Главная страница
Навигация по странице:

  • Страбоном

  • Иеремии

  • Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.

  • Происхождение скифов – кратко

  • Скифская модель мира

  • грабили курганы

  • сокровище для науки

  • процесс греческой колонизации

  • первыми придумали и стали носить длинные кожаные штаны

  • Лекция № 2 « без названия» 25.02.2022 г. Лекция 2 без названия


    Скачать 24.58 Kb.
    НазваниеЛекция 2 без названия
    Дата25.03.2022
    Размер24.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция № 2 « без названия» 25.02.2022 г.docx
    ТипЛекция
    #415976

    25.02.2022г

    Лекция № 2 « без названия»
    Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота , сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном , готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода .

    Источники истории скифов

    Первые достоверные сведения о скифах мы имеем в свидетельствах древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля о набеге на Азию кочевников, в которых можно предполагать это племя (VII в. до Р. Хр.), в надписях воевавшего со скифами персидского царя Дария (VI в.) и наконец в «Истории» Геродота (V в.), четвертая книга которой в значительной части её посвящена описанию Скифии и похода Дария на скифов . Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Он побывал на северных берегах Понта, имел возможность пользоваться хорошими источниками, и новейшие археологические исследования, сплошь и рядом подтверждающие его сообщения, показывают, что мы можем положиться на его точность и правдивость. Кроме него, некоторые дополнительные сведения дают нам из древних писателей лишь Гиппократ, «Скилак», Страбон, Мела и Плиний .

    Племена скифов – кратко

    Геродот рассказывает, что скифы жили по берегам Меотиды и Понта Эвксинского (Азовского и Чёрного морей), от Танаиса (Дона), отделявшего их владения от земли савроматов (сарматов ), до Истра (Дуная), занимая пространство на 20 дней пути вглубь страны. Соседями скифов были на западе агафиросы, а затем (по направлению к востоку) невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и наконец савроматы за Доном. Область скифов орошалась большими реками: Борисфеном (Днепр), Гипанисом (Буг) и Тирасом (Днестр), кроме которых Геродот называет еще три, до сих пор не приуроченные окончательно к определенным пунктам на современной карте: Пантикап (Ингулец?), Гипакирис (Каланчак?) и Герр (Конка или, быть может, Молочная?). Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья).

    Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.

    Скифы распадались на отдельные племена. К западу от Борисфена и по обоим берегам его жили каллипиды (смешанное племя, которое Геродот называет «эллино-скифами»), алазоны, скифы-пахари и скифы-земледельцы, к востоку же от названной реки скифы-кочевники и скифы царские, которые были самым могущественным из скифских племен и «считали остальных скифов своими рабами». Западные скифские племена, как показывают уже названия «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» были оседлыми и земледельческими, восточные же, по-видимому более значительные, состояли из занимавшихся скотоводством кочевников.

    Большинство сообщений Геродота, как и других писателей древности, о жизни скифов относятся, как можно полагать, к кочевым племенам, а некоторые авторы, как бы забывая даже о существовании земледельческих племен, изображают всех скифов кочевниками. Так, например, по словам Гиппократа и других, жилище им заменяла крытая войлоком кибитка, в которую запрягались несколько пар волов; мужчины проводили большую часть жизни на коне. Отыскивая хорошие пастбища для своих стад, скифы кочуют по степи, не оставаясь подолгу на одном месте и т. д. Во главе отдельных скифских племен стояли предводители или цари племени. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов.

    Религия скифов – кратко

    Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.

    Происхождение скифов – кратко

    Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Одни ученые считают скифов этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам , или же к монголам (урало-алтайцам), другие же, основываясь на указаниях Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), полагают, что название скифов обнимало собою этнически разнородные племена, и причисляют оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же не высказываются о них определенно. Что касается вопроса об этнической однородности скифов, то трудно предполагать, чтобы хорошо осведомленный о скифах Геродот, отмечающий всякий раз при описании соседних со скифами народов «племя не скифское», «говорит языком не скифским», не знал или умолчал об этническом различии отдельных племен самих скифов.

    Вопрос о происхождении скифов до сих пор остается не решенным окончательно, хотя большинство имеющихся в нашем распоряжении данных и говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорее всего к иранской, тем более, что исследователям, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами (см. Сарматия) дают возможность распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы. С греками, основавшими многочисленные колонии на понтийских берегах , скифы вели оживленные торговые сношения и, хотя по сообщение Геродота не были склонны к заимствованию чужеземных обычаев, все же, как показывают данные археологических раскопок, в значительной мере подпали под влияние эллинской культуры.

    Кто такие скифы? Это этнос? На самом деле, скифы — это общее название многих близких по культуре, хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям ираноязычных кочевых племен.
    Скифская модель мира трехчастна по вертикали, и каждому слою — верхнему, среднему или нижнему, — соответствует свой зооморфный образ или знак. Верхний мир населяли птицы и другие летающие существа, для среднего мира характерны изображения копытных животных, например оленей или быков, а в нижнем мире обитали хищники или фантастические существа. Эта модель прослеживается и на некоторых образцах скифского ювелирного искусства.

    В нём было обнаружено уникальное по богатству погребение скифских царей, избежавшее ограбления. Как грабили курганы? Как правило, в центре насыпи закладывали большую яму, которая приходилась как раз на место основного погребения. В Аржане-2 могильная яма была значительно смещена от центра, поэтому сокровища грабителям не достались.
    Курганы начали грабить уже в древности, современники этих памятников. А в XVII-XVIII вв., в период освоения русскими Сибири, появились даже специализированные артели «бугровщиков», которые включали иногда по 200-300 человек. Они вели сезонный промысел, раскапывая курганы с весны до осени. Извлеченные ими вещи имели широкий сбыт: продавались на рынках, некоторые переплавлялись. В результате этой деятельности много уникальных артефактов и важных данных об устройстве курганов утрачено для науки.


    Пазыркские курганы в Горном Алтае — это одна из жемчужин скифской археологии. В каком-то смысле это даже большее, чем золотые изделия, сокровище для науки, ведь в этих памятниках сохранилась вся органика. Под каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и эти природные холодильники сохранили то, о чем только могут мечтать археологи, — одежду, войлочные ковры и чепраки, деревянную утварь, кожаные седла, мумии людей и лошадей и многое другое. Кстати, на теле погребённых здесь знатных людей были обнаружены татуировки с зооморфными мотивами.
    С середины VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья начинается активный процесс греческой колонизации, который повлиял на весь дальнейший ход скифской истории. Меняется и скифское искусство: с появлением греков размываются прежние каноны, появляются новые формы изделий и новые сюжеты, характерные для греческой культуры. Кроме того, в этот период в скифском искусстве появляется много изображений людей: греки, делавшие на заказ для скифов ювелирные изделия, показывают своих заказчиков такими, какими они их сами видели.
    Считается, что именно скифы первыми придумали и стали носить длинные кожаные штаны. Причиной, побудившей их к этому нововведению, стал преимущественно кочевой образ жизни. Штаны и сапоги были частью экипировки всадников.



    написать администратору сайта