Лекция 10. Проза. История
Скачать 272.34 Kb.
|
1 Лекция 10. Проза. История. Мы рассмотрим различные подвиды жанров прозы, поскольку прозаических текстов много, мы выберем некоторые из них. Историография. Литературная прозаичность произведения, если можно так сказать, определяется тем, как мыслится задача истории и в чем состоит задача историографии. Начнем с Греции. Есть 2 знаменитых греческих историка – Геродот и Фукидид. Задачей их было определить причинность событий. Сравните их с изложением современных исторических событий. Многие современные авторы претендуют на то, что они излагают сами события и не более того. А античные авторы ставили целью изложение причины события. Просто цепочку событий в V в. до н.э. в классической Греции излагали логографы, а не историки. У историков всегда есть свой взгляд на вещи, т.е. у Геродота есть свой взгляд на греко-персидские войны. Художественность исторического текста начинается в прозе с Фукидида. Геродотовские тексты в этом плане более простые, Фукидид идет против традиций. У Геродота мы находим архаическое представление, которое связано с удаленностью во времени и сменой поколений. Предки задают тон потомкам, и чем дальше вглубь веков, тем глубже причины происходящих событий. Это устанавливает связь с поэзией и причиной, которые берутся из мифов. У Фукидида иное понимание, он ближе к Аристотелевским идеям, что художественное произведение – это подражание и отражение объекта, поэзия философской истории, т.к. история единична, а поэзия обща. Существует 2 класса причин событий: Интерес и приобретение персонажа; Случайность и воля судьбы. 2 В историческом произведении мы видим набор некоторых действий, согласно теории Аристотеля. У Фукидида действия являются проявлением этоса – характера персонажа. И мы имеем 2 стороны – характеры и события, и они формируют целое. При этом действие очень важно, т.к. главным жанром в это время является драма. При этом историку необходим как трагизм, так и комизм, внешне это проявляется в сломе событий, а результат определяется судьбой. В более поздних исторических текстах можно обнаружить, что и общество, и государство описывается как единый человек, т.к. у целого общества и государства один этос. Этос, как известно, проявляется в 2 планах. С одной стороны, он проявляется в действиях, с другой – в словах. Поэтому огромное значение имеют речи. Для историка могут быть важны и письменные документы, но речь – это единственный способ раскрыть персонажа. После его речи должно следовать принятие решений. Поэтому Фукидид начинает свое произведение именно с речей, поскольку это также и способ логического анализа ситуации. Он понимает, что никакого абстрактного положения вещей нет и, поэтому единственный выход – это вжиться в исторического персонажа. И тут встает вопрос о научной античной историографии. Современная наука с XVIII века признает в основном только механические движения, которые можно описать математическими формулами, т.е., с точки зрения современной науки, любой объект изучения должен быть лишен собственной воли, и человек может быть объектом познания, если его деятельность механична и не спонтанна. Маркс – это 1-й историограф, который занялся моделированием исторического процесса, поскольку для него основой стали именно товарно-денежные отношения, которые дают возможность научного изучения и предсказания. Для того чтобы удалить из общеисторической карты личные частные мнения, можно использовать общественные опросы, которые дают объективную картину. Современная история – это не та история, которую пишет Геродот, для которого само изложение событий было способом познания. Древняя научность в 3 целом отличается от научности современности. В центре античных наук стоит математика и астрономия, и полностью отсутствует естествознание в современном понимании. Крайне важна для Античности логика. В Античность считалось, что точные знания можно иметь только о предметах непостигаемых, т.е. что-то знать о треугольнике, но не о треугольных предметах. Именно на основе такого представления формируется наука. Поэтому астрономия является наукой, поскольку тела совершают только правильные геометрические движения и делают это в связи с тем, что небесные тела являются разумными существами. Предметом античной науки является рационально устроенное существо и разум. Поэтому историография имеет исключительно научный предмет, она показывает, как в действительности действует разум, пытается его исследовать. Важным моментом является риторическая отделка и речи, и биографии. Сначала это локальные герои. История огромна, поэтому берутся некоторые места. Выделение местных локальных героев свидетельствует о представлении об огромной личности в истории. Постепенно биография становится одним из видов историографии. Сочинения Тацита охватывают примерно 100–150 лет, а повествование при этом строится по императорам, даже если вокруг есть другие яркие личности. Другой римский историк – Цезарь. То, что он писал комментарии, – это лукавство. Он этим говорит, что описывает факты, а не историю. Под стилем Цезарь скрывает человеческую фигуру – самого себя, который является двигателем всей истории. Промежутков между волей Цезаря и ее осуществлением в «Записках о войне» нет, т.е. Цезарь присутствует там как некий демиург. Подобные представления связаны с верой в возможность рассудочного порядка. Это от личности у Тацита, у которого в личности самое важное эмоции, которые воодушевляют организм государства. Текст Цезаря – единственный его текст, который сохранился целиком. Все остальные тексты: Тацита, Тита Ливия и Аммиана – сохранились отрывочно. 4 В греческой истории, связанной с Фукидидом, сохранилось немного. Большой интерес представляют республиканские историки. Катон Старший, кроме речей и текстов о сельском хозяйстве, написал «Начало», на которое впоследствии будет опираться Тит Ливий. «Начала» – это история возникновения народа, эта тема есть и у Фукидида. У него существовало отдельное сочинение об основании городов. Катон ставит задачей показать становление общин, и композиция его произведений отличается от композиции у других историков, у которых идет изложение по годам или сценам. Особенность: римские поэты зависят от историографов. Например, Вергилий: хотя его тексты на грани с мифологией, поэзией и историей, он опирается на научные, исторические источники. «Начала» Катона дошли до нас не полностью, но мы можем узнать о них из разных других источников. Например, Корнелий Непот, который описывает, в чем состояли 7 книг Катона, и мы узнаем, что первые 3 книги посвящены основанию Рима и италийским общинам, с 4 по 7 – описывали войны, которые были во времена Катона. Таким образом, мы видим, что история Катона следующего построения: 1-я половина – глубокая древность, которая опирается на греческие и римские источники, когда рассказывается об италийских общинах. Другие историки больше опираются на римские источники. 2-я половина – мемуары на 1-2 поколения назад. Между ними провал. Видимо, это было типично для республиканской историографии у Фабия Пиктора, Тита Ливия и др. Биография. Для Рима эпохи республики биография/автобиография пришла из истории, которая писалась аристократами, а не профессиональными историками, как у греков. Например, у Цицерона есть работа, где он пишет о том, что с ним происходило. Со времени известного римского биографа Светония стали составляться биографии ученых по александрийскому образцу. Они были необходимы для текстового издания. Появляется некий схематизм в описании истории жизни каждого человека. Впоследствии этот схематизм будет 5 заимствован византийской историографией, которая также любила вставлять в историческое повествование биографические очерки. Есть элементы этого схематизма и в житийной литературе, для которой главным автором и образцом стал Плутарх. Плутарх родился в 46 г. н.э. и умер в 127 г. н.э. Жил при Нероне и при его преемниках – Траяне, Адриане. Был из родовитой семьи, вращался в высоких кругах, получил энциклопедическое образование. В своем творчестве отражал этические проблемы. Он написал 2 крупных сочинения: «Моралии» (с греч. – этические проблемы) и «Параллельные жизнеописания». Жизнеописания различных людей он собирал так же, как Диоген Лаэртский собирал жизнеописания философов. Плутарх был не первый, ему предшествовал Светоний, написавший жизнеописание 12-ти Цезарей, и Корнелий, и Тацит, и Аврелий Виктор, но все эти римские авторы писали автобиографии, как сказано выше, по схеме. Плутарх в течение 10 лет написал 50 жизнеописаний, причем 40 из них – парные жизнеописания, о чем говорят названия. Плутарх любит подчеркивать прежнюю суровость и необыкновенную красочность истории. В основном идеи, которые он излагает, – это различные моральные представления. Как биографа его интересует, в первую очередь, характер человека. Он считал, что характер проявляется в мелочах, и потому в его текстах мы находим истинно житейскую обстановку. Он называл прошлое зеркалом, мы туда смотримся и хотим быть достойными предков. Но при этом он не идеализирует прошлое и считает, что оттуда не стоит брать все. В этом плане он проявляет идею соблюдения меры, какую несколько сотен лет назад проявил Сократ. Он считает, что нужно воспитывать в человеке разумную умеренность и поучать к добру. Отсюда появляется классическая система воспитания. Наличие тем воспитания возвращает нас к вопросам этического и морального характера. Житие построено просто: сначала излагается происхождение, род, семья, юные годы, воспитание, далее деятельность 6 персонажа и смерть. В начале всегда есть нравственная установка. В окончании есть обращение к другу, но не всегда. В описание Плутарх любит вставлять интересные моменты, афоризмы, анекдоты, чтобы выделить яркие черты каждого поколения. Например, в жизнеописании Аристида он описывает, как греки соперничали друг с другом и вечно спорили из-за трофеев. В жизнеописании Брута Плутарх отмечает буйство толпы. Он также любит изображать мелкие психологические символические детали, которые характеризуют внутреннюю составляющую человека. Например, Цезарь принимает кольцо, но отворачивает голову от отрубленной головы Помпея, или разжимает руку, когда понимает, что это последний удар Брута. Некоторые события изображаются в театральных тонах. Подобный интерес был важен для греческих авторов (не только для Плутарха). Например, в биографии Красса излагается, что он был отправлен против парфян, где и погиб. Как говорит Плутарх, «ирония судьбы». А у парфян в это время пировали армянский царь Артавазд и Герод, и там впервые была поставлена трагедия «Вакханки». От этого театрального убийства, которое происходит в трагедии, Плутарх переходит к театру в жизни царей, т.е. один из них из зависти казнил визиря, потерял сына, а сам парфянский царь заболел, и другой его сын дал ему яд, который не подействовал, тогда сын задушил своего отца и т.п. Этот театр в жизни вершат судьба и история, именно они переносят игру с политической сцены на трагическую, например, как в жизнеописании Деметрия или Цезаря, Помпея, Александра Македонского Философия – следующий поджанр прозы. Стоит начать с греков. Считается, что греки изобрели философию в том виде, как мы ее воспринимаем. Тексты ранних философов сохранились отрывочно, они любили писать стихами больше, чем прозой. Прозой писал Гераклит, проза его темна и непонятна. Что касается ранних философов (например, Сократа), то изучение их ближе к темам философским, а не литературным. 7 Платон родился в 428—427 гг. до н.э. в Афинах в аристократической семье, умер в 347 году. Считался потомком последнего афинского царя Кодра, по матери был потомком Солона. Писал стихи, драмы, был художником, скульптором, атлетом – в этом плане отличался от греческих авторов - не философов, поскольку им было свойственно оставаться в рамках одного жанра. Платон – не его имя, а прозвище, звали его Аристокл. Он получил прозвище от учителя, что по-гречески означает «широкогрудый». В его роду все занимались политикой. В 407 году происходит встреча, которая переворачивает его жизнь, – он встречается с Сократом. Сократ хотел познать окружающий мир (но при этом и познать самого человека, познающего этот мир) и увлекал этим молодежь. Он был не единственным философом, т.к. ему противостояли софисты, чье мнение о мире постоянно менялось. Сократ с ними постоянно спорил, вступал в диалог. Сократ задавал вопросы и давал на них ответы. Софисты тоже любили споры, поэтому все диалоги очень драматичны, т.е. это драма по форме, т.к. это диалоги, и это драма мысли. Платон был привязан к Сократу, и его смерть очень повлияла на Платона. Сократ стал постоянным персонажем всех произведений, кроме последнего текста «Законов». Вскоре Платон отправился в путешествие на Сицилию, на которую он еще вернется в 360 году. Платоном владели идеи идеального общества с идеальным правительством. Отсюда идеи Атлантиды – государства, которое идеально сохраняет свои божественные законы. Тираны сначала принимали Платона с восторгом, но потом отказывались, поскольку существование идеального государства Атлантиды заканчивается ее гибелью в результате ее развращения. После первого путешествия Платон основывает Академию. Девиз ее: «Тот, кто не знает геометрии, пусть не входит». Математика в то время была учением о телах – геометрия. Тогда же возникает само слово «школа» от греческого слова «схоле» – досуг, учение. Платон был первым главой Академии, и Академия просуществовала до 529 года, когда Юстиниан разогнал последнее убежище философов-язычников. После этого философы разбрелись по всему миру. 8 Платоновское учение. Изначально он был учеником Сократа, но в более зрелом возрасте он создал свое учение об идеях. Его идея имеет некоторый телесный облик, мир вещей лишь отблеск мира идей. Мир – мир несовершенной материи, она постоянно меняется, это просто материал. Материя умирает, а идеи вечны. Настоящее искусство появляется, когда художника охватывают безумства, мания, и тогда он видит идеи и может создать настоящее произведение. Для обычного художника образцом является материальное и ущербные вещи. Подражание у Платона может быть 2-х родов: подражание идее и подражание материальным вещам. Также крайне важной идеей для Платона является концепция начала, оно беспредельно и воспринимается, как некое слияние, к нему и ведет по ступенькам философия. Большинство текстов Платона – диалоги. Исключения – «Государство» и «Апология Сократа» – одно из самых знаменитых произведений – это речь Сократа на суде, где его обвиняют в низвержении старых богов (и выдумывании новых) и в развращении молодёжи (смене признанных понятий добра и блага). Хотя это и монолог, многие элементы в нем диалогические. Сократ иронично беседует со слушателями на суде. Ирония ему свойственна в этой речи: он не напуган, не боится смерти, но держится нахально, толпе это не нравится, и в итоге она его осуждает. Еще одно крупное философское произведение Платона – «Пир», симпосий. Платон был основателем этого жанра, позднее писали свои тексты в форме «Пира» Атеней, Лукиан, Макробий. Писали так и римляне: «Сатирикон» Петрония в форме пиршества. На пиру у Платона участвуют 7 персоналий, и все они произносят речи. Более того, сам текст дважды будет пересказан – это рассказ в рассказе. Некий поклонник Сократа расскажет Аполлодору, который также являлся поклонником Сократа, о том, какой пир был у Агафона. Аполлодор расскажет это Главкону, как совершенно проходному персонажу. Текст построен так, что ощущения двойного пересказа не остается, но кажется, что происходит событие. Основная тема пира – это тема любви, и каждая речь посвящена этой 9 теме. Первую речь произносит Федр, который прославляет любовь – Эрот как древнего бога. После этого произносит речь Павсаний, который не согласился, что существует только один Эрот, но считает, что есть 2 Эрота или 2 Афродиты – небесная и земная (всенародная). Данная речь – это уточнение некоторых идей. Следующим оратором выступает Эриксимах – врач. Он подчеркивает, что Эрот распространяется на весь живой мир, он всеобъемлющ. Далее выступает Аристофан. Его речь – интермедия, которая разряжает обстановку. Он рассказывает о древних чудесах, о том, что в то время из хаоса зародились четкие формы, однако есть и остатки хаоса, которые воплотись в андрогинов – одновременно мужчин и женщин. Богам это не очень понравилось, и они их разделили пополам. Теперь каждая часть ищет свою половину по миру – это идея платонической любви. Следует отметить сочетание серьезности и смеха, которое будет далее часто появляться, например, у Лукиана в его диалогах. После Аристофана выступает Агафон, у которого происходит пир трагических поэтов. Он говорит о красоте любви и уточняет, что любовь дает людям благо. Речь Сократа – еще одна вставка. Поскольку это диалог в диалоге, то Сократ пересказывает свою встречу со знаменитой жрицей Диотимой. Говорят они также и об Эроте. Выясняется, что Эрот – это не божество. Сократ говорит, что божество – это нечто вечное, которое ни к чему не стремится. А Эрот всегда стремится к обладанию высшим и истинным благом. Эрот в этом смысле может быть назван даймоном. Однако найти истинное высшее благо сложно. Как говорит Сократ, Эрот – это порождение богатства и бедности, и поэтому он стремится обладать всем и вечно все теряет, бродит, ничего не имея при себе, или тратя то, что имеет. Фактически изображенный Платоном Сократ и есть изображение олицетворенного Эрота. Подтверждение этому находим в последней речи «Пира». Алкивиад произносит хвалебную речь Сократу, он риторически уподобляет Сократа уродливому футляру, который страшный снаружи, но внутри имеет благовония и драгоценности. Это нарушение идеи внешне прекрасных форм и внутреннего содержания. Однако в данном случае это подтверждает идею 10 того, что Сократ – даймон, т.к. он стремится к утерянной полноте знаний, утерянному единству бытия. Аристотель родился в 384 году до н.э. в г. Стагире, поэтому иногда его называют Стагирит. Он был сыном врача и учеником Платона в Академии, в которой пробыл около 20 лет. После смерти Платона вместе с Ксенократом покинул Академию. Он поехал в Троад, где пробыл 3 года. В 342 году Филипп Македонский пригласил Аристотеля для воспитания своего сына Александра. Через 3 года Ксенократ стал главой Академии, Аристотель основал Ликей у восточных ворот Афин, напротив Академии Платона. Ликей, в отличие от Академии, не просуществовал долго, причиной было то, что Ликей был промакедонский, и когда Александр умер, Аристотель лишился покровителя. Как и Сократа, Аристотеля обвинили в низвержении богов, однако он не позволил сделать себя Сократом. Он бежал и умер в 322 году. Наследие Аристотеля огромно. Ученики старались сохранить все, что он говорил. Аристотель любил рассуждать, гуляя по саду, отсюда название перипатетики – его ученики (от греч. peripateo – гулять вперед-назад). Труды Аристотеля посвящены самым разным научным областям (многие из которых он создал): философии, политике, экономике, медицине, зоологии, ботанике. В литературных произведениях – «Поэтика» и «Риторика». «Риторика» посвящена искусству красноречия. Для Аристотеля риторика – это искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное тогда, когда реальность оказывается недостаточной. Таким образом, в «Риторике» Аристотель объединил процессы как логические, так и нелогические, рациональные и нерациональные, поскольку только так можно передать многообразие и жизни, и творчества человека. Он рассматривает риторику как диалектику, т.е. логическое учение о вероятных умозаключениях, о том, что необязательное существует на самом деле и не всегда соответствует нормам человеческого разума, но о том, что устремлено на нечто кажущееся условное, но необязательно осуществленное и абсолютно завершенное. Это область чистой возможности, т.е. такой 11 возможности, которая специфична для каждого художника и всякого человека, который воспринимает и переживает художественное произведение. Поэтому риторика ставит своей задачей научить убедительно говорить на основе методов как логических, так и внелогических доказательств, поэтому она применима для всякого художественного творчества, а не только для ораторских техник. В «Риторике» у Аристотеля ставится проблема прекрасного, красоты, причем она связывается с нежеланием это прекрасного. Аристотель пускается в рассуждения о взаимоотношениях между убедительностью доводов и реальностью. Если кто-то убеждает, что некоторый объект прекрасен, значит ли это, что объект прекрасен. Это ведь не следует логически одного из другого. Приходит он к выводу, что желательно, чтобы прекрасное было ради самого себя, и оно есть благо и в то же время добродетель. Добродетель по Аристотелю – приобретать и сохранять благо и наделять этим благом других. У добродетели много видов, и цель действия в рамках добродетелей – действие должно производиться для себя и для других людей. Идея прекрасного – это не абсолютная идея, это то, что формируется в процессе риторических доводов. Надо учитывать, в каком месте мы пользуемся соответствующими доводами, и то, каковы слушатели, – от этого будет зависеть выбор способа убеждения. Для оратора также важен правильно выбранный стиль. Для Аристотеля стиль – это определенный строй речи, способ и манера оратора разговаривать. Идеальный стиль требует ясности, которая не должна впадать в сухость, речь должна быть проста и понятна, не должна быть перегружена аргументами, в меру длинная или в меру короткая. Аристотель формирует то, что мы называет классическим греческим стилем. В области философии Аристотель – фундаментальный автор, который, с одной стороны, развил учение Платона об идеях, а с другой стороны, объединил все предшествующие философские течения в своём учении о форме и материи. Марк Туллий Цицерон – римский философ. Жил на рубеже эпох республики и империи. В его время академики не назывались скептиками, 12 поскольку это была отдельная школа. Как и Платон, он писал диалоги, которые также имеют конфликт мнений. Будучи скептиком, он использовал идею вероятного. Тексты Цицерона – это гибриды риторики и философии. В центре риторики стоит обычный человек, для которого возможно нахождение различных стилей аргументации и т.п. Почему то, что пишут Платон и Цицерон – это литература, а не риторика и философия? Нельзя ограничиться тем, что это только эстетически приятный текст. Для поэзии (эпос, драма, лирика) возможно аддиктивное отношение к действительности. В этом плане объект ее специфичен, и сам Платон сформировал целую иерархию объектов. Философия шире поэзии, а у поэзии одинаковый предмет с драмой. Этот предмет философии такой же, как предмет в поэзии – человек, который понят как этос, как некоторый характер. Отсюда драматичность диалогов Платона. Задачи, которые он ставит, можно обрисовать только через драматургию. Ведь нужно обрисовать характер, иначе разрушается процедура познания. Но лишь некоторую роль поведения, которая вращается вокруг личности, и если нет личности, то и познание невозможно. Архаическая античная система познания нуждается в некотором посреднике, пророке. Философия Платона дает возможность каждому стать таким посредником, надеть на себя маску Сократа. Именно поэтому драматический элемент в текстах Платона и Цицерона – это не украшение, а конструкция. Когда появляется конфликт, взаимодействие сторон, тогда появляется личность. Она вырисовывается и выражает то или иное мнение. Такие задачи могут быть решены только с помощью поэзии. Это все приложимо и к риторике, поскольку она не может существовать без концепции человека. Важнейшим аргументом является то, что средство выражения вырабатывает именно поэзия. То, о чем пишет Цицерон в своих текстах, посвященных риторическим приемам, в «Бруте», «Ораторе», то, как строят тексты 3 величайших оратора – Лисий, Сократ, Демосфен, взято из поэзии. Когда читаете тексты, описывающие речи ораторов, вы видите такие характеристики как драматичность, бытовые подробности, 13 лиричность. Это указывает на связь прозаического литературного текста с текстом поэтическим. Например, Лисий пишет просто и ясно, кратко, выразительно и драматично. Сократ пишет выражено и гладко, у него наиболее классический стиль, он призывает избегать словесных ухищрений софистов, и стремится к истинной философии, которая связана с риторикой. Сократ разнообразил ритмичный период в прозе, который приближает ее к поэтическим приемам. Демосфен был сторонником пафосных речей, азианского красноречия, и в то же время стиль каждой речи выбирает в зависимости от содержания и направления речи. Один стиль для судебных речей, другой – для политических, более возвышенный. В поэтике Аристотель и Демосфен обращают внимание на выбор слов, употребление метафор, на различные восклицания, на то, как именно добавить в речь силу аргументации или убавить накал. Позднеантичный роман. Среди текстов этого типа господствуют 2 направления – любовно буколический роман и любовно авантюрный роман. Буколические романы склонны изображать влюбленных на фоне прекрасной природы, хотя с персонажами происходят неприятности, но, тем не менее, они разрешаются благополучно и происходят на фоне идеальной природы – в раю. Сильно влияние произведений Вергилия, «Георгик» и «Буколик». Встречаются в романах и драматические элементы, как этического описания, так и лирического переживания, особенно много этого в авантюрных романах. Множественность приключений дает возможность авторам использовать любое достижение античной литературы – биография, история, философия, религия. Например, «Золотой осёл» Апулея и философские пиры у Макробия и Петрония. Античный роман, связанный с иудейской литературой, оказал немалое влияние на формирование принципа описания житий. Зачастую житие – это изложение различных событий, которые происходили с какими-либо святыми. Нужен литературный инструментарий для описания того, что происходит. 14 Вся античная литература оказывала влияние на последующие поколения, в том числе и на христианскую литературу. Контрольные вопросы: Какова была основная задачи древнегреческого историка и какова задача логографа? В чём могут быть причины событий, по Фукидиду? Какова роль этоса в истории? Чем отличается античная историография от современной? Что или кто является предметом античной истории? Какова роль римских историков в развитии римской литературы? Кто в Греции, а кто в Риме «пишет историю»? Каковы основные характеристики биографий Плутарха? О чём пишет Платон в «Пире»? О чём пишет Аристотель в «Риторике»? Почему и Платон, и Цицерон – это литература? Каковы основные разновидности античного романа? |