Главная страница
Навигация по странице:

  • Медицинская этика и деонтология Этика

  • «медицинская этика». Больной должен быть уверен в порядочности, честности, ответственности медработника.В вопросах мед. этики можно выделить 2 основные проблемы

  • 1 проблема

  • 2 проблема

  • «долг»

  • История развития этико-деонтологических концепций в медицине

  • 4.Этический кодекс медсестер России

  • Медицинская тайна. Под медицинской тайной (врачебной тайной) понимают 2 вида сведений :А) сведения, полученные от больного

  • АД Лекция 3 по теории и практике СД. Лекция 3 Медицинская этика и деонтология в сестринском деле План Медицинская этика и деонтология


    Скачать 41.31 Kb.
    НазваниеЛекция 3 Медицинская этика и деонтология в сестринском деле План Медицинская этика и деонтология
    Дата03.07.2022
    Размер41.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАД Лекция 3 по теории и практике СД.docx
    ТипЛекция
    #623588

    Лекция №3

    «Медицинская этика и деонтология в сестринском деле»

    План

    1. Медицинская этика и деонтология

    2. История развития этико-деонтологических концепций в медицине

    3. Качества медсестры, необходимые в её работе

    4. Этический кодекс медсестер России

    5. Биоэтика

    6. Медицинская тайна.


    Глоссарий

    1. Этика в широком смысле – философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности.

    2. Нравственность – совокупность норм поведения, регламентирующих отно­шения людей друг к другу, семье, обществу, государству. Эти нормы поддерживаются личным убеждением, воспитанием, традицией, силой все­го общества. Невыполнение этих норм осуждается формами морального воздействия (неодобрение, порицание и т.д.)

    3. Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, по сути – это синоним нравственности.

    4. Моральные принципы – наиболее существенные нормы поведения людей.

    5. Совесть – способность человека самостоятельно судить, соответствуют ли его поступки, принятым в обществе моральным нормам. Про совесть говорят, что это наш внутренний судья.

    6. Долг – осознаваемая человеком необходимость следовать принятым в обществе моральным нормам.

    7. Деонтология – наука о должном профессиональном поведении человека.

    8. Профессиональная этика – раздел этики, изучающий специфические мо­ральные установки, действующие наряду с общепринятыми моральными нормами, в различных социальных группах.



    1. Медицинская этика и деонтология


    Этика – произошло от греческого слова «этос», что в переводе означает «обычай и нрав».

    Нравы и обычаи наших предков составляли их нравственность.

    Нравственность – это совокупность принципов или норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу, к обществу, государству и семье. Это нормы, поддерживающиеся традицией, воспитанием и силой общественного мнения.

    Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только уровнем профессиональных знаний и умений медработника, но и моральными и правовыми качествами. Наука о нравственных началах деятельности медработников получила название «медицинская этика».

    Больной должен быть уверен в порядочности, честности, ответственности медработника.

    В вопросах мед. этики можно выделить 2 основные проблемы:

    1 проблема – это соблюдение правил внутренней культуры поведения – отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности.

    2 проблема – соблюдение правил внешней культуры поведения – внешняя опрятность, умение себя держать среди коллег и среди больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.

    Частью мед.этики является медицинская деонтология, которая рассматривает поведение медработников в конкретных жизненных ситуациях.

    Деонтология – «деонтос» (греч.слово) – должное, «логос» –учение.

    Деонтология – это наука о профессиональном поведении медработника.

    Основными задачами мед. деонтологии являются:

      1. изучение принципов поведения медперсонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

      2. исключение неблагоприятных факторов мед. деятельности;

      3. изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медперсоналом и больным;

      4. устранение вредных последствий, неполноценной мед. работы.

    Сестринская деонтология -- наука о долге сестры перед пациентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики.

    Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика -- подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это".

    Сестре и врачу доверяется самое дорогое -- жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

    Для сестры исключительно важна способность общаться, владеть техникой общения. Еще более важны для медика (врача, фельдшера, сестры) морально-нравственные качества.

    Профессия медика имеет свою специфику, которая существенно отличает ее от всех других видов человеческой деятельности. Заключается она в том, что медик постоянно общается с больным человеком. Болезнь накладывает отпечаток на психику и личность больного. Это требует от медика особых человеческих качеств: доброты, терпения, сострадания, умения владеть своими эмоциями и многими другими, не менее ценными, качествами.

    Положение субъектов «медик – пациент» всегда неравноценно. С одной стороны – здоровый человек, обладающий знаниями, опытом, техникой, лекарствами для лечения, с другой стороны – человек не располагающий этими возможностями.

    С одной стороны – активно действующий субъект, от деятельности которого зависит здоровье, а может быть, и жизнь другого человека, а с другой стороны – больной, зависимый в данной ситуации от действий медработника, причем, действия медика могут быть связаны не только с его опытом, знаниями и умениями, но и с его взглядами, настроением, личным интересом и прочими субъективными факторами.

    Ясно, что мы имеем дело с совершенно особенными отношениями людей, которые не имеют аналогии в других сферах человеческой деятельности.

    Часто в работе медика складывается ситуация, когда в своем отношении к больному он остается наедине только с собственной совестью, со своим чувством долга, и только это помогает определить свое отношение к больному.

    Доверяя медику свое здоровье, больной должен быть уверен не только в высоком профессионализме врача и сестры, но и в их порядочности, честности, милосердии, т.е. в их моральных качествах.

    Каждый медик берет на себя определенные моральные обязательства по отношению к пациентам, коллегам, обществу. В идеале, каждый медик должен быть высоконравственным человеком.

    Изучением круга морально-нравственных проблем медицины занимается наука «Медицинская этика».

    Медицинская этика – это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медика. Она охватывает широкий круг проблем, связанных взаимоотношениями медработников с больными, их близкими, со здоровыми людьми, а также между собой в процессе лечения больного.

    Медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией – учением о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медработника по отношению к пациенту и коллегам. Она является практическим применением этических принципов в работе медперсонала.

    Хотя мы часто употребляем термины «этика врача», «этика медсестры» это не совсем верно, т.к. нравственные нормы одинаковы для всех работников здравоохранения.

    Основные этические категории.

    К основным этическим категориям относятся долг, совесть, честь, ответственность.

    Долг – это определённый круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей.

    Долг медработника – никогда ни под каким предлогом не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих жизни действиях.

    Медработник должен проявлять гуманизм и всегда оказывать помощь больному.

    От понятия «долг» неотделимо понятие «честь».

    Честь и достоинство медработника неразрывно связаны с честностью человека и стремлением достойно выполнять свои профессиональные обязанности.

    С чувством долга, чести и личного достоинства тесно связано понятие совесть.

    Совесть- это внутренний и нравственный судья человека и в свою очередь зависит от правдивости и ответственности. Эти перечисленные нравственные категории являются обязательными для медицинских работников.

    Основными этико-деонтологическими задачами являются:

    А) помочь адаптироваться больному к своему заболеванию, к условиям лечения;

    Б) сохранение душевного равновесия пациента;

    В) активизация позиции пациента на здоровье;

    Г) профилактика профессиональных деформаций – работа над собой в соответствии с этическими нормами медработников.



    1. История развития этико-деонтологических концепций в медицине


    Термин «деонтология» был введен в применение английским философом Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении и было применимо к любой сфере профессиональной деятельности.

    Задолго до появления этого термина основные принципы по правилам поведения врача и медработника содержались в письменных источниках древности.

    Первым документом, где указываются правила поведения врача, является индийский свод законов «Веды».

    В античные времена огромное влияние на развитие принципов поведения медработника оказала «знаменитая клятва» основоположника научной медицины Гиппократа.

    Принцип гуманности как важнейший принцип медицинской этики впоследствии получил развитие в работах таджикского учёного медика Абу Али Ибн-Сина. В частности, в работе «Канон врачебной науки». Он проповедовал индивидуальный подход к каждому больному.

    Теоретические основы отечественной деонтологии заложили выдающиеся русские медики: Пирогов, Боткин, Бехтерев и др., которые принимали участие в организации общин «сестер милосердия».

    Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, сложи­лись много тысячелетий назад, и хотя в каждую историческую эпоху они имели характерные особенности, тем не менее, всегда существовали обще­человеческие принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью – облегчить страдания, помочь больному человеку. Древней за­поведью медицины является: «Благо больного – высший закон».

    Чтобы как-то оградить общество от недобросовестных, аморальных людей, врачи в разных частях света и в разные времена, давали соответ­ствующие клятвы и присяги. Неоценимую роль в создании этических норм, как и вообще в развитии европейской медицины, сыграл Гиппократ. Знаме­нитая клятва Гиппократа известна около 2,5 тыс. лет и до сегодняшнего дня остается актуальной. За прошедшие тысячелетия менялись ее формулировки, но суть оставалась прежней. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс, проходивший в 1967 г. в Париже, дополнил клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь». И сегодня российские врачи и фельдшера, приступая к практической деятельности, дают клятву Гиппократа.
    Основные положения медицинской этики,

    изложенные в клятве Гиппократа:

    1. Не навреди. Принцип непричинения вреда морального, физического, ма­териального является основным принципом медицины. Все действия медработника должны быть направлены на благо больного. Благодеяние – это и умело проведенная операция, и грамотно назначенное медикаментозное лечение, и старательный уход за больным, вовремя сде­ланная прививка, борьба за экологию и т.д.

    2. Принцип священности человеческой жизни или уважение к жизни. В современном здравоохранении понятие уважения личности, самостоя­тельности пациента являются первостепенно важными, они находятся в цент­ре любых отношений между медработником и пациентом. Самостоятельность пациента защищена посредством согласия на лече­ние, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии своего здоровья в доступной для него форме.

    3. Принцип информированного согласия утвердился в современном здравоохранении вместе с признанием приоритетного значения прав человека во всех сферах жизни. Этот принцип стал реакцией человечества на страшные опыты фашистских и японских вра­чей, на злоупотребление психиатрией против инакомыслия и другие анти­гуманные действия. Он означает, что любой медработник должен максимально полно инфор­мировать больного, после чего тот свободно выбирает курс своих дальней­ших действий. Возможно, решение пациента не окажется наилучшим с точки зрения медицины, но это его выбор. Пациент может вообще отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально-опасных больных может осуществляться только по решению суда, и это закреплено законодательно.

    4. Уважение к личности больного. Медик должен уважать личную жизнь па­циента, воздерживаться от аморальных поступков.

    5. Уважение к профессии. Медик должен делать все, чтобы повышать авторитет своей профессии. Главное, он должен быть мастером своего дела.

    6. Врачебная тайна. Не подлежат разглашению все сведения о больном, полученные медработни­ком от него самого или в ходе его лечения. Медицинская тайна не сохра­няется, если это противоречит интересам отдельных граждан и общества в целом. (Например, медработник обязан информировать органы здравоохране­ния об инфекционных и венерологических заболеваниях; при огнестрельных ранениях ставятся в известность правоохранительные органы и т.д.)

    7. Постоянное профессиональное обучение. Врач должен быть в курсе новых методов лечения и диагностики. Своим незнанием он может нанести вред больному, не использовав все имеющиеся на сегодня в распоряжении меди­цины средства лечения.

    С 1983 г. выпускники многих сестринских школ и колледжей дают ана­логичную клятву. Она названа именем основательницы сестринской профес­сии Ф. Найтингейл.
    3. Качества медсестры, необходимые в её работе

    Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физическом и психическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

    Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

    1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. Важнейшими качествами сестры считаются: любовь к своей профессии, увлеченность ею, уважительное отношение к пациентам и коллегам, стрем­ление помогать, быть рядом с теми, кому нужна помощь, внимательность, терпимость, доброта, вежливость, душевность и, конечно, профессионализм, достигающий высокого уровня мастерства, ярко выраженное чувство профес­сионального долга.

    Основными качествами сестры, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

    • Скромность -- простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

    • Справедливость -- самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

    • Честность -- должна соответствовать всем делам медицинского работника, стать основой его повседневных помыслов и стремлений.

    • Доброта -- неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.


    2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид.

    • Внешний вид. Основное требование к одежде -- чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Медицинская форма украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Соответствующий внешний вид медика является одним из факторов, способствующих установ­лению доверительных отношений с пациентом. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту.

    • Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, вежливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.

    Медицинская сестра, владеющая полным наборам качеств внутренней и внешней культуры, в полной мере приближается к образцу идеальной сестры.

    К чести отечественных медицинских сестер, в подавляющем большинстве, они обладают этими качествами и могут служить примером для молодого по­коления, вступающего на этот тернистый, но благородный путь.

    Профессиональные деформации.

    С развитием мед. науки постоянно развивается, растет роль мед.сестры и значение ее деятельности.

    В настоящее время для ухода за больными она должна обладать все более сложными медицинскими, научными и техническими познаниями.

    В то же время задачи, возложенные на медсестер, чрезвычайно многосторонни (уход, соблюдение личной гигиены больного, кормление, соблюдение санитарно-гигиенического режима, раздача лекарственных препаратов и другие манипуляции). Всё это создает психоэмоциональные перегрузки и порождает следующие профессиональные деформации:

    А) холодность и равнодушие;

    Б) грубость и раздражительность;

    В) подавленность.

    Одной из актуальных проблем является механическое автоматическое выполнение сестрами своих обязанностей.

    Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а так же уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценить уход, отвечающий потребностям отдельного пациента.

    Венгерский психолог И.Харди выделил 6 психологических типов медсестер (материнского типа, тип нервной сестры, сестра – рутинер и т.д.).

    обратил внимание на индивидуальные особенности различных типов медицинских сестер с тем, чтобы помочь специалистам увидеть себя “Глазами пациента”, разобраться в особенностях своих коммуникативных возможностей:

    1. Сестра-рутинер (робот) – это тип представлен пока самым большим

    числом медицинских сестер. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи выполняются ими с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. И, однако, действуя строго по инструкции, они не вкладывали в свою работу психологического содержание, такие сестры работают подобно автомату. Их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого – то ухода и нет. Сестры делают все, упуская из виду одно – самого пациента. Именно такая медицинская сестра способно разбудить спящего больного, чтобы назначенное время дать ему снотворное.

    1. Сестра, играющая заученную роль. Ее поведения отличается

    неестественностью, наигранностью, она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы, часто проявляя “артистические” способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей установить контакты с людьми, поэтому такая сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

    1. Тип «нервной» сестры. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая,

    раздражительная личность сестры, склонна к обсуждению личных проблем, может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами. Результатом этой напряженности может быть грубость, раздражительность, вспыльчивость. Не раз можно видеть хмурую, с обидой на лице сестру среди ни в чем не повинных пациентов. Этот тип непрофессионального поведения медицинской сестры не должен встречаться в лечебном учреждении и свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, об огрехах в работе администрации. «Нервная сестра» - либо патологическая личность, либо человек, страдающий неврозом.

    1. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали,

    по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой решительной личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры, образованности, более низком уровне развития, сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с пациентами.

    1. Сестра материнского типа. Та, которая выполняет свою работу с

    проявлением максимальной заботливости и сочувствия к пациентам. Они успевают повсюду, работа для таких сестер – неотъемлемое условие жизни. Забота о пациентах для них жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Часто заботой о других, любовью к людям пронизана и их личная жизнь.

    1. Сестра-специалист. Сестры, которые благодаря какому-то особому

    свойству личности, проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получает специальное назначение. Иногда даже это фанатики своей узкой деятельности, неспособные ни на что, кроме выполнение этой работы, ничем кроме не интересующиеся.
    4.Этический кодекс медсестер России

    Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

    1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

    2. Сострадание.

    3. Доброжелательность.

    4. Бескорыстие.

    5. Трудолюбие.

    6. Учтивость.

    Пять фундаментальных принципов этического кодекса.

    1. Принцип, информированного согласия. Независимость пациента основана на праве и свободе пациента на информацию о своем состоянии, плане лечения, признается право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

    о характере и целях предлагаемого ему лечения; о связанном с ним риске; о возможности альтернативы данному виду лечения.

    2. Принцип милосердия -- означает "делать добро". Он включает в себя доброе отношение к другим людям и отзывчивость к тем, кто в беде.

    3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип "не навреди", который обязывает медицинского работника защищать пациентов от опасности, снимать боль и страдания в меру своих знаний и сил.

    4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.

    5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом.

    Этические нормы поведения м/с отражены, помимо клятв, в Этическом кодексе Международного Совета сестер, в национальных этических или моральных кодексах м/с в различных странах. В нашей стране такой кодекс был впервые принят в 1996 г. ассоциацией медсестер России. Он отразил совре­менные представления о правах пациента, которые диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинс­кой сестры.

    Этический кодекс м/с России состоит из 5 частей:

    1. Общие положения

    2. Медсестра и пациент – содержит нравственные аспекты взаимоотношений м/с и пациента. Эта часть является основной.

    3. Медицинская сестра и ее профессия, отражает нравственные отношения м/с к ее профессии, необходимость поддержания авторитета сестринского дела, взаимоотношения м/с с коллегами, отношение к сомнительной медицинской практике.

    4. Медсестра и общество – отражает ответственность м/с перед обществом и общества перед медсестрой.

    5. Виды ответственности за нарушения этического Кодекса и порядок его пересмотра.

    Права пациента,

    изложенные в «Этическом Кодексе м/с»

    • Право человека на наивысший достижимый уровень физического и психичес­кого здоровья.

    • Право пациента на качественную медицинскую помощь.

    • Право на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний, право на гуманное отношение.

    • Право на уважение человеческого достоинства пациента.

    • Право пациента на информацию.

    • Право соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него.

    • Право на конфиденциальность полученной от пациента информации.

    • Право умирающего на гуманное обращение и достойную смерть, ува­жение к умершему пациенту, оказание его семье психологической поддержки.

    • Право лиц, участвующих в научно-исследовательских программах, на гуманное обращение, уважение человеческого достоинства, конфиденциаль­ность, добровольное (в письменной форме) согласие, а также на отказ от участия в исследовательской программе на любом ее этапе и под любым предлогом.

    Этические обязанности медсестры,

    изложенные в «Кодексе...»

    Медицинская сестра обязана:

    • оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую прин­ципам гуманности и профессиональным стандартам;

    • непрерывно накапливать профессиональные знания и умения, т.е. быть профессионально компетентной, а также быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента;

    • превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента;

    • уважать человеческое достоинство пациента, оказывать помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных, политических убеждений, социального или материального положения;

    • соблюдать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего – не навре­ди»;

    • уважать право пациента на информацию, право согласия на любое вмеша­тельство или отказа от него;

    • хранить профессиональную тайну;

    • уважать права умирающего больного и его семьи, помнить, что, эвтана­зия недопустима и неэтична;

    • стремиться участвовать в исследовательской деятельности;

    • поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии;

    • отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независи­мость;

    • не злоупотреблять своим профессиональным положением и своими знаниями;

    • отдавать дань заслуженного уважения своим учителям;

    • признавать и уважать знания и опыт своих коллег, их вклад в лечебный процесс;

    • помогать выполнять пациенту назначенную врачом программу лечения, точно и квалифицированно производить назначенные врачом манипуляции;

    • препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой;

    • заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению;

    • участвовать в медико-санитарном просвещении населения;

    • предупреждать пациентов и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб;

    • способствовать развитию реформы сестринского дела в России, разви­вать автономию, независимость и целостность сестринского дела.

    Права медицинской сестры,

    согласно «Кодексу...»

    • М/с имеет право на защиту личного достоинства, физической непри­косновенности и права на помощь при исполнении ею профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время.

    • Уровень жизни сестры должен соответствовать статусу ее профессии.

    • Медсестер и других медицинских работников нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

    • Условия профессиональной деятельности м/с должны соответствовать требованиям охраны труда.

    • Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Ассоциация ме­дицинских сестер России окажет ей полноценную помощь по:

    • защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-то не­обоснованно опорочено);

    • своевременному получению квалификационной категории в соответст­вии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки;

    • страхованию профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей;

    • профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья;

    • своевременном получении льгот, предусмотренных законодательством РФ для медицинских работников.


    5.Биоэтика

    Заметный научно-технический прогресс позволил медицине за последнее время сделать стремительный рывок в своём развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, диагностические и лечебные приборы и установки, возможность пересадки органов и тканей, искусственного оплодотворения, лечение генетических заболеваний, возможности реанимации.

    Всё это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики. В 1971 году В. Поттер предложил новый термин «биоэтика» (этика живого) – понятие, определяющее меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и применении научных знаний на практике.

    Иногда биоэтику определяют как систему исследования этических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине.

    Биоэтика – наука, которая занимается исследованием прав человека в современной медицине, междисциплинарная область современных научных исследований, в которую помимо медицины, входят философия, богословие, психология, социология, юриспруденция и др.

    Происходящий на наших глазах сдвиг в ценностных ориентациях доказывает актуальность биоэтики, её значимость и для медицины как науки, и для общества в целом. Нас уже не удовлетворяет медицинская деонтология, которая ограничивается изучением норм профессионального поведения.

    Формирование понятия биоэтики связано с расширением спектра новых ценностных ориентаций применительно к бытию в целом. Если это понятие рассматривать не только в медицинском аспекте, но и как более широкую и философски глубокую дисциплину, то её центральное ядро – отношение к жизни и смерти.

    Повышение интереса к биоэтике вызвано рядом причин.

    Во-первых, появлением и крупномасштабным распространением биомедицинских и других технологий, обостривших старые проблемы и добавивших новые:

    - определение смерти

    - применение пассивной и активной эвтаназии

    - пренатальный диагноз

    - аборт

    - суррогатное материнство

    - хранение замороженных человеческих эмбрионов

    - пересадка органов и тканей

    - использование людей, животных или фетальной ткани для научного исследования

    - изоляция ВИЧ-положительных пациентов и пациентов с другими инфекционными заболеваниями

    - размещение токсичных отходов

    - развитие генной инженерии

    - распределение ресурсов, необходимых для профилактики и лечения тяжёлых заболеваний.

    Во-вторых, возросло понимание серьёзности биоэтических и других этических проблем, которые стали широко обсуждаться в прессе, в непрофессиональных кругах и т.д.

    Возникающие в процессе взаимодействия медицинских работников и пациентов морально-этические проблемы обычно не имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Однако решение должно быть найдено. Помощь в принятии решения оказывают различные Кодексы, Декларации, Конвенции и т.д. Руководствуются при этом основными принципами и правилами биоэтики.


    1. Медицинская тайна.


    Под медицинской тайной (врачебной тайной) понимают 2 вида сведений:

    А) сведения, полученные от больного в процессе лечебной деятельности, неподлежащие разглашению в обществе (подробности жизни, количество родов, абортов, венерических заболеваний и др.);

    Б) сведения, полученные в ходе лечебной деятельности, неподлежащие разглашению больному (неблагоприятный диагноз, прогноз, результаты анализов).

    Если больному будет известен диагноз или возникает необходимость в раскрытии его – это осуществляет лечащий врач или заведующий отделением.

    Мед.сестра не имеет право давать эту информацию.

    Кроме этого, сведения о диагнозах и анализах серьёзно больного пациента медсестра не имеет право давать по телефону.


    написать администратору сайта