует незначительных и маловажных функций, все они могут играть определяющую для культуры значение.

    2. Структурная антропология (Э. Касссирер) – культура – это вторая искусственная природа, все культурные объекты, кроме прямого имеют символическое значение, которое может меняться от культуры к культуре. «Культура – это символическая вселенная».

    К. Левистросс предложил изучать эту систему символических значений, на основе 2 подходов (наук):

            • Семиотика (семиотический подход) – наука о знаках, символах, о знаковых системах, о знаково-символическом постижении и отражении окружающего мира.

    В России представителем семиотики является Ю. Лодман - «Семио сфера»

        • Семантика – изучает обозначение и понимание знаков в разных культурах.

        • Синтактика – принципы и правила взаимодействия знаковых и символических систем.

        • Прагматика – взаимодействие знаков и символов с коллективом людей (языки народов мира)

            • Герменевтика – способ толкования культурных текстов (зародилась с распространением христианства в Европе)




    1. Культурная этология – поведение человека в естественной среде, сравнивая разницу его развития под влиянием и без влияния культуры. Изучает взаимодействие культуры и природы.

    • Эволюция

    • Инволюция

    • Интеграция

    • Дезинтеграция

    • Культурный застой

    • Упадок (закат) культуры

    Прикладная культурология.

    Отрасль культурологии, которая изучает функции и принципы работы конкретных культурных институтов, разрабатывает основы культурной политики. Сценарии провидения конкретных культурных праздников.

    Методы культурологии.

    1. Компаративный (сравнительный) – проводит сравнительный анализ культурных объектов, в рамках 1 хронологического периода.

    2. Антологический (антология – учение о бытие) – сущностные, базовые характеристики культуры.

    3. Гносеологический подход (гносеология – теория познания) – культура как способ познания окружающего мира.

    4. Аксиологический метод (аксиология – учение о ценностях) – изучает культуру как систему базовых ценностей и идей определенной эпохи.

    5. Семиотический метод – изучает культуру как систему знаков и символов.

    6. Феноменологический – культуру как систему определенных культурных феноменов.

    7. Метод контент-анализа – социологический, использующийся для анализа и трактовки культурных текстов. Анализ и оценка информации путем выделения смысловых единиц текста и замера частоты упоминания в определенной выборке.

    8. Синергетический (М. Пригожин) – комплексный метод, который объединяет подходы теории игр, мат анализа и мат статистики, различных культурологических теорий и разрабатывает типологии и модели развития культуры, строит прогнозы для дальнейшего развития.


    Лекция 2: Теория культуры.

    Понятия и основные типологии культуры.

    Существует множество определений культуры, 6 основных подходов определения этого термина. Одно из комплексных:

    Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, это определенная система ценностей, система норм и правил поведения в обществе, система знания и самопознания, система освоения и символического обозначения окружающего мира.

    Сложность и неоднозначность определения понятия культура привели к появлению множества типологий культуры, которые пытаются решать следующие базовые проблемы:

    1. Почему, когда и как возникла культура.

    2. Существует ли, или гипотетически возможно ли существование единой универсальной человеческой культуры, или все они развиваются локально и никак не влияют друг на друга.

    3. Закономерности взаимодействия и взаимовлияния культур.

    4. Причины заката и смерти культуры.

    Исторические типологии культуры.

    1. Формационная модель развития культуры (Маркс, Энгельс).

    Базис — экономический строй общества который определяет все.

    Надстройка — экономический строй.

    Каждой экономической формации соответствует аналогичный тип культуры и специфика каждого типа будет определяться особенностями экономического строя и классами которые существуют в обществе.

    1. Концепция цивилизационного развития культуры.

      1. Теория или концепция локального развития цивилизации (все представителей данного подхода объединяет идея, что культуры не могут развиваться по универсальной единой модели, они развиваются локально изолированно и каждая имеет свой уникальный путь исторического развития + все они решали проблему соотношение понятий культура / цивилизация).

    • Н.Я. Данилевский - «Россия и Европа» 1871 год.

    Он делил развитие общества на 10 изолированных абсолютно никак не взаимосвязанных и никак на друг друга не влияющих исторических типов. Культурно исторический тип — культура которая имеет уникальный путь исторического развития.

    4 направления деятельность

    1. религиозное

    2. политическое

    3. собственно-культурное

    4. социально-экономической

    И в зависимости от того на реализации скольких направлений концентрируются культурно-исторические типы, он предложил типологию культуры. В итоге предложил разделить все типы на одноосновный, двухосновные.

    Последователи — Евразийцы (Евразийское направление общественно политической мысли).

    Цивилизация — состояние общества, когда доминирующая часть населения принимает основные ценности направления религии как главное(базовое) и все усилия начинают концентрировать на их реализации.

    • О. Шпенглер - «Закат Европы» начало 20 века. В развитии общества необходимо выделять локальные, но взаимосвязанные, взаимно влияющие друг на друга культуры.

    В основе каждой культуры лежит коллективная душа — некоторое уникальное пропереживание которое трансформируется в общую систему ценностей.

    1. Магическая — между всеми вещами и явлениями природы существуют тесные связи и можно воздействовать на эти связи, чтобы вызвать какие-то изменени (египетская, шумеро-аккадская, вавилонская, майя, инки, ацтеки, японская, китайская, индийская культуры).

    2. Аполонистическая — мир конечен и цель человека через достижения, произведения искусства, научные открытия оставить/сохранить о себе память (греко-римская).

    3. Фаустовская — мир бесконечен, цель — максимальное познание и постижение мира, главный лозунг - «бороться, искать, найти, не сдаваться» (европейские).

    Главная задача Шпендлера «Почему наступает закат или смерть культуры?»

    В развитии каждой культуры:

    1. культураобщество развивается по восходящей

    2. цивилизация — закат/упадок/смерть культуры

    Причина перехода от культуры к цивилизации — состояние культурного лага, когда новые технические открытия (материальные составляющие) убивают душу культуры. Вывод: Европейская культура в начале 20 века перешла в состояние цивилизации, следовательно глобальный культурный кризис, отсутствие перспектив развития.

    • А. Тойби - «Постижение истории»

    Выделял 21 локально изолированную культуру = цивилизацию. Предполагал что появится универсальная религиозная система которая объединит все локальные культуры/цивилизации.

    Главная проблема: почему некоторые цивилизации прекращают свое существование на пике цивилизации. Для ответа на этот вопрос он разработал теорию «Вызовов и ответов». Каждая культура постоянно получает определенные вызовы, это конкретные социально -экономические, политические и внешнеполитические проблемы, от правильного решения которых зависит существование цивилизации. Он считал что в каждом обществе есть творческое меньшинство, это элита которая способна давать адекватные ответы на поступающие вызовы. Кроме этого есть пассивное меньшинство, которое если ответы хорошие (+) она поддерживает элиту. Если на какой-то вызов поступает неадекватный (неправильный) ответ, то меньшинство пролетаризируется начинает претендовать на власть и выступать против элиты.

    1. революция

    2. потеря суверенитета

    3. диктатура

    Стадиально-цивилизационная модель развития культуры. Д. Балл, Э. Тоффлер, З. Бжезинский

    постиндустриалная — информация

    индустриальная — капитал

    традиционно/аграрный — натуральное хозяйство

    3. Концепция «Столкновения цивилизаций»

    Хантингтон - «Если не цивилизация то что?».

    Развал биполярной системы (системы социализма/капитализма) привел к расколу мира на 5 мега цивилизаций:

    1. европейская (западная)

    2. арабо-мусульманская

    3. русская православная

    4. латино-американская

    5. африканская

    Западная Европа попыталась стабилизировать ситуацию, проводя политику глобализации и отсюда мультикультурализм — идея, что возможно создать универсальную мировую культуру, где объединяющим началом будет западная система ценностей. Все национальные культуры могут сохранять культурную самобытность. Политика мультикультурализма провалилась, она трансформировалась в политику вестернизации — насильственное навязывание западного образа жизни. Следствием этого стало появление терроризма и усиление радикальных религиозных течений. Вывод: основное содержание культурной жизни составит борьба арабо-мусульманской и европейской цивилизаций. Если демографическая ситуация не изменится то произойдет тихая «цветная революция» и европейская прекратит свое существование.


    1. Концепция универсального развития культуры.

    1) Эволюционизм (эволюционно-прогрессивного развития культуры)

    а. Классический эволюционизм (Э. Тэйлор — «Первобытная культура», Г. Спэнсор, Л. Моргана. Анализируя культуры они сделали вывод, что они постоянно развиваются от низших форм к высшим и можно проследить постоянный прогресс развития.

    б. Неоэволюциозм (Л. Уайт) — Все культуры земли развиваются по одному пути развития. Если развития между человеческими культурами нету, то более развитые культуры могут стимулировать (помогать) менее развитым подтягивать их до своего уровня. Когда все они будут находиться примерно на 1 стадии развития, то возможно будет создать универсальную общечеловеческую культуру. → стали теоретической основой для политики глобализации.

    2) Теория осевого времени (Карла Ясперса) — выступал против концепции локального развития культуры, доказывая что в истории человечества уже был период универсального развития культуры и следовательно он может повториться.

              1. Прометеевская эпоха — первобытная культура и считал что основное содержание составляли 2 фактора: огонь и речь. С его точки зрения культуры развивались локально и изолированно.

              2. Эпоха великих культур древности (древний восток, древний египет) — основное содержание: технические открытия и изобретения, которые позволили обществу сделать резкий скачок вверх и максимальное развитие.

              3. Эпоха осевого времени — 500 года до н.э. Когда одновременно во всех частях земли появились монотеистические (вера в единого бога) религии: буддизм в индии, конфуцианство в китае, иудаизм в азии, зараостризм в азии. → по всей земле сложилась одна универсальная базовая система ценностей. Ценность — бог. После этого закончился период локального развития и начался период осевого времени — период когда все культуры на основе общих ценностей развиваются в одном направлении. Шел до 18 века.

              4. Техническая эпоха — произошел отход от универсальной системы ценностей. Каждый регион выдвинул свою и начался период локального развития культуры. Основной ценность являются: топливо и информация.

    На смену технической эпохе придет эпоха великих культур и осевого времени.


    1. Концепции регионального развития культуры

    Эти концепции являются наиболее популярными

    Основания для сравнения

    Восточный тип культуры

    Россия - «промежуточный» тип культуры

    Западный тип культуры

    1. Особенности восприятия мира.

    Эмоционально-целостная, основанная на религиях и вере в бесконечную цепь перерождения (реинкарнация).




    Рационально-научная, основанная на знания.

    2. Базовая система ценностей.

    Бог, община, коллектив, большая семья.




    Человек и его максимальное развитие, реализация.

    3. Власть.

    Восточная деспотия, авторитарная военная диктатура, теократические государства




    Демократия, гражданское общество, правовое государство.

    4. Взаимоотношения личности и государства.

    Минимальные права и свободы человека, полное подчинение личности государству.




    Максимальные права и свободы человека. Цель государства: защита прав и свобод граждан.

    5. Отношение человека и общества.

    Конформизм — не выступающий против, соглашающийся с общественными порядками.




    Нонконформизм — выступающий против, отстаивающий свою точку зрения.

    6. Собственность.

    Государственная общинная.




    Частная.

    7. Отношение к природе.

    Человек часть природы. Цель: гармонично развиваться вместе с природой. Развитие не за счет технического прогресса, а за счет самосовершенствования человека.




    Потребительское отношение, нужна для удовлетворения его потребностей. Человек - «царь природы».

    8. Отношение к прогрессу.

    Общественный прогресс невозможен. Цель: сохранение и воспроизведение традиций.




    Вера в постоянный прогресс общества, в общественные инновации и технический прогресс.

    9. Примеры.

    Китай, все азиатские культуры, африканские, латино-американские.




    Европа, Америка, Канада.



    1. Психологические концепции культуры.

    1) Теория психоанализа З. Фрейда (начало 20 века) - «Я и Оно», «Психология Бессознательного». Основная проблема которую решает Фрейд — почему и как возникла культуру. Изучая своих пациентов Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика делится на 2 часть:

    а. Оно — бессознательная, темная часть человеческой психики. 3 основных инстинкта.

    а) Либидо — неограниченное сексуальное желание.

    б) Инстинкт подавления слабых, утверждение своего господства.

    в) Инстинкт убивать себе подобных.

    Долгое время человек не мог сдерживать и контролировать эту часть своей психики.

    б. Я — светлая часть человеческой психики. Светлая часть, совесть человека, стремление к порядку, правилам, красоте.

    Длительное время Я пыталось установить контроль над Оно и подавить темные инстинкты, и пока попытки были неудачными, человек находился в диком, первобытном состоянии.

    А потом человек придумал культуру которая стала механизмом контроля над Оно. Причина появления культуры: необходимость установления контроля над темной, бессознательной частью человеческой психики.

    Культура для того чтобы контролировать Оно изобрела механизм, который получил название сублимация — вытеснение, замещение, перевод нерастраченной сексуальной энергии в интересах творчества.

    2) Концепция архитипов — Карл Юнг 50-60 годы 20 века «Архитип и символ»

    Сравним представление людей проживающих в разных частях земли в обществах находящихся на разных стадиях развития, все они имеют некоторые общие базовые, универсальные представления.

    Коллективное бессознательное — архитип — система базовых, наследуемых образов, символов и моделей поведения, которые возникли в дреавности и передаются из поколения в поколение на уровне инстинктов. Наиболее ярко проявляются в мифах. В скрытой форме содержатся во всех произведения искусства.

    Архитип

    а) Хаос — выражается в культуре в образах отрицательных героев, Оно.

    б) Мудрый старик — архитип порядка, знания, Я, гармонии, красоты и правления.

    в) Женщина мать — символ плодородия, возрождения, жизни, победы над смертью.

    г) Анима — бессознательное начало противоположного пола, которое существует в каждом человеке, включает в себя два взаимодополняющие образа: Инь и Янь.

    Янь — светлое, мужское начало, стремление к знанию и добру.

    Инь — темное, женское начало, стремление к хаосу, к разрушению.

    д) Прометей — Эпиметей

    Прометей — архитип героя, который готов отдать свою жизнь, чтобы принести пользу людям.

    Эпиметей — образ врага, в результате действий которого, происходит что-то плохое.

    е) Мировое древо

    Вывод Юнга: если архитипы у всех народов земли общие, а они составляют основу или фундамент культуры, то следовательно возможно существование общечеловеческой мировой культуры.


    написать администратору сайта