лекция. Лекция. Лекция 1 Выразительное чтение как учебная дисциплина и вид искусства
Скачать 19.66 Kb.
|
Лекция № 1 «Выразительное чтение как учебная дисциплина и вид искусства» Термин «выразительное чтение» получил распространение в середине XIX века, когда он наравне с терминами «декламация» и «художественное чтение» стал обозначать искусство художественного слова. Теперь термин «выразительное чтение» имеет узко школьное значение: он относится лишь к чтению литературно-художественных произведений (или отрывков из них) учителем или учащимися на уроке и во внеклассных занятиях. Выразительное чтение – естественный результат и объективный показатель сознательности чтения. Оно обеспечивает вдумчивое и эмоциональное восприятие произведения, усиливает его воспитательное воздействие, положительно влияет на культуру речи человека – чистоту и правильность языка, чуткость к меткому и образному слову, к оттенкам интонации в живой речи и чтении. Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чѐм он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно. Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами – она специфична для каждого стиля. Для научно-учебного стиля речи характерна подчѐркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчѐркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов. Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста, и их взаимосвязь. Выразительное чтение есть художественное чтение, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. М.А. Рыбникова называет выразительное чтение «…той первой и основной формой конкретного, наглядного обучения русскому языку и литературе, которая для нас часто важнее всякой наглядности зрительного порядка», «слово живет в звуках голоса, в этом его природа» (Рыбникова 1963: 143). Не следует думать, что умение хорошо выступать перед аудиторией, выразительно читать художественные тексты – это удел избранных. При известном старании и желании этого умения может достичь каждый. Еще римский государственный деятель, писатель и оратор Цицерон (Марк Туллий Цицерон, 106–43 гг. до н.э.) говорил: «Поэтами рождаются, ораторами становятся!». Величайшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен (384–322 гг. до н. э.). По свидетельству современников, первую речь Демосфена жители Афин встретили градом насмешек: картавость и слабый от природы голос не понравились публике. Но в этом хилом с виду юноше жил поистине могучий дух. Неустанным трудом, непрерывной тренировкой он одержал победу над собой. Неясный, шепелявый выговор он одолел, вкладывая в рот камешки, и так читал на память отрывки из поэм. Голос укреплял бегом, разговаривая на крутых подъемах. Чтобы избавиться от непроизвольного подергивания плеч, он вешал над собой острое копье, которое причиняло ему боль при любом неосторожном движении. Он подтвердил важнейший принцип – оратором может стать каждый, если он не пожалеет времени и труда. Искусство чтения сложилось не сразу. Оно прошло длительный путь становления и развития. Его история тесно связана с историей литературы и театра, с их борьбой за утверждение реализма и народности. Родина выразительного чтения – античная Греция. Основными исполнителями были поэты. Это искусство унаследовал Рим, и с ним связано само наименование данного вида искусства – декламация (от латинского declamatio – упражнение в красноречии). Упадок античной культуры приводит и к снижению декламационного искусства. И только эпоха Возрождения вновь возвращает классическое искусство. В конце XVIII века в России широкое распространение получила классическая декламация – высокопарная, напыщенная, приподнято-напевная манера произнесения текста, распространенная в то время во Франции. Эта манера, далекая от естественной, живой речи, отвечала вкусам высшего общества. Вот что писал об этом Л. Н. Толстой: «Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и неживым рокотом переливать слова, совершенно независимо от их значения…». Процесс становления и развития выразительного чтения в XIX веке рассматривали: Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, Ф.И. Буссе, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин, Д.И. Тихомиров, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.П. Шереметьевский. В первой половине XX века теоретики, педагоги, методисты: A.A. Адамович, П.О. Афанасьев, Ц.П. Балталон, К.Б. Бархин, П.П. Блонский, В.В. Голубков, A.C. Макаренко, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский выявляли особую роль и значение выразительного чтения в художественном образовании, литературном развитии, эстетическом воспитании школьников. Признанием выразительного чтения как особого искусства отличаются труды В.Н. Аксенова, Г.В. Артоболевского, Д.Д. Коровякова, В.К. Сережникова, А.И. Шварца. Во второй половине XX века выразительность рассматривалась как необходимое качество чтения учащихся, предусматривалась учебной программой. Отмечалась ценность выразительного чтения, способного углублять эмоциональность восприятия, понимание литературного произведения. Самостоятельным предметом в учебных планах факультетов русского языка и литературы педагогических институтов выразительное чтение становится в 1970 году. Значительный вклад в развитие теории и практики выразительного чтения внесли и вносят педагоги, методисты: Ю.К. Беседа, Г.И. Беленький, И.Я. Блинов, М. Бродовский, Б.А. Буяльский, В.Г. Горецкий, А.И. Долинина, О.В. Джежелей, И.Г. Качурин, А.И. Княжицкий, О.В. Кубасова. Цель изучаемой дисциплины – совершенствовать технику речи студентов, добиваться практического овладения умениями и навыками, связанными с выразительным чтением и рассказыванием детям; добиваться от студентов правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове. Задачи изучения дисциплины: освоение теоретико-методических и практических основ постановки голоса и выразительного чтения; овладение студентами техникой речи педагога; совершенствование правильное литературное произношение, освоение и закрепление орфоэпических норм речи; способствование практическому использованию полученных знаний по технике речи при выразительном чтении и рассказывании детям, при общении с окружающими в целом. Стадии подготовки к выразительному чтению: 1. Чтение произведения. 2. Анализ текста. 3. Постановка задачи чтения. 4. Поиск выразительных средств для решения задачи чтения. 5. Выразительное чтение текста, с использованием мимики и жестов (при необходимости). |