Лекция Роль мотивации. Тема 2.1. Возникновение культуры и ранние формы ее развития. Лекция 2 Происхождение и ранние формы культуры (культура первобытного общества)
Скачать 3.76 Mb.
|
Лекция № 2 Происхождение и ранние формы культуры (культура первобытного общества)КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - процесс возникновения, становления и развития ранних форм культуры в эпоху первобытности. ПЛАН ЛЕКЦИИI. Историко-культурное значение первобытности. II. Основные этапы антропогенеза. III. Периодизация первобытности. IV. Производственная культура. V. Первобытные знания и верования. VI. Происхождение и ранние формы искусства. I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОСТИявилась начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры; носила всеобщий характер (через первобытную эпоху прошло всё человечество); создала фундамент современной цивилизации; Первобытность сыграла ключевую роль в истории мировой культуры (предопределила не только темпы, но содержание, тематику и многие региональные особенности историко-культурного процесса); 5. значительное число достижений первобытности сохраняет своё значение в инвентаре современной культуры. Особенность первобытной культуры – в ее синкретизме. СИНКРЕТИЗМ – это нерасчленённое единство всех форм жизнедеятель- ности первобытного человека, в котором нерасторжимо сливались труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения человека как особого биологического вида. Основные этапы антропогенеза
Рамопитек Неандерталец «Человек умелый» «Человек выпрямленный» «Человек разумный» Австралопитек III. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ. ЭТАПЫ СОЦИОГЕНЕЗА
Первобытное стадо
Ранний палео-лит cобиратель- ство, охота IV. Производственная культура универсальные каменные ручные рубила, специализированные орудия труда и охоты Орудия раннего палеолитаядрище; листовидное острие; острие; дисковидное ядрище; 5,6 остроконечники; 7 двухконечное острие; 8 зубчатое орудие; 9 скребок; рубило; нож с обушком; орудие с выемкой; 13 проколка; скребло; двойное скребло; 16,17 скрёбла. «Человек выпрямленный» Неандерталец
Поздний палео- лит широкий набор орудий и оружия; составные орудия (нож, копье, дротик, гарпун и др.) Орудия позднего палеолита1 – наконечник с выемкой; 2 – листовидное остриё; 3 – наконечник с черенком; 4 – листовидный наконечник; 5 – остриё с пазом для каменных вкладышей; 6 – наконечник мотыги; 7 – гарпун; 8,9 – трапеции; 10 – микроостриё; 11,12,13 – резцы; 14 – скребок-резец; 15 – ретушированная пластина; 16 – остриё; 17 – статуэтка, изображающая женщину(слоновая кость); 18 – рельефы на камне (женщина с рогом; мужчина, бросающий копьё); 19 – головка львицы (мергель). Охота на мамонта Охота с копьем на пещерного медведя
Мезолит лук и стрелы; микролиты (лезвия, резцы, наконечники) Орудия мезолита1 – кремневое остриё; 2 – копалка из рога оленя; 3 – скребок; 4 – топор; 5 – костяной наконечник с каменными вставками; 6 – крючок из кости; 7 – геометрические микролиты; 8 – костяной гарпун. Хозяйственная деятельность человека в конце палеолита - мезолите Охота с луком и стрелами на оленя
Ранний неолит Поздний неолит орудия общего назначения (топоры, клинья, долота, молоты); орудия земледелия(мотыги, зернотерки, серпы, плуги); орудия охоты (боевые то- поры, палицы, кастеты) Орудия неолита1 – кремневые серпы; 2 – мотыги каменные; 3 – расписная глиняная посуда; 4 – деревянные сосуды; 5 – женская статуэтка из глины; 6 – нож ритуальный из кремня; 7 – сосуд глиняный; 8 – сосуд глиняный; 9 – глиняная женская статуэтка; 10 – сланцевое тесло; 11 – гарпун из рога; 12,13 – глиняная посуда; 14 – каменные наконечники стрел; 15 – лыжники (изображения на скалах Белого моря); 16 – кинжал с кремневыми вкладышами Оттачивание каменной мотыги Ранний неолит. Родовой поселок древних земледельцев и скотоводов Орудия земледелия эпохи неолита1 – плуг, 2 – цеп, 5 – серп, 6 – коса, 7 – соха-суковатка.
Бронзовый топор VIII-VII вв. до н.э. Медно-каменный век (энеолит, халколит) не стал длительным периодом первобытности.
Желез- ный век V. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗНАНИЯ И ВЕРОВАНИЯПервобытные люди не выделяют себя из природы и глубоко интегрированы в социальное окружение. Формой их духовной культуры является мифология. Позитивные знания человека не бедны, но весьма ограничены. Представления о явлениях, остающихся за пределами положительного опыта человека, составляют область религии, основанной на вере в реальность сверхъестественного. РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙПохоронный обряд первобытных охотников МАГИЯ – вера в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на мир (природу, людей, духов). Бизон. Наскальное изображение. Франция. ТОТЕМИЗМ - это вера в сверхъестест-венное родство между людьми данного рода и тотемом (каким-либо животным, растением, реже – неодушев-ленным предметом или явлением природы). "Колдун" из пещеры «Трех братьев». Франция. 16 тыс. лет назад. ФЕТИШИЗМ – это поклонение неодушевленным предметам, почитаемым как вместилища духов. АНИМИЗМ – вера в душу и духов. Деревянные идолы. Эфиопия Неолитическое изображение Богини-Матери. Средиземноморье. VI. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВАВ ПОЗДНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ появляются рисунок, живопись, круглая скульптура («палеолитические венеры»). «Венера» из Виллендорфа (23-21 тыс. лет назад) Выполнена из смеси золы, толченых костей, глины и жира, которая после обжига приобретает твердость камня. «Вестоницкая Венера» (20-30 тыс. лет назад) НА КОНЕЦ ПАЛЕОЛИТА приходится расцвет рисунка и живописи. Основной сюжет - крупные промысловые животные. Изображения отличаются реализмом, динамичностью, не лишены перспективы, неплохо передают объем. Галереи палеолитической живописи расположены в пещерах, где совершались магические обряды, связанные с охотой и другими сторонами жизни первобытной общины. Зубр. Пещера Альтамира. Испания. Лошадь. Пещера Ласко. Франция. Олени. Бык. Пещера Ласко. Франция. В МЕЗОЛИТЕ
осуществляется переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту; огромное место в изображениях занимает человек; изображения на-носятся на камни, находящиеся в открытых местах. Изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями на склонах скал к югу от Баку (Азербайджан) В НЕОЛИТЕВ НЕОЛИТЕ развивается декоративное искусство, которое дает новые разнообразные формы и достигает нередко большой художественной высоты. Голова лосихи III тыс до н.э. БРОНЗОВЫЙ ВЕК – пора высоких достижений декоративного искусства и расцвета мегалитической архитектуры. Булавка. Северная Осетия. Втор. четв. I тыс. до н.э. ПЕРВОБЫТНЫЕ МЕГАЛИТЫМЕНГИРЫ – это одиноч- ные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Были объектами поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Менгиры. Бретань. Франция. ДОЛЬМЕНЫ – сооружения из двух или более крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода. Дольмен. Корсика. Франция. КРОМЛЕХИ -КРОМЛЕХИ - расположенные вокруг кургана или жертвенного камня каменные столбы, иногда перекрывав- шиеся плитами. Это первые культовые сооружения и древнейшие обсерватории. Кромлех Стоунхендж. II тыс. до н.э. Англия. Современная фотография и реконструкция. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК – время дальнейшего расцвета декоративно-прикладного искусства, для которого характерен так называемый “звериный стиль”. Золотая нащитная бляха в виде пантеры Золотая бляшка с изображением козла |