Лекция-1. Лекция Цифровая культура Блок Понятие цифровой культуры
Скачать 0.86 Mb.
|
Лекция 1. Цифровая культура Блок 1. Понятие цифровой культуры Основные вопросы лекции: что такое цифровая культура? Где она возникает и существует? Как меняется наша жизнь с появлением цифровых технологий, процессов? Действительно ли культура 21 века является цифровой? Как цифровые технологии повлияли на культуру, инновации, нашу повседневную жизнь. Культура как феномен окружает нас повсюду, создавая искусственную среду, в которой существует человек: это предметы архитектуры, предметы быта, художественные картины, скульптуры – все это и многое другое создает культурную среду. Однако сегодня мы можем посетить любой музей мира, не выходя из дома посредством виртуального 3Д-тура; художественные картины, предметы изобразительного искусства могут быть представлены в цифровом формате посредством оцифровки, благодаря чему мы можем увидеть эти картины удаленно. Цифровые технологии позволяют и создать уникальные объекты – например, картины, созданные роботами художниками; на сцене ставится первая робо-опера…Отсюда возникает вопрос: является ли это цифровой культурой или же мы наблюдаем цифровизацию неких процессов? Цифровая культура – это не оцифровка и перенос культурных объектов в виртуальную реальность. Это феномен человеческого общества, основанный на глобальных изменениях взаимодействия, коммуникаций и технологий жизнедеятельности человека Цифровизация стала оказывать существенное влияние на культуру из-за появления интернета как массовой формы коммуникации и широкого использования персональных компьютеров и других цифровых устройств, таких как, например, смартфоны, что привело к формированию феномена цифровой культуры. Цифровые технологии настолько проникли в жизнь человека, что что изучение цифровой культуры потенциально охватывает все аспекты повседневной жизни и не ограничивается интернетом или современными коммуникационными технологиями. Понятие цифровой культуры: • идеология управления и функционирования социально-экономических систем, основанная на проникновении и совместном использовании цифровых технологий: • во внутрисистемных процессах • во взаимодействии системы с внешней средой • включает в себя нормы, правила, традиции, способы и формы коммуникации и принятия решений Центральным ядром цифровой культуры является система ценностей, характеризующие, как организация (система) способствует и поддерживает использование цифровых технологий в процессе своего функционирования с целью наибольшей эффективностью. Существует множество трактовок понятия «цифровая культура»: 1.Влияние на культуру медиа-среды и цифровизации. Цифровая культура возникла одновременно с новыми медиа технологиями (Yegen, Ceren) 2.Пост-интернет общество, объединенное посредством мобильных устройств и компьютерных сетей через время и пространство (Hill, Valerie J.) 3.Термин для описания изменяющихся отношений между способами создания и потребления культуры и как новая информационная технология влияет на эти изменяющиеся отношения (Giovanelli, Sedef Erdogan) 4.Новая форма культуры, которая формируется цифровизацией. «Цифровая» в термине отражает использование электронных систем, которые хранят, обрабатывают и передают цифровую речь, закодированную в виде цифровой последовательности (Giovanelli, Sedef Erdogan) 5.Ценности, соглашения, мысли в современном обществе, а также, как люди общаются внутри этого общества (Ertem-Eray, Tugce) 6.Термин для представления четкой и почти полной трансформации мира с помощью цифровых технологий. Используется в различных вопросах, от хакерства до независимой музыки и экономики солидарности (Botelho-Francisco, Rodrigo Eduardo). Цифровая культура отражает стадию развития культурного феномена общества в 21 веке, основанную на цифровых коммуникационных технологиях и цифровых социальных сетях, цифровых изображениях и визуализации, виртуализации пространства и материального мира, формированием системы ценностей на основе цифровых и информационных технологий и систем. Блок 2. Цифровая культура и цифровое общество Цифровая культура – это социально-этическая система, отражающая идеологию эпохи 21 века, включающая в себя следующие основные структурные компоненты: • Знания (информация, Big Data, etc.) • Система внутренних и внешних коммуникаций, основанных на цифровых и информационных технологиях • Культура внутриорганизационных процессов: организация бизнес-процессов (цифровые производственные системы, производственные организационные системы etc. ), принятие решений. • Совокупность взаимосвязанных социальных, экономических, технических, научных ценностей, основанных на цифровых и информационных технологиях Идеология цифрового общества – это система взглядов, идей, связанных с существованием, функционированием, развитием общества, управлением социально- экономическими системами, стратегиями развития, способами и методами достижения целей, с деловой этикой и социальной ответственностью. Идеология цифрового общества основана на изменении отношений и роли цифровых технологий, организации внутрисистемных процессов и характере взаимодействия систем с внешней средой Идеология цифровой культуры: • проявляется в миссии и целях современного общества; • оказывает существенное влияние на отношение человека к обществу, организациям, государству и vice versa • Влияет на основные принципы деятельности человека, организаций, предприятий, на принятие решений. Ценности цифрового общества – что к ним относится и что это? Ценности цифрового общества представляют собой систему отношений «субъект- объект», в которой субъектом является человек, а объектом – любой материально- вещественный, морально-этический, событийный и др. объект. это значение определенных материальных предметов, действий, явлений; являются своеобразным ориентиром для человека и общества в целом в процессе их деятельности, при принятии решений и т.д Следующей важнейшей составляющей цифровой культуры являются знания. В целом знания представляют собой структурированную информацию, обладающую определенной ценностью.Знания включают в себя совокупность интеллектуальной собственности, творческий и инновационный потенциал социально-экономической системы. Организационные знания накапливаются в процессе эволюции системы, формируя ее информационную память и обеспечивая возможность коллективного принятия решений в условиях неопределенности и стохастической среды функционирования. Цифровая культура является одним из каналов коммуникаций, посредством которого члены социально-экономической системы опознают друг друга, с помощью которого осуществляется трансляция ценностей и идентификация индивида как части некого сообщества. При этом выделяются внутренние и внешние коммуникации. Внутрисоциальные коммуникации – это коммуникации, посредством которого члены социально-экономической системы опознают друг друга, с помощью которого осуществляется трансляция ценностей и идентификация индивида как части некого сообщества. Внешние коммуникации - это коммуникации, посредством которого осуществляется связь социальных систем, организаций и предприятий, человека, с внешней средой. При этом реализуется взаимосвязь по направлениям: «Социально-экономическая система → внешняя среда» «Внешняя среда → социально-экономическая система» При этом мы должны иметь в виду, что в цифровом обществе и в цифровой среде коммуникационные процессы основаны и реализуются посредством цифровых технологий, социальных виртуальных сетей. Какова же роль цифровых технологий в создании и развитии цифровой культуры? К основным мы можем отнести: • Повышение роли технологий в существовании, функционировании и развитии • Переходя на модель цифровой культуры организации могут обеспечить своим работникам (государства – гражданам) возможности для более эффективного взаимодействия и развития креативности. • Именно технологии могут способствовать достижению целей роста человеческого капитала, развитию творческого и интеллектуального капитала. • При этом стоит отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния цифровых технологий на социум и человека Следует учесть, что цифровые технологии имеют двойное влияние на общество и человеческое существование: с одной стороны, мы можем наблюдать положительные эффекты, но с другой – существует и ряд отрицательных сторон цифровых технологий, которые следует иметь в виду. Так, например, если мы говорим о производстве товаров и услуг, то можно выделить следующие основные положительные стороны влияния цифровых технологий на жизнедеятельность человека: • Более гибкие и адаптивные производственные процессы и структуры • Оперативное получение информации о производстве в режиме реального времени Но при этом цифровые технологии в производстве приводят к следующим негативным последствиям: • Более высокие потери при возможных сбоях • Высокие требования к квалификации персонала • Более высокая сложность организации процессов, • Более высокие риски информационной безопасности Для социальной сферы мы также можем отметить как положительное влияние цифровых технологий на общество, например: • Сокращение сроков выполнения задач • Снижение затрат на НИОКР (за счет быстрого прототипирования) • Рост потребности в узкопрофильных специалистах или специалистах с двойной специальностью так и отрицательные: • Новое социальное неравенство • Сокращение числа рабочих мест и ряда специальностей, «вымирание профессий» • Квалификационная яма (skills mismatch) • Необходимость повышения квалификации для не полностью автоматизированных профессий Блок 3. Особенности объектов цифровой культуры Какими же особенностями обладают объекты цифровой культуры? 1.Объекты цифровой культуры, в отличие от традиционных объектов культурного наследия (архитектура, изобразительное искусство, др. артефакты), находятся в постоянном изменении, и могут быть исследованы в динамике, как процесс. Это связано с особенностями цифровой сетевой «гипертекстовой» среды: коллаборативность, креативность, совместное использование продукта 2.Таким образом, объекты цифровой культуры не бывают полностью завершенными; доступ к информационному контенту объектов цифровой культуры – гиперссылки и социальные сети (например, совместное интернет-творчество: фанфики, интернет-мемы) 3. Также особенностями объектов цифровой культуры является возможность изменения пространства и времени в результате их существования в виртуальной реальности (например, создание «синтезированных» объектов посредством объединения предметов или явлений из различных исторических эпох, изменение пространственного и временного контекста, и т.п.). 4.Использование дополненной и виртуальной реальности в выставках, в том числе в музеях и произведений искусства, фестивалях и иных культурно-массовых мероприятиях: • Получение мгновенного доступа к информационному контенту • Персонализация контента (например, музыки, информации на выставках произведений искусства) • Визуализация «традиционных» культурных объектов и создание интерактивной среды 5.Цифровые технологии позволяют создавать виртуальные вымышленные миры, формировать у человека опыт-симуляцию в дополненной или виртуальной реальности. 6.Объектами цифровой культуры являются и компьютерные и видео-игры, также моделирующие ситуации и создающие вымышленные автономные миры 7.Также человек может создать своего «двойника» в социальной сети (аватар), придав ему черты и характеристики по своему желанию. Таким образом у человека в цифровой культуре возникает «вторая жизнь» Традиционно цифровая культура оценивается по возможности доступа к интернету, цифровым технологиям, уровню компьютерного оснащения рабочих мест и домохозяйств и т.п. Однако действительно ли факт наличия доступа к цифровым технологиям и устройствам является признаком высокого уровня развития цифровой культуры? На самом деле, факт наличия и доступа к технологиям не является безусловным фактором роста эффективности, роста и развития как человека, так и общества. Необходимо формирование именно цифровой культуры и цифровой грамотности, позволяющей человеку использовать и извлекать максимальную пользу из цифровых технологий. Блок 4. Глобальные трансформации: цифровая культура Часто феномен цифровой культуры связывается с глобальной трансформацией средств массовой информации как основным средством коммуникации и предоставления информации – от вещательных и печатных, с одинаковым контентом для всех пользователей, до персонализированных и сетевых медиа, основанных на цифровых технологиях передачи и обработки информационного контента. Цифровые технологии изменяют характер информационного материала (контента): он становится автоматизированным и основанным на цифровых базах данных. Это приводит к таким глобальным изменениям цифровой информации и цифровой среды, что часто под цифровой культурой мы понимаем культуру алгоритмических процессов (так называемая «алгоритмическая культура») – это персонализированный контент, каналы социальных сетей, рекомендательные системы и персонализированная реклама в интернете, и др. При этом цифровые базы данных гораздо более гибкие, чем нецифровые и предоставляют множество возможностей – поисковые системы, интернет-платформы, социальные сети и др. Трансформации в медиа вызывают глобальные изменения в способах коммуникации и взаимодействия людей в социальной сети, перенося их в сферу виртуальной реальности и цифровых технологий. В результате происходит изменение паттернов поведения человека и его восприятия окружающей действительности, методов коммуникации и работы с информацией. Таким образом, цифровая культура представляет собой феномен не столько технико- технологический, сколько социальный. Сегодня общество как никогда погружено в поток технологических инноваций, которые формируют наше взаимодействие и опосредуют наш доступ к вещам и другим людям. Учитывая вышеперечисленные изменения, особенности цифровой культуры, возникает вопрос: каким образом осуществлять исследование цифровой культуры? Какие явления, артефакты, процессы, предметы и объекты следует изучать? К основным блокам, которые следует исследовать, если мы хотим понять феномен цифровой культуры, следует отнести следующие: • Характер глобальных изменений, лежащих в основе социальных и технологических преобразований • Последствия глобальных изменений и внедрения цифровых технологий для индивида и общества в целом. • Исследование теоретической информации и эмпирических данных в области цифровой культуры и ее последствий • Изучение изменений в социальных коммуникациях, деятельности (activities), в том числе современных средств массовой информации и цифровых технологий/техники И все-таки остается вопрос: как же понять, какого уровня развития достигла цифровая культура общества, страны, а может быть и человека? Какие показатели будут более или менее релевантны, если мы пришли к выводу, что простое обладание компьютером или мобильным телефоном не может говорить о высоком уровне цифровой культуры. Уровень развития цифровой культуры можно оценить только через совокупность показателей, к основным из которых можно отнести: • Вовлеченность человека в цифровые процессы, цифровую среду • Характер использования цифровых технологий • Как использование технологий способствует развитию и росту человека, общества, предприятия, государства • Креативность и инновационность (развитие высокотехнологичных отраслей, рабочих мест, создание инноваций и т.п.) • Рост производительности труда – внедрение высокопроизводительного оборудования и технологий в производственные и рабочие процессы • Доступность технологий Блок 5.Цифровая культура и инновации Традиционно под инновациями понимается техника, технология. Тогда мы не можем однозначно ответить на вопрос: как цифровые технологии влияют на инновации. Однако если мы рассмотрим инновации как процесс, взаимосвязь цифровых технологий, цифровой культуры и инноваций становится более очевидным. Отсюда, используем процессный подход к исследованию и пониманию инноваций и выявлению взаимосвязи между инновациями и цифровой культурой, инновациями и цифровыми технологиями. Инновации – это не конечный результат и не застывшая статичная категория. Инновации постоянно находятся в изменении, динамике. При этом любая инновация проходит стадии трансформации от идеи до готового продукта, от идеи до рынка (потребителя). Инновация – это динамика, движение, процесс, связанные с экспериментами, обсуждениями, исследованиями, поиском и т.п. При этом инновация никогда не возникает из ниоткуда, сама по себе, она является результатом аккумулирования информации у изобретателя или группы изобретателей, так называемого «перекрестного «опыления» идеи различными мнениями, суждениями. Инновация, несмотря на распространенное мнение, не является одномоментным озарением или индивидуальным решением. Это совокупность идей, пересечения мнений, знаний, вклад различных людей и благоприятные обстоятельства. Инновации складываются из двух ингредиентов: креативность и коллаборация. Цифровые технологии позволяют эффективность смешивать обе эти составляющие, повышая эффективность инновационных процессов, совершенствуя процесс разработки, изобретения, создания инноваций. Как цифровые технологии способствуют креативности? • Визуализация идей, данных, проектов, чертежей и т.п. • Использование цифровых технологий и девайсов в процессе генерирования идей, например, вы можете создать в виртуальном пространстве самое фантастическое устройство, посмотреть, как оно работает и протестировать его при помощи виртуальной реальности. • 3D дизайн, 3D моделирование и прототипирование. При этом цифровые технологии позволяют изобретателям, исследователям, инженерам и др. эффективно взаимодействовать в процессе создания инноваций, обеспечивая коллаборацию: • цифровые социальные сети, • обмен данными и информацией, • работа онлайн, • совместное выполнение проектов вне зависимости от физического местонахождения Блок 6. Феномен цифровой культуры и цифровизация реальности Что же должно стать цифровым, чтобы сформировалась цифровая культура? Если мы рассмотрим процесс в совокупности и комплексности всех элементов, то необходимо сделать цифровыми следующие компоненты: • Творческая культура • Предпринимательская культура • Цифровой маркетинг (Digital Marketing Skills) • New media, виртуальная и дополненная реальность как неотъемлемая часть повседневной жизни и работы По мере того, как инновационные технологии становятся все более распространенными, спрос на навыки, компетенции и инновации в применении этих технологий будет продолжать расти. Исследуя цифровую культуру, неизбежно встает вопрос: действительно ли граница между виртуальной реальностью и материальной реальностью непроницаема? Действительно ли виртуальная реальность есть результат цифровизации и распространения цифровых технологий? Восприятие мира человеком всегда обладало дуализмом, и в нем присутствовала как виртуальная реальность (мир идей, вымышленных персонажей, культурных ценностей и произведений искусства, др.), так и реальная, то есть материальная (физическая) реальность. Вся культура в принципе находится в виртуальной реальности – все объекты культуры, ценности имеют значение не как утилитарно физические объекты, а на уровне эмоционального восприятия, и только для человека. Поэтому цифровая культура есть феномен именно культуры с точки зрения ее пространственного нахождения, но в погружении в цифровые технологии и среду. Феномен цифровой культуры привел к формированию новых наук, исследующих объекты и предметы, неизвестные или не существовавшие до широкого распространения цифровых технологий. К таким наукам можно отнести: • Цифровая этнография • Цифровая семиотика • Цифровая герменевтика Цифровая этнография изучает различные типы данных и сред цифровой коммуникации (сайты социальных сетей, блоги, форумы, игровые среды, веб-сайты, сайты знакомств, википедия и т.д.). Предметом исследования цифровой этнографии являются коммуникативные практики людей в онлайн-коммуникациях; способы создания семиотических материалов, циркулирующих в глобальной среде; новые цифровые сообщества (Digital Tribe) К основным предметным областям цифровой семиотики можно отнести: • Компьютерная визуализация текстов • Проблемы интерпретации визуальных текстов, порождаемых системами визуализации • Компьютерное моделирование , проектирование и использование визуальных систем • Какой смысл и значение имеют символы на экране компьютера, как они воздействуют на человека и его сознание • Как человек использует компьютерные языки, как визуализируют технологические процессы для написания ПО Цифровая герменевтика – это анализ и интерпретация текста в контекстуальном погружении в культурную среду, исследование кибертекстов. Особую актуальность приобретает в контексте цифровых медиа и цифрового контента в интернете. Цифровая герменевтика исследует проблемы подлинности, правдивости, реальности информации и данных, получаемых из различных источников. Блок 7. Умные технологии как аспект цифровой культуры Что такое умные технологии? Умные технологии – это собирательное название для современных высоких технологий, в основе функционирования которых лежат технологии Интернета вещей, машинного обучения, больших данных; отличительными характеристиками которых является высокая степень самоорганизации, самообучения, большое количество обратных связей, как положительных, способствующих развитию и эволюционированию систем, так и отрицательных, обеспечивающих нормальное функционирование и жизнедеятельность систем. К умным технологиям мы можем отнести: Умные дома – это совокупность технологии интегрированных систем управления зданием: • Системы управления зданием; • Системы коммуникаций; • Система отопления и кондиционирования; • Система освещения; • Система электропитания; • Система безопасности. Технологии умных домов включают в себя: Единое, удаленное управление медиа, интеллектуальная бытовая техника, управление системой доступа в здание; Автоматизация связи и коммуникаций, в том числе между электронными приборами; Автоматизация вентиляции (работы окон), работы кондиционеров; Автоматизация включения/отключения освещения, розеток, датчики движения; Автоматические системы электропитания, в том числе переключения на альтернативные источники; Видеонаблюдение, эффект присутствия, мониторинг. Умные города (Smart City) – система управления городской инфраструктурой, основанной на использовании Интернета вещей, датчиков для сбора и обработки данных с целью эффективного управления ресурсами и активами. Концепция умного города включает в себя информационные и коммуникационные системы, различные физические устройства, объединенные интернетом вещей для оптимизации работы городских служб и услуг, объединения граждан Данные, которые собираются для управления системами умного города, поступают от граждан, устройств и активов. Они обрабатываются и анализируются для мониторинга и управления дорожными и транспортными системами, электростанциями, сетями водоснабжения, системами управлением отходами, обнаружением преступлений, информационными системами, школами, библиотеками, больницами и другими общественными услугами и т.п. К основным аспектам умного города можно отнести: Интеллектуальный транспорт – интеллектуальные транспортные системы, умные парковки, экологичность Творчество: инициативы в области искусства и культуры являются общими направлениями в умном городском планировании. инновации связаны с интеллектуальным любопытством и творчеством, и различные проекты продемонстрировали, что работники умственного труда участвуют в разнообразном сочетании культурной и художественной деятельности Обучение: поскольку мобильность является ключевой областью развития "Умного города", необходимо создавать квалифицированную рабочую силу с помощью образовательных инициатив. образовательный потенциал города включает его систему образования, включая доступную подготовку и поддержку рабочей силы, а также его культурное развитие и обмен физические компоненты ИТ-систем имеют решающее значение для развития интеллектуального города на ранней стадии. Проводная инфраструктура необходима для поддержки IoT и беспроводных технологий, центральных для более взаимосвязанной жизни.[51] проводная городская среда обеспечивает общий доступ к постоянно обновляемой цифровой и физической инфраструктуре. Новейшие телекоммуникации, робототехника, IoT и различные связанные технологии могут быть развернуты для поддержки человеческого капитала и производительности Гибридные пространства: гибридный город-это сочетание физической агломерации и виртуального города, связанного с физическим пространством. Эта связь может быть связана с виртуальным дизайном или наличием критической массы участников виртуального сообщества в физическом городском пространстве. Гибридные пространства могут служить для реализации проектов будущего состояния для интеллектуальных городских служб и интеграции Информационный город: множество интерактивных устройств в Умном городе генерирует большое количество данных. То, как эта информация интерпретируется и хранится, имеет решающее значение для роста и безопасности умного города |