5-лекция. Лекция 5 Медицина в Арабских халифатах и в Средней Азии
Скачать 366.19 Kb.
|
Лекция №5 Медицина в Арабских халифатах и в Средней Азии Арабские халифаты воз- никли как результат поли- тических преобразований, имевших место после смер- ти пророка Мухаммеда, ког- да власть перешла к его преемникам – халифам. Четкие географические контуры государства опре- делились в правление династии Омейядов (661- 750 годы). Тогда халифат включал в себя восточные Арабский халифат, 750 год н.э. земли от Ирана до Египта, в том числе юго-запад Северной Африки. В 750 году к власти пришли другие родственники пророка - Аббасиды, правившие до 1258 года. Одобренная Аллахом медицина почиталась как полезная наука, в задачу которой входил поиск лечебных средств, якобы уже созданных всевышним. Согласно исламу, Аллах вначале создает лекарство, а затем разрешает людям болеть. Вследствие активной переработки античного наследия, прежде всего переводов рукописей, арабы способствовали смещению центра мировой науки с Запада на Восток. О СОБЕННОСТИ МЕДИЦИНЫ В СТРАНАХ В ОСТОКА , А РАБСКИХ ХАЛИФАТАХ Развитие науки под сильным влиянием исламской идеологии. Мусульмане разделяли знания на две сферы: традиционные «арабские» и всеобщие «иноземные». Медицина начиналась с религиозных догм, но постепенно переходила к практическому врачеванию. Теоретическая медицина преподавалась по Галену. Дворцы мудрости - Общества просвещенных (академии). Больницы были научными медицинскими центрами. Существо- вали больницы трех типов: 1 - финансировался государством, 2 - врачами и религиозными деятелями, 3 - военные учреждения. Открыли нашатырь, получили азотную и соляную кислоту, хлорную известь и спирт. Укрепление связи алхимии с медициной. Анатомией не занимались. Ислам строго запрещал даже при- косновение к мертвому человеческому телу. Арабские врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных, проводили клинические испытания. Исторической заслугой врачей Арабских халифатов является сохранение и передача врачам Западной Европы богатейшего наследия медицины древнего Востока, античного и эллинисти- ческого мира. Систематизация и совершенствование! Багдадский эмир аль-Мамун основал грандиозный Дом Мудрости, являвшийся одновременно книгохранилищем с читальным залом и мес- том для общения городских мудрецов. Здесь не ублажали тело, подобно римлянам, которые рассуждали о материи, нежась в клубах горячего пара. Восточные ученые приходили в библиотеки работать и заботились о душе, причем не только о своей. Они постигали науки, для того чтобы приложить знания на практике. Вероятно, поэтому в Средневековье только арабская медицина осуществляла свое Истинное предназначение. Дворец мудрости по образцу багдадского был учрежден в Каире в 1005 году, по инициативе халифа аль-Хакима. На базе этого центра воз- ник ученый союз под названием Общество просвещенных, ставший прообразом европейских академий наук. В то время как на Западе работало лишь два университета - в Болонье и Салерно, только в Кордовском халифате действовало около 70 домов мудрости, 17 медресе и множество частных библиотек. В лечении медики Арабского халифата отталкивались от понятия «мизадж», Что значит «темперамент». При гармонии в организме тепла, холода, сухости и влажности мизадж нейтрален, следовательно, человек здоров. В случае его отклонения от нормы возникает болезнь, и задачей врача становится восстановление утраченной гармонии. Темперамент не считался явлением постоянным, он мог изменяться с возрастом или на- рушаться под влиянием внешних факторов, например стресса или пере- мены погоды. Халифат стал местом появления аптек; первая была орга- низована в Багдаде в 754 году. Распространение алхимии тоже относится к арабскому Востоку. Ученые Кордовы изобрели водяную баню, перегонный куб, разработали процесс фильтрования. В процессе изготовления лекарственных препаратов получили соляную кислоту, хлорную известь и спирт в виде порошка, имевший название al-kuhl - «алкоголь». А БУ Б АКР М УХАММЕД ИБН З АКАРИЯ А Р -Р АЗИ (Р АЗЕС ) Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (Разес), (865 – 925 гг.). Основал больницу в Багдаде. Связывал теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вари- оляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Описал инструмент для извлечения ино- родных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок бара- на для зашивания ран брюшной полости. Медицинские Ар-Рази (Разес). руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» и «Медицинская книга», «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей). Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). А ВИЦЕННА Авиценна. Латинское имя Авиценна (980-1037 гг) носил вос- точный мыслитель Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдал- лах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, прославивший- ся ученостью во всех средневековых науках. Творче- ство восточного философа занимает особое место в истории мировой культуры. Серьезный врач, мате- матик, поэт получил признание еще при жизни, заслужив почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых). Его теории и практическая деятельность обогатили науку открытиями, предопределившими ее отделение от религии. Многочисленные сочинения Авиценны пользовались широкой известностью, хотя философский трактат «Книга исцеления» протии- воречил церковным догмам и был сожжен на центральной площади Багдада в 1160 году. Главное произведение его жизни, «Канон врачебной науки», более 30 раз издавался в латинском переводе. По числу изданий соперничал с Библией. Европейский вариант этого труда 5 столетий служил учебником по медицине для студентов и молодых специалистов, как Востока, так и Запада. Канон врачебной науки" - капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов. В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения. В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение Ибн- Сины о лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Книга 3-я, посвящена патологии и терапии – описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогра- фическим введением. Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах. Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий. Рекомендуемые в "Канонах врачебной науки" лекарственные сред- ства разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фар- макологию. «Канон» являлся самой известной медицинской книгой, соз- данной Восточным ученым. На протяжении веков труд Авиценны был ос- новным учебным пособием в университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний медиков средневековой Европы. Все же большинство медиков охотно применяло мистику, а иногда вовсе заменяло ею рациональное лечение. Эмиров и султанов врачевали с помощью магической цифрологии, предоставляя судьбу владык воле Аллаха. Придерживаясь взглядов Галена на физиологию, восточные коллеги Авиценны не занимались анатомией, без развития которой немыслимо построение рациональной патологии |