мировая литра. лекции. Лекция 12 Зарубежная литература рубежа xixxx веков направления, течения, школы
Скачать 13.83 Kb.
|
Лекция № 12 Зарубежная литература рубежа XIX-XX веков: направления, течения, школы Литература рубежа веков сложна и разнообразна. Новая историческая реальность, новые тенденции в общественно-политической жизни, философские искания, потребность подвести итоги завершающегося XIX столетия и проникнуть в тайны рождающегося XX в. — все это нашло отражение в литературе, живописи, музыке, театре, в только что заявившем о себе кинематографе (1895). Рубеж веков — время появления оригинальных художественно-эстетических школ и направлений, их столкновений и полемики, и одновременно плодотворного взаимодействия. В целом литературный процесс этого периода носит переходный характер. Правомерно говорить об особом типе культуры, сложившемся в эту эпоху. Менялась писательская концепция мира и человека. Возникновение новых тенденций в искусстве было закреплено в литературных манифестах, теоретических трактатах, в которых писатели формулировали свои эстетические позиции. Для периода рубежа веков характерна вовлеченность писателей в события общественно-политической жизни. Показательны, например, участие в деле Дрейфуса Э. Золя и А. Франса; протесты против испано-американской войны М. Твена; оппозиция милитаристскому угару в период Первой мировой войны, которую составили Р. Роллан, Б. Шоу и др. «Ангажированность» литературы, включенность в политическую жизнь, выступление авторов на стороне демократии, справедливости — важная сторона литературного процесса рубежа веков. В связи с этим значительный и важный пласт в наследии Э. Золя, А. Франса, Р. Роллана, Б. Шоу, Г. Уэллса, М. Твена, Дж. Лондона, Т. Драйзера и др. представляет публицистика. Модернизм станет центральным понятием культуры рубежа веков и 1 трети 20 века. Модернизм («новейший») это результат пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 века. Характеризуется восприятием своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники. Философской установкой модернизма становится движение от «реального к реальнейшему». Для модернизма характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Данное направление пришло на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, завершающий этап его развития датируется 30-ми годами ХХ века. Главной особенностью данного направления является полная смена классического восприятия картины мира: авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события. |