Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие личности. Личность и общество.

  • Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого

  • Джордж Герберт Мид

  • «значимого другого» А. Халлера.

  • Концепции личности в науке.

  • Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

  • Концепция габитуса

  • Антропологические концепции личности

  • Социализация личности. Лекция 7. Лекция 7 социализация личности


    Скачать 32.65 Kb.
    НазваниеЛекция 7 социализация личности
    АнкорСоциализация личности
    Дата03.03.2023
    Размер32.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 7.docx
    ТипЛекция
    #967460

    Лекция 7

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
    План

    1. Понятие личности. Личность и общество.

    2. Социализация личности.

    3. Концепции личности.




    1. Понятие личности. Личность и общество.

    Одной из фундаментальных и междисциплинарных проблем является проблема человека и личности. К изучению человека обращаются философия, искусство, религия, литература и другие науки. Чем же отличаются подходы к изучению человека в разных областях знания?

    Философское знание рассматривает бытие человека в обществе в широком плане, давая ответы на так называемые вечные вопросы: в чем сущность человека, смысл его жизни; каковы общие закономерности его биологического и социального развития; каковы его идеалы, ценности, цели.

    Естественнонаучное знание изучает человека как биологическое, природное существо.

    Гуманитарное знание основано на дескриптивном (описательном) и аксиологическом (ценностном) способах получения информации о человеке, выраженной в тестах и других знаковых системах. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические знания.

    В социальное знание входят дисциплины, внесшие наибольший вклад в исследование социальной природы человека (социальная антропология, психология, социальная психология и социология). Вместе с тем эти науки изучают человека по-разному.

    Антропологический подход ориентирован на изучение «родового человека» и тех его жизненных форм, которые выражены в культуре, как специфическом человеческом способе существования.

    Психологический анализ человека обращен к изучению его внутреннего мира: эмоций, чувств, психических процессов.

    Социологический подход обращен к изучению институциональных и деинституциональных связей человека и общества, то есть социология исследует не только процессы включения личности в социальные институты, но и факты ее сознательного воздействия на их функционирование и развитие.

    Каждый человек связан с внешней средой, с обществом, без которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем, включены в них. Но человек и сам представляет собой систему, имеющую сложнейшую структуру. Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия «личность» в нашем распоряжении еще ряд понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи мы часто употребляем их в одном значении, но в науке они означают разные вещи.

    Понятие «человек» это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к деятельности.

    Понятие «индивид» характеризует отдельного, конкретного человека как представителя человеческого рода. Индивид – это единичная особь, принадлежащая человеческому роду; конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человека. Индивидуальность это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различие проводится на самых разных уровнях: биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной) социальной сущности человека. В социологии личность определяется двояко: 1) как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения через совместную деятельность; 2) как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Таким образом, с точки зрения социологии: личность – это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, присущих данному обществу. Иными словами, личность – это живущий в обществе и соблюдающий его нормы. Понятие «личность» используется уже более двух тысяч лет. Его возникновение связывают с античным театром, где слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер, играющий определенную роль – ревнивца, воина, раба. При этом человек с одной стороны маскировал свое «я», а с другой стороны – соотносил себя с определенной социальной группой.

    На первый взгляд кажется, что вопрос о содержании понятия «личность» имеет сугубо теоретическое значение. Но при более внимательном анализе обнаруживается его практическое значение. Дело в том, что та или иная интерпретация оказывает влияние на решение многих вопросов, относящихся к человеку и обществу. По сути дела, это ключевой вопрос социологии: является ли каждый человек личностью, и если да, то, что из этого следует для человека и для общества? Социология выделяет в личности социально-типическое и изучает ее (личность) как совокупность общественных отношений, то есть, как продукт общества. Присущее человеку многообразие желаний, стремлений, ценностных ориентаций и потребностей, реализуемое в ходе социальных взаимодействий с другими людьми, имеет по сути один источник – общественную жизнь. Поэтому с социологической точки зрения человек и объект, и субъект общественных отношений. Недаром говорят: «Каковы люди, таково и общество». Но не менее верно и другое высказывание: «Каково общество, таковы и люди, составляющие его». Наш соотечественник, социолог В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность.

    Итак, только взаимодействуя с другими людьми, человек становится личностью, приобретает определенные качества. Таким образом, личностью нельзя назвать феральных людей (изолянтов типа Маугли). Почему же человек вступает во взаимодействие с другими людьми, какие особенности человека – биологические, физиологические, психологические оказывают влияние на его социальную жизнь? Американские социологи Розе и Щепаньский считают, что на общественную жизнь человека влияют некоторые особенности человеческого организма:

    • Прямая походка как анатомическая особенность (освобождает руки для труда, увеличивает обзор местности).

    • Цепкие руки с подвижными пальцами (тонкие операции).

    • Взгляд вперед (трехмерное изображение на сетчатке глаза).

    • Строение гортани, голосовых связок, губ (речь).

    • Большой мозг и сложная нервная система (развитие интеллекта, психической жизни).

    • Длительная зависимость детей от родителей (долгий период обучения и социализации).

    • Пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов.

    • Устойчивость сексуального влечения, влияющая на форму семьи.

    Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя точками зрения на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, и социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения. В своем анализе мы должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный, индивидуальный опыт.

    Социологи считают непременными характеристиками личности:

    1. самосознание, разумность;

    2. свобода как относительная самостоятельность по отношению к обществу;

    3. социальная активность;

    4. ответственность как умение предвидеть результаты своей деятельности;

    5. включенность в социальные отношения.




    1. Социализация личности.

    Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

    Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев. Они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт - это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты. Однако у животных нет социализации. У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80% - социально приобретаемое. Чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители. Так, у насекомых функцию родителей выполняет природа. Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Почти треть своей жизни человек учится жить в мире общественных отношений.

    На рубеже XX века в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе социального взаимодействия индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального “Я”.

    Кули отвергал бихевиористический подход, согласно которому люди слепо и бессознательно реагируют на внешние стимулы. Он считал, что люди обладают сознанием, самостью и что обязанность социолога - изучение этого аспекта социальной реальности.

    Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Ему принадлежит понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «стадию ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой стадииребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения.На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет множество ролей. На третьей стадиидети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, каким должно быть его поведение.Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Благодаря ей контроль преобразуется в самоконтроль. Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени.

    Уточнением данной концепции является концепция «значимого другого» А. Халлера.

    «Значимый другой» - это та личность, одобрения которой добивается индивид, и чьи действия он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, друзья, популярные личности.

    Следует отметить, что процесс усвоения мнения «обобщенного другого» о человеке, и формирования его «зеркального Я» лежит в основе интернализации (от лат. internus - внутренний) - превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

    Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) предложил свое обоснование процесса формирования личности. Он объединил основные потребности с вли­янием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид, Эго и Суперэго.

    В процессе своего развития ребенок сталкивается с оше­ломляющим потоком физических ощущений, которые либо приятны, либо болез­ненны. Однако, с развитием Суперэго, он выучивает моральные понятия должного и недолжного. Иными словами, сначала дети способны ощущать добро только физически, но к 3-4 годам они воспринимают добро и зло в согласии со своей оцен­кой собственного поведения применительно к культурным нормам.

    Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистичные требования, за­ставляя людей считаться с другими. Часто бывает, что противоречивые требова­ния «Я» и общества выливаются в компромисс, который Фрейд назвал сублимаци­ей. Она преобразует эгоистичные стремления в социально приемлемое поведение. Сексуальные желания, например, приводят к браку, тогда как агрессия выплески­вается в соревновательных видах спорта.

    Подведем итог и сформулируем ряд определений, с помощью которых можно охарактеризовать социализацию. Итак, социализация:

    • Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное».

    • Способствует становлению социального «Я». Все человеческое поведение - прежде всего результат научения, или социализации.

    • Является процессом приобретения статусов и обучения ролевому поведению.

    В широком смысле, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.


    1. Концепции личности в науке.

    Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые особенно бурно начали развиваться в начале ХХ века. Рассмотрим некоторые из социологических концепций, учитывая, что каждая из них по-своему подчеркивает те или иные аспекты этой проблемы.

    Во второй половине ХХ века наибольшее распространение получают ролевые теории личности. Ролевые теории личности – это совокупность теорий, рассматривающих значение социальной роли в процессе становления личности. Авторами этих теорий являются представители как европейских, так и американских школ социологии: Дж.Мид, Ч.Кули, Р. Линтон, Р.Мертон, Т.Парсонс, Р. Дарендорф и др. Несмотря на определенную разницу позиций авторов, можно выделить основные концептуальные положения:

    1. Личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид выполняет в обществе.

    2. Так как роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.

    3. Социализируясь, индивид усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы исполнения ролей и становится личностью.

    4. Так как каждый человек в обществе исполняет множество ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникать напряжение, которое способно вылиться в социально-ролевой конфликт, как между ролями, так и между структурными элементами одной роли.

    5. Существуют некоторые виды действий, которые способны снизить ролевую напряженность и защитить личность от неприятных переживаний: а) рационализация роли, т.е. неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но не достигаемой роли; б) разделение ролей, т.е. временное изъятие из жизни одной из ролей, исключение ее из сознания индивида; в) регулирование ролей, т.е. формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия исполнения той, или иной роли.

    Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Эта теория опирается на научные достижения, как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиции личности принадлежит одному из самых известных и популярных ученых ХХ века – Гордону Олпорту. Зачинателями социологической версии этой теории были американские социологи Ф. Знанецкий и У.Томас, в российской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

    1. Диспозиции делят на высшие, средние и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения и включают в себя концепцию жизни и ценностные ориентации; средние – базовые, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; низшие – ситуативные социальные установки на базе витальных потребностей.

    2. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, активно воздействуют на низшие диспозиции.

    3. Личность осуществляет выбор линии поведения в зависимости от той или иной ситуации. В конкретных ситуациях ей помогают низшие, а в более сложных – средние и высшие диспозиции. Роль ведущей диспозиции принимает та, которая соответствует данным условиям и цели деятельности в данном масштабе.

    Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К.Маркс (марксистская теория личности), заявивший, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. В этой короткой фразе из «Тезисов о Фейербахе» отражается диалектика личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие личности выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке. Социальные условия, социальная структура, принадлежность к определенному классу диктуют личности условия ее жизни, ее место в обществе, нормы и правила, которые она должна соблюдать. С другой стороны, личность как субъект общественных отношений, характеризуется определенной независимостью от общества и может даже противопоставить себя обществу.

    Концепция габитуса французского социолога П.Бурдье призвана объяснить, как социальная среда формирует в каждой личности систему прочных предрасположенностей, влияющих на поведение человека и его идентификацию с группой. Габитус – это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия сознания. Габитус – это внутренний социальный порядок. Различают три типа габитуса. Первый из них – культурный или национальный габитус, который характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами. Второй тип – классовый габитус. Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом, - сложившуюся систему образования и воспитания, как в объективированной (дипломы, награды), так и в интернализованной, то есть усвоенной форме. Третий тип габитуса – гендерный (половой) габитус, соответствует гендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с полом человека. Таким образом, согласно теории П. Бурдье, людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения. Это объясняется тем, что они руководствуются одним и тем же габитусом, своего рода «внутренним компасом», неосознанно согласуют свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как они.

    Антропологические концепции личности

    Антропологи в отличие от социологов ищут корни различных социокультурных явлений, проникая в глубинные слои неинституциональной реальности, которые отличаются во многом бессознательным характером взаимодействия людей. В конце 20-х годов ХХ века с появлением книг Маргарет Мид и Рут Бенедикт, возникает исследовательское направление «Личность и культура», которое развивается в работах целого ряда культурантропологов: Ральфа Линтона, Курта Клакхона, Киры Дюбуа, Джона Хонигмана и др. Основные идеи этой парадигмы личности:

    1. Личность может быть изучена, если будет изучена и объяснена та культурная среда, в которой личность сформировалась.

    2. Модели культуры соединены друг с другом посредством различных символов и представляют собой многоуровневую систему, функционирование которой не может быть объяснено с помощью традиционных этнологических подходов.

    3. К объяснению и изучению развития и трансформации культуры нельзя подходить, не учитывая, что личность сама является сложнейшей системой, способной порождать смыслы.

    С целью более глубокого анализа отношений личности и культуры антропологи вводят новые понятия. Ральф Линтон является не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепции базисной и статусной личности.

    Базисная личность – это особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Это идеал личности данной культуры. Базисная структура личности передается из поколения в поколение.

    Статусная личностьэто личность, свойственная большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус.

    Франц Боас и Кира Дюбуа вводят понятие «модальная личность».

    Модальная личностьэто наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с базисной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от базисной личности.


    написать администратору сайта