Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные черты средневековой философии: 1 Теоцентризм 2 Ретроспективный характер 3 Приоритет веры над разумом в процессе познания

  • Канонически дидактический характер 5 Комментаторский характер философии

  • Тема 6. Философия Нового времени

  • Основные положения эмпирической философии. 3. Философские положения рационализма. 1. Проблема метода и субстанции – как основополагающие идеи философии

  • Проблему метода Бэкон решает с помощью обоснования индукции

  • Субстанция приравнивается Гоббсом к материи

  • 3. Философские положения рационализма.

  • Лекция 3 Тема Религиозная философия


    Скачать 217.24 Kb.
    НазваниеЛекция 3 Тема Религиозная философия
    Дата12.06.2021
    Размер217.24 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлал5 (1).pdf
    ТипЛекция
    #216942

    1
    Лекция 3
    Тема 5. Религиозная философия
    Учебные вопросы
    1.
    Базовый блок идей средневековой философии.
    2.
    Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии.
    1.
    Базовый блок идей средневековой философии
    1 Идея креационизма.
    2 Идея телеологичности.
    3 Идея Божественного Откровения.
    4 Идея удвоения мира.
    Данные идеи характерны для всей средневековой философии.
    1.
    В соответствии с идеей креационизма, Бог творит мир из ничего.
    Единственное, благодаря своей воле и желанию, а также с потенциальной любовью ко всему, что будет сотворено. Бог любит тех, кого он творит.
    2.
    Согласно этой идее, у Бога есть некий изначальный замысел, цель, согласно которой все, сотворенное им развивается. В мире все предопределено и предвидено, т.к. Бог является всемогущим. Однако при таком подходе исчезает возможность выбора. Скорее всего, Бог знает все обо всем, даже то, какой выбор мы совершим, хотя в выборе мы не ограничены.
    3.
    Бог возлюбил все, что им создано, особенно человека, сотворенного по его образу и подобию. Бог дал возлюбленным им людям Свое Откровение или
    Истину. Все необходимые и достаточные знания сосредоточены в Библии.
    4.
    В сознании средневекового человека мир разбит на 2 части. Существует высший, горний мир, мир Бога или Творца; также существует и мир тварей. На вершине мира тварей находится человек. Между тварями и творцом есть «мост»
    -
    Иисус Христос. Только через веру в искупительную жертву Христа, мы и наша душа сможем слиться с Богом.

    2
    Этот базовый блок идей способствовал порождению основных черт и характерных особенностей всей средневековой философии.
    Основные черты средневековой философии:
    1
    Теоцентризм
    2
    Ретроспективный характер
    3
    Приоритет веры над разумом в процессе познания
    4
    Канонически дидактический характер
    5
    Комментаторский характер философии
    1
    Бог находится в центре размышления всех средневековых философов. Это альфа и омега их размышлений. Они начинают свои размышления с Бога и приходят к нему в конце. Основной задачей философии становится разумное обоснование и доказательство бытия Бога.
    2 Средневековая культура, в том числе и философия, были ориентированы не столько в будущее, сколько в прошлое человеческой истории. Это обусловлено тем, что лучшее для современного человечества время осталось позади. Чем далее эти времена уходят от средневековья в прошлое, тем они лучше и совершеннее. В области гносеологии это ведет к тому, что важнейшим обоснованием и доказательством истинности является метод «ссылки на авторитеты». Чем древнее источник, тем он более истинен и весом в споре.
    Самым весомым источником является Библия.
    3 В области гносеологии вера господствует над разумом. Еще в античности возникла оппозиция: «чувства – разум». Она достигла апогея в философии
    Нового времени. По мнению Демокрита, основа познания – чувства; по мнению
    Платона – разум. В период средних веков на смену прежней оппозиции приходит новая: «вера – разум». Вся средневековая философия отдает приоритет вере. Только вера и, прежде всего вера является вершиной познания. Однако в средневековой философии наблюдались разные тенденции касательно данного вопроса. Согласно Тертуллиану (2 в.) в познании необходима лишь вера, т.к. благодаря ей нам может явиться Откровение, «читай Библию и все познаешь сам». Разум, по Тертуллиану, излишен, он ведет к ереси; истины веры ему не

    3 подвластны. Мы не можем разумно познать что такое Триединство. Позиция
    Августина Блаженного (5 в.) заключается в выражении: «разумей, дабы верить, верь, дабы разуметь». Вера и разум, по Августину, необходимы в познании, они дополняют друг друга, но истины веры выше и основательнее истин разума. По
    Августину, вера – это и основа, и вершина познания, опираясь на веру с помощью разума, мы познаем тонкости и дополняем веру. Фома Аквинский (13 в.) считал, что Господь совершенен и если Он дал нам разум, то сделал это намеренно, т.к. Бог нас любит и хочет чтобы мы поняли истины веры. Без разума истины веры не могут нам открыться. Разум – это основа познания, но его вершина – это вера. При этом разум ориентирован на получение истинных знаний об окружающем мире. Познавая мир, мы познаем Бога. Вера ориентирована на познание таинств, а это намного весомее, чем истинные знания об окружающем мире.
    4 Средневековая культура это сплошное засилие канонов. Это касается и философии. В сфере философии существуют определенные нормы написания работ, в соответствии с которыми в конце работы автор приходит к началу, постоянно делает выводы. Кроме того, все части работы логически вытекают друг из друга, подчиняясь сверхзадаче – обоснованию существования Бога, либо обоснованию совершенства всего, что им создано. В схоластике используется метод логических силлогизмов (выводов из доводов) в пользу религии и церкви и доводов против них. Господство канонов имело и определенные плюсы – работы средневековых философов очень четко выстроены логически, также они отличаются большой глубиной. На философах лежала ответственность. Как правило, тон философских произведений дидактичен: это различные наставления и поучения. Это связано с тем, что мыслитель воспринимал себя как орудие, инструмент в руках Бога, как своеобразный ретранслятор Божественных мыслей.
    5 Произведения средневековых философов – это во многом комментарии
    Платона, Аристотеля, Боэция; при этом у мыслителей существовало трепетное отношение к тексту. Текст для них был многослойным. Сначала философ

    4 выявлял канву текста, затем осознавал мысль автора, после этого, вскрывал то, что стоит за тем или иным текстом Священного Писания. При этом авторы очень часть либо вовсе их не подписывали, либо подписывали их вымышленными именами. В средневековой философии было множество псевдоаристотелей, псевдоплатонов и т.д.
    2.
    Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии
    В средневековой философии принято выделять 2 течения или периода:
    1 Патристика (2-5 вв.).
    2 Схоластика (5-14 вв.).
    Это не столько течения, сколько этапы.
    Патристика. Она не была единой. Сам термин – «патристика» – означает собирательное название учений отцов церкви. В рамках патристики существовали разные религиозные и философские учения: манихейство, гностицизм, и т.п. Наиболее значимым было течение апологетов (защитников).
    Они обращались с посланиями к императорам Рима, к политикам и богачам. В посланиях они отстаивали ценности христианства в сравнении с античными и иудейскими. Наиболее значимым мыслителем ранней патристики был
    Тертуллиан. Он был ярым противником философии и науки. Он также протестовал против соединения догматов христианства с античными философскими доктринами. По его мнению наука и философия являются излишними т.к. они заняты поиском истины, уже данной нам в Писании. Эти поиски, как и разум, в челом, способны лишь привести нас к ереси и отдалить от
    Бога. Исходный тезис Тертуллиана – «верую, ибо нелепо». Он настаивает на идее творения всего сущего Богом из ничего. В работе – «Против Гермогена», он доказывает, что если признать Бога творцом мира из материи, а не из ничего, то мы наделим материю божественным статусом, т.к. она будет вечной и без материи Бог будет бессилен. Он одним из первых пытался решить проблему теодицеи – оправдание добра (зла). Откуда взялось зло, если все создано любящим Богом? Гностики отвечали на это тем, что выделяли Бога-творца
    (добро) и Бога-разрушителя (зло). Тертуллиан полагает, что зло носит не

    5 объективно-всеобщий, а субъективно-частный характер. Бог всемогущ и вездесущ, а мы частны и временны. То, что мы считаем злом, является добром.
    Самым ярким патристиком считается Аврелий Августин. Его учение считается вершиной всей патристики и основанием схоластики. Его отец был язычником, а мать – христианкой. Это человек, терзаемый поисками. Он был язычником, гностиком, манихеем, апологетом. Августин является родоначальником нового философского жанра – исповеди. Он описывает душевные поиски и приход в христианство. Центром его размышлений становится Бог. Августин говорит о гармонии веры и разума, т.к. истины веры и разума не противоречат друг другу:
    «разумей дабы верить, верь дабы разуметь». Но вера в познании более весома и надежна. Августин выделяет два источника знаний: опыт (который ограничен) и общение. Но и то и другое основано на вере. Поэтому вера более основательна, чем разум, особенно религиозная. В труде «О граде Божием», Августин разрабатывает христианскую версию всемирной истории. Он противопоставил град Небесный – «всемирная Церковь» граду Земному – государству. Град
    Земной основан на индивидуальном эгоизме людей, поэтому они обречены на крушение. Град Небесный – Всемирное государство церкви основано на любви
    Бога к людям, это государство постоянно крепнет, за ним будущее. Эти идеи влияют на церковь до сих пор. Эта работа активно использовалась папской властью для достижения своей цели в борьбе за власть в европейскими монархами. Проблема теодицеи решается Августином следующим образом:
    Господь творит лишь добро, а зло в мире не имеет достаточных оснований или собственных причин. В этом смысле зло – подобно дырке от бублика. Это отсутствие добра или нарушение божественного порядка. Порядок строго иерархичен, как и социальная лестница феодальных государств. Там, где низшие борются с высшими, рождается зло.
    Схоластика. С лат. – школа. Философия начинает преподаваться в школе.
    Метод схоластики, в широком смысле, это не поиск истины, т.к. она уже дана в
    Откровении, это метод изложения истины, доведение ее до сведения слушателя или читателя. Знаменитые вопросы схоластики: сколько ангелов может

    6 поместиться на конце иглы? Или: может ли Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? В узком смысле, схоластический метод – это метод последовательного применения логических силлогизмов, приводящих нас к мысли о праведности божественных истин. Задачей схоластики была систематизация христианских догматов, их обоснование и популяризация.
    В средневековой схоластике выделяют два течения: номинализм и реализм. Они возникают в результате спора об универсалиях – общих понятиях.
    По мнению реалистов универсалии первоначальны, первичны по отношению к конкретным предметам и процессам. Универсалии – замыслы, мысли Бога. Они являются своеобразным прототипом конкретных предметов и процессов. Представители реализма, размышляя о том, что в познании является более важным: воля или разум, полагают, что более важным является разум, т.к. он имеет дело с мыслями, а значит он способен познать мысли Бога.
    Номиналисты полагают, что первичными являются отдельные конкретные вещи, а универсалии -–всего лишь имена, или общие название сходным классов вещей (Росцелин).
    Наиболее значимым схоластом считается Фома Аквинский – создатель томизма. Томизм – философская доктрина христианства, согласно которой разумное познание – как философское, так и научное, должно активно применятся для познания Бога и доказательства истинности христианских доктрин. По его мнению разум необходим в познании истины, т.к. в противном случае, Господь не наделил бы нас им. Мы не усвоим истины веры без разума, т.к. они будут для нас непонятными. Главные труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» – это совокупность доводов в пользу христианских истин, с помощью которых он борется с язычеством и обосновывает истины теологии.
    Он приводит разумные доказательства бытия Бога: доказательства из действующей причины - Бог – причина самого себя, все остальное – следствие; доказательства из сущности движения: для того, чтобы было движение, должен был быть первый толчок (перводвигатель – Бог); доказательства из телеологии:

    7 ничего случайного не происходит, все происходит гармонично, значит, кто-то заложил цель.
    Философия Аквината явилась прототипом неотомизма. Это одна из самых рациональных и научных философских доктрин, т.к. очень использует достижения науки с целью обоснования истинности христианских доктрин.
    Контрольные вопросы
    1.
    Раскройте особенности средневековой философии.
    2.
    Укажите черты сходства и различия античной и средневековой философии.
    3.
    Сравните патристику и схоластику как основные этапы в развитии западной христианской философии.
    4.
    Какие подходы к решению проблемы веры и разума представлены в
    Средневековой философии?
    5.
    Как решались в философии Фомы Аквинского проблемы соотношения веры и разума (знания)?
    6.
    Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?
    7.
    В чем суть исторического спора между реализмом и номинализмом?
    8.
    Назовите основных представителей арабской философии Средневековья и кратко охарактеризуйте их взгляды.

    8
    Тема 6. Философия Нового времени
    Учебные вопросы
    1.
    Проблема метода и субстанции – как основополагающие идеи
    философии Нового времени.
    2.
    Основные положения эмпирической философии.
    3. Философские положения рационализма.
    1.
    Проблема метода и субстанции – как основополагающие идеи философии
    Нового времени.
    В период 16 – 19 вв. бурно развивается промышленный капитализм.
    Развитие промышленности влекло за собой развитие науки, т.к. в ней чувствовалась острая потребность. В это время возникает множество естественных наук: физика, химия, астрономия и др. Развитие науки и техники влекло за собой определенные изменения в философии. Философия переориентировалась в область гносеологии. В этой области основными проблемами стали проблема метода и проблема субстанции. Проблема метода заключается в необходимости выявления и обоснования подлинно научного метода познания. Он должен быть всеобщим, как для гения, так и для обывателя.
    Проблема субстанции заключается в необходимости обнаружения и обоснования первоначала или первоосновы лежащей в основании мира, а также всех предметов и процессов, изучаемых наукой. В философии нового времени в плане гносеологии выделяются 2 течения: эмпиризм и рационализм. Основанием для возникновения этих течений явилось различное понимание источников познания или подлинных источников истинных знаний.
    2.
    Основные положения эмпирической философии.
    Эмпиризм – это течение в философии Нового времени, согласно представителям которого, подлинным источником наших истинных знаний о мире является опыт. Он играет определенную роль в познании, т.к. именно из него берутся исходные знания. Разум при этом играет второстепенную роль, он

    9 количественно обрабатывает опытные знания, классифицирует, систематизирует и прочее. Эмпирики считают, что от рождения, a priori, наш разум подобен tabula rasa, где впоследствии мир через опыт запечатлевает свои знания.
    эмпиризм
    рационализм
    Основатель – Ф. Бэкон 16 в.
    Т. Гоббс 17 в.
    Дж. Локк 18 в.
    (основатель сенсуализма) фр. материалисты 18 в. Беркли 18 в.
    Дидро (суб. идеалист)
    Гельвеций Д. Юм
    Гольбах (агностик)
    Основатель – Р. Декарт 16 в.
    Б. Спиноза 17 в.
    Г. Лейбниц 18 в.
    Философия Ф. Бэкона
    Ф. Бэкон – основатель эмпиризма. Он решает проблему субстанции следующим образом: субстанция – это природа во всем многообразии ее
    форм. Бэкон выделяет 19 субстанций. Их необходимо познавать, но не ради познания, а ради практического применения. Бэкон настаивает на том, что кабинетом ученого должно стать поле, лес, окружающая действительность.
    «Знание – сила», мир познаваем с помощью опыта. Для того, чтобы познание было успешно, необходим соответствующий инструментарий. Проблему метода
    Бэкон решает с помощью обоснования индукции: движения познания от частного к общему.
    Бэкон делит всех ученых на несколько типов, уподобляя их определенному виду животных. По Бекону есть ученые – теоретики, они подобны паукам, которые плетут нить своих рассуждений из самих себя, этот тип ученых является ущербным, т.к. полученные знания не связаны с реальной действительностью.
    Второй тип ученых Бэкон уподобляет муравьям, это – чистые эмпирики, которые как муравьи собирают опытные знания встречающиеся им на пути, не делая при этом логических выводов и обобщений, т.е. не создавая теории.
    Очередное опытное знание воспринимается ими как небывалое. По мнению
    Бэкона, подлинный ученый должен быть подобен трудолюбивой мудрой пчеле,

    10 которая собирает нектар опыта и перерабатывает его в воск и мед теории. Тем самым Бэкон формально выступил против крайностей и эмпиризма и рационализма. В образном языке Бэкона проявилось учение о недостатках разума, которые он назвал идолами разума, мы сами их создаем и им же поклоняемся.
    Бэкон выделяет следующие идолы:
    1.
    Идолы пещеры, которые заключаются в том, что в познании мы смотрим на мир как бы из отверстия пещеры, где мы находимся и несправедливо экстраполируем знания о воспринимаемом нами кусочке мира, который виден нам в отверстии пещеры на весь мир, пологая, что он весь таков. К. Маркс назвал нечто подобное «профессиональным идиотизмом».
    2.
    Идол площади заключается в том, что наш язык очень многозначен. Одними и теми же понятиями мы выражаем разные, порой противоположные мысли, и, наоборот, разными понятиями и суждениями могут выражаться одни и те же вещи.
    3.
    Идолы театра связаны с тем, что в научном познании мы как в театре верим в авторитеты мыслителей прошлого. Это нужно делать не всегда: «доверяй, но проверяй».
    4.
    Идолы рода (человеческого). По мнению Бэкона наше познание подобно зеркалу, но зеркалу кривому, оно обусловлено нашей принадлежностью к человечеству, мы все воспринимаем с позиции людей. Избавиться от этого рода идолов сложнее всего, т.к. нам сложно даже определить то, от чего, в принципе, нужно избавляться.
    Бэкон считает, что мы не только можем, но и обязаны получать истинные знания о мире, исходить из знаний, полученных опытным путем, а для того, чтобы эти знания были истины, нам нужен метод индукции, при всем этом, мы должны стремиться избавляться от идолов разума.
    Философия Т. Гоббса
    Т. Гоббс придает более наукообразную форму позиции Бэкона и в этом смысле рационализирует его подход. Гоббс является эмпириком, а не

    11 рационалистом. Из 19 форм существования материи, он оставил лишь одну – механическую. Он говорит, что мир подобен гигантскому часовому механизму, где господствует механика, это мир сил и скоростей. Субстанция
    приравнивается Гоббсом к материи, это совокупность огромного количества корпускул, типа атомов. Их поведение подчинено механике. Гоббс является материалистом и атеистом, по его мнению, души не существует, а животные и даже человек – это сложные механические автоматы. Проблемой метода Гоббс специально не занимался, но предпочтение, как и все эмпирики, отдавал
    индукции. Особую известность Гоббс приобрел как основатель концепции
    «общественного договора». Общество – это социальный организм, подобный
    Левиафану, а его слои и сословия подобны органам. По мнению Гоббса общество возникло само сабой, естественным путем. Через «войну всех против всех» и заключение «общественного договора» образовалось государство.
    Наилучшей формой государственного устройства, по Гоббсу, является монархия.
    Философия Д. Локка
    Дж. Локк является основателем сенсуализма – течения в эмпиризме, согласно которому подлинным источником наших истинных знаний о мире являются чувства: ощущения, восприятия и эмоции. Под субстанцией Локк понимает природу, возникшую естественным путем и способную к
    саморазвитию. Природа существует естественным образом. Говоря о знаниях,
    Локк выделяет, с одной стороны, души, особенностью которых является активность и способность к саморазвитию и внешнему познанию; а также, объекты окружающей действительности, в ходе познания которых, появляются идеи второго рода, они, в отличие от первых пассивны и воспринимаемы, познаваемы. Локк указывает на знания о внешней действительности, возникающие в ходе нашего опыта и знания о внутреннем характере, возникающие в ходе рефлексии (внутреннего осмысления). Рассуждая о предметах внешнего мира, Локк говорит о присущих им качествах первого рода: движение, фигура (форма), число – подобные качества присущи самим предметам и процессам и о качествах второго рода, отличающихся тем, что они

    12 лишь кажутся нам объективными, или принадлежащими самим предметам и процессам. На самом деле, качества второго рода являются лишь комбинациями первого, отраженными нашем сознанием: цвет, запах, вкус, звук и т.д. Локк является автором учения о tabula rasa, согласно которому первоначально, от рождения наш разум пуст и чист, подобно чистой доске, а уже затем, в ходе опытов, эта доска наполняется содержанием: мир через наши чувства запечатлевает в нашей душе свои письмена, тем самым вводя содержание об окружающей действительности в наше сознание. От Локка линейное развитие эмпиризма прекращается: с одной стороны возникает группа сенсуалистских учений французских философов-материалистов, таких как, Дидро, Гельвеций,
    Гольбах; а с другой стороны возникают субъективно-идеалистские сенсуалистские учения Беркли и Юма.
    Философия Дж. Беркли
    Этот шотландский философ 18 в. может считаться наследником сенсуализма Локка. Он более последовательный сенсуалист по сравнению с ним.
    Беркли доводит сенсуализм Локка до логического конца. Коль скоро все наши знания берутся из мира чувств, то материя или субстанция оказывается излишней. Материи не может быть т.к. материю (субстанцию) никто и никогда не ощущал. Исходный постулат Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», т.е. существует то, что, в принципе, может быть воспринято.
    Отсюда следует такое решение проблемы субстанции: «субстанция или
    материя – это выдумка материалистов и атеистов, признанная оправдать их собственное безбожие». Учение Беркли является безупречным. Субстанции нет, но отдельные процессы существуют, каждый из них является устойчивой совокупностью или комплексом ощущений. Есть конкретное, общего нет.
    Никакого параметра тела не существует. По мнению Беркли, Локк не прав, деля качества (ощущения) на объективные и субъективные, т.к. если ощущения 2-го рода субъективны, то столь же субъективны и качества первого рода, т.к. они всего лишь отражение в наших головах комбинаций последних. Вместе с тем, в случае, если вдруг исчезли бы все познающие субъекты, то Земля, Луна, звезды

    13 и т.п. остались бы, т.к. существует один субъект, атрибутивным качеством которого является то, что он не может исчезнуть. Этим субъектом является Бог.
    Весь мир, в т.ч. и наши души – это комплекс ощущений Бога.
    Философия Д. Юма
    Он развил позицию Дж. Беркли, будучи более последователен, по сравнению с Локком и Беркли. Юм является основателем агностицизма. Он считает, что не правы как Беркли, так и материалисты. Материалисты выдумывают материю за нашими ощущениями, Беркли примысливает за нашими ощущениями Бога. Но и то и другое, по Юму, не научно. Ни Бога, ни материи никто никогда не ощущал. Согласно Юму, мир – это поток бессвязных разнокачественных ощущений, неизвестно откуда берущихся и уходящих.
    Принципиально невозможно узнать, что скрывается за этим потоком ощущений, чем он вызывается, нет гарантий, что за этим потоком вообще что-то есть. В этом заключается основа агностицизма Юма. Сущность всего существующего непознаваема, непознаваем и сам поток ощущений, узлами которого являются души и сознание. Этот поток непознаваем, т.к. в нем нет причины и связей со следствием. Все дело в том, что люди просто путают две вещи: «по причине того» и «после того». Люди наивно полагают, что если А произошло после В, то
    А – причина, а В – следствие, но это не так.
    Вместе с тем, по Юму, наука все же нужна, т.к. она способствует формированию полезных привычек, делающих нашу жизнь более приятной и удобной. Это можно выявить путем повтора. Если человек пять раз упадет на льду, то возможно, что лед стоит посыпать песком. Однако в будущем, вероятно, все науки сольются в психологию и станут ее разделами.
    Философия английского и французского материализма 18 в
    Англ. и фр. материализм 18 в. имеет общие черты: сенсуалистическая направленность; деизм; метафизичность; механицизм; созерцательный характер материализма; идеализм в понимании перспектив общественного развития.
    Сенсуалистическая направленность в гносеологии заключается в том, что они либо тяготели, либо принимали сенсуализм полностью.

    14
    Весьма часто, этот материализм имел форму деизма. Деизм – философское учение, утверждавшее, что мир создан Богом, однако Бог удалился от него, предварительно наделив его законами, энергетическим импульсом и жизнью.
    Таким образом, мир развивается естественно. Бог наблюдает за ним со стороны и не вмешивается ни в развитие природы, ни в наши судьбы. Формально такой подход можно назвать объективным идеализмом, но фактически природа
    (материя) развивается сама. Этот материализм был метафизичен по сути, т.к. основным методом познания была метафизика. Возможно, что философы еще не дозрели до диалектики, т.к. была довольно слаба наука (не было деления химии на органическую и неорганическую и т.д.). Т.о. данный подход исторически оправдан, потому что классические науки, метафизические по сути, только возникли.
    Для материализма эпохи Нового времени, характерен механицизм.
    Философы стремились объяснить все с помощью механики и, более того считали мир гигантским часовым механизмом. Это объясняется тем, что механика была единственно развитой наукой (законы Ньютона).
    Созерцательный характер этого материализма обусловлен тем, что философы представляли что мир познается созерцательно. Предметы и процессы окружающей действительности воздействуют на наши органы чувств, в итоге мы обретаем знания об этих предметах и процессах. В гносеологии часто субъект и объект меняются местами: не человек воздействует на мир, а мир воздействует на него.
    Идеализм в понимании истории и общественной жизни был непоследователен. При объяснении природных явлений, возникновения жизни, психических процессов – эти философы были материалистами. Как только они пытались объяснить явления исторического процесса, они становились на позиции идеализма («основной вопрос философии»). Основой исторического процесса признавались духовные начала: развитие морали, смена религий, развитие науки и просвещения.

    15
    3. Философские положения рационализма.
    Рационализм – течение в философии Нового времени, согласно которому подлинной основой наших знаний о мире является разум; чувства, при этом, играют второстепенную роль. В разуме изначально присутствуют базовые знания, без которых наше познание невозможно. Для переработки чувств изначально необходим некий аппарат, чем и является разум. К базовым знаниям относятся: математические аксиомы; знание закона причинности, закона сохранения субстанции и т.д. Как правило, рационалисты подлинно научным методом признают дедукцию (от общего к частному). Проблема субстанции в рационализме решается по-разному.
    Философия Р. Декарта
    Декарта считают основателем рационализма. Он считал, что наука должна быть особенно эффективной и практичной. Прошлая античная философия представлялась ему подобной старому городу, где есть архитектурные шедевры, но, в целом, он полон хижин и кривых улиц. Современная наука должна быть подобна современному городу с широкими и прямыми улицами и проспектами.
    Для этого наука должна обладать эффективным научным методом, которым мог бы пользоваться любой человек. Декарт создает теорию дедукции. Пытаясь решить проблему субстанции, Картезий исходит из того, что субстанция – это
    то, что является причиной самой себя и познается из самой себя. В этом случае субстанцией является Бог. Однако для объяснения возникновения материальных и духовных явлений действительности, Картезий вводит кроме
    Бога, понятия материальных и духовных субстанций. Главный атрибут материальных субстанций – протяженность, духовных – мышление. Субстанции присутствуют параллельно. Модусы материальных субстанций – тела и процессы, модусы идеальных – души людей. В этом параллельном существовании материи и души заключается дуализм картезианства. В человеке эти субстанции также существуют параллельно, изменения в одном ведут к изменениям в другом. По Декарту, Бог творит все опосредованно через

    16 материальные или духовные субстанции. Для существования субстанции достаточно поддержки Бога, для существования модусов нужна поддержка Бога и наличие субстанций. Сложность и громоздкость решения проблемы субстанции Декартом привела к тому, что эту проблему иным путем решают другие рационалисты.
    Философия Б. Спинозы
    Согласно Спинозе проблема субстанции решается с позиции пантеизма – философского учения, согласно которому, Бог стоит не над природой, а является идеальным началом, растворенным в природе. Благодаря этому природа может развиваться, т.о., согласно Спинозе, субстанция едина и единственна, она является духовно-материальной. Процессы и предметы действительности являются модусами (видопроявлениями) данной субстанции.
    Философия Г. Лейбница
    Этот рационалист решает проблему субстанции с отличной от Спинозы позиции. По Лейбницу, субстанций много, причем, субстанция, в принципе, не может быть материальной, т.к. всякое материальное образование всегда делимо.
    Субстанция, в отличие от материи, не может состоять из чего-то, напротив, из субстанции все состоит. Лейбниц говорит о том, что субстанция может быть только духовной, он называет ее монадой. Монады – это элементарные духовные образования, из которых состоят как духовные, так и материальные явления. Проблема метода решается Лейбницем в пользу дедукции, он признает ее подлинно научной. Задаваясь вопросом: есть ли у нас врожденные знания, на который сенсуалисты отвечали положительно, а Декарт – отрицательно,
    Лейбниц говорит, что с рождения в разуме нет ничего, кроме разума. Разум потенциален для базовых, врожденных знаний, опираясь на которые, мы познаем мир. Первоначально Лейбниц приходит к выводу о том, что субстанция не м.б. материальной в принципе, т.к. любое материальное образование, в т.ч. субстанция имеет протяженность. Каждая монада обладает двумя свойствами: представлением и стремлением. Представление состоит в том, что каждая монада отражает весь мир, но с разным уровнем четкости. Лейбниц выстраивает

    17 ранжирование монад по качеству тех предметов, процессов и явлений, которые образуются монадами. Низший уровень – минералы (монады воспринимают здесь мир очень нечетко); растения; животные; человек; Бог (монада монад).
    Переход от одного уровня к другому непрерывен. Всю совокупность монад
    Лейбниц называет «предустановленной гармонией».
    Контрольные вопросы

    18 1.
    Какое влияние оказала научная революция XVI-XVII вв. на проблематику философии Нового времени?
    2.
    В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы ее основные направления?
    3.
    Объясните значения терминов «эмпиризм» и «рационализм». Назовите представителей эмпирического и рационалистического направлений в философии. Поясните, что объединяет эти течения философской мысли XVII в.?
    4.
    Объясните в чём суть истинной индукции Бэкона? Какие заблуждения мешают познанию, по мнению Бэкона, и можно ли их преодолеть?
    5.
    Какие требования к методу предъявлял Декарт?
    6.
    В чём заключается суть деизма?
    7.
    Объясните фразу Декарта «Cogito ergo sum».
    8.
    Сравните учения о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница.
    9.
    Расскажите об основных принципах теории познания Дж. Локка.
    10.
    Раскройте характерные черты субъективно идеалистической философии Дж.
    Беркли.
    11.
    В чем проявился агностицизм и скептицизм Д. Юма?
    12.
    Раскройте содержание концепции общественного договора Т. Гоббса и объясните, почему он называет государство Левиафаном?
    13.
    Что нового внес Дж. Локк в учение об общественном договоре и какое влияние оно оказало на развитие последующей общественно-политической мысли?
    14.
    Почему Локка считают основателем либерализма?


    написать администратору сайта